Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы мотивации учебной деятельности неуспевающих младших школьников
1.1.Понятие и виды мотивации к учебе
1.2.Особенности мотивации учебной деятельности неуспевающих
младших школьников
1.3.Формирование мотивации учебной деятельности у неуспевающих
младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации
учебной деятельности у неуспевающих младших школьников
2.1.Изучение уровня сформированности мотивации учебной
деятельности у неуспевающих младших школьников
2.2.Организация педагогической работы по формированию мотивации
учебной деятельности младших школьников
2.3.Анализ результатов педагогической работы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как в
отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки
современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников
активности человека, побудительных сил его поведения.
Мотивация учебной деятельности в школьном возрасте является одной из
центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена и
обновлением содержания обучения, и постановкой задач формирования у
школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных
интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания школьников,
формирования у них активной жизненной позиции. Более интенсивное
результативное развитие младшего школьника обуславливает включение его в
деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, наличие
положительных эмоций от процесса обучения, а также доверительное,
усиливающие эмоциональный фон педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса.
Согласно исследованиям Д.Б. Богоявленской, Л.И. Божович,
Л.С.Выготского, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, М.Р. Гинзбург
благоприятным периодом наиболее интенсивного формирования
мотивационной сферы является младший школьный возраст.
Значимость проблемы формирования мотивации в младшем школьном
возрасте определяется необходимостью создания предпосылок формирования
мотивации учения именно в начальной школе, когда происходит придание
учебной деятельности статуса ведущей деятельности, а с окончанием обучения
в начальной школе обретение мотивацией определённой формы, что позволяет
сделать её устойчивым личностным образованием ученика.
Начальная школа характеризуется наличием ряда проблем мотивации
обучения, что обуславливается слабой ориентировкой при обучении на
личностные особенности ученика. Это выражается в применении единых
учебных планов, единообразии заданий, предпочтении педагоговориентировать обучение на высокий уровень усвоения изучаемых предметов,
что ведет к слабой сформированности мотивов учения. Несформированность
мотивации к учебе приводит к возникновению одной из важных проблем
современной школы - неуспеваемости младших школьников.
Так как в младшем школьном возрасте учебной деятельности как ведущей,
принадлежит главная роль в определении дифференциации познавательных
процессов и личностных изменений, наличие ранней неуспеваемости ребенка
приводит к широкому кругу проблем и оказывает отрицательное влияние на
развитие личности ребенка в целом.
Исследованиями мотивации учебной деятельности младших школьников
занимались Ш.А.Амонашвили, В.Г. Асеев, Н.В.Елфимова, Л.К.Максимов,
М.В.Матюхина, Н.Г.Морозова, Т.А. Саблина, Л.С. Савина, П.М. Якобсон, и др.
Проблеме неуспевающих младших школьников посвятили свои работы А.
Ф.Ануфриев, А.А.Бударный, Е.Ю.Балашова М.М.Безруких, С.В.Ефимова,
Л.Е.Еремина, Н.Н.Гурова, С.Н.Костромина, С.Н.Крюков, Н.А.Менчинская,
Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, Н.И.Паршина, С.Г.Шевченко и др.
Однако анализ научной литературы позволил выделить противоречие
между потребностью в использовании современных технологий формирования
мотивации учебной деятельности неуспевающих младших школьников и
недостаточно эффективным использованием этих технологий в
образовательном процессе школы.
В этой связи возникла проблема исследования: каковы педагогические
условия формирования мотивации учебной деятельности неуспевающих
младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования мотивации
учебной деятельности неуспевающих младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования мотивации
учебной деятельности неуспевающих младших школьников.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и
экспериментально доказать эффективность педагогических условийформирования мотивации к учебе у неуспевающих младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить проблемы мотивации учебной деятельности неуспевающих
младших школьников в психолого-педагогической литературе;
- определить уровень развития мотивации учебной деятельности
неуспевающих младших школьников;
- разработать и апробировать педагогические условия по формированию
позитивной мотивации учебной деятельности неуспевающих младших
школьников в учебной и внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования. Процесс формирования мотивации учения
неуспевающих младших школьников будет осуществляться эффективнее при
организации следующих педагогических условий в учебной и внеурочной
деятельности неуспевающих младших школьников:
- осуществление дифференцированного подхода к организации учебной и
внеучебной деятельности учащихся;
- создание проблемных и игровых ситуаций в учебной и внеурочной
деятельности с целью активизации творческого отношения учащихся к учебе;
- формирование рефлексивного отношения учащихся к учению и
личностному смыслу учения посредством осознания учебной цели и связи
последовательности учебных задач;
- осуществление оценивания знаний учащегося на основе его новых
достижений;
- организация разнообразных форм совместной учебной деятельности и
учебного сотрудничества.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы,
констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, статистическая
обработка полученных результатов.
База исследования: ГБОУ СОШ №. г.о. Сызрань Самарской области. В
экспериментальном исследовании принимали участие 24 учащихся 3-его
класса.
Изучение литературы по проблеме развития мотивации учебной
деятельности показало, что мотивация формируется в процессе самой учебной
деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной
деятельности, в которую вовлечен ребенок. Изменяя ее формы и содержание
можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из
следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации;
осознание смысла предстоящей деятельности; осознанный выбор мотива;
целеполагание; стремление к цели (осуществление учебных действий);
стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности
своих действий); самооценка процесса и результатов деятельности
(эмоциональное отношение к деятельности).
Мотивация учебной деятельности оказывает самое большое влияние на
продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной
деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению
успеваемости. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки
учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении
какого-либо значительного отрезка процесса обучения. В основе отставания в
учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной
деятельности младших школьников, с реально достигнутыми ими уровнем
умственного развития и их потенциальными возможностями.
Зная особенности мотивации неуспевающих школьников, учитель может
создавать условия для подкрепления соответствующей положительной
мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком,
если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него
личностный смысл. Работа по формированию мотивов учения предполагает
наличие четырех блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и
взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный,
мотивационный, целевой, познавательный). К психолого-педагогическим
условиям формирования мотивации учения у неуспевающих школьников
следует отнести дифференцированный подход к организации учебной
учащихся, создание проблемных и игровых ситуаций в учебной деятельности с
целью активизации творческого отношения учащихся к учебе, формы
организации познавательной деятельности (коллективные, групповые, парные,сотрудничество и кооперация), оценку деятельности обучаемых и широкое
применение наглядных материалов.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявили особенности
развития мотивации учебной деятельности у неуспевающих школьников
экспериментальной и контрольной групп, а также разработали психолого-
педагогические условия по формированию мотивации учебной деятельности у
детей экспериментальной группы и реализовали систему педагогической
работы с неуспевающими школьниками экспериментальной группы в учебной
и во внеурочной деятельности.
На контрольном этапе нашего исследования была проведена контрольная
диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности
проведенной нами педагогической работы на формирующем этапе. У детей
экспериментальной группы уровень сформированности мотивации учебной
деятельности вырос, благодаря разработанным условиям формирования
мотивации к учению нам удалось способствовать формированию учебно-
познавательных мотивов, удержанию внутренней позиции ученика,
сформировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со
сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения,
обеспечить атмосферу эмоционального принятия учебной деятельности.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. –
СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2014. – 379 с.
2. Алексеева, Л.В. Мотивация и эмоции [Текст] / Л.В. Алексеева. – Тюмень,
Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. - 428 с.
3. Антипова, В.П. О методах диагностики уровня развития потребности в
знаниях у школьников. Методы научно-педагогического исследования
[Текст] / В.П. Антипова, Г.А. Бокарева, В.С.Ильин. - Ростов-на-Дону,
2012. – 244 с.
4. Аристова, Л.П. Активность учения школьника [Текст] / Л.П. Аристова.
— М. : 2015. – 187 с.
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] /
В.Г. Асеев. - М. : Мысль, 2016. - 157 с.
6. Березнева Е.Ю. Учебная мотивация современного школьника и процесс
ее развития [Текст] / Е.Ю. Березнева, Т.И Крысова //Международный
журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-2. С.
335-338.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /
Л.И. Божович. — М. : 2012. – 194 с.
8. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе : избранные
психологические труды [Текст] / Л.И. Божович. — М. : Академия, 2005. –
210 с.
9. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст]
/ Л.И. Божович / Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.
: 2012. – 242 с.
10.Братчикова Ю.В. Психолого-педагогические приемы развития мотивации
учебной деятельности у младших школьников [Текст]/ Ю.В.Братчикова //
Личность в современном мире сборник научных статей Всероссийской
научно-практической конференции / Под ред. Н.С. Белоусовой.Уральский государственный педагогический университет; Институт
психологии 2014. С. 49-57.
11.Блонский, П.П. Трудные школьники [Текст] / П.П. Блонский. - М. :
Просвещение, 2016. - 131 с.
12.Бычкова, А.В. Педагогические условия формирования положительной
мотивации к обучению у младших школьников [Текст]/ А.В. Бычкова //
Проблемы Современного Педагогического Образования. - 2016. - № 51-4.
- С. 52-58.
13.Вергелес, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться : книга для
учителей и родителей [Текст] / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев.
– СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2016. – 264 с.
14.Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] /
В.К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 2011. – 288 с.
15.Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волков. – М.
: Педагогическое общество России, 2012. – 174 с...