Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика революционных властей Франции в отношении религии и церкви в 1789-1796 годах

Работа №117004

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы30
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………3
Глава 1. Французская церковь накануне революционных событий...................6
Глава 2. Религиозно-церковные преобразования в период революции..13
Заключение………25
Список источников и литературы…29

История Великой Французской революции и по сей день остается в центре внимания многих исследователей. Трудно переоценить значимость этого масштабного события, изменившего социальные и политические институты Франции Старого порядка, преобразовавшего мировоззрение людей. Большинство современных политических идей и институтов, которые представлены в ряде государств Западной Европы, начинают зарождаться именно в период Великой Французской революции.
В период Великой Французской революции начинает складываться идея «светского государства», которая была направлена против доминирования католической церкви в государстве, общественном и индивидуальном сознании людей. Католическая церковь должна была стать консолидирующей силой в обществе, посредником между властью и обществом.
Объект работы – история Великой Французской революции
Предмет работы – религиозная политика в период французской революции
Цель работы – рассмотреть политику революционных властей по отношению к религии и церкви в 1789-1796 гг.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть религиозную сферу Франции до революции;
2) проанализировать политику фельянов, жирондистов и якобинцев по отношению к религии и церкви;
3) определить сущность политики дехристианизации, её значение в жизни общества.
Степень изученности темы. В советской историографии, особенно в начальный период, вопросы религии и церкви в истории Великой Французской революции практически не затрагивались. В 1920 – 1930 гг. основной упор в исследованиях был сделан на изучение аграрной истории, классовой борьбы и социальных изменений в революционной Франции. В данное время выделяется работа Захера М.Я. , в которой автор, приводя богатый документальный материал, анализируя причины, требования и степень их влияния на революцию, рассматривает отношение революционных масс к духовенству, церкви и религии на протяжении всех революционных событий.
В 40-е гг. выходит работа «Французская буржуазная революция 1789 – 1794» , помогающая восстановить общую картину Великой французской революции, историков Академии наук СССР. Были интересны отдельные главы, посвященные положению церкви накануне революции, борьбе вокруг политики дехристианизации.
В 1960 г. появляется работа М. Я. Домнича «Великая Французская буржуазная революция и католическая церковь» , посвященная политике революционного правительства Франции по отношению к католической религии. В данной работе рассматривается политика Учредительного, Законодательного собрания и Конвента по отношению к церкви.
В зарубежной историографии выделяются работы французского историка А.Олара , который, особое внимание уделяет изучению религиозных проблем в истории французской революции. Основной мыслью его работ является то, что, несмотря на все принимаемые революционными властями декреты по отношению к религии и церкви, население Франции всё равно продолжало оставаться глубоко верующим и убеждённым в правильности своих религиозных воззрений.
Другой французский историк Ж. Жорес, изучая степень влияния и воздействия религии на французское население, заключает, что в период революции ни население Франции, ни она сама не были готовы к столь радикальным изменениям в религиозной сфере .
Источниковая база работы. Одними из основных источников являются декреты и постановления Учредительного собрания и Национального конвента, представленные в различных сборниках документов по Великой Французской революции . Исследуя их, можно увидеть политику революционного правительства по вопросам церкви и религии в 1789 – 1796 гг. Большое значение для работы имеют наказы Генеральным штатам 1789 г., составленные выборщиками из числа духовенства. С помощью данного источника можно в полной мере охарактеризовать общественные настроения накануне революционных событий во Франции. Важными документами периода Великой Французской революции являются протоколы заседаний Национального собрания, отчеты гражданских комиссаров и протоколы заседаний различных муниципалитетов, представленные в сборнике «Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой французской революции» . Отчеты гражданских комиссаров помогают выявить общественную реакцию на принимаемые правительством декреты, а протоколы заседаний способствуют реконструкции обстановки, в которой обсуждались и принимались законопроекты по отношению к церкви и религии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопросы, связанные с религией и церковью, в силу своей значимости занимали особое место в политике революционных властей. В преддверии революционных событий французская католическая церковь была богатой, влиятельной и авторитетной организацией. Среди прочих институтов Старого режима церковь занимала особо важное место, ее функции тесным образом переплетались c просвещением и государственной деятельностью, что позволяло французском духовенству иметь ряд привилегий. Французское духовенство играло ведущую роль в концепции сакрализации статуса монарха. Принимая участие в коронации монарха, духовенство придавало ему особый статус, подчеркивавший божественную природу монархической власти. Более того, французская католическая церковь была весьма авторитетной в католическом мире, поскольку французские монархи первыми из западных государей приняли христианство в качестве государственной религии.
Однако кризисные явления, происходившие во многих сферах жизни французского королевства накануне революции, не обошли стороной и церковь. Они проявлялись как во взаимоотношениях с королевской властью, так и в среде самого клира.
В политике революционных властей можно выделить несколько этапов, в которых проявляются различные подходы властей по отношению к религии и церкви.
На первом этапе – с 14 июля 1789 – 1792 гг. – революционные деятели осознавали большую роль религии в жизнедеятельности общества и понимали необходимость аккуратного отношения к религиозным и церковным преобразованиям. Принимая во внимание богатство и внешнюю зависимость католической церкви от Рима, первые декреты революционного правительства (о секуляризации церковного имущества, об отмене десятины, о гражданском устройстве духовенства) были направлены на приобщение церковной организации к нуждам нового государства. Фактически, принимаемые революционными властями декреты не содержали ни одного пункта, затрагивающего догматов католической религии, происходила лишь трансформация органов управления, поэтому о выраженной антирелигиозной политики речи пока не шло.
На втором этапе – 1792 – 1793 гг. – духовные лица, не принявшие декрета о гражданском устройстве духовенства, встали в открытую оппозицию новому государству и вступили в активную контрреволюционную деятельность. Не смотря на это, для политики фельянов и жирондистов по отношению к религии и церкви был свойственен примиренческий подход. Революционные власти старались отгородить католичество от нападок, выступая против церкви, поставившей себя на службу контрреволюции и развязывавшей брожения в обществе. Опасаясь, что решительная борьба с духовенством спровоцирует революционный бунт, правительство устанавливало подчеркнуто мягкие меры наказания, а главное, давало возможность мятежникам обыкновенной гражданской присягой оградить себя 56 от всяких преследований. Однако, в связи с внутренней нестабильностью, вызванной действиями неприсягнувшего духовенства и внешнеполитической угрозой, революционное правительство вынуждено было прибегать к репрессивным мерам. В целом такая политика была мерой, необходимой для общественного спасения, но мерой явно компромиссного характера. В сложившейся атмосфере к началу 1793 г. появляются тенденции к отделению церкви от государства.
На третьем этапе – 1793 – 1794 гг. – пришедшие к власти якобинцы подходят к религиозному вопросу более радикально. В это время революционные деятели, осознавая, что предыдущие декреты в области религии и церкви подвели Республику к ситуации гражданской войны, с целью сплочения нации в борьбе с внутренней и внешней угрозой осуществляют политику дехристианизации. Относительно проведения данной политики в среде якобинцев не было единого мнения. Тогда как консервативная часть якобинцев говорила о необходимости дальнейшего реформирования церкви, радикальная часть выступила с идеей упразднения института церкви и замены культа. В этой ситуации католическая религия, духовенство (присягнувшие и неприсягнувшие священники) были скомпрометированы как враги не только революции, но и Республики. Политика дехристианизации проявлялась в замене культа, запрете католического богослужения, закрытии церквей, переименовании улиц и объектов культуры, названия которых указывали на прошлые монархические и религиозные идеалы, которые заменяли на новые ценности свободной нации. В атмосфере насильственной дехристианизации насаждающиеся новые культы Разума и Верховного существа были одновременно и культом отечества, который быстро занял в общественном сознании преобладающее место. Бюсты философов в храмах были часто заменяемы или дополняемы бюстами Шалье, Ле-Пелетье, Марата, которые в воображении народа олицетворяли не определенное учение, а революционную Францию, которая борется с реакцией. Однако хоть католичество и стало восприниматься прошлым предрассудком, в новых гражданских культах существовал призыв к моральным философским идеям, за которыми стояли всё те же христианские ценности.
На четвертом этапе – 1795 – 1796 гг. – в связи со стабилизацией внешнеполитической обстановки для французского правительства становится немыслима связь государства и церкви в виду той контрреволюционной позиции, которое занимало духовенство. На данном этапе среди членов Конвента, в большей степени из – за экономических соображений, появляются настроения в пользу свободы культов. Особенно сильным стремление к свободе культов было среди широких масс. Еще в период активной политики дехристианизации сельское население оставалось преданным католицизму и, разумеется, к 1795 г. такое настроение могло только окрепнуть. Общие успехи политической реакции к началу 1795 г. были настолько сильны, что во многих местах Франции оказалось возможным открытие церквей и возобновление церковной службы. В таких условиях Национальный Конвент декретирует в феврале 1795 г. свободу религиозных культов, а в конституции III г. окончательно закрепляет отделение церкви от государства.
Таким образом, политика революционных властей по отношению к религии и церкви с 1789 – 1796 гг. привела к тому, что французская католическая церковь потеряла свое главенствующие положение, во Франции установилась своего рода религиозное равновесие при полной независимости государства от церкви.



Декрет 25 – 26 Брюмера, который передает на облегчение человечества и на нужды просвещения церковные здания // Революционное правительство Франции в эпоху Конвента 1792-1794: сборник документов и материалов. – М.: издательство Коммунистической Академии, 1927. С. 287.
Декрет Законодательного собрания о передаче на монетный двор всего серебра из церквей и учреждений 9 – 14 сентября 1792 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 411.
Декрет Законодательного собрания о священниках, которые не принесли присяги или отреклись от присяги после ее принесения и упорствовали в этом отречении от 26 августа 1792 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 409 – 410.
Декрет Конвента о высылке неприсягнувших священников в Гвиану 23 апреля 1793 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 415 – 416
Декрет о Верховном существе 7 мая 1794 г // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 440.
Декрет о гражданском устройстве духовенства 12 – 24 августа 1790 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 392 – 395.
Декрет о передаче церковных имуществ распоряжение нации 2 ноября 1789 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 386 – 387.
Декрет, разрешающий лицам некатолического вероисповедания занимать любые гражданские и военные должности 24 декабря 1789 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 387.
Донесение из департамента Невер // Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой французской революции. – М.: Огиз, 1933. С. 195 – 197.
Из декрета Учредительного собрания об уничтожении феодальных прав и привилегий, 11 августа 1789 г.// Французская революция в документах, 1789- 1794 / под ред. Я. М. Захера. – Л., 1926. С. 50 – 52
Постановление Генерального совета Парижской коммуны относительно разных вероисповеданий и священников осень 1793 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 419 – 421.
Речи О.-Г. Мирабо и Э.-Ж. Сиейса в Учредительном собрании 10 августа 1789 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. — М., 1990. Т.1. С.378 – 382.
Речь М. Робеспьера в Учредительном собрании // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 391 – 392.
Речь Ш-М. Талейрана в Учредительном собрании 10 октября 1789 г.// Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т. 1. C. 382 – 384.
Литература:
Домнич М.Я. Великая Французская буржуазная революция и католическая церковь. – М., 1960. 196 c.
Захер Я.М. Великая Французская революция и церковь. В 2 т. – М., 1930. Т. 1. 184 с.
Кунов Г. Борьба классов и партий в Великой французской революции. – М., 1923. 640 c.
Матьез. А. Французская революция. – Ростов -на-Дону.: Феникс, 1995. 575 c.
Олар. А. Культ Разума и культ Верховного существа во время Французской революции. – М.: Сеятель, 1925. 235 c.
Олар. А. Христианство и Французская революция 1789 – 1802. – М.: «Атеист», 1925. 99 c.
Плешкова С.Л. Франция XVI–начала XVII века: королевский галликанизм, церковная политика и формирование официальной идеологии. – М.: МГУ, 2005. 464 c.
Ревуненков В.Г. История Французской революции. – СПб., 2003. 776 c
Шартье Р. Культурные истоки французской революции. – М., 2001. 256 c

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ