Введение……………3
Глава 1. Французская церковь накануне революционных событий...................6
Глава 2. Религиозно-церковные преобразования в период революции..13
Заключение………25
Список источников и литературы…29
История Великой Французской революции и по сей день остается в центре внимания многих исследователей. Трудно переоценить значимость этого масштабного события, изменившего социальные и политические институты Франции Старого порядка, преобразовавшего мировоззрение людей. Большинство современных политических идей и институтов, которые представлены в ряде государств Западной Европы, начинают зарождаться именно в период Великой Французской революции.
В период Великой Французской революции начинает складываться идея «светского государства», которая была направлена против доминирования католической церкви в государстве, общественном и индивидуальном сознании людей. Католическая церковь должна была стать консолидирующей силой в обществе, посредником между властью и обществом.
Объект работы – история Великой Французской революции
Предмет работы – религиозная политика в период французской революции
Цель работы – рассмотреть политику революционных властей по отношению к религии и церкви в 1789-1796 гг.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть религиозную сферу Франции до революции;
2) проанализировать политику фельянов, жирондистов и якобинцев по отношению к религии и церкви;
3) определить сущность политики дехристианизации, её значение в жизни общества.
Степень изученности темы. В советской историографии, особенно в начальный период, вопросы религии и церкви в истории Великой Французской революции практически не затрагивались. В 1920 – 1930 гг. основной упор в исследованиях был сделан на изучение аграрной истории, классовой борьбы и социальных изменений в революционной Франции. В данное время выделяется работа Захера М.Я. , в которой автор, приводя богатый документальный материал, анализируя причины, требования и степень их влияния на революцию, рассматривает отношение революционных масс к духовенству, церкви и религии на протяжении всех революционных событий.
В 40-е гг. выходит работа «Французская буржуазная революция 1789 – 1794» , помогающая восстановить общую картину Великой французской революции, историков Академии наук СССР. Были интересны отдельные главы, посвященные положению церкви накануне революции, борьбе вокруг политики дехристианизации.
В 1960 г. появляется работа М. Я. Домнича «Великая Французская буржуазная революция и католическая церковь» , посвященная политике революционного правительства Франции по отношению к католической религии. В данной работе рассматривается политика Учредительного, Законодательного собрания и Конвента по отношению к церкви.
В зарубежной историографии выделяются работы французского историка А.Олара , который, особое внимание уделяет изучению религиозных проблем в истории французской революции. Основной мыслью его работ является то, что, несмотря на все принимаемые революционными властями декреты по отношению к религии и церкви, население Франции всё равно продолжало оставаться глубоко верующим и убеждённым в правильности своих религиозных воззрений.
Другой французский историк Ж. Жорес, изучая степень влияния и воздействия религии на французское население, заключает, что в период революции ни население Франции, ни она сама не были готовы к столь радикальным изменениям в религиозной сфере .
Источниковая база работы. Одними из основных источников являются декреты и постановления Учредительного собрания и Национального конвента, представленные в различных сборниках документов по Великой Французской революции . Исследуя их, можно увидеть политику революционного правительства по вопросам церкви и религии в 1789 – 1796 гг. Большое значение для работы имеют наказы Генеральным штатам 1789 г., составленные выборщиками из числа духовенства. С помощью данного источника можно в полной мере охарактеризовать общественные настроения накануне революционных событий во Франции. Важными документами периода Великой Французской революции являются протоколы заседаний Национального собрания, отчеты гражданских комиссаров и протоколы заседаний различных муниципалитетов, представленные в сборнике «Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой французской революции» . Отчеты гражданских комиссаров помогают выявить общественную реакцию на принимаемые правительством декреты, а протоколы заседаний способствуют реконструкции обстановки, в которой обсуждались и принимались законопроекты по отношению к церкви и религии.
Вопросы, связанные с религией и церковью, в силу своей значимости занимали особое место в политике революционных властей. В преддверии революционных событий французская католическая церковь была богатой, влиятельной и авторитетной организацией. Среди прочих институтов Старого режима церковь занимала особо важное место, ее функции тесным образом переплетались c просвещением и государственной деятельностью, что позволяло французском духовенству иметь ряд привилегий. Французское духовенство играло ведущую роль в концепции сакрализации статуса монарха. Принимая участие в коронации монарха, духовенство придавало ему особый статус, подчеркивавший божественную природу монархической власти. Более того, французская католическая церковь была весьма авторитетной в католическом мире, поскольку французские монархи первыми из западных государей приняли христианство в качестве государственной религии.
Однако кризисные явления, происходившие во многих сферах жизни французского королевства накануне революции, не обошли стороной и церковь. Они проявлялись как во взаимоотношениях с королевской властью, так и в среде самого клира.
В политике революционных властей можно выделить несколько этапов, в которых проявляются различные подходы властей по отношению к религии и церкви.
На первом этапе – с 14 июля 1789 – 1792 гг. – революционные деятели осознавали большую роль религии в жизнедеятельности общества и понимали необходимость аккуратного отношения к религиозным и церковным преобразованиям. Принимая во внимание богатство и внешнюю зависимость католической церкви от Рима, первые декреты революционного правительства (о секуляризации церковного имущества, об отмене десятины, о гражданском устройстве духовенства) были направлены на приобщение церковной организации к нуждам нового государства. Фактически, принимаемые революционными властями декреты не содержали ни одного пункта, затрагивающего догматов католической религии, происходила лишь трансформация органов управления, поэтому о выраженной антирелигиозной политики речи пока не шло.
На втором этапе – 1792 – 1793 гг. – духовные лица, не принявшие декрета о гражданском устройстве духовенства, встали в открытую оппозицию новому государству и вступили в активную контрреволюционную деятельность. Не смотря на это, для политики фельянов и жирондистов по отношению к религии и церкви был свойственен примиренческий подход. Революционные власти старались отгородить католичество от нападок, выступая против церкви, поставившей себя на службу контрреволюции и развязывавшей брожения в обществе. Опасаясь, что решительная борьба с духовенством спровоцирует революционный бунт, правительство устанавливало подчеркнуто мягкие меры наказания, а главное, давало возможность мятежникам обыкновенной гражданской присягой оградить себя 56 от всяких преследований. Однако, в связи с внутренней нестабильностью, вызванной действиями неприсягнувшего духовенства и внешнеполитической угрозой, революционное правительство вынуждено было прибегать к репрессивным мерам. В целом такая политика была мерой, необходимой для общественного спасения, но мерой явно компромиссного характера. В сложившейся атмосфере к началу 1793 г. появляются тенденции к отделению церкви от государства.
На третьем этапе – 1793 – 1794 гг. – пришедшие к власти якобинцы подходят к религиозному вопросу более радикально. В это время революционные деятели, осознавая, что предыдущие декреты в области религии и церкви подвели Республику к ситуации гражданской войны, с целью сплочения нации в борьбе с внутренней и внешней угрозой осуществляют политику дехристианизации. Относительно проведения данной политики в среде якобинцев не было единого мнения. Тогда как консервативная часть якобинцев говорила о необходимости дальнейшего реформирования церкви, радикальная часть выступила с идеей упразднения института церкви и замены культа. В этой ситуации католическая религия, духовенство (присягнувшие и неприсягнувшие священники) были скомпрометированы как враги не только революции, но и Республики. Политика дехристианизации проявлялась в замене культа, запрете католического богослужения, закрытии церквей, переименовании улиц и объектов культуры, названия которых указывали на прошлые монархические и религиозные идеалы, которые заменяли на новые ценности свободной нации. В атмосфере насильственной дехристианизации насаждающиеся новые культы Разума и Верховного существа были одновременно и культом отечества, который быстро занял в общественном сознании преобладающее место. Бюсты философов в храмах были часто заменяемы или дополняемы бюстами Шалье, Ле-Пелетье, Марата, которые в воображении народа олицетворяли не определенное учение, а революционную Францию, которая борется с реакцией. Однако хоть католичество и стало восприниматься прошлым предрассудком, в новых гражданских культах существовал призыв к моральным философским идеям, за которыми стояли всё те же христианские ценности.
На четвертом этапе – 1795 – 1796 гг. – в связи со стабилизацией внешнеполитической обстановки для французского правительства становится немыслима связь государства и церкви в виду той контрреволюционной позиции, которое занимало духовенство. На данном этапе среди членов Конвента, в большей степени из – за экономических соображений, появляются настроения в пользу свободы культов. Особенно сильным стремление к свободе культов было среди широких масс. Еще в период активной политики дехристианизации сельское население оставалось преданным католицизму и, разумеется, к 1795 г. такое настроение могло только окрепнуть. Общие успехи политической реакции к началу 1795 г. были настолько сильны, что во многих местах Франции оказалось возможным открытие церквей и возобновление церковной службы. В таких условиях Национальный Конвент декретирует в феврале 1795 г. свободу религиозных культов, а в конституции III г. окончательно закрепляет отделение церкви от государства.
Таким образом, политика революционных властей по отношению к религии и церкви с 1789 – 1796 гг. привела к тому, что французская католическая церковь потеряла свое главенствующие положение, во Франции установилась своего рода религиозное равновесие при полной независимости государства от церкви.
Декрет 25 – 26 Брюмера, который передает на облегчение человечества и на нужды просвещения церковные здания // Революционное правительство Франции в эпоху Конвента 1792-1794: сборник документов и материалов. – М.: издательство Коммунистической Академии, 1927. С. 287.
Декрет Законодательного собрания о передаче на монетный двор всего серебра из церквей и учреждений 9 – 14 сентября 1792 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 411.
Декрет Законодательного собрания о священниках, которые не принесли присяги или отреклись от присяги после ее принесения и упорствовали в этом отречении от 26 августа 1792 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 409 – 410.
Декрет Конвента о высылке неприсягнувших священников в Гвиану 23 апреля 1793 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 415 – 416
Декрет о Верховном существе 7 мая 1794 г // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 440.
Декрет о гражданском устройстве духовенства 12 – 24 августа 1790 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 392 – 395.
Декрет о передаче церковных имуществ распоряжение нации 2 ноября 1789 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 386 – 387.
Декрет, разрешающий лицам некатолического вероисповедания занимать любые гражданские и военные должности 24 декабря 1789 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 387.
Донесение из департамента Невер // Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой французской революции. – М.: Огиз, 1933. С. 195 – 197.
Из декрета Учредительного собрания об уничтожении феодальных прав и привилегий, 11 августа 1789 г.// Французская революция в документах, 1789- 1794 / под ред. Я. М. Захера. – Л., 1926. С. 50 – 52
Постановление Генерального совета Парижской коммуны относительно разных вероисповеданий и священников осень 1793 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 419 – 421.
Речи О.-Г. Мирабо и Э.-Ж. Сиейса в Учредительном собрании 10 августа 1789 г. // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. — М., 1990. Т.1. С.378 – 382.
Речь М. Робеспьера в Учредительном собрании // Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т.1. С. 391 – 392.
Речь Ш-М. Талейрана в Учредительном собрании 10 октября 1789 г.// Документы истории Великой французской революции: Учебное пособие. В 2 т. – М., 1990. Т. 1. C. 382 – 384.
Литература:
Домнич М.Я. Великая Французская буржуазная революция и католическая церковь. – М., 1960. 196 c.
Захер Я.М. Великая Французская революция и церковь. В 2 т. – М., 1930. Т. 1. 184 с.
Кунов Г. Борьба классов и партий в Великой французской революции. – М., 1923. 640 c.
Матьез. А. Французская революция. – Ростов -на-Дону.: Феникс, 1995. 575 c.
Олар. А. Культ Разума и культ Верховного существа во время Французской революции. – М.: Сеятель, 1925. 235 c.
Олар. А. Христианство и Французская революция 1789 – 1802. – М.: «Атеист», 1925. 99 c.
Плешкова С.Л. Франция XVI–начала XVII века: королевский галликанизм, церковная политика и формирование официальной идеологии. – М.: МГУ, 2005. 464 c.
Ревуненков В.Г. История Французской революции. – СПб., 2003. 776 c
Шартье Р. Культурные истоки французской революции. – М., 2001. 256 c