ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности и возможности ее предупреждения в дошкольном возрасте средствами арт-терапии 9
1.1 Тревожность как психоэмоциональное нарушение, ее причины и
последствия для развития личности ребенка 9
1.2 Возможности психологической помощи для профилактики и коррекции
тревожности как нарушения эмоциональной сферы детей 22
1.3 Арт-терапевтические методы и их возможности в профилактике
тревожности в дошкольном возрасте 30
Выводы по первой главе: 37
Глава 2. Изучение возможностей арт-терапевтических методов в профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.1. Эмпирическое изучение тревожности у детей старшего дошкольного
возраста 39
2.2. Разработка и апробация программы психологической профилактики
тревожности детей средствами арт-терапии 56
2.3. Анализ эффективности апробированной программы профилактики
тревожности 65
Выводы по второй главе: 69
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности и возможности ее предупреждения в дошкольном возрасте средствами арт-терапии 9
1.1 Тревожность как психоэмоциональное нарушение, ее причины и
последствия для развития личности ребенка 9
1.2 Возможности психологической помощи для профилактики и коррекции
тревожности как нарушения эмоциональной сферы детей 22
1.3 Арт-терапевтические методы и их возможности в профилактике
тревожности в дошкольном возрасте 30
Выводы по первой главе: 37
Глава 2. Изучение возможностей арт-терапевтических методов в профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.1. Эмпирическое изучение тревожности у детей старшего дошкольного
возраста 39
2.2. Разработка и апробация программы психологической профилактики
тревожности детей средствами арт-терапии 56
2.3. Анализ эффективности апробированной программы профилактики
тревожности 65
Выводы по второй главе: 69
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Актуальность проблемы. Тревожность как расстройство, связанное со стрессом, все чаще сегодня привлекает внимание специалистов различного профиля и направления - психологов, психиатров, терапевтов. По мнению ученых, устойчивый стресс, вызванный условиями жизнедеятельности современного человека (экономическая нестабильность, угроза потери работы, сокращения персонала в различных сферах и производствах, снижение материального уровня жизни), порождает у человека такие негативные переживания, как неуверенность в «завтрашнем дне», чувство «личностного бессилия», потеря веры в себя и в свои возможности, и пр. Именно это отрицательно влияет на психоэмоциональное состояние людей, порождая психическое напряжение, конфликты, осложнения в межличностных отношениях вплоть до их разрушения. Все это приводит к нарастанию уровня стресса и тревоги, как состояния, сопровождающего любые психоэмоциональные состояния, что постепенно образует тревожность, как устойчивую черту личности и личностную характеристику, являющуюся уже по своей сути невротическим расстройством личности.
Проблема тревожности особа актуальна в периоды личностного развития и становления, так как личность, формирующаяся на базисе тревожности, обретает психологические проблемы, выраженные в нарушении Я-концепции, самооценки, эмоциональной неустойчивости, превышением уровня страхов и пр., что препятствует самореализации человека и ограничивает его самоактуализацию. В дошкольных периодах развития, ребенок, находящийся в стрессогенной ситуации с характеристиками нестабильности, непредсказуемости и неопределенности, испытывает закономерно такие состояния как страх и тревога, что во-многом и определяет его миропонимание в целом, а также формирует тревожность, как личностную особенность.
Проблема профилактики тревожности как личностного расстройства, актуальная для людей всех возрастов, особенно остро стоит в дошкольные периоды развития личности.
В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка играет доминирующую роль в развитии и является определяющей в его психологическом здоровье. Этот факт определяет необходимость своевременного анализа состояния этой сферы ребенка и отслеживания любых нарушений и неблагополучия в эмоциональной сфере дошкольников (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев и др.) [16, 20, 30].
Анализируя эмоциональные нарушения, специфичные для дошкольного возраста, исследования демонстрируют приоритетность в них детских страхов, агрессивности и тревожности. Так, А.М. Прихожан, говоря об этой проблеме, указывает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [51]. В работах Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной и др. [64.] указывается, что тревожность может появиться в такой ситуации, когда ребенок не может преодолеть те препятствия, с которыми он сталкивается в силу своих неокрепших возможностей.
В зарубежной психологии проблема тревожности представлена в работах всех ученых, занимающихся исследованием личности - З. Фрейда, A. Адлера, К. Хорни, К. Роджерса и др. [72]. С точки зрения представителей психоанализа тревожность рассматривается как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. В теориях
К. Хорни [74] и Г.С. Салливана [58] источниками тревоги выступают неправильные человеческие отношения, вызывающие беспокойство и тревогу.
Согласно исследованиям А.Г. Асмолова, И.В. Боева, Л.И. Божович, Г.Б. Бурменской, Л.С. Выготского, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, B. В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. в настоящее время назрела острая необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и своевременной профилактики, а при необходимости, коррекции возникающих нарушений [75, 37, 19].
В этом аспекте в современной практической психологии активно изучается вопрос методов и средств, способных эффективно решать проблемы помощи в эмоциональном развитии детей, профилактики и коррекции эмоциональных нарушений, в том числе и тревожности. На данный момент активно апробируются и адаптируются такие психотерапевтические методы, как арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия и др. [35].
Цель исследования - изучение возможностей арт-терапевтических методов в профилактике тревожности в дошкольном возрасте.
Объект исследования - профилактика тревожности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - возможности арт-терапевтических методов в профилактике тревожности в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что методы арт-терапии, основанные на изобразительном искусстве, способствуют через зрительные образы, отраженные в рисунке на символическом уровне, выражению эмоций, чувств и внутреннего напряжения детей, что приводит к гармонизации эмоционального состояния и снижению тревожности у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблемам исследования.
2. Провести психологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада, выделив испытуемых с разным уровнем тревожности.
3. Разработать комплекс арт-терапевтических методов,
направленных на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы исследования.
3. Метод количественной обработки и анализа полученных результатов.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей седьмого года жизни (10 мальчиков, 10 девочек). Обследование проводилось на базе детского сада № 182 АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.
Практическая значимость работы: разработанный комплекс арт- терапевтических методов может применяться педагогами-психологами ДОУ при решении задач психологической помощи и сопровождения психического и психологического развития ребенка для профилактики тревожности у дошкольников, а принципы свободного рисования могут быть внедрены родителями в повседневную жизнь ребенка, что будет положительно влиять на снижение психоэмоционального напряжения как у детей, так и у взрослых
Проблема тревожности особа актуальна в периоды личностного развития и становления, так как личность, формирующаяся на базисе тревожности, обретает психологические проблемы, выраженные в нарушении Я-концепции, самооценки, эмоциональной неустойчивости, превышением уровня страхов и пр., что препятствует самореализации человека и ограничивает его самоактуализацию. В дошкольных периодах развития, ребенок, находящийся в стрессогенной ситуации с характеристиками нестабильности, непредсказуемости и неопределенности, испытывает закономерно такие состояния как страх и тревога, что во-многом и определяет его миропонимание в целом, а также формирует тревожность, как личностную особенность.
Проблема профилактики тревожности как личностного расстройства, актуальная для людей всех возрастов, особенно остро стоит в дошкольные периоды развития личности.
В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка играет доминирующую роль в развитии и является определяющей в его психологическом здоровье. Этот факт определяет необходимость своевременного анализа состояния этой сферы ребенка и отслеживания любых нарушений и неблагополучия в эмоциональной сфере дошкольников (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев и др.) [16, 20, 30].
Анализируя эмоциональные нарушения, специфичные для дошкольного возраста, исследования демонстрируют приоритетность в них детских страхов, агрессивности и тревожности. Так, А.М. Прихожан, говоря об этой проблеме, указывает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [51]. В работах Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной и др. [64.] указывается, что тревожность может появиться в такой ситуации, когда ребенок не может преодолеть те препятствия, с которыми он сталкивается в силу своих неокрепших возможностей.
В зарубежной психологии проблема тревожности представлена в работах всех ученых, занимающихся исследованием личности - З. Фрейда, A. Адлера, К. Хорни, К. Роджерса и др. [72]. С точки зрения представителей психоанализа тревожность рассматривается как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. В теориях
К. Хорни [74] и Г.С. Салливана [58] источниками тревоги выступают неправильные человеческие отношения, вызывающие беспокойство и тревогу.
Согласно исследованиям А.Г. Асмолова, И.В. Боева, Л.И. Божович, Г.Б. Бурменской, Л.С. Выготского, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, B. В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. в настоящее время назрела острая необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и своевременной профилактики, а при необходимости, коррекции возникающих нарушений [75, 37, 19].
В этом аспекте в современной практической психологии активно изучается вопрос методов и средств, способных эффективно решать проблемы помощи в эмоциональном развитии детей, профилактики и коррекции эмоциональных нарушений, в том числе и тревожности. На данный момент активно апробируются и адаптируются такие психотерапевтические методы, как арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия и др. [35].
Цель исследования - изучение возможностей арт-терапевтических методов в профилактике тревожности в дошкольном возрасте.
Объект исследования - профилактика тревожности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - возможности арт-терапевтических методов в профилактике тревожности в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что методы арт-терапии, основанные на изобразительном искусстве, способствуют через зрительные образы, отраженные в рисунке на символическом уровне, выражению эмоций, чувств и внутреннего напряжения детей, что приводит к гармонизации эмоционального состояния и снижению тревожности у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблемам исследования.
2. Провести психологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада, выделив испытуемых с разным уровнем тревожности.
3. Разработать комплекс арт-терапевтических методов,
направленных на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы исследования.
3. Метод количественной обработки и анализа полученных результатов.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей седьмого года жизни (10 мальчиков, 10 девочек). Обследование проводилось на базе детского сада № 182 АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.
Практическая значимость работы: разработанный комплекс арт- терапевтических методов может применяться педагогами-психологами ДОУ при решении задач психологической помощи и сопровождения психического и психологического развития ребенка для профилактики тревожности у дошкольников, а принципы свободного рисования могут быть внедрены родителями в повседневную жизнь ребенка, что будет положительно влиять на снижение психоэмоционального напряжения как у детей, так и у взрослых
Предметом нашего исследования была проблема изучения возможностей методов арт-терапии для профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Также, в ходе исследования мы рассматривали возможности арт-терапевтических методов и техник для предупреждения и других эмоциональных нарушений детей.
В ходе данного исследования, нами были изучены и проанализированы работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как Л.С. Выготский, А.И. Копытин, А.Д. Кошелева, В. Оклендер и др., которые говорили о том, что творчество, в частности рисование, в старшем дошкольном возрасте является одним из наиболее приемлемых способов выражения различного рода эмоций, в том числе негативных, а также эффективным средством постижения своих возможностей и моделирования взаимоотношений. И в современной практической психологии арт-терапия сегодня занимает значимое место в комплексе средств, направленных на восстановление психологического здоровья человека. Терапия искусством в настоящее время имеет успех, так как ее возможности позволяют выражать агрессивные чувства в социально приемлемой форме, позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми, развивает положительные чувства и эмпатию, способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка, развивает и усиливает внимание к чувствам и ощущение собственной личностной ценности.
На основании изучения проблемы нами была разработана программа экспериментального исследования. На первом этапе мы диагностировали актуальные эмоциональные состояния в группе детей старшего дошкольного возраста при помощи теста тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена, беседы по опроснику Басса-Дарки и проективной методике «Рисунок семьи». Это позволило подтвердить актуальность проблемы профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста, так как результаты примененных диагностических средств продемонстрировали наличие тревожности, большого количества страхов и эмоционально сложных внутрисемейных отношений.
Мы поставили цель - изучить возможности арт-терапевтических техник и средств для профилактики эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы подобрали серию методов и техник, направленных на предоставление возможности отреагирования негативных эмоций социально приемлемым способом, а также на развитие коммуникативных навыков через совместную изобразительную деятельность.
На основании собранного теоретического и прикладного материала нами была разработана программа, направленная на компенсацию тревожности детей средствами и техниками арт-терапии. В результате апробации профилактической программы у детей было выявлено снижение уровня тревожности в различных сферах жизнедеятельности. Арт- терапевтические методы, примененные нами, позволили получить следующие позитивные результаты:
- овладение эффективными способами эмоционального отреагирования;
- преодоление замкнутости и стеснительности;
- возрастание уверенности и общительности;
- увеличение тяги к взаимодействию со сверстниками;
- инициативность в совместной деятельности;
- снижение проявлений агрессии;
- повышение уверенности в себе за счет социального признания.
Помимо этого, работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов способствовала созданию благоприятных условий для развития произвольности и способности ребенка к саморегуляции. Особо надо отметить эффективность арт-терапии в осознании ребенком своих эмоциональных состояний, что способствовало ослаблению его внутреннего психоэмоционального напряжения у детей.
Таким образом, наша гипотеза о том, что своевременная и целенаправленная работа с детьми старшего дошкольного возраста, реализуемая средствами арт-терапии в индивидуальной и групповой формах, является условием снижения внутреннего напряжения и стабилизации эмоциональных состояний ребенка и способствует профилактике тревожности детей.
В ходе данного исследования, нами были изучены и проанализированы работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как Л.С. Выготский, А.И. Копытин, А.Д. Кошелева, В. Оклендер и др., которые говорили о том, что творчество, в частности рисование, в старшем дошкольном возрасте является одним из наиболее приемлемых способов выражения различного рода эмоций, в том числе негативных, а также эффективным средством постижения своих возможностей и моделирования взаимоотношений. И в современной практической психологии арт-терапия сегодня занимает значимое место в комплексе средств, направленных на восстановление психологического здоровья человека. Терапия искусством в настоящее время имеет успех, так как ее возможности позволяют выражать агрессивные чувства в социально приемлемой форме, позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми, развивает положительные чувства и эмпатию, способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка, развивает и усиливает внимание к чувствам и ощущение собственной личностной ценности.
На основании изучения проблемы нами была разработана программа экспериментального исследования. На первом этапе мы диагностировали актуальные эмоциональные состояния в группе детей старшего дошкольного возраста при помощи теста тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена, беседы по опроснику Басса-Дарки и проективной методике «Рисунок семьи». Это позволило подтвердить актуальность проблемы профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста, так как результаты примененных диагностических средств продемонстрировали наличие тревожности, большого количества страхов и эмоционально сложных внутрисемейных отношений.
Мы поставили цель - изучить возможности арт-терапевтических техник и средств для профилактики эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы подобрали серию методов и техник, направленных на предоставление возможности отреагирования негативных эмоций социально приемлемым способом, а также на развитие коммуникативных навыков через совместную изобразительную деятельность.
На основании собранного теоретического и прикладного материала нами была разработана программа, направленная на компенсацию тревожности детей средствами и техниками арт-терапии. В результате апробации профилактической программы у детей было выявлено снижение уровня тревожности в различных сферах жизнедеятельности. Арт- терапевтические методы, примененные нами, позволили получить следующие позитивные результаты:
- овладение эффективными способами эмоционального отреагирования;
- преодоление замкнутости и стеснительности;
- возрастание уверенности и общительности;
- увеличение тяги к взаимодействию со сверстниками;
- инициативность в совместной деятельности;
- снижение проявлений агрессии;
- повышение уверенности в себе за счет социального признания.
Помимо этого, работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов способствовала созданию благоприятных условий для развития произвольности и способности ребенка к саморегуляции. Особо надо отметить эффективность арт-терапии в осознании ребенком своих эмоциональных состояний, что способствовало ослаблению его внутреннего психоэмоционального напряжения у детей.
Таким образом, наша гипотеза о том, что своевременная и целенаправленная работа с детьми старшего дошкольного возраста, реализуемая средствами арт-терапии в индивидуальной и групповой формах, является условием снижения внутреннего напряжения и стабилизации эмоциональных состояний ребенка и способствует профилактике тревожности детей.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С
ТРЕВОЖНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция расстройств пищевого поведения с применением арт-терапевтических техник
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ АРТТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Творческие технологии (арт-терапия) в работе с разными категориями клиентов
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022



