Введение 5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности и возможности ее предупреждения в дошкольном возрасте средствами арт-терапии 9
1.1 Тревожность как психоэмоциональное нарушение, ее причины и
последствия для развития личности ребенка 9
1.2 Возможности психологической помощи для профилактики и коррекции
тревожности как нарушения эмоциональной сферы детей 22
1.3 Арт-терапевтические методы и их возможности в профилактике
тревожности в дошкольном возрасте 30
Выводы по первой главе: 37
Глава 2. Изучение возможностей арт-терапевтических методов в профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.1. Эмпирическое изучение тревожности у детей старшего дошкольного
возраста 39
2.2. Разработка и апробация программы психологической профилактики
тревожности детей средствами арт-терапии 56
2.3. Анализ эффективности апробированной программы профилактики
тревожности 65
Выводы по второй главе: 69
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Актуальность проблемы. Тревожность как расстройство, связанное со стрессом, все чаще сегодня привлекает внимание специалистов различного профиля и направления - психологов, психиатров, терапевтов. По мнению ученых, устойчивый стресс, вызванный условиями жизнедеятельности современного человека (экономическая нестабильность, угроза потери работы, сокращения персонала в различных сферах и производствах, снижение материального уровня жизни), порождает у человека такие негативные переживания, как неуверенность в «завтрашнем дне», чувство «личностного бессилия», потеря веры в себя и в свои возможности, и пр. Именно это отрицательно влияет на психоэмоциональное состояние людей, порождая психическое напряжение, конфликты, осложнения в межличностных отношениях вплоть до их разрушения. Все это приводит к нарастанию уровня стресса и тревоги, как состояния, сопровождающего любые психоэмоциональные состояния, что постепенно образует тревожность, как устойчивую черту личности и личностную характеристику, являющуюся уже по своей сути невротическим расстройством личности.
Проблема тревожности особа актуальна в периоды личностного развития и становления, так как личность, формирующаяся на базисе тревожности, обретает психологические проблемы, выраженные в нарушении Я-концепции, самооценки, эмоциональной неустойчивости, превышением уровня страхов и пр., что препятствует самореализации человека и ограничивает его самоактуализацию. В дошкольных периодах развития, ребенок, находящийся в стрессогенной ситуации с характеристиками нестабильности, непредсказуемости и неопределенности, испытывает закономерно такие состояния как страх и тревога, что во-многом и определяет его миропонимание в целом, а также формирует тревожность, как личностную особенность.
Проблема профилактики тревожности как личностного расстройства, актуальная для людей всех возрастов, особенно остро стоит в дошкольные периоды развития личности.
В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка играет доминирующую роль в развитии и является определяющей в его психологическом здоровье. Этот факт определяет необходимость своевременного анализа состояния этой сферы ребенка и отслеживания любых нарушений и неблагополучия в эмоциональной сфере дошкольников (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев и др.) [16, 20, 30].
Анализируя эмоциональные нарушения, специфичные для дошкольного возраста, исследования демонстрируют приоритетность в них детских страхов, агрессивности и тревожности. Так, А.М. Прихожан, говоря об этой проблеме, указывает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [51]. В работах Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной и др. [64.] указывается, что тревожность может появиться в такой ситуации, когда ребенок не может преодолеть те препятствия, с которыми он сталкивается в силу своих неокрепших возможностей.
В зарубежной психологии проблема тревожности представлена в работах всех ученых, занимающихся исследованием личности - З. Фрейда, A. Адлера, К. Хорни, К. Роджерса и др. [72]. С точки зрения представителей психоанализа тревожность рассматривается как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. В теориях
К. Хорни [74] и Г.С. Салливана [58] источниками тревоги выступают неправильные человеческие отношения, вызывающие беспокойство и тревогу.
Согласно исследованиям А.Г. Асмолова, И.В. Боева, Л.И. Божович, Г.Б. Бурменской, Л.С. Выготского, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, B. В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. в настоящее время назрела острая необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и своевременной профилактики, а при необходимости, коррекции возникающих нарушений [75, 37, 19].
В этом аспекте в современной практической психологии активно изучается вопрос методов и средств, способных эффективно решать проблемы помощи в эмоциональном развитии детей, профилактики и коррекции эмоциональных нарушений, в том числе и тревожности. На данный момент активно апробируются и адаптируются такие психотерапевтические методы, как арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия и др. [35].
Цель исследования - изучение возможностей арт-терапевтических методов в профилактике тревожности в дошкольном возрасте.
Объект исследования - профилактика тревожности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - возможности арт-терапевтических методов в профилактике тревожности в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что методы арт-терапии, основанные на изобразительном искусстве, способствуют через зрительные образы, отраженные в рисунке на символическом уровне, выражению эмоций, чувств и внутреннего напряжения детей, что приводит к гармонизации эмоционального состояния и снижению тревожности у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблемам исследования.
2. Провести психологическую диагностику детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада, выделив испытуемых с разным уровнем тревожности.
3. Разработать комплекс арт-терапевтических методов,
направленных на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы исследования.
3. Метод количественной обработки и анализа полученных результатов.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей седьмого года жизни (10 мальчиков, 10 девочек). Обследование проводилось на базе детского сада № 182 АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.
Практическая значимость работы: разработанный комплекс арт- терапевтических методов может применяться педагогами-психологами ДОУ при решении задач психологической помощи и сопровождения психического и психологического развития ребенка для профилактики тревожности у дошкольников, а принципы свободного рисования могут быть внедрены родителями в повседневную жизнь ребенка, что будет положительно влиять на снижение психоэмоционального напряжения как у детей, так и у взрослых
Предметом нашего исследования была проблема изучения возможностей методов арт-терапии для профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Также, в ходе исследования мы рассматривали возможности арт-терапевтических методов и техник для предупреждения и других эмоциональных нарушений детей.
В ходе данного исследования, нами были изучены и проанализированы работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как Л.С. Выготский, А.И. Копытин, А.Д. Кошелева, В. Оклендер и др., которые говорили о том, что творчество, в частности рисование, в старшем дошкольном возрасте является одним из наиболее приемлемых способов выражения различного рода эмоций, в том числе негативных, а также эффективным средством постижения своих возможностей и моделирования взаимоотношений. И в современной практической психологии арт-терапия сегодня занимает значимое место в комплексе средств, направленных на восстановление психологического здоровья человека. Терапия искусством в настоящее время имеет успех, так как ее возможности позволяют выражать агрессивные чувства в социально приемлемой форме, позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми, развивает положительные чувства и эмпатию, способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка, развивает и усиливает внимание к чувствам и ощущение собственной личностной ценности.
На основании изучения проблемы нами была разработана программа экспериментального исследования. На первом этапе мы диагностировали актуальные эмоциональные состояния в группе детей старшего дошкольного возраста при помощи теста тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена, беседы по опроснику Басса-Дарки и проективной методике «Рисунок семьи». Это позволило подтвердить актуальность проблемы профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста, так как результаты примененных диагностических средств продемонстрировали наличие тревожности, большого количества страхов и эмоционально сложных внутрисемейных отношений.
Мы поставили цель - изучить возможности арт-терапевтических техник и средств для профилактики эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы подобрали серию методов и техник, направленных на предоставление возможности отреагирования негативных эмоций социально приемлемым способом, а также на развитие коммуникативных навыков через совместную изобразительную деятельность.
На основании собранного теоретического и прикладного материала нами была разработана программа, направленная на компенсацию тревожности детей средствами и техниками арт-терапии. В результате апробации профилактической программы у детей было выявлено снижение уровня тревожности в различных сферах жизнедеятельности. Арт- терапевтические методы, примененные нами, позволили получить следующие позитивные результаты:
- овладение эффективными способами эмоционального отреагирования;
- преодоление замкнутости и стеснительности;
- возрастание уверенности и общительности;
- увеличение тяги к взаимодействию со сверстниками;
- инициативность в совместной деятельности;
- снижение проявлений агрессии;
- повышение уверенности в себе за счет социального признания.
Помимо этого, работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов способствовала созданию благоприятных условий для развития произвольности и способности ребенка к саморегуляции. Особо надо отметить эффективность арт-терапии в осознании ребенком своих эмоциональных состояний, что способствовало ослаблению его внутреннего психоэмоционального напряжения у детей.
Таким образом, наша гипотеза о том, что своевременная и целенаправленная работа с детьми старшего дошкольного возраста, реализуемая средствами арт-терапии в индивидуальной и групповой формах, является условием снижения внутреннего напряжения и стабилизации эмоциональных состояний ребенка и способствует профилактике тревожности детей.
1. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов, 2-е изд. - СПб.: изд-во: Питер, 2004. - 224с.
2. Астапов, В.М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства. Учебное пособие для вузов [Текст] / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова. - М.: Изд-во: Юрайт, 2018. - 274 с.
3. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы педагога-психолога [Текст] / Ю.А. Афонькина. - М.: изд-во: АРКТИ, 2018. - 144 с.
4. Бетенски, М.Г. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии
[Электронный ресурс] / Мала Гитлин Бетенски; [пер. с англ. М. Злотник; под ред. С. Пьянковой]. - Москва: изд-во: Эксмо-Пресс, 2002. - 251 с.:
URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/5/pdf.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: изд-во: Генезис, 2000. - 304 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Изд-во: Питер, 2013. - 400 с.
7. Большой психологический словарь [Текст] / под ред.
Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: изд-во: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
8. Бреслав, Г. Психология эмоций [Текст] / Г. Бреслав. - М.: изд-во: Смысл, 2016. - 672 с.
9. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] /
А.Л. Венгер. - М.: изд-во: Владос-Пресс, 2006. - 160 с.
10. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду [Текст] /
A. Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: изд-во: Мозаика-Синтез, 2017. - 144 с.
11. Вилюнас, В.К. Психология эмоций. Хрестоматия [Текст] /
B. К.Вилюнас. - СПб.: изд-во: Питер, 2006. - 496 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
[Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во: СОЮЗ,1997. - 96 с.
13. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] /
С.Ю. Головин. - Минск: изд-во: Харвест,2007. - 976 с.
14. Дженнингс, С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] / С. Дженнингс, А. Минде. - М.: изд-во: ЭКСМО, 2003. - 384 с.
15. Дилео, Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация [Текст] / Джозеф Дилео. - М: изд-во: ИОИ, 2018. - 262с.
16. Запорожец, А.В.Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст] /А.В. Запорожец// Эмоционально-личностное развитие дошкольника: хрестоматия / сост. Е.К. Ягловская. - Москва: изд-во: АНО ПЭБ, 2008. - С. 187-209.
17. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] /
A. И. Захаров. - СПб.: изд-во: Речь, 2010. - 313 с.
18. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. - 3-е изд., испр. - СПб.: Изд-во: Союз, 1997. - 224 с.
19. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Изд-во: КАРО, 2006. - 672 с.
20. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] /
B. В. Зеньковский. - М.: Изд-во: Academia, 1995. - 352 с.
21. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: изд- во: Питер,2007. - 464 с.
22. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста. Учебное пособие [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - 2-е издание., перераб. и доп. - Мн.: Изд-во: Ушверсггэцкае, 1999. - 316с.
23. Копытин, А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса [Текст] / А.И. Копытин. - М.: изд-во: Когито-центр, 2014. - 378 с.
24. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] /
А.И. Копытин. - СПб.: изд-во: Питер, 2002. - 368 с.
25. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. -
СПб.: Изд-во: Питер, 2019. - 940 с.
26. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми [Текст] / Э. Крамер. - М.: изд- во: Генезис, 2013. - 328 с.
27. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. - М.: изд-во: Генезис,2002. - 208 с.
28. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Екатеринбург: Изд-во: У-Фактория, 2004. - 192 с.
29. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Издательство Московского Университета, 1990. - 200 с.
30. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во: Смысл, 2009. - 426 с.
31. Лесгафт, П.Ф. Типы личности детей и воспитание сильного характера. Принципы гармоничного развития ребенка [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М.: изд-во: Амрита-Русь, 2017. - 224 с.
32. Люшер, М. Магия цвета [Текст] / М. Люшер. - М.: изд-во: Сфера, 1996. - 432 с.
33. Ляшенко, В.В. Арт-терапия как практика самопознания. Присутственная арт-терапия: Учебное пособие [Текст] / В.В. Ляшенко. - СПб.: изд-во: Психотерапия, 2014. - 152 с.
34. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога[Текст] / И.Г. Малкина-Пых. - М.: изд-во: ЭКСМО,2004. - 992 с.
35. Мандель, Б.Р. Общая психокоррекция: Учебное пособие [Текст] / Б.Р. Мандель. - М.: Изд-во: Инфра-М, 2016. - 352 с.
36. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность [Текст] / А.Х. Маслоу. - СПб.: Изд-во: Питер, 2019. - 400 с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Изд-во: Академия,2015. - 656 с.
38. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев, 4-е издание. - М.: изд-во:
МПСИ, 2011. - 400 с.
39. Новые направления в игровой терапии. Проблемы, процесс и особые популяции [Текст] / под ред. Гарри Л. Лэндрета. - М.: изд-во: Когито- Центр, 2007. - 480 с.
40. Овчар, О.Н. Формируем личность и речь дошкольников средствами арт-терапии [Текст] / О.Н. Овчар, В.Г. Колягина. - М.: изд-во: Гном и Д,2004. - 80 с.
41. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С.И. Ожегов. - М.: изд-во: Мир и Образование, 2018. - 1376 с.
42. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. - М.: изд-во: Класс, 2015. - 408 с.
43. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.А. Осипова. - М.: изд-во: ТЦ «Сфера», 2007. - 512с.
44. Осорина, М.В. Развитие личности ребенка от трех до пяти [Текст] / М.В. Осорина, В.А. Аверин, И.М. Слободчиков: под ред. С. Сапожниковой. - Екатеринбург: Изд-во: РАМА-Паблишинг, 2014. - 528 с.
45. Павлов, И.П. Вначале была собака. Двадцать лет экспериментов [Текст] / И.П. Павлов. - М.: изд-во: Алгоритм, 2018. - 592 с.
46. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования [Текст] / В.Э. Пахальян. - М.: изд-во: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.
47. Пожиткина, Н.В. Анализ эмоционального благополучия
дошкольника в контексте его психологического здоровья [Электронный ресурс] / Н.В. Пожиткина, Д.А. Савенок, А.В. Папушина// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6. - режим доступа:
http://psychology.snauka.ru/2012/06/856
48. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред. А.И. Копытина. - СПб.: изд-во: Питер, 2001. - 488 с.
49. Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг [Текст] / под ред. А.И. Копытина. - М.: изд-во: Когито-центр, 2008. - 288 с.
50. Практическая психология образования; Учебное пособие [Текст] / Под редакцией И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
51. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А.М. Прихожан. - СПб.: изд-во: Питер, 2009. - 264 с.
52. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
53. Райгородский, Д.А. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Д.А. Райгородский. - Самара: Издательство: «БАХРАХ-М», 2006. - 672с.
54. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 частях: Практическое пособие [Текст] / Е.И. Рогов. 4-е изд., пер. и доп. - М.: изд-во: Юрайт, 2016. - 412 с.
55. Роджерс, К.Р. Новейшие подходы в психологической практике. Консультирование и психотерапия [Текст] / Карл Р. Роджерс. - М.: изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 200 с.
56. Романов, А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: Альбом игровых коррекционных задач [Текст] / А.А. Романов. - М.: изд-во: Плэйт, 2004. - 112с.
57. Рубин, А.Д. Искусство арт-терапии [Текст] / Джудит А. Рубин. - М.: изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 290 с.
58. Салливан, Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии [Текст] / Гарри С. Салливан. - М.: Изд-во: Ювента, 1999. - 352 с.
59. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие
субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: изд-во: Православный Свято¬
Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - 400 с.
60. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников.
Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова,
В.М. Холмогорова. - М.: изд-во: Владос,2003. - 160с.
61. Справочник по психологии и психиатрии детского и
подросткового возраста[Текст] / под ред. Циркина С.Ю.: 2-е издание,
перераб. и дополн. - СПб.: изд-во: Питер,2004. - 896 с.
62. Тарарина, Е. Практикум по арт-терапии по работе с детьми [Текст] / Е. Тарарина. - М.: изд-во: Эдиториал УРСС, 2019. - 250 с.
63. Тарарина, Е. Шкатулка мастера. Практикум по арт-терапии [Текст] / Е. Тарарина. - М.: изд-во: ООО «Вариант», 2017. - 208 с.
64. Татарникова, Г.М. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска» [Текст] / Г.М. Татарникова, И.И. Вепрева, Т.Т. Кириченко. - М.: изд-во: Учитель, 2015. - 229 с.
65. Теммл, Р. Тест тревожности. Психологический практикум [Текст] / Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен. - М.: изд-во: Речь, 2002. - 34 с.
66. Тревога и тревожность. Хрестоматия [Текст] / сост.:
В.М. Астапов. - М.: Изд-во: Когито-Центр, 2008. - 300 с.
67. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: изд-во: Академия,2015. - 256 с.
68. Федоренко, П. Психотерапия тревожно-фобических расстройств [Текст] / П. Федоренко, И. Качай. - М.: изд-во: Медицинская книга, 2017. - 192 с.
69. Фопель, К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие[Текст] / К. Фопель: пер. с нем.: В 4-х частях. - М.: изд-во: Генезис, 2010. -541 с.
70. Фрейд, А. Норма и патология в детстве: оценка детского развития [Текст] / А. Фрейд. - М.: изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 204 с.
71. Фрейд, З. Психоанализ детских страхов [Текст] / З. Фрейд. - М.: изд-во: Азбука-Аттикус, 2016. - 288 с.
72. Фрейджер, Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты [Текст] / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб.: Изд-во: Прайм-Еврознак, 2006. - 704 с.
73. Фромм, Э. Искусство любить [Текст] / Э. Фромм. - М.: изд-во: АСТ, 2017. - 224 с.
74. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни. - М.: Изд-во: «Канон +», 2018. - 288 с.
75. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Текст] / под ред. Г. Бурменской. - 3-е изд. расшир. - М.: Изд-во: МПСИ, 2008. - 656 с.
76. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология учебник и практикум для СПО [Текст] / И.В. Шаповаленко: 3-е издание. - М.: изд-во: Юрайт, 2019. - 457 с.