Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития нравственных качеств младших школьников 8
1.1 Проблема развития нравственных качеств в педагогической литературе 8
1.2 Особенности развития нравственных качеств в младшем школьном возрасте при изучении русских народных сказок 14
Глава 2. Экспериментальная работа по применению сказки с целью развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста 24
2.1 Выявление уровня развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста 24
2.2 Организация и содержание работы по развитию нравственных качеств детей младшего школьного возраста 31
2.3 Динамика уровня развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста 40
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение
Актуальность. Основы нравственности, бесспорно, закладываются еще с детства. Развитие нравственных качеств в младшем школьном возрасте - это почва для дальнейшего развития личности, системы нравственных ценностей, мировоззрения, убеждений, потребностей. Приобретенный ребенком опыт на раннем этапе своей жизни находит отражение в жизнедеятельности взрослого человека, мотивирует ее самореализацию, самоутверждение, самоопределение, поиск смысла жизни, цели и средств ее достижения.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [39], что говорит о необходимости развития нравственных качеств личности младших школьников. Современное развитие национальной культуры и образования привлекает педагогическую теорию и практику к развитию у молодежи нравственности, которая бы основывалась на нравственных и национальных ценностях. Молодежной субкультуре, которая интенсивно насаждается телевидением, семья и школа должны противопоставить высокую нравственность, пробудить в сознании молодого человека генетически заложенном русским народом потенциал доброжелательности, сочувствия, достоинства, преданности.
К разным аспектам этой проблемы обращались мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит), корифеи философской и педагогической мысли (Г. Гегель, И. Гербарт, Д. Дьюи, Я. Коменский, И. Кант), известные просветители-педагоги прошлого (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Проблема воспитания культуры поведения личности как составляющей ее общей культуры рассматривалась педагогами и психологами преимущественно в таких аспектах: развитие нравственных убеждений, развития культуры взаимоотношений детей младшего школьного возраста, влияние социальных эмоций на поведение детей отмеченного возраста, воспитания культуры общения, эстетические аспекты культурного поведения.
Многогранность и значимость воспитания нравственных качеств в становлении личности обусловили усиленное внимание к изучению этой проблемы философов, психологов, педагогов. Это полностью закономерный процесс, поскольку нравственность как форма общественного сознания постоянно изменяется под воздействием новых объективных и субъективных факторов, приобретает новые качества; с другой стороны, есть и общие черты в морали разных времен и народов.
Понятие о добре и зле можно формировать и наставлениями, и нравственными беседами, и другими путями, однако целесообразнее и ярче как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане могут стать в случае сказки о жизни людей и отношениях между ними. В науке существует концепция сказкотерапии - лечение сказками. На сказках апробируют психотерапевтические приемы, которые позволяют снизить негативизм поведения ребенка и взрослых. Через сказку ребенок может в аллегорической форме познать законы мира, в котором родился, заглянуть в уголки своей души. Сказки аккумулируют огромный нравственный потенциал, национальные ценности. Следовательно, своевременное освоение нравственных понятий в младшем школьном возрасте позволит детям реализовать себя в будущем, так как нравственное воспитания является одним из основных элементов всесторонне развитой личности. Именно сказки развивают первичные нравственные понятия, обогащают воображение. В большинстве из них за несложным сюжетом скрыто глубокое философское и нравственное содержание. Но в настоящее время таких исследований проводится недостаточно для полноценного изучения темы.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития нравственных качеств учащихся средствами народных сказок и недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: какова роль народных сказок в развитии нравственных качеств младших школьников?
Объект исследования - процесс развития нравственных качеств у младших школьников.
Предмет исследования - изучение русских народных сказок с младшими школьниками с целью развития нравственных качеств.
Цель исследования - разработка содержания уроков литературного чтения с использованием сюжетов русских народных сказок и экспериментальная проверка эффективности применения сказок для развития нравственных качеств младших школьников.
Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если:
- произведен отбор нравственных понятий, который будет произведен в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
- использованы специально разработанные уроки литературного чтения для развития нравственных качеств у младших школьников;
- присутствует наличие единства требований соблюдения нравственного поведения всеми участниками во всех видах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста.
3. Разработать содержание уроков литературного чтения с применением сюжетов русских народных сказок, экспериментальным путем проверить его эффективность для анализа повышения уровня развития нравственных качеств.
4. Провести контрольную диагностику, сделать выводы.
Новизна исследования работы состоит в том, что выявлены критерии нравственных качеств младших школьников, разработаны и реализованы серия уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств младших школьников в процессе изучения народных сказок.
Базу исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №28 г. Сызрани.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития нравственных качеств младших школьников» отражена сущность развития нравственных качеств, рассмотрена методика использования народных сказок, описаны педагогические условия развития нравственных качеств младших школьников в процессе изучения народных сказок.
Во второй главе «Экспериментальная работа по применению сказки с целью развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста» выявлен уровень развития нравственных качеств у испытуемых, представлена серия занятий по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе изучения народных сказок, проведено повторное исследование на сформированность нравственных качеств.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы. Список используемых источников и информационных источников включает 50 наименований. В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
По итогам первой главы можно выделить следующие критерии нравственных качеств:
- когнитивный критерий: сумма знаний о нравственных качествах, их объем, насколько много о нравственности известно школьнику;
- эмоционально-ценностный: умение сопереживать, желать добра, благожелательность;
- поведенческий: нравственное поведение, использование детьми нравственных качеств в своем поведении, способность оценить свое поведение.
В результате нами были использованы адаптированные к данному возрасту методики, позволяющие определить уровень развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Методический инструментарий включает набор диагностических методик, проводимых в разных формах: индивидуальная, групповая.
В соответствии с выделенными критериями были подобраны диагностические методики:
- опросник «Духовно-нравственные понятия», автор Л.В. Строганова [38];
- методика «Закончи предложение», автор В.П. Провоторова [34];
- методика «Ситуации», автор Д.П. Неводова [26];
- методика «Размышляем о жизненном опыте», автор В.Т. Чепиков [43].
Использование народных сказок в системе воспитания нравственных качеств считаем наиболее приемлемым, так как это позволяет сочетать интересы всех одноклассников:
- участие детей помогает максимально обогатить и обобщить их знания и представления о нравственных поступках;
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем.
В ходе формирующего эксперимента проводилась систематическая работа по развитию нравственных качеств младших школьников в урочной форме.
В ходе развития нравственных качеств на уроках литературного чтения с использованием народных сказок создавались неоднозначные ситуации, которые позволяли школьникам встать на место главных героев, представить для себя как бы они поступили в той или иной ситуации. Выбранные нами сказки воздействовали на нравственные качества ребенка благодаря их сказочной атмосфере, позволяли затронуть глубину души ребенка, проявить потенциал нравственных качеств.
Таким образом, по завершению первого этапа исследования, мы видим, что большее количество детей как экспериментальной, так и контрольной группы имеют средний либо низкий уровень развития нравственных качеств. Это дети, у которых отсутствуют представления нравственных качествах, либо не стараются их использовать в своем поведении. Экспериментальные данные показали, что требуется большая работа по развитию уровня развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста, которую мы и будим осуществлять в рамках организации работы по развитию нравственных качеств детей младшего школьного возраста.
Таким образом, по результатам повторного диагностического обследования испытуемых была отмечена положительная динамика уровня развития нравственных качеств, чему послужила проведенная нами в рамках психолого-педагогической работы с детьми развивающая программа, направленная на развитие уровня развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста. Можно сделать вывод об эффективности данной программы.
1. Абдуллаева Н. А. Нравственное воспитание современного школьника // Известия чеченского государственного педагогического университета. 2013. № 1(7). С. 66-68.
2. Аверина Н. Г. О нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. № 11. С.14-19.
3. Агаркова Ю. С. Проблемы нравственного воспитания школьников в системе современного образования // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 561¬563.
4. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М. : Просвещение, 2007. 184 с.
5. Ахтырская Е. Н. Сказкотерапия и ее реализация на уроках литературного чтения в начальной школе // XXIX Ершовские чтения. Педагогическое образование: вызовы времени сборник научных статей. отв. ред. С. А. Еланцева. 2015. №11. С. 85 - 87.
6. Бадак Т. М. Методическое пособие: Сказка в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2014. 87 с.
7. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.psychology.academic.ru (дата обращения 23.01.2020).
8. Богуславский М. В. Настоящий Сухомлинский // Проблемы современного образования. 2010. №5. С.40-43.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика- Пресс, 1991. 536 с.
10. Гафиатулина Н. Х. Нравственная безопасность современной молодежи // Вестник института истории, археологии и этнографии. 2017. № 1(49). С. 134-144.
11. Гореликов М. И. Представители о нравственном воспитании в советской педагогике // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. № 2. 2015.
С.31-39.
12. Казиева З. М. Формирование нравственных качеств личности у младшего школьника в процессе обучения // Вестник Пермского государственно-педагогического университета. 2017. №4. С.45-51.
13. Кондрашова Е. Н. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения в процессе реализации ФГОС НОО. Магнитогорск, 2015. 78 с.
14. Концепция нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2010. 89 с.
15. Короткова Л. Д. Нравственное воспитание средствами авторских сказок. М. : Просвещение, 2011. 244 с.
16. Кроль В. М. Педагогика : учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 20018. 303 с.
17. Лагодина Е. Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. М. : Просвещение, 2006. 189 с.
18. Леонова Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников // Начальная школа. 2010. № 5. С.22-26.
19. Логинова Н. А. Психологическая наука - дело всей жизни Бориса Герасимовича Ананьева // Журнал «Санкт-Петербургский университет». № 14. 2007. С.13-19.
20. Лупандина Е. А. Нравственное развитие и воспитание младших школьников. М. : Юнити-Дана, 2018. 126 с.
21. Мандель Б. Р. Педагогика: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2014. 287 с.
22. Максакова Л. В. Нравственное воспитание современного младшего школьника // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Международной научной конференции. 2018. №4. С.47-54.
23. Маркина О. А. Деятельность на уроках русского языка в начальной школе // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: матер. Всеросс. науч.- практич. конф. г. Балашов, 26 - 27 марта 2019 г. / под ред. Е. Н. Ахтырской, Е.А. Казанковой. Саратовский источник. №7. 2019. С. 156 - 159.
24. Метлик И. В. Нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // Воспитание школьников. 2012. № 2. С. 9-18.
25. Методический материал «Концепция Щурковой Н.Е.»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://infourok.ru/metodicheskiy-material-koncepciya-schurkovoy-ne-2571644.html (дата обращения
05.02.2020).
26. Неводова Д. П. О нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 8. С.25-27.
27. Низамова М. Р. Уроки литературного чтения, как средство нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. 2018. №2. С.28-31.
28. Нравственное воспитание личности в условиях реализации новых образовательных стандартов: сборник выступлений на общественно-педагогическом форуме «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России». Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 39 с.
29. Нурутдинова А. А. Нравственное воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности // Искусство в школе. № 1. 2017. С. 64 - 66.
30. Ольховецкая Е. М. Нравственная воспитанность младших школьников как результат нравственного воспитания // Новая наука: проблемы и перспективы. 2015. № 5. С. 66-69.
31. Основы нравственной культуры (энциклопедический словарь
педагога) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.spiritual_culture.academic.ru/748 (дата обращения 13.01.2020).
32. Поддубская Г. С. Воспитательная работа в начальной школе : педагогическая диагностика. Могилев : УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2019. 52 с.
33. Пронина С. И. Использование метода сказкотерапии при формировании нравственного мировоззрения младших школьников // Инновационное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов. №6. 2019. С. 90 - 93.
34. Провоторова В. П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности // Начальная школа. 2016. № 1. С. 51-53.
35. Салеев В. М. Формирование нравственной культуры личности. М. : Просвещение, 2018. 123 с.
36. Сластёнин В. А. Педагогика. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
37. Сопова Н. В. Формирование нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации : монография. - Воронеж : Воронежский государственный педагогический институт, 2009. 184 с.
38. Строганова Л. В. Беседы на тему нравственности для младших школьников : методический материал. М. : Педагогика, 2013. 75 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2018. 48 с.
40. Фролова П. И. Психология и педагогика : учебное пособие. Омск: Изд-во СибАДИ, 2012. 429 с.
41. Харламов И. Ф. Педагогика : учебник. МН. : Университетское, 1999. 560 с.
42. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования. М. : Изд. дом ГУУ, 2017. 131 с.
43. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учебно-методическое пособие. - Гродно : ГрГУ, 2001. 189 с.
44. Чепикова Л. В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Воспитание школьников. 2007. № 8. С. 37-38.
45. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. М. : Логос, 1996. 320 с.
46. Шегаева А. В. Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе. М. : Буки-Веди, 2014. 153 с.
47. Шестопал Е. Б. Социокультурные угрозы и риски в современной России // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 90-99.
48. Шитякова Н. П. Теоретико-методологические основы и практика нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования : монография. Челябинск : ЧГПУ, 2004. 172 с.
49. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез. М. : Педагогика, 2012. 185 с.
50. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. №4. С.24-29.