Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития осязательного восприятия у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством дидактической игрушки 9
1.1 Теоретические основы развития осязательного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 9
1.2 Дидактическая игрушка как средство развития осязательного восприятия у детей с нарушением зрения 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию осязательного восприятия у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством дидактической игрушки 23
2.1 Изучение уровня развития осязательного восприятия у детей 4-5 лет с нарушением зрения 23
2.2 Содержание и методика развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки 36
2.3 Оценка эффективности развития осязательного восприятия у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством дидактической игрушки 51
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение 64
Самый большой процент информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора. При участии и под контролем зрения ребенок осуществляются все движения и предметно-практические действия почти с самого рождения. Полная слепота или глубокое поражение зрения обуславливают значительные ограничения чувственного познания.
Различные нарушения зрения накладывают свой специфический отпечаток на развитие детей, так как они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и овладение детьми предметно-практической деятельностью.
У детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности, плохо развита моторика пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации и полностью полагаются на визуальную ориентировку.
Осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира ребенком с глубокими нарушениями зрения, ведь именно оно дает ребенку возможность получить конкретные, реальные представления об окружающем пространстве и находящихся в нем предметах.
Многочисленные исследования показывают, что у детей с нарушением зрения сензитивная чувствительность к познанию окружающего мира снижена. Снижение остроты зрения, его монокулярный характер, а также нарушение двигательных функций глаз осложняют процесс познания окружающей действительности, что приводит к обеднению зрительных впечатлений, к их фрагментарности и неустойчивости образов.
Решение данной проблемы возможно при условии целенаправленной коррекционной работы, в которой важное место занимает решение задач развития компенсаторных процессов.
Проблема компенсации зрительной недостаточности принадлежит к числу наиболее важных в тифлопедагогике. Роль осязания в усилении компенсаторных процессов при слепоте и слабовидении теоретически обоснована в трудах М.И. Земцовой, Р.Б. Каффеманаса, Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова.
В последнее время появились исследования по вопросам развития осязательного восприятия как средства компенсации зрительной недостаточности дошкольников с нарушением зрения. Однако нельзя считать исчерпанными проблемы развития осязательного восприятия у данной категории детей. Остаются вопросы в подборе эффективных средств развития восприятия, в том числе осязательного.
Использование дидактических игрушек в работе с дошкольниками представлены в исследованиях Л.В. Артемова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др. Ведь любая дидактическая игрушка перед ребенком ставит обучающую задачу. В самой игрушке, ее конструкции или содержании игры заложены условия решения этой задачи. В игре с дидактической игрушкой ребенок получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
Однако существует проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития осязательного восприятия. Она состоит в том, что игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения практически не предлагает наша промышленность, поэтому педагогам приходится пользоваться тем, что массово выпускается для детей, адаптировав эти игрушки для своих целей или пользоваться рукотворными играми и игрушками.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия и недостаточным использованием и разработанностью дидактических игрушек соответствующего назначения для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие осязательного восприятия у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством дидактической игрушки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия.
Предмет исследования: дидактические игрушки как средство развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия.
Гипотеза исследования: развитие у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки будет эффективно, если:
• разработана дидактическая игрушка с учетом особенностей осязательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения;
• подобраны задания с дидактической игрушкой, включающие ситуации выбора, называния, узнавания основных свойств и признаков предметов;
• организована самостоятельная деятельность детей с дидактической игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки.
2. Выявить уровень развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия.
3. Разработать и апробировать методику развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические исследования в области развития тактильного восприятия (Б.Г. Ананьев, Н.Р. Бабаджанова, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, А.В. Ярмоленко).
• исследования роли осязания в усилении компенсаторных процессов при слепоте и слабовидении (М.И. Земцова, Р.Б. Каффеманас, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, Б.К. Тупоногов).
• исследования о развитии умения целенаправленно наблюдать предметы посредством осязания (Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.А. Ремезова, Е.В. Селезнева).
• исследования об использовании дидактических игрушек в работе с дошкольниками с нарушением зрения (Л.В. Артемова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др.)
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования дидактических игрушек для детей 4-5 лет с нарушением зрения в процессе развития осязательного восприятия.
Теоретическая значимость исследования:
• обоснована возможность развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки;
• разработана методика развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что задания с дидактической игрушкой по развитию у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия может быть использована в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: Детский сад № 173 «Василек» АНО «Планета детства «Лада». В исследовании принимали участие 13 детей 4-5 лет с нарушением зрения.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 источников), приложения. Работа содержит 14 таблиц, включает в себя 4 приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 4-5 лет осязательного восприятия посредством дидактической игрушки является актуальной в настоящее время. Проблема компенсации зрительной недостаточности принадлежит к числу наиболее важных в тифлопедагогике. Роль осязания в усилении компенсаторных процессов при слепоте и слабовидении теоретически обоснована в трудах М.И. Земцовой, Р.Б. Каффеманаса, Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, Б.Г. Тупоногова.
Использование дидактических игрушек в работе с дошкольниками представлены в исследованиях Л.В. Артемова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др. Ведь любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры. В игре с дидактической игрушкой ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Выявление уровня осязательного восприятия у детей 4 -5 лет с нарушением зрения показало, что 54% детей имеют низкий уровень осязательного восприятия. Это позволяет говорить о том, что у детей с нарушением зрения снижен уровень развития навыков передачи осязательных свойств, таких как геометрическая форма, величина, материал и его поверхность, а также о разрыве между зрительным образом и словом.
Развитие у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки возможно, если:
• подобрана дидактическая игрушка в соответствии с осязательными свойствами предметов, возможными для освоения в этом возрасте;
• разработаны задания с дидактической игрушкой, включающие ситуации выбора, называния, узнавания основных свойств и признаков предметов;
• организована самостоятельная деятельность детей с дидактической игрушкой.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки . После проведенного формирующего этапа в группе на 38% увеличилось количество детей с высоким уровнем, и лишь 16% детей не смогли преодолеть рубеж низкого уровня развития осязательного восприятия.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки.
1. Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет) [Текст] : методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова - Челябинск : Цицеро, 2009. - 96 с.
2. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова. - М. : Просвещение, 1992г.
3. Бейлина, А. Игры и игровые средства [Текст] / А. Бейлина, Ф. Фребель // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 3. - С. 56-58.
4. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгнер, П.С. Мухина. М. : 1999. - 405 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 512 с.
6. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинникова, Л.И. Солнцева. - М., 2001. - 198 с.
7. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников, имеющих нарушения зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. - Челябинск, 2008. - 206 с.
8. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова - Челябинск : «Букватор», 2006. - 113 с.
9. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики [Текст] : учеб. пособие / В.П. Ермаков - М. : ВЛАДОС, 2000. - 186 с.
10. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. • М. : Владос, 2000. - 238 с.
11. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская / Под ред. А.В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1967. - 327 с.
12. Кожанова, Н.С. Рельефно-графические пособия как средство компенсации нарушений зрения [Текст] / Н.С. Кожанова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - Вып. • С. 3.
13. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы [Текст] / В.М. Козубовский. - М., 2008. - 144 с.
14. Колесникова, Е. Нарисуем желтый круг: Развитие сенсорных навыков у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Колесникова // Обруч. - 2006. - Вып. 4. - С. 40-41.
15. Лаврентьева, Г.П. Практическая психология для воспитателя: сб. тестов для выявления уровня развития ребенка [Текст] / Т.М. Титаренко. - Киев, 2002. - Вып. 2.- 124 с.
...