Социальная поддержка лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами (Московский Университет им. С.Ю.Витте)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ 5
1.1 Социальная политика в Российской Федерации в области социальной поддержки лиц осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами 5
1.2. Понятие и категории нетрудоспособных граждан 7
1.3 Правовое регулирование социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами 12
2 ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ 16
2.1 Виды мер и порядок осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами 16
2.2 Проблемы правового регулирования компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ 5
1.1 Социальная политика в Российской Федерации в области социальной поддержки лиц осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами 5
1.2. Понятие и категории нетрудоспособных граждан 7
1.3 Правовое регулирование социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами 12
2 ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ 16
2.1 Виды мер и порядок осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами 16
2.2 Проблемы правового регулирования компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Забота о нетрудоспособных гражданах, таких как инвалиды, пожилые люди и тяжелобольные, требует много времени и усилий со стороны их родственников и близких. Эти люди зачастую вынуждены оставлять свои работу и потратить большое количество времени на уход за своими близкими. Однако, не всегда возможно обеспечить полный уход и поддержку без помощи со стороны государства и общества. В связи с этим, социальная поддержка для лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, является очень важным вопросом, который требует особого внимания со стороны государственных и общественных организаций.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что согласно официальным статистическим данным только на 1 января 2022 года численность инвалидов на территории Российской Федерации составила 11330574 человек . Это означает, что 7.71% граждан России имеют какую-либо форму инвалидности. Это значительное число людей, которые нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны общества и государства. Эти цифры также указывают на необходимость обеспечения социальной поддержки не только для инвалидов и граждан, нуждающихся в постоянном уходе, но и лиц, осуществляющих такой уход за ними.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате оказания социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.
Предметом курсовой работы является действующее российское законодательство в сфере социального обеспечения и организации социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.
Цель работы – выделение, исследование и решение существующих проблем совершенствования правового регулирования организации социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- описать социальную политику в в Российской Федерации в области социальной поддержки лиц осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами;
- определить понятие и категории нетрудоспособных граждан;
- проанализировать правовое регулирование социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами;
- указать виды мер и порядок осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
- исследовать проблемы правового регулирования компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
В ходе написания курсовой работы применялись следующие методы исследования: общенаучные методы познания: методы аналогии, анализа и синтеза; а также частноправовые методы исследования: системно-правовые и формально-юридические, статистические и логические методы.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что согласно официальным статистическим данным только на 1 января 2022 года численность инвалидов на территории Российской Федерации составила 11330574 человек . Это означает, что 7.71% граждан России имеют какую-либо форму инвалидности. Это значительное число людей, которые нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны общества и государства. Эти цифры также указывают на необходимость обеспечения социальной поддержки не только для инвалидов и граждан, нуждающихся в постоянном уходе, но и лиц, осуществляющих такой уход за ними.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате оказания социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.
Предметом курсовой работы является действующее российское законодательство в сфере социального обеспечения и организации социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.
Цель работы – выделение, исследование и решение существующих проблем совершенствования правового регулирования организации социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- описать социальную политику в в Российской Федерации в области социальной поддержки лиц осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами;
- определить понятие и категории нетрудоспособных граждан;
- проанализировать правовое регулирование социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами;
- указать виды мер и порядок осуществления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
- исследовать проблемы правового регулирования компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
В ходе написания курсовой работы применялись следующие методы исследования: общенаучные методы познания: методы аналогии, анализа и синтеза; а также частноправовые методы исследования: системно-правовые и формально-юридические, статистические и логические методы.
Проведенное исследование позволило сделать ряд следующих выводов и практических рекомендаций, исходя из задач, поставленных во введении:
1. Сегодня стратегия социальной политики Российской Федерации, связанной с оказанием поддержки лицам, занимающимся уходом за нетрудоспособными гражданами, направлена на создание комфортных условий для их жизни и ухода за ними.
2. В связи с особым практическим значением понятия «нетрудоспособный» считаем, что сегодня возникла необходимость установить единое понимание терминологии в области социального обеспечения и создать официальное определение понятия «нетрудоспособность». Это понятие играет важную роль в назначении пенсий, пособий и компенсаций, и потому важно определить критерии и основания для его применения. Необходимо помнить, что нетрудоспособность является одним из социально-правовых оснований, на которые может полагаться социальное обеспечение, только если это предусмотрено законом.
Мы считаем, что полное и точное определение понятия «нетрудоспособность» не может быть основано только на физическом и психическом здоровье, а должно учитывать также социальное благополучие, ограничения в жизнедеятельности, возрастные ограничения и невозможность зарабатывать средства к существованию по социальным причинам, описанным в законодательстве, которое регулирует обеспечение пенсиями, пособиями и компенсациями. Такое определение будет включать признаки и характеристики понятия и подчеркивать узкий и широкий смысл нетрудоспособности в социальном обеспечении, связанный с правовыми последствиями, которые устанавливает законодательство.
3. При исследовании вопроса правового регулирования социально поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, было выяснено, что, в целом, в Российской Федерации имеется достаточное правовое регулирование социальной поддержки лиц, которые заботятся о нетрудоспособных гражданах. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу, являются Конституция РФ, Федеральный закон №181 от 1995 года, Указ Президента РФ №1455 от 2006 года и Постановление Правительства РФ №343 от 2007 года.
4. В настоящее время лица, которые заботятся о людях с инвалидностью первой группы или престарелых людях, могут получать компенсационные выплаты в размере 1200 рублей в месяц. Это право предоставляется неработающим гражданам, которые занимаются уходом, а также студентам дневных форм обучения, которые также оказывают помощь нуждающимся. В некоторых регионах России эта сумма может быть больше благодаря наличию районного коэффициента, который повышает размер выплаты. Постановлением Правительства РФ №343 от 2007 года был установлен порядок предоставления компенсационных выплат, который содержит конкретные основания для их получения.
5. Изучение проблем, связанных с правовым регулированием компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, привело к выводу о необходимости внесения изменений в Правила выплат для повышения социальной защищенности нетрудоспособных граждан в Российской Федерации.
Одной из предлагаемых нами мер для улучшения социальной защищенности нетрудоспособных граждан является установление максимального числа людей, за которыми может ухаживать один уходящий. При этом необходимо учитывать физические возможности и квалификацию уходящего, а также особенности и потребности каждого конкретного гражданина, за которым он ухаживает. Решение о максимальном количестве лиц, за которыми может ухаживать одно лицо, должна принимать медицинская комиссия, и мы считаем, что это число не должно превышать 4 человек.
Также предлагаем увеличить размер компенсационной выплаты для неработающих граждан, оказывающих уход, до уровня минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом с 1 января 2023 года в размере 16 242 рубля в месяц . Это позволит им эффективно заботиться о нетрудоспособных гражданах, которые, как правило, нуждаются в постоянном ежедневном уходе. Такое решение поможет улучшить их социальную защищенность.
Для успешного внедрения предложенного выше мероприятия, необходимо на законодательном уровне установить строгий контроль со стороны органов социального обеспечения за оказанием помощи нетрудоспособным людям, а также запретить делить выплаты между нетрудоспособным гражданином и лицом, оказывающим ему уход. Если лицо, оказывающее уход, не справляется со своими обязанностями по уходу за нетрудоспособным человеком, то ему следует предъявлять ответственность.
1. Сегодня стратегия социальной политики Российской Федерации, связанной с оказанием поддержки лицам, занимающимся уходом за нетрудоспособными гражданами, направлена на создание комфортных условий для их жизни и ухода за ними.
2. В связи с особым практическим значением понятия «нетрудоспособный» считаем, что сегодня возникла необходимость установить единое понимание терминологии в области социального обеспечения и создать официальное определение понятия «нетрудоспособность». Это понятие играет важную роль в назначении пенсий, пособий и компенсаций, и потому важно определить критерии и основания для его применения. Необходимо помнить, что нетрудоспособность является одним из социально-правовых оснований, на которые может полагаться социальное обеспечение, только если это предусмотрено законом.
Мы считаем, что полное и точное определение понятия «нетрудоспособность» не может быть основано только на физическом и психическом здоровье, а должно учитывать также социальное благополучие, ограничения в жизнедеятельности, возрастные ограничения и невозможность зарабатывать средства к существованию по социальным причинам, описанным в законодательстве, которое регулирует обеспечение пенсиями, пособиями и компенсациями. Такое определение будет включать признаки и характеристики понятия и подчеркивать узкий и широкий смысл нетрудоспособности в социальном обеспечении, связанный с правовыми последствиями, которые устанавливает законодательство.
3. При исследовании вопроса правового регулирования социально поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, было выяснено, что, в целом, в Российской Федерации имеется достаточное правовое регулирование социальной поддержки лиц, которые заботятся о нетрудоспособных гражданах. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу, являются Конституция РФ, Федеральный закон №181 от 1995 года, Указ Президента РФ №1455 от 2006 года и Постановление Правительства РФ №343 от 2007 года.
4. В настоящее время лица, которые заботятся о людях с инвалидностью первой группы или престарелых людях, могут получать компенсационные выплаты в размере 1200 рублей в месяц. Это право предоставляется неработающим гражданам, которые занимаются уходом, а также студентам дневных форм обучения, которые также оказывают помощь нуждающимся. В некоторых регионах России эта сумма может быть больше благодаря наличию районного коэффициента, который повышает размер выплаты. Постановлением Правительства РФ №343 от 2007 года был установлен порядок предоставления компенсационных выплат, который содержит конкретные основания для их получения.
5. Изучение проблем, связанных с правовым регулированием компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, привело к выводу о необходимости внесения изменений в Правила выплат для повышения социальной защищенности нетрудоспособных граждан в Российской Федерации.
Одной из предлагаемых нами мер для улучшения социальной защищенности нетрудоспособных граждан является установление максимального числа людей, за которыми может ухаживать один уходящий. При этом необходимо учитывать физические возможности и квалификацию уходящего, а также особенности и потребности каждого конкретного гражданина, за которым он ухаживает. Решение о максимальном количестве лиц, за которыми может ухаживать одно лицо, должна принимать медицинская комиссия, и мы считаем, что это число не должно превышать 4 человек.
Также предлагаем увеличить размер компенсационной выплаты для неработающих граждан, оказывающих уход, до уровня минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом с 1 января 2023 года в размере 16 242 рубля в месяц . Это позволит им эффективно заботиться о нетрудоспособных гражданах, которые, как правило, нуждаются в постоянном ежедневном уходе. Такое решение поможет улучшить их социальную защищенность.
Для успешного внедрения предложенного выше мероприятия, необходимо на законодательном уровне установить строгий контроль со стороны органов социального обеспечения за оказанием помощи нетрудоспособным людям, а также запретить делить выплаты между нетрудоспособным гражданином и лицом, оказывающим ему уход. Если лицо, оказывающее уход, не справляется со своими обязанностями по уходу за нетрудоспособным человеком, то ему следует предъявлять ответственность.



