Совершенствование управления адаптацией персонала организации (на примере Муниципального Унитарного Предприятия «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района»)
Аннотация 2
Введение 4
1. Теоретико-методологические аспекты адаптации персонала в организации 8
1.1 Сущность адаптации и ее роль в развитии персонала 8
1.2. Современные виды, этапы, методы адаптации в организации 12
2. Анализ и оценка системы адаптации персонала организации «Муниципальное Унитарное Предприятие «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» 25
2.1 Краткая характеристика организации 25
2.2 Анализ состояния системы адаптации и управления персоналом 39
3. Разработка проектных предложений по совершенствованию системы адаптации персонала организации «Муниципальное Унитарное Предприятие «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» 50
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию управления адаптацией персонала организации (на примере Муниципального Унитарного Предприятия «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района») 50
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий 53
Заключение 58
Список используемой литературы 63
Актуальность темы исследования заключается в том, что повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления персоналом, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
В настоящее время особое значение для работодателей приобретает проблема подбора кадров и последующее включение новых работников в коллектив. Каждый предприниматель стремится иметь сплоченный коллектив, и потому адаптация новых сотрудников является для него важной задачей. В то же время, в современном мире каждый человек сталкивается с необходимостью работать, а значит и вливаться в новый коллектив. Таким образом, проблема адаптации на новом месте работы становится актуальной и для самой личности.
Адаптации новых сотрудников в российских компаниях на современном этапе не уделяется должного внимания. Новые сотрудники, приходя в компанию, оказываются часто в таких же условиях, что и сотрудники, проработавшие в компании длительное время.
Практика управления персоналом значительно больше внимания уделяет таким кадровым технологиям, как отбор, переподготовка и аттестация, почти не затрагивая адаптацию новых работников, в том числе применительно к молодым специалистам.
Процесс адаптации, с одной стороны, довольно изучен в специальной литературе и достаточно подкреплен различными материалами и исследованиями.
Между тем меняющиеся условия труда вызывают явления и процессы в трудовой деятельности, которые мало исследованы, тогда как трудовая адаптация сотрудников призвана обеспечивать вхождение вновь прибывшего персонала в рабочий процесс и его приобщение к корпоративной культуре организации максимально быстро и ровно.
Наблюдаемое в последние десятилетия повышение этичности бизнеса и рост значимости человеческого фактора в современной организации требуют модернизации руководства социальными процессами, которые сопровождают управление трудовыми ресурсами.
В настоящее время каждая организация, которая ориентирована на рост и развитие в условиях жесткой конкуренции, должна постоянно искать пути оптимизации и усовершенствования собственной работы. В этой ситуации необходимо уделять внимание рациональному использованию всех ресурсов, которыми обладает компания. И одним из важнейших ресурсов представляется персонал компании. Надежный залог успешной деятельности любой организации представляет персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и творческим потенциалом.
Результативность сотрудника в большинстве ситуаций детерминируется тем, в какой степени приспособлены сам сотрудник и компания, в том числе от адаптации вновь принятого специалиста.
Для быстрого освоения новых функциональных обязанностей, установления доброжелательных отношений с коллективом необходим оптимально организованный процесс адаптации вновь принятого работника. Таким образом, адаптация персонала представляет собой необходимый элемент в системе управления персоналом в организации.
К сожалению, мероприятия по улучшению процесса адаптации недостаточно серьезно воспринимаются кадровыми службами. Между тем, в современных условиях важность адаптации возрастает.
Вышеназванными положениями определяется актуальность и практическая значимость данного исследования. Кроме этого, актуальность данной темы заключается в определяющем влиянии процесса адаптации на эффективность последующей профессиональной деятельности сотрудника. Невозможно переоценить важность правильной адаптации и введения в курс дела новых сотрудников в организации.
Степень изученности темы исследования: Проблемам эффективной адаптации персонала в настоящее время уделяется много внимания. Этой проблеме посвящены исследования таких известных ученых как И.П. Волков, И.Н. Герчикова, Б.Н. Герасимова, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, С.В. Шекшня и др. Кроме отечественных исследователей, вопросами адаптации персонала давно занимаются зарубежные ученые М. Мескон, В. Вудкок, Б. Карлоф, В. Ховард и др.
Теоретической и методологической основой настоящего исследования являются прикладные и фундаментальные исследования, изложенные в работах зарубежных и российских учёных по проблеме исследования, а также практические разработки в области адаптации и развития персонала.
Цель настоящей работы - усовершенствовать систему адаптации персонала в организации.
Поставленная цель определила постановку следующих задач исследования:
1. Изучить теоретические аспекты адаптации персонала в современных организациях.
2. Исследовать и оценить системы адаптации персонала организации на примере Муниципального Унитарного Предприятия «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района».
3. Предложить мероприятия по совершенствованию системы адаптации сотрудников в данной организации.
Объектом изучения является Муниципальное Унитарное Предприятие «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района».
Предметом изучения является система адаптации персонала.
В процессе написания данной работы применялись следующие методы: метод анализа и синтеза, изучение литературных и иных источников, посвященных вопросам разработки и внедрения системы адаптации персонала, а также методы наблюдения и опросов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что вопросы эффективной адаптации персонала современных организаций могут быть решены с помощью внедрения мероприятий по повышению адаптации персонала.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной практической программы адаптации персонала.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Адаптация персонала — один из важнейших элементов системы управления персоналом организации. Тем не менее, зачастую ей уделяется недостаточно внимания, так как временные и организационные ресурсы инвестируются преимущественно в развитие системы оценки, обучения и мотивации.
Прежде чем выделить сущность системы адаптации персонала целесообразно рассмотреть сущность и содержание понятия «адаптация» с позиции справочных изданий, подходов отечественных и зарубежных исследователей в хронологическом порядке.
Система адаптации обладает сложной структурой и включает в себя меры социально-психологической, организационной, технологической, профессиональной, психофизиологической адаптации. Пока сотрудник адаптируется, он изучает свои обязанности, новый коллектив, условия работы, историю, традиции, культуру предприятия, внутренний распорядок, налаживает контакт с другими сотрудниками, становясь частью коллектива.
В разных компаниях система адаптации формируется по-разному и может состоять из разных инструментов и методов. Обычно с новичками беседуют, проводят для них тренинги, выбирают им наставников, помогающих включиться в рабочий процесс, выдают справочные и информационные материалы, проводят экскурсии по компании, вовлекают в корпоративные мероприятия.
Полноценная адаптационная система выгодна как организации, так и персоналу. Для предприятия она полезна тем, что сокращает период привыкания сотрудника, помогая ему выйти на необходимый уровень производительности. Кроме того, адаптационная система сводит вероятность серьезных проблем, связанных с ошибками новых работников, к минимуму. Она бережет время опытных сотрудников, так как им не нужно опекать новичка. Кроме того, система адаптации персонала сокращает текучесть кадров.
Для сотрудников адаптационная система тоже важна. Мероприятия по адаптации персонала помогают новичку быстрее освоиться в коллективе, обрести нужные знания и навыки для работы, побороть стресс, справиться с повышенной тревожностью, ощутить поддержку компании, стать уверенными в своих возможностях и значимости в коллективе при достижении общих целей.
В общем виде процесс адаптации представляет собой процесс приспособления к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом разделе настоящего исследования были рассмотрены аспекты адаптации, определена ее сущность, цели, задачи и факторы, влияющие на нее.
Аналитическая часть работы представляет собой системный анализ действующей системы адаптации в МУП «УККР», которая в общем и целом эффективна, однако требует определенных корректировок для увеличения производительности труда в целом по компании.
Предлагаемая программа адаптации даст возможность новым специалистам без затруднений адаптироваться в новом трудовом коллективе, этому будет способствовать программа наставничества и корпоративные мероприятия, проводимые в компании. Разработанные мероприятия по адаптации новых специалистов для данной организации ориентированы на снижение психологического дискомфорта и будут способствовать качественному исполнению своих должностных обязанностей новых сотрудников.
Ожидаемым эффектом от предложенных мероприятий является поддержание здорового морального и психологического климата в компании, повышение уровня производительности, сокращение ошибок, которые образуются в процессе адаптации, снижение потерь связанных с текучестью кадров, особенно на испытательном сроке работы.
Таким образом, применение предложенных мероприятий на практике трудовой адаптации новых специалистов позволит закрепить новых специалистов на рабочих местах, сократит срок обучения работника на рабочем месте, повысит интерес к работе вследствие чего повысится эффективность деятельности всей организации.
По итогам настоящей работы можно сделать следующие выводы:
Рассматривая теоретические аспекты адаптации персонала, можно отметить, что адаптация - это поэтапное включение персонала в процесс работы предприятия. Адаптация бывает первичная, для вновь нанятых сотрудников и вторичной - для переведенных сотрудников из одного в другое подразделения.
Ухудшение адаптационного процесса влияет на многие социально-экономические показатели, основными из которых являются:
1. расходы предприятия на персонал;
2. снижение эффективности производства;
3. увеличение коэффициента текучести;
4. снижение благоприятной трудовой атмосферы в коллективе.
В данной работе было проведено исследование деятельности МУП «УККР» по адаптации персонала. Анализ системы адаптации на предприятии показал, что организация предоставляет широкие возможности для профессионального, карьерного и личностного роста своим сотрудникам. Человек эффективен, если он постоянно улучшает свои навыки и пользуется актуальными средствами для достижения цели.
Для новичков в компании проводятся адаптационные мероприятия, которые помогают быстро войти в коллектив и стать членом команды, а система наставничества позволяет в кратчайшие сроки познакомиться с корпоративными стандартами и спецификой работы. Адаптационные мероприятия проводятся на предприятии. Традиционно - это наставничество, нетрадиционные методы - это пособия, возмещение расходов на жилье, страхование.
В ходе анализа было выявлено, что наблюдается рост коэффициента текучести кадров. При этом наблюдается ряд проблем:
1) на предприятии отсутствует целостная единая программа обучения адаптантов и наставников, хотя она разработана и внедрена лишь частично;
2) на первоначальном этапе нет должного информирования нового сотрудника;
3) молодые специалисты ощущают сложности вхождения в коллектив.
Привлечение целеустремленной, инициативной и перспективной молодежи, а также последующая работа с ней - одна из основных стратегических задач кадровой политики предприятия МУП «УККР», поэтому необходимо усовершенствовать систему адаптации персонала, а именно разработать программу адаптации и программу развития молодых специалистов анализируемого предприятия.
По результатам нашего исследования были предложены следующие рекомендации:
В МУП «УККР» необходимо реализовать программу развития молодых специалистов «Три ступени» - распределение мероприятий по годам работы молодого специалиста. Программу адаптации новых сотрудников необходимо разрабатывать по пунктам, и в лучшем случае усовершенствовать и постоянно корректировать. В дальнейшем случае она может стать частью культуры организации.
Профессиональная адаптация и функциональные обязанности нового сотрудника находятся в компетенции руководителя организации. За установлением коммуникаций и социальной адаптацией следит менеджер по персоналу. В документ рекомендуют включить план работы нового сотрудника и ознакомить его с этим. Он должен содержать четкую модель для начинающих руководителей. Если в компании приняты тренинги, то данные об этом включают также в положение, с указанием ответственных за этих сотрудников. Обязательно нужно ввести в положение отчетность ответственных за процедуру. Это поможет подвести промежуточные итоги и сделать окончательные выводы по каждому новичку.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2014. - 252 с.
2. Анисимов, О. С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. — Новгород, 2013. — 334 с.
3. Аширов Д.А. Управление персоналом. - М.: Высшее образование и наука, 2013. - 336 с.
4. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика : учебник для бакалавров / Т. Ю. Базаров. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 381 с.
5. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 264 с.
6. Веснин, В. Р. Управление персоналом: теория и практика. Электронный учебник, под ред. В. Р. Веснина. — М.: КНОРУС, 2009. — 677 с.
7. Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб, и доп. — М.: Экономистъ, 2014. — 670 с.
8. Волгин А. П. Управление персонал в условиях рыночной экономики. - М.: Инфра, 2013. - 491 с.
9. Волгин А.П. Модин А.А. Матиркина В.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М.: Дело, 2013. - 331 с.
10. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 422 с.
11. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. Теория управления: Учебник. - М.: РАГС, 2014. - 560с.
12. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
13. Зайцева Т. В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
14. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие/ Н.И. Кабушкин - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2014. - 602 с.
15. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2014. - 144 с.
...