Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.1 Сущность познавательных универсальных учебных действий
младших школьников, уровни их развития 7
1.2 Занимательный материал как средство развития познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с помощью занимательного материала 21
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 21
2.2 Организация работы по развитию познавательных
универсальных учебных действий младших школьников с помощью занимательного материала 29
2.3 Оценка результатов работы по развитию познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А Анкетирование А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника» 47
Приложение Б Методика А. В. Полипенко «Выделение существенных признаков» 48
Приложение В Уровни сформированности познавательных УУД у младших школьников на констатирующем этапе 50
Приложение Г Конспекты самостоятельно проведенных уроков 51
Приложение Д Уровни сформированности познавательных УУД у младших школьников на контрольном этапе 59
Актуальность исследования. В современном обществе существует потребность в мыслящих, инициативных и творческих выпускниках школы, обладающих широким кругозором и прочными знаниями. Школе в таких условиях, с учетом модернизации системы образования, приходится искать возможные пути, позволяющие выполнять данный заказ общества.
В связи с этим, актуальной остается проблема развития у детей младшего школьного возраста, который является важным периодом в жизни человека, познавательных универсальных учебных действий (УУД).
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования говорится, что «познавательные УУД являются умственными действиями, которые направлены на планирование, осуществление, а также анализ познавательной деятельности и управление ею на основе таких способов, какие используются в рамках учебной деятельности, а также при решении различных проблем в конкретных жизненных ситуациях и получены при изучении учебных предметов».
Познавательная деятельность школьников направлена на успешное усвоение информации и формирование необходимых навыков.
Учитывая особенности младшего школьного возраста, как сенситивного периода в усвоении знаний, является необходимым создание психолого-педагогических условий для развития познавательных УУД, что считается важным для подготовки к дальнейшему обучению.
Для того, чтобы обучение и воспитание содействовало становлению личности, нужно «разбудить» в ребенке познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и, которая лежит в основе развития познавательных УУД.
Познавательная потребность не является врожденным качеством, а развивается в результате воспитания и может стать средством педагогического воздействия, в частности, средством по развитию у младших школьников познавательных УУД.
Познавательная активность, вызванная занимательным материалом, создает условия для запоминания, повторения, закрепления или усвоения нужной информации, вызывает активизацию психических процессов и функций детей.
Помимо этого, благодаря занимательному материалу знания используются в новых ситуациях, вносится разнообразие и интерес в обычный учебный процесс. Все это еще раз подтверждает актуальность темы исследования.
Объектом исследования является процесс развития у младших школьников познавательных УУД в ходе обучения.
Предмет исследования: применение занимательного материала на уроках в начальной школе как средства развития познавательных УУД.
Целью исследования является выявление и обоснование эффективности применения занимательного материала на уроках в начальных классах для развития познавательных УУД у обучающихся при условии индивидуального подхода и использования различных форм работы на разных этапах урока.
Гипотеза исследования: применение занимательного материала на уроках для развития у младших школьников познавательных УУД будет эффективным, если:
- осуществляется учет индивидуальных особенностей младших школьников;
- используется занимательный материал на разных этапах уроков;
- применяются различные формы работы при использовании
занимательного материала на уроках.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
- раскрыть сущность познавательных УУД младших школьников;
- определить уровни развития познавательных УУД младших школьников;
- рассмотреть занимательный материал в качестве средства развития познавательных УУД младших школьников;
- экспериментальным путем проверить эффективность использования занимательного материала как средства развития познавательных УУД младших школьников.
База исследования: средняя общеобразовательная школа п.Сосновка Белоярского района. В исследовании приняли участие 25 учащихся 4 класса.
Для решения задач были применены методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний по исследуемой проблеме;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование по Методике А.А. Горчинской (оценка познавательной активности младшего школьника), Методика А. В. Полипенко «Выделение существенных признаков» (определение уровня познавательных УУД младших школьников), Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (определение уровня познавательных УУД младших школьников).
Практическая значимость исследования. Результаты исследования по использованию занимательного материала, который способствует развитию познавательных УУД, могут быть применены в практике обучения и воспитания младших школьников учителями в начальных классах.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Целью выпускной квалификационной работы было выявление и обоснование эффективности применения занимательного материала на уроках в начальных классах для развития познавательных УУД у обучающихся при условии индивидуального подхода и использования различных форм работы на разных этапах урока.
В соответствии с целью решены следующие задачи:
- раскрыта сущность познавательных УУД младших школьников;
- определены уровни развития познавательных УУД младших школьников;
- рассмотрен занимательный материал как средство развития
познавательных УУД младших школьников;
- экспериментальным путем проверена эффективность использования занимательного материала как средства развития познавательных УУД младших школьников.
На основе изучения и анализа литературы можно сделать следующие выводы:
- обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека;
- познавательные УУД - это действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, которые помогают ставить цели и достигать их, включаться в совместную деятельность ;
- развитие любого учебного действия происходит в деятельности ;
- создавая условия для поэтапного развития УУД, учителя развивают у учеников способность учиться, помогают быть самостоятельными в учебном процессе и жизни;
- выполнение занимательных заданий способствует развитию познавательных способностей школьников и их постоянному совершенствованию.
Для оценки уровня сформированности познавательных УУД младших школьников, разработки уроков и выбора наиболее подходящего занимательного материала для работы с младшими школьниками, было проведено исследование на базе Средней общеобразовательной школы п. Сосновка Белоярского района. В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 9-11 лет, учащиеся 4 класса.
Анализ результатов диагностики сформированности познавательных УУД показал, что преобладают низкий и средний уровни развития познавательных УУД у младших школьников, что определило необходимость разработки занимательных заданий, направленных на повышение уровня познавательных УУД.
В связи с этим, при учете возрастных особенностей учеников и результатов констатирующего исследования был разработан цикл уроков для 4 класса, где на каждом занятии использовались занимательные задания.
Уровень познавательных УУД младших школьников после применения занимательных заданий на уроках значительно вырос. Было выявлено расширение кругозора младших школьников и, соответственно, повышение уровня их успеваемости по предметам, в рамках которых использовались занимательные задания. В ходе применения занимательного материала в процессе обучения на уроках у большинства школьников был отмечен рост познавательной активности. Появилось внимание у детей младшего школьного возраста к своим способностям, повысилась их успеваемость и улучшилось эмоциональное состояние.
Итак, результаты исследования убеждают в эффективности организации и проведения занятий с использованием занимательного материала в качестве средства развития познавательных УУД.
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от
11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) [Электронный ресурс] URL: http:
//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/(дата обращения: 10.09.2021).
2. Аксенова М. В. Задачи на делимость натуральных чисел как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2019/0.htm(дата обращения: 10.09.2021).
3. Аксюченко В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков. М.: Просвещение, 2017. 138 с.
4. Асмолов А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе / А.Г. Асмолов. М.: Гостехиздат, 2017. 218 c.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. / А. Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2018. 151 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 2018. 192 с.
7. Байбородова Л. В. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение / отв. ред. Л. В. Байбородова. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 363 с.
8. Бакулина Г. А., Шулятьева А. А. Нетрадиционные приемы (упражнения) формирования фонетических знаний младших школьников на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 431-435. [Электронный ресурс] URL: http://e- koncept.ru/2017/770892.htm(дата обращения: 10.09.2021).
9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. 352 с.
10. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 2017. 241 с.
11. Гапонова С. Н. Формирование метапредметных результатов на
уроках немецкого языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. С. 21-25. [Электронный ресурс] URL: http://e-
koncept.ru/2018/0.htm (дата обращения: 10.09.2021).
12. Давыдова С. В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры / С. В. Давыдова // Молодой ученый. 2016. №2. С. 788-790.
13. Демидова Т.Е. Профессиональная подготовка учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников / Т.Е. Демидова. Брянск: Изд. БГУ, 2018. 116 с.
14. Дусавицкий А. К. Формирование мотивов учения младших школьников в зависимости от способа обучения / А. К. Дусавицкий. М.: Педагогика, 2017. 243с.
15. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П Есипов. М.: Academa, 2017. 252 с.
16. Зимнякова И. Ю. Формирование универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников // Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 532-534.
17. Зорина Ж. Г. Формирование универсальных учебных действий учащихся первой ступени // Наука и образование: новое время. 2016. № 4. С. 126-133.
18. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 2017. 104 с.
19. Коняева Е. А. Краткий словарь педагогических понятий. / Е. А. Коняева, Л. Н. Павлова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. Ун-та, 2017. 131 с.
20. Кулагина А. А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа ХХ! века» / А.А. Кулагина. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. 140 с.
21. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. М.: Academa, 2017. 354 с.
22. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / А.А. Леонтьев // Начальная школа плюс ДО и После. М.: Педагогика, 2017. 38 с.
23. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в современной психологии / Н.А. Менчинская. М .: Наука, 2018. 224 с.
24. Микерова Г. Ж. Диагностика универсальных учебных действий младших школьников //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 529-537.
25. Носова И. В. Особенности работы в малых группах. / И.В. Носова // Начальная школа плюс до и после. М.: Наука, 2019. 69 с.
26. Развитие творческой активности школьника / Под ред. А. Н. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2017. 254 с.
27. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / Е.С. Савинов // Начальная школа. М.: Педагогика, 2017. 302 с.
28. Салатаева Р. В Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе / Р.В. Салатаева // Начальная школа плюс До и После. 2016. №10. С. 88-96.
29. Смирнова З. А. Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по русскому языку / под ред. И. Т. Огородникова. М., 2017. 267 с.
30. Сычева Г. Н. Математика. Лучшие нестандартные уроки в начальной школе / Г. Н. Сычева. М.: Феникс, 2018. 172 с.
31. Талызина Н. Ф. Фоpмиpование познавательной деятельности младших школьников. / Н. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 2017. 177 с.
32. Трегубова Г. В. Развитие творческого мышления на уроках. / Г. В. Трегубова. М., 2017. 199 с.
33. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. 167 с.
34. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков обучающегося на уроках физики. М.: Просвещение, 2017. 122 с.
35. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 2017. 267 с.
36. Федоренко О. О., Пожидаева Т. В. Условия формирования
вычислительных умений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 436-438. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2017/770893.htm (дата
обращения:10.09.2021).
37. Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся / Р. А. Хабиб. М.: Педагогика, 2017. 234 с.
38. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова М.: Педагогика. 2016. 315 с.
39. Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников / Т.И. Шамова. Москва: Педагогика, 2017. 352 с.
40. Шилова Н. А., Зубарева Н. С. Формирование исследовательских
умений младших школьников на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 1776-1780. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2017/970682.htm(дата
обращения:10.09.2021).