Правовое регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (Право организация социального обеспечения, Уральский Государственный Юридический Университет)
Введение 3
Глава 1. Основные понятия, связанные квотированием рабочих мест 5
1.1. Понятие «инвалид», критерии определения инвалидности 5
1.2. Понятие, цели и задачи квотирования рабочих мест 6
Глава 2. Нормативно-правовая регламентация квотирование рабочих мест для инвалидов 10
2.1. Источники правового регулирования квотирования рабочих мест для инвалидов в России10
2.2. Порядок выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов 14
2.3. Ответственность за невыполнение квоты 19
Заключение 21
Список литературы 22
Политика государства в отношении инвалидов, а в частности, в вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов, определяется Основным законом государства. В п.1 статьи 7 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В пункте 2 этой же статьи подчеркивается, что в России под защитой находятся труд и здоровье людей, устанавливается поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Если рассмотреть официальную статистику инвалидов в России, которая на мой взгляд совсем неутешительна, то по данным Росстата на 2023 год в России официально зарегистрировано 10933 миллионов человек с инвалидностью.
Из них:
Взрослые 1 группа инвалидности – 1,282 миллиона человек,
Взрослые 2 группа инвалидности – 4,506 миллиона человек,
Взрослые 3 группа инвалидности – 4, 423 миллиона человек,
Дети-инвалиды – 722 тысяч человек.
Общая численность инвалидов, пересчитанная по отношению к 1000 человек населения, составляет 74,7 человек, что ниже уровня 2022 года. То есть по данным 2023 года, количество инвалидов в России несколько сократилось.
Несмотря на динамику снижения инвалидности среди населения России, тема трудоустройства и благосостояния инвалидов в целом остается актуальной.
Для сравнения рассмотрим статистику трудоустройства инвалидов по данным Росстата.
Статистика трудоустройства инвалидов в России неоптимистична. Всего в нашей стране работают 1,559 миллионов человек с инвалидностью. Из них:
Взрослые 1 группа – 43 тысячи человек,
Взрослые 2 группа – 511 тысяч человек,
Взрослые 3 группа – 1,005 миллионов человек.
Доля работающих инвалидов от их общего числа составляет около 13 с половиной процентов в 2022 году. По сравнению с прошлым 2021 годом, этот показатель уменьшился на 0,2%. То есть работающих лиц с инвалидностью стало меньше.
Одним из инструментов, направленных на содействие трудоустройству инвалидов является квотирование рабочих мест для инвалидов.
В 1995 году был принят Федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», нормы которого определили основы общегосударственной политики в отношении инвалидов, в частности регламентирует вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов.
Целью настоящей работы является формирования общего представления о правовом регулировании квотирования рабочих мест для инвалидов в Российской Федерации.
Можно выделить следующие задачи работы:
1. Дать определение такой группе лиц, как «инвалиды»,
2. Дать определение квотированию рабочих мест для инвалидов
3. Выявить цели и задачи квотирования рабочих мест для инвалидов
4. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы квотирования рабочих мест в РФ
5. Выявить проблемы, связанные с квотированием рабочих мест в контексте трудоустройства инвалидов.
В настоящей работе были рассмотрены основные вопросы правового регулирования квотирования рабочих мест для инвалидов. Были приведены легальные определения инвалида, специальных рабочих мест. Предложено определение квотирования рабочих мест, которое в законодательстве отсутствует.
Анализ законодательства позволил выявить цель и задачи рассматриваемого правового механизма. Видится, что основной цель. Квотирования является обеспечение занятости инвалидов, то есть состояния, когда лица с ограниченными возможностями могут осуществлять общественно полезную деятельность и иметь доход от такой деятельности.
Нормативно правовое регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Особое значение имеют подзаконные акты, которые конкретизируют процедурные требования.
Квотирование рабочих мест для инвалидов связано с обязанностью работодателя заключать трудовые договоры с инвалидами в установленном количестве, при этом работодатель обязан создавать специализированные рабочие места, которые соответствуют особенностям инвалида. Помимо указанных обязанностей работодатель должен взаимодействовать с центрами занятости и информировать их о наличии вакансий, а также о выполнении квоты.
За нарушение указанных обязанностей работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Инвалид, которому было отказано в приеме на работу вправе обратиться в суд и признать отказ в приеме на работу необоснованным.
В рамках трудовых отношений работодатель также должен соблюдать ряд ограничений и гарантий инвалидам, предусмотренных трудовым законодательством.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.04.2013.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 04.11.2022
4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 14.07.2022.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.12.2022.
6. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 24.01.2023) "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 30.01.2023.
7. Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 N 366 "Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.03.2022.
8. Закон Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ (ред. от 03.11.2022) "О содействии занятости населения в Свердловской области" (принят Законодательным Собранием Свердловской области 19.03.2013) // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 08.11.2022.
9. Приказ Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 3 февраля 2020 года N 20. // Официальный сайт Правительства Свепрдловской области http://www.pravo.gov66.ru/media/pravo/%D1%80_20_03.02.2020.pdf
Научная литература
10. Соболева Е.А. О правилах выполнения квоты для приема на работу инвалидов с 1 сентября 2022 года // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. N 9. С. 27 - 33.
11. Химиченко В. Анализ наказаний компаний за отсутствие инвалидов в штате (штрафы будут расти) // Трудовое право. 2019. N 12. С. 83 - 92. // СПС «Консультант Плюс»
Иные источники
12. Официальный сайт Росстата // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964