Введение………………………………………………………………….…...3
Этапы формирования внешней политики Ватикана (Католической церкви) и христианских церквей по отношению к «Нацистской Германии»……20
Концепция Святой Палаты по отношению к фашизму.……………..…….33
Политические взгляды Орсениго……47
Споры о национал-социолизме - Ватикан и Германия……….….……..…57
Встреча Папы Римского Пия XII и министра иностранных дел Германии Риббентропа в марте 1940 г......65
Заключение…………………………………………………………….……76
Список литературы ……80
Понимать современные тенденции относящиеся к деятельности Церкви, поможет рассматривать и изучение истории христианских церквей в период нацистской диктатуры.
Отношения между христианскими церквами и государством, а именно диктаторским режимом, возможности нахождения компромиссов, а также сохранение верности христианским ценностям – это достаточно актуальная проблема. Периодически, возникает повестка о том, чтобы создать национальные церкви, поднимаются вопросы о том, как соотносится национальное и христианское.
Существуют проблемы, касающиеся возможного мессианства того или иного народа, возможности церкви сопротивляться властям и т.д.
В духовном плане у человечества к 2000-м годам, которое пережило за такую длинную историю существования христианства различные катаклизмы, социально-политические, мало что изменилось.
Ни как не изменили ситуацию в лучшую сторону и множество цивилизационных в XX веке. На данный момент, мы становимся очевидцами очень неоднозначных изменений, регулярных столкновений, с одной стороны цивилизации с другой культуры, при это этическая составляющая является важнейшим элементом. Туда же обязательно входят и базовые принципы христианства .
Научные исследователи, церковные деятели, религиоведы и др., указывают на то, что в Европе происходят кризисные тенденции, которые затрагивают различные сферы жизни людей, как светскую, так и религиозную. В современном мире, как и в прошлых веках, продолжаются войны, такие как межрелигиозные, войны за мировые ресурсы, за различные сферы влияния и тд. Появляются различные трагические конфликты.
Можно отметить, что XX век преподнес человечеству образцы новой морали, однако большинство существовать в трудных социальных условиях, возникают религиозные, политические и этнические трения.
Мировые религии, в числе которых христианство – давным-давно сформулировали нравственные постулаты, однако сейчас наблюдается тенденция к спаду их востребованности. Честь, совесть, достоинство, чувство вины, чувство стыда – такие понятия, являющиеся, можно сказать, основой мировых религий, сейчас все меньше пользуются общественным признанием. Явление «постхристианского общества», «постхристианском времени», стало все чаще звучать в тех странах, которые до настоящего момента считались христианскими, но не всегда берется во внимание, что в основе культуры и традиций находится именно христианство. В подобных обстоятельствах, реакция христианских церквей может быт разная.
Так как человеческая природа изменчива и противоречива, то и процессы эти процессы можно рассматривать как неоднозначные. Люди, из-за предвзятости к политическим обстановкам, излишних амбиций, не умений правильно разобраться в ситуации и множестве других множества человеческих факторов, не берут во внимания в качестве урока, опыт из мировой истории, который мог бы ясно дать понять многое из происходящего сегодня. Рассматривая в данном аспекте, тема работы является очень актуальной.
В данной магистерской диссертации поднимается вопрос о том как соотносятся нравственные принципы жизни и деятельность христиан и христианских церквей. В Германии, в то время, когда под началом христианства творились страшные события, были массовые убийства, можно совершенно точно охарактеризовать как нехристианское поведение христиан. Эпоха, которая соединяла между собой социализм с крайним национализмом и расизмом.
Практически все поднятые проблемы в данной работе, к сожалению, остаются актуальными и в современном мире. Внешняя атрибутика, минимальное знание обрядов, является достаточно частой характеристикой для людей, которые относят себя к христианам, однако до истинного значения христианина им далеко. Всё это говорит, о том, что достаточно некачественно преподносится информация для изучения христианства, происходит осознанное игнорирование его сущности, это никак нельзя сопоставить с поведением отдельных групп людей, личностей, ненравственной политикой в государстве. Однако, выше сказанное можно отнести и к любой религии.
Имея в своей основе базовые ценности христианской культуры, проблема секуляризации, с ее периодическими тенденциями роста и спада в современной Европе, является проблемой взаимоотношений религиозных институтов, мировоззрений с внешним миром. В октябре 1988г., в Страбурге, Иоанн Павел II отметил, что о подлинном гуманизме впервые был говорил Христос, а Европа лишь черпает «из плодородной почвы христианства» .
Значительной частью идентичности и лица Европы являются христианские ценности. Однако, зачастую мы видим колоссальную разницу, между тем, что должно быть и реальностью, слишком часто совершаются неправедные действия, не смотря на то, что диктует нам христианская культура.
Времена, когда в Германии господствовал нацизм, считаются неблагопристойными, в том числе, как доказывает мировая история, на примере инквизиции или крестовых походов, таковой была деятельность религиозных правительств и институтов. Все сводится к этичному и нравственному наполнению светских и религиозных институтов, в то, как секулярные и религиозные сообщества наполнены христианским мировоззрением. Поэтому, исключительно в данном контексте мы сможем поднять вопрос о действительности прогрессивности мира, не возвращаясь к средневековой религиозности , в обрядовом плане, а также не обожествлять исключительно технические достижения в секулярном обществе.
Христианство, являясь важной составной частью в мировой культуре, несет ответственность за все сферы жизни человечества и активно участвует в них. Некоторые научные деятели уточняют, что христианство не является исключительно частной сферой . Можно было бы отодвинуть в сторону вопрос о достойном будущем Европы, если бы основы этического и социального воздействия в лице христианства не являлось бы важной чатью общества.
Христианская церковь несет ответственность, за общество, за то, что происходит в мире и находится во главе этой работы. Отношения между церковью и государством Германией с 1933 года по 1945, во время национал-социалистской диктатуры являются важной составляющей магистерской.
Предметом исследования в данной работе будет ценный опыт деятельности Католической и Протестантских церквей в период фашизма в Германии, можно отметить, что опыт этот достаточно неоднозначный. Церкви в тот момент проживали кризисные состояния в культуре и цивилизации. Они искали возможности выйти из этого состояния, состояния безнравственности, бесчеловечности и господства фашизма. Однако же, для приспособления к существованию в то время, у церквей были и попытки объединения с режимом. Проблемы приспособленчества и столкновений вечные, они актуальны и сейчас.
Значимая роль в политическом становлении Западных стран была отведена Католической церкви. В 1943году была воссоздана христианско-демократическая партия, она стала правящей партией на долгие годы.
В соответствии с соглашениями между Святым Престолом и Муссолини появился город-государство Ватикан – он стал новым субъектом международного права. В будущем данные соглашения отразятся на проводимой политике и взаимоотношениях между церковью и государством, а также повлияют на внутреннее устройство Римско-католической Церкви.
Было достаточно много фактов, которые давали понять, что Святой Престол пойдет на данные соглашения. С 1846 по 1878 годы это период правления папы Пия IX. Как раз в это время в Италии начинает процветать и пропагандироваться движение за независимость, лидеры «Молодой Италии» считали, что стране срочно нужны новые реформы. Период правительства Пия IX был достаточно сложный, плачевные последствия он получил и от своего преемника. Так, после бунта в феврале 1846 году папа римский Пий IX ввёл конституцию, а также пообещал светской власти для народа. Движение “Молодой Италии” и другие революционеры восприняли это в качестве положительного знака. Мадзини Джузеппе, политический деятели и лидер «Молодой Италии» сделал в то время папе предложение возглавить Рисорджименто.
Борьба за независимость в Италии никуда не ушла, так в 1859-1860 гг. революционные силы выгнали войска Австрии и северной части Италии и отправились в Рим. Рим, единственная территория, находившаяся под властью папы после поражений армии был взят только в 1870 году. от светской власти. Но он сохранил за собой право светской власти. В 1864 году папа Пий IX представил окружное послание, которое называлось «Quanta cura» , в нём он поднимает важные религиозные, социально-политические, религиозным и нравственные проблемы. Одним из разделов с самыми популярными изречениями стал сборник «Syllabus».
Историография
Немецкий историк-антиковед Кристиан Майер указывал на антифашистские позиции протестантских церквей с теологической составляющей, он рассматривает противоречия в самих протестантских церквах и их деятельности . А Штрайзанд пишет, что церковь была как раз той организацией, которая стремилась получить независимость от режима государства, основываясь на гуманном отношении и следуя принципам христианского мировоззрения. В Германии было произведено много исследований и напечатано много работ, которые поднимают вопрос нашей магистерской диссертации. Теолог и историк К. Шольдера, Г. Безир, работы данных научных деятелей в том числе захватывали период с 1934 по 1937 год истории церкви.
Многие из исследований посвящены изучению определенных конкретных проблем или отдельных конкретных земельных церквей, местных (городских и сельских) церковных общин. Есть работы, посвященные деятельности церковной прессы, церковных, церковной молодежи .
Существуют специальные центры по изучению церковной истории в годы фашизма. Это Комиссия Евангелической церкви Германии по истории церковной борьбы, Комиссия по изучению современной истории при Католической академии в Баварии, Евангелическое рабочее содружество по современной истории церкви. Работают в названном направлении различные университеты и исследовательские центры.
Работы касающиеся церковного сопротивления таких ученых как Г. Риттер и К.-Д. Брахер сходятся в том, что только церковная оппозиция представляла собой действительное сопротивление, «действительно народное движение против фашизма». Историк X. Моммзен подчеркивает, что сопротивление являлось единственной альтернативой режиму. Моммзен считает, что, для представителей христианской церкви безоговорочное отрицание гитлеровского режима с самого начала было вне всякого сомнения .
Негативную точку зрения представляют Р. Хоххут, Г. Денцер и Ф. Фабрициус, а именно сотрудничество христианских епископов, в том числе и католических, с Третьим рейхом. М. Манн уточняет, что некоторые из нацистских революционных идей многими разделялись. Они находили отклик в немецком лютеранстве больше, чем у католиков.
Отрицает наличие церковного сопротивления Г. фон Рон. Историк дает резкую критику позиции Католической церкви. Он, правда, отмечает «скрытую оппозицию католиков» .
И. К. Фест полагает, что христианские церкви не обнаруживали признаков действительного сопротивления.
Трудность в оценке происходивших событий, в оценке деятельности церквей в период фашизма, заключается в том, что в историографии нет четкого определения понятия «сопротивление», в частности, «политического сопротивления». Под антифашистским сопротивлением и марксистские, и немарксистские историки часто понимают действия, нацеленные на свержение режима и установление нового порядка, на формирование нового правительства, а также действия, осуществляемые в глубоком подполье — диверсии, листовки и т. д . Известный исследователь антифашистского сопротивления П.Штайнбах под политическим сопротивлением понимает акты, нацеленные на свержение режима . Историк Г. ван Норден, напротив, считает, имело место политическое сопротивление церквей. Любое сопротивление, по Нордену, есть политическое сопротивление .
Вообще, в оценке тех событий существует бесконечное разнообразие оттенков, перечислить которые практически невозможно.
Историки католического направления: Хоккертс - оправдывает компромиссную тактику церкви . Р.Левенталь, напротив, считает, что церковь стала «фактором отчуждения от нацистского духа» . В. Диркс подчеркивает, что даже частичное церковное сопротивление в своей тенденции, «в своем напряженном «отношении» к системе», было антинацистским, дистанцировалось от системы .
Католические исследователи наиболее полно и с большой симпатией освещают деятельность Католической церкви, рассматривают деятельность католиков в период фашизма в основном под знаком антигитлеровского сопротивления. Б. Шелленбергер под сопротивлением противодействие указывает отпор систематическим и планомерным попыткам властей исключить церковь из общественной жизни, изолировать ее, вообще способствовать ее исчезновению. Борьбы Католической церкви за свои права было достаточно, чтобы вписаться в сопротивление, поскольку очевидно, что это ослабляло режим. Отмечается роль католической молодежи в противодействии режиму, ее давление на церковную иерархию .
У. фон Хель считает, что любой общественный протест (проповеди, пасторские послания, энциклики), уже является политикой. Особо подчеркивает роль католического сообщества (общин, пасторов, мирян) в противодействии нацизму .
Эти исследователи, также как и Б. Стасиевский, много сделали для публикации документов, подтверждавших их концепции.
Все историки католического направления подчеркивают изначальное мировоззренческое противоборство церкви и национал-социализма. В основе конфронтации лежала несовместимость мировоззрений. Так считает, например, X. Хюртен, который отмечает, что церковь противостояла режиму принципиально, прежде всего мировоззренчески — «сила этих действий состояла в верности своим убеждениям»
Критический взгляд на церковное сопротивление высказывают историки протестантского направления — К. Шольдер, Э. Бетге, В. Нимёллер, Г. Безир.
Церковь, по мнению Бетге, должна быть ответственной за общество и людей, чтобы соответствовать своей роли — роли последовательницы Иисуса Христа, — иначе она теряет статус конфессии. Церковь не просто должна оставаться церковью, на чем настаивали защитники ее пассивной позиции, — «нужен другой, этический, политически гуманный облик церкви».
В. Нимёллер придерживался точки зрения Бетге, утверждал, что Исповедующая церковь никогда не понимала себя ни как «движение сопротивления», ни как «оппозицию», ни как «фронт борьбы», — она хотела лишь нести Слово Божье .
К. Мотшман посвятил свое исследование проблемам протестантского сопротивления и протестантской теологии в период фашизма. Он повторяет известную концепцию, предполагающую, что протестантская церковь не до конца осознала сущность национал-социалистского режима и глубину кризисного состояния Германии .
Точка зрения Безира сближает его с позицией католических исследователей. Историк подчеркивает, что отдельные личности, участвовавшие в сопротивлении, не обладали мандатом от какой-либо группы или направления.
Еще одной проблеме уделяют внимание немецкие историки — проблеме отношения самого гитлеровского режима к христианским церквам. Большинство историков исходят из того, что Гитлер с самого начала намеревался полностью выкорчевать христианство в Германии. Так утверждают историки Брахер, Стасиевский, Боберах.
Иную точку зрения в этом вопросе представлял сам Шольдер . Он полагал, что в начале правления, у Гитлера не было негативного отношения, в частности, к немецкому протестантизму, — об уничтожении церкви не было и речи. Такой же точки зрения придерживается Новак в одной из своих последних работ99.
Много работ посвящено истории местных церквей, деятельности отдельных групп и течений, например, пронацистскому «Религиозному движению «Немецкие христиане», Немецкому религиозному движению, движению «Молодые реформаторы».
П. Нойман посвятил свое исследование «Молодым реформаторам», течению внутри Евангелической церкви, которое явилось предшественником оппозиционной Исповедующей церкви . Проанализированы основные идеологические постулаты движения и его связь с традиционной протестантской идеологией, показана вся сложность и противоречивость различных концепций, даны подробные портреты участников движения. Й.Нойман в своем докладе, (1995 г. в Тюбингском университ), обвиняет церковь в поддержке агрессивной войны, развязанной Германией, в фактическом сокрытии современными церквами геноцида, учиненного гитлеровскими войсками на территории Советского Союза, убийства русских военнопленных, гибели женщин и детей по всей Европе.
Есть специфические работы, подобные книге Р.Баумгартнера, которая исследует идеологическую конфронтацию церквей с нацистским режимом .
Так Мотшман отмечает общую для многих немцев позицию относительно «спасительной» (в смысле антикоммунизма) роли Гитлера, что, по мнению историка, не позволило вовремя организовать церковное сопротивление .
До 80-х годов в историографии ФРГ слабо изучалась позиция церквей по проблемам эвтаназии и антисемитизма.
В настоящий момент западная историография (немецкая, английская, американская) уделяет большое внимание феномену так называемого «арийского» христианства, профашистского течения внутри христианских церквей в гитлеровской Германии. Это книги американского исследователя Д. Й. Гольдхагена, опубликованные в ФРГ . Гольдхагена поддерживает В. Хастингс, обвиняя, в частности, католиков в пособничестве нацистам.
В настоящее время преобладает критический, дифференцированный подход. К. И. Хуммелем и Киссенером в сборнике по проблемам Католической церкви представлены разные точки зрения, процессы, происходившие внутри Католической церкви, разногласия по различным проблемам.
Цель работы
Изучить взаимоотношения христианских церквей с государством в период с 1933 по 1945, с точки зрения истории, теологии и показать наличия противоречий, а также рассмотреть политику и деятельность Ватикана и Германии в период нацизма.
Предмет исследования:
Политика Ватикана и Германии. Католическая и Протестантские церкви в период нацизма.
Для достижения цели работы мы можем выделить следующие задачи:
1. Изучить историю поднятой проблемы и то, что ей предшествовало.
2. Рассмотреть деятельность христианских церквей в нацистской Германии в 1933-1945 и их взаимоотношения, включая позиции нацистского правления.
3. Изучить возможность договоренностей и столкновений, делая акцент на христианской идентичности.
4. Проанализировать доступные материалы, которые помогут выявить суть деятельности в взаимоотношений внутри церкви в выбранный период.
5. Рассмотреть мировоззренческие позиций государства и церкви.
6. Рассмотреть отношения христианских церквей к войне, которую развязал Гитлер.
7. Сделать анализ деятельности представителей христианских церквей. Показать деятельность представителей церквей в антифашистском подполье и антифашистском движении «Свободная Германия».
8 . Изучить взгляды и позиции епископата христианских церквей.
Новизна исследовательской работы
Как нами ранее упоминалось, существует много материала, в котором изучена поднятая в данной работе тема, однако практически весь материал переводной. В России лишь недавно стали появляться комплксные, полные исследования проблематики, в которых отражается деятельность христианских церквей, Католической и Евангелической. Становятся доступными архивные материалы, ранее не публиковавшиеся документы, активно переводятся книги зарубежных историков и других научных деятелей.
В рассматриваемый нами период в истории и деятельности Ватикана в Германии наблюдалась сложная и противоречивая картина. Церковь оказалась в глубоком кризисе. Впрочем, речь идет о кризисе всей христианской культуры, христианской цивилизации. Имело место переплетение антифашистских и профашистских элементов в кругах Церкви: от сопротивления до конформизма и далее — до прямого сотрудничества и идеологического слияния с гитлеровским режимом.
Известно, что специфическая деятельность церкви сводится к поддержке своей паствы, мирян. Церковь должна быть со своим народом в горе и в радости — благословлять, утешать, отпускать грехи, заниматься благотворительностью и т. д. В этом смысле понятно и оправдано ее стремление сохранить свою организацию, свои институты. Вопрос состоит лишь в том, какого рода может и должен быть компромисс с государственными властями, где те пределы сотрудничества, переступив через которые церковь перестает быть христианской церковью. Речь идет о степени наполнения церквей и церковных организаций христианским смыслом.
Обозначенный нами кризис был связан, прежде всего, с абсолютной несовместимостью христианского мировоззрения с нацистской идеологией, идеологией расизма и национализма, расы и крови. На пике кризиса в рамках Немецкой Евангелической церкви возникла оппозиционная Исповедующая церковь, отстаивавшая христианские позиции и даже вышедшая (известный ее Меморандум 1936 г., Литургия против войны 1938 г.) на открытую конфронтацию с режимом, выступая против гестапо и концлагерей, за демократические права и свободы, против войны. Именно Исповедующая церковь не дала «Немецким христианам» окончательно закрепить свое влияние в Евангелической церкви.
Католическая церковь в силу подчиненности Ватикану обладала собственной иерархией и дипломатией и исторически всегда придерживалась более независимой линии во взаимоотношениях с государством. Эту независимость она отстаивала в Конкордате 1933 г., соглашаясь при этом на определенный компромисс. Известны ее многочисленные Меморандумы, Пастырские послания и Папские Энциклики, самая известная из которых— «Mit brennender Sorge» (1937 г.). По линии этих документов проходила резкая конфронтация с нацистским режимом. Католическая церковь отстаивала христианское мировоззрение, христианскую веру, христианские символы. Хотя так же, как и в Немецкой Евангелической церкви, ее руководство нередко, прежде всего, из желания сохранить церковь как организацию, склонно было идти на определенные соглашения с государством. Доказывали при этом свой патриотизм и приверженность ко всему национальному. Эта ахиллесова пята привела обе христианские церкви к поддержке развязанной Гитлером мировой войны.
Вторая мировая война — страшная веха в истории христианских церквей в Германии, т. к. поддерживая эту войну, унесшую миллионы жизней, христианекая церковь, по сути, переставала быть христианской церковью. Проблема соотношения патриотизма и поддержки своего государства с основными принципами христианства оказалась не решенной в то время. Думается, что она не решена в современном мире и до сих пор.
Время нацистской диктатуры выдвинуло проблему соответствия деятельности христианских церквей и всего христианского сообщества сущности самого христианства. Процессы, происходившие тогда в Германии, свидетельствовали о плохом усвоении населением христианских принципов. Чаще всё находилось на уровне почитания культовой стороны церковности, что происходит и до настоящего времени. Представленная нами эпоха подтвердила абсолютную несовместимость христианских норм поведения и христианского мировоззрения с политикой и мировоззрением национал-социалистского государства, с любыми формами фашистских, да и любых антинародных режимов.
Что касается гитлеровского государства, то оно, прежде всего в силу абсолютной своей противоположности христианству, намеревалось сделать христианскую церковь своим послушным орудием, своей национальной церковью (читай нацистской организацией), заменить христианское мировоззрение собственной идеологией, выхолостить его суть. Такая попытка не удалась не только из-за неадекватного тактического поведения режима, но и, прежде всего, из-за противодействия христианских церквей.
Христианская догматика стала тем препятствием, которое не позволило нацистскому государству подчинить христианские церкви. Не случайно период гитлеровского правления дал мощный подъем христианской теологии, по сути, через Священное писание критиковавшей нацистские порядки. Мы знаем Барта с его христоцентрикой, Бонхёффера с этической теологией, Тиллиха и Дельпа с социальным прочтением Библии, Гуардини с теорией второго грехопадения народа и критикой любого рода мессианства. Проблема вины и ответственности народа, собственной вины, находилась как в центре теологических разработок, так и в основе практической деятельности всех честных христиан Германии.
Именно на христианское мировоззрение каждый раз ссылались те священники и миряне, отдельные представители руководящих кругов церкви, которые не хотели подчиняться режиму и противодействовали ограничению религиозных и церковных свобод. Среди них и католики, и члены Исповедующей церкви (особенно ее Далемского крыла). Это дает основание заявлять, что антифашистское церковное сопротивление, пусть непоследовательное и не столь сильное, имело место в Германии. Это было специфическое сопротивление — протест в основном выражался через отстаивание христианского мировоззрения, христианских жизненных и церковных норм. Некоторые представители церкви, как известный теолог и священник Бонхёффер, католики и протестанты в подпольном Крайзаусском кружке, представители христиан в эмиграции, прежде всего в комитете «Свободная Германия», по сути, принимали участие в политическом сопротивлении. В своих теоретических разработках они предлагали в будущем построить общество на христианских нравственных и социальных началах, на условиях духовной свободы.
Основной вывод участников сопротивления, извлеченный из деятельности церквей в период нацизма, и с которым можно целиком согласиться, сводился к следующему — чтобы нести христианскую истину, церковь должна быть абсолютно самостоятельной и независимой от государства (от любой его формы), в том числе и финансово независимой.
Послевоенное влияние христианских церквей и их партии (Христианско-демократический союз — ХДС) объяснялось, прежде всего, тем, что неоднородные по идеологии и пристрастиям церкви соответствовали противоречивым взглядам и позициям столь же неоднородного населения Германии. Пронацистски настроенные немцы видели одну сторону церковной деятельности, малочисленные антифашисты — другую. Однако по мере преодоления нацистских настроений на первый план выходили антифашистские традиции. Именно антифашистское крыло христианских церквей способствовало сохранению их морального авторитета в Германии в послевоенное время.
1. Бровко Л.Н. Церковь и Третий рейх. Спб., 2020.
2. Великович Л.Н. Религия — идеологическое оружие империалистов. М., 1961.;
3. Гаврилов А.В. Католическая церковь и начало Второй мировой войны // Путь в науку. Сборник научных работ аспирантов и студентов исторического факультета. Вып.2. Ярославль, 1965. С.160.
4. Гинцберг JI.И., Драбкин Я.С. Немецкие антифашисты в борьбе против гитлеровской диктатуры (1933-1945). М., 1961. С.. 41-43.
5. Гинцберг Л.И. Борьба немецких патриотов против фашизма. М., 1987. С. 254.
6. Григулевич И.Р. Папство век XX.М., 1981;
7. Ерин М.Е. Католическая церковь Германии и фашизм. Ярославль. 1990. С.74
8. Казакова А. Второй Ватиканский собор: Критика идеологии и практики современного католицизма. М., 1973.;
9. Кислова A.A. Религия и церковь в общественно-политической жизни США. М., 1989.
10. Кислова A.A. Социальное христианство в США. Из истории общественной мысли. 90-е гг. XIX в. 30-е гг. XX в. М., 1974., Кислова A.A. Идеология и политика американской баптистской церкви (1900-1917). М., 1969.,
11. Ковальский H.A. Католицизм и мировое социальное развитие. М., 1974.;
12. Корчагина М.Б. Германия // Движение Сопротивления в Западной Европе 1939-1945. Национальные особенности. М., 1991. С. 61.
13. Манн М. Противоречия непрерывной революции // Политическая наука современной России: Тенденции развития: Пробл.-темат. сб. РАН ИНИОН. М., 2000.
14. Мельников Д., Черная Л. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии 1933- 1945. М., 1987. С. 129.
15. Мерцалова Л.А. Германский фашизм в новейшей историографии ФРГ. Воронеж, 1990. С. 93-94.
16. Моммзен Х. Немецкое сопротивление против Гитлерав 1933-1945 годах // Немецкое сопротивление в 1933-1945 годах. ФРГ.;
17. Моммзен Х., У. Картариус, К.О.Ф. Аретин, Р. Леденбоген (публ.) Пер. с нем. Карлсруэ; Штутгарт, 1990. С. 8-12.
18. Мчедлов М.П. Эволюция современного католицизма. М., 1967.
19. Поташинская H.H. Система организаций католического действия. М., 1971.,
20. Поташинская H.H. Католическая концепция социальной справедливости // Религии мира. 1999. М., 1999.
21. Полякова Е.Ю. Государственная церковь Англии // Очерки истории западного протестантизма.
22. Полякова Е.Ю. Северная Ирландия: конфессиональный конфликт и политика // Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.,
23. Пономарева JI.B. Испанский католицизм XX века. М., 1989. Порозовская Б.Л. Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1997.; Токарева Е.С., Яковенко С.Г. Роль католицизма в XX веке // Мир в XX веке. Отв. ред. Чубарьян А.О. М., 2002.
24. Ратцингер Й. Введение в христианство. Лекции об апостольском символе веры. М., 2007.
25. Роде Ф. Основы единой Европы // Метаморфозы Европы, М., 1993. С. 49
26. Ходорковский Л.Д. Католицизм и рабочий класс Германии. М., 1978.
27. Чубарьян А.О Прощание с XX веком // Новая и новейшая история (НИИ). 2002 №1. С. 4-5.
28. Шейнман М.М. Папство. М., 1959., Шейнман М.М. Ватикан между двумя войнами. М., 1948
29. Ackermann К. Der Widerstand der Monatsschrift «Hochland» gegen den Nationalsozialismus. München, 1965.;
30. Bethge E. Zwischen Bekenntnis und Widerstand. Erfahrungen in der Altpreußischen Union // Der Widerstand gegen den Nationalsozialismus. München, Zürich, 1986.
31. Baumgärtner R. Weltanschauungskampf im Dritten Reich. Die Auseinandersetzung der Kirchen mit A.Rosenberg. Mainz, 1977.
32. Bleistein R. Rupert Maier. Der verstummte Prophet. Frankfurt a. M., 1993.
33. Bracher K-D, Sauer W., Schulz G. Die nationalsozialistische Machtergreifung. Studien zur Errichtung des totalitären Herrschaftssystems in Deutschland 1933/1934. 2. Aufl. Köln; Opladen, 1962.
34. Dierks M. Jakob Wilhelm Hauer: Leben-Werk-Wirkung. Heidelberg, 1987.
35. Dirks W. Katholiken zwischen Anpassung und Widerstand // Löwenthal R., Mühlen P.v.z. (Hrsg.) Widerstand und Verweigerung in Deutschland 1933-1945. Bonn, 1982.
36. Gamm HJ. Der braune Kult. Das Dritte Reich und seine Ersatzreligion. Hamburg, 1962.;
37. Goldhagen D.J. Die Katholische Kirche und der Holocaust. Eine Untersuchung über Schuld und Sühne. Siedler- Verlag, 2002.
38. Hastings D. Catholicism and the Roots of Nazism. Religions Identity and National Socialism. Oxford, 2010.
39. Hehl U.v. , Kösters Chr.(Bearb-). Priester unter Hitlers Terror. Eine biographische und statistische Erhebung. 2 Bde. Paderborn u.a., 1996.
40. Heiber H. Joseph Goebbels. München, 1965.
41. Hummel K.J., Kissener M. (Hrsg.). Die Katholiken und das Dritte Reich. Kontroversen und Debatten. Paderborn, 2009.
42. Hummel K.J., Kissener M. (Hrsg.). Op. dt. См. рецензию на этот сборник: Fr.W.Graf// htt: www. Sehepunkte, de / 2011 / 04 / 17373. html.
43. Hochhut R. Der Stellvertreter. Ein christliches Trauerspiel. Reinbeck, 1963.
44. Hockerts H.-G. Die Sittlichkeitsprozesse gegen katholische Ordensangehörige undPriester 1936/1937. Mainz, 1971.;
45. Hochhut R. Die Sittlichkeitsprozesse gegen katholische Ordensangehörige undPriester 1936/1937. Mainz, 1971.
46. Hürten H. Verfolgung, Widerstand und Zeugnis. Kirche im Nationalsozialismus. Fragen eines Historikers. Mainz, 1987.
47. Meier K. Der evangelische Kirchenkampf. Bd. 1-3. Halle, 1976- 1979.
48. Motschmann K. Widerstand der christlichen Kirchen im Dritten Reich — aus protestantischer Sicht // Politische Studien. 1983. № 267;
49. Motschmann K. Widerstand der christlichen Kirchen im Dritten Reich — aus protestantischer Sicht // Politische Studien. 1983. № 267.
50. Niemöller W. Die Evangelische Kirche im Dritten Reich. Handbuch des Kirchenkampfes. Bielefeld, 1956.
51. Neumann P. Die Jungreformatorische Bewegung. Göttingen, 1971.
52. Norden G.v. Zwischen Kooperation und Teilwiderstand: Die Rolle der Kirchen und Konfessionen. Ein Überblick über Forschungspositionen // Der Widerstand gegen den Nationalsozialismus. München, Zürich, 1986.
53. Priepke M. Die evangelische Jugend im Dritten Reich 1933-1936. Hannover; Frankfurt a. M., 1960.;
54. Schellenberger B. Katholischer Jugendwiderstand // Der Widerstand gegen den Nationalsozialismus. München, Zürich, 1986.,
55. Schellenberger B. Katholische Jugend und Drittes Reich. Mainz, 1975.
56. Schellenberger B. Katholischer Jugendwiderstand // Der Widerstand gegen den Nationalsozialismus. München, Zürich, 1986.
57. Scholder K. Politischer Widerstand oder Selbstbehauptung als Problem der Kirchenleitungen II Der Widerstand gegen den Nationalsozialismus. München, Zürich, 1986.
58. Steinbach P. Gruppen, Zentren und Ziele des deutschen Widerstandes II 20. Juli. Portraits des Widerstandes. Düsseldorf; Wien, 1984.
59. Roon G.v. Neuordnung im Widerstand. Der Kreisauer Kreis innerhalb der deutschen Widerstandsbewegung. München, 1967.
60. Roon G.v. Widerstand im Dritten Reich. München, 1979. S. 14.
61. Wehling Ch. Die «Christlich-deutsche Bewegung». Eine Studie zum konservativen Protestantismus in der Weimarer Republik. Göttingen, 1998.
Источники
62. Агапов А.(сост.). Дневник Йозефа Геббельса. Прелюдия Барбароссы. Пер. с нем. М., 2002.
63. Барт К. Барменская декларация // Социально-политическое измерение христианства. Избранные теологические тексты XX века. М., 1994.
64. Н.Н.Берникова Пер. с нем.. Ред. колл.: Н.Н.Берников, В.А.Всеволодов, А.А.Крупенников. М., 1993 3a Германию - против Гитлера. Документы и материалы о создании и деятельности Национального комитета «Свободная Германия» и «Союза немецких офицеров».
65. Биркемайер В. Оазис человечности №7280/1. Воспоминания немецкого военнопленного. Пер. с нем. М., 2005.
66. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. Пер. с нем. и предисл. Барабапова Е.В. М., 1994;
67. Бультман Р. Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Вопросы философии, 1992, 11.
68. Гизевиус Г.Б. До горького конца. Записки заговорщика. Смоленск, 2002.
69. Г.Манн. В защиту культуры. Сборник статей. Пер. с нем. М., 1986.
70. Гуардини Р. Господь. Брюссель, 1994
71. Дневник Йозефа Геббельса, 1940-41 / Предисл. Л.И.Гинцберга. ННИ, 1994, №6;
72. Дневник посла Додда 1933-1938. Пер. с англ. М., 1961.
73. Казус Вагнер; Антихрист... Минск, 1997
74. Клемперер В. Свидетельствовать до конца. Из дневников 1933-1945. Пер. с нем. М., 1998.
75. Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла;
76. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993.
77. Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. Пер. с нем. М., 1993;
78. Российский государственный военный архив (РГВА). Гриф «К». Ф. 7 / К. Оп. 1. Ед. хр. 377, 618, 706, 709, 759, 279, 1401; Ф. 7 / К. Он. 7. Ед. хр. 706; Ф. 23 / К. Оп. 1. Ед. хр. 525; Ф. 198 / К. Оп. 2. Ед. хр. 97, 810; Ф. 198 / К. Оп. 3. Ед. хр. 261; Ф. 198 / К. Оп. 9а. Ед. хр. 22793; Ф. 308 / К. Оп. 19. Ед. хр 518; Ф. 464 / К. Оп. 1. Ед. хр. 32, 418; Ф. 464 / К. Оп. 2. Ед. хр. 128; Ф. 500 / К. Оп. 1. Ед. хр. 41, 64, 71, 76, 78, 80-82, 87, 163, 180а, 190, 193, 255, 264, 268-270, 284-285, 298, 318-319, 353, 363, 437, 440, 519, 521а, 522-523, 555, 563, 627а, 661, 666, 693, 696, 702, 724, 726, 728-729, 745, 755, 8036, 804, 811, 818, 826, 831; Ф. 500/К. Оп. 2. Ед. хр. 60, 64, 65, 68-70, 72-74, 78; Ф. 500 / К. Оп. 3. Ед. хр. 62, 430-439, 441, 455-456, 693; Ф. 501 / К. Оп. 3. Ед. хр. 62, 447; Ф. 692 / К. Оп. 1. Ед. хр. 7; Ф. 1240 / К. Оп. 1. Ед. хр. 4-9, 19, 22-27, 32-39, 40-49, 50-59, 67-68, 70, 72-78; Ф. 1241 / К. Оп. 1. Ед. хр. 51, 56, 61; Ф. 1255 / К. Оп. 2. Ед. хр. 54; Ф. 1275 / К. Оп. 1. Ед. хр. 2-5, 21- 39- Ф 1295 / К. Оп. 1. Ед. хр. 2-4, 7, 10, 24-25, 29-31, Зб-Зба, 41; Ф. 1323 / К. Оп.З.Ед . хр. 115, 110; Ф. 1323 /К. Оп. 2. Ед. хр. 99; Ф. 1361 / К. Оп. 1. Ед. хр. 16, 2105- 2107; Ф. 1363 / К. Оп. 1. Ед. хр. 16; Ф. 1363 / К. Оп. 2. Ед. хр. 1-23; Ф. 1362 / К. Оп. 6. Ед. хр. 16; Ф. 1470 / К. Оп. 1. Ед. хр. 1-24; Ф. 1470/К. Оп. 2. Ед. хр. 1-23; Ф. 1702/К. Оп. 1.Ед. хр. 29.
79. Сайер Г. Последний солдат Третьего рейха. Пер. с англ. М., 2002
80. Тиллих П. Систематическая теология. Т.1-3. Пер. с нем. М., Спб., 2000; Он же. Избранное. Теология культуры. Пер. с нем. М., 1995.
81. Хенс В. Пересвст А. По другую сторону войны. Пер. с нем. М., 2005.
82. Ширер У. Берлинский дневник. Европа накануне Второй мировой войны глазами американского корреспонде1гга. Пер. с англ. М., 2002
83. Шпеер А. Воспоминания. Пер. с нем. М., 1997; Он же. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. 1930-1945. Пер. с нем. М., 2005.
84. Akten der Partei-Kanzlei der NSDAP. Rekonstruktion eines verlorengegangenen Bestandes. Bd.l. Bearb.v. HeiberH. München. 1983.
85. Aus der ≪Ethik≫ Dietrich Bonhoeffers // Christlicher Widerstand gegen den Faschismus. Hrsg. K. Fischer. Berlin, 1955;
86. Bleistein R.(Hrsg.). Dossier: Kreisauer Kreis. Dokumente aus dem Widerstand gegen den Nationalsozialismus. Aus dem Nachlass von L.König. Frankfurt a.M., 1987.
87. Boberach H. (Hrsg.). «Meldungen aus dem Reich». Auswahl aus den geheimen Lageberichten des Sicherheitsdienstes des SS. 1939-1944. Luchterhand, 1965
88. Bonhoeffer D. Gesammelte Schriften. Bde. 1-6. Bde 1-2. Mьnchen, 1958-1959.
89. Bonhoeffer D. Widerstand und Ergebung. Briefe und Aufzeichnungen aus der Haft. Hrsg. V. E. Bethge. Mьnchen, Hamburg, 1965; Русск. изд.:
90. Broning H. Memoiren. Stuttgart, 1970.
91. Christlicher Widerstand gegen den Faschismus. Berlin, 1955.Die Schuld der Kirche. Dokumente und Reflexionen zur Stuttgarter Schulderklärung von 18 / 19. 1945. München, 1982.
92. Dokumente und Reflexionen zur Stuttgarter Schulderklärung von 18/19. 1945. München. 1982, S. 102.
93. Drobisch K. (Hrsg.). Christen im Nationalkomitee «Freies Deutschland». Dokumente. Beriin, 1973;
94. Frankfurt a.M., 1975. " Hier spricht Dibelius. Eine Dokumentation. Beriin, 1961; Dibelius O. Ein Christ ist immer im Dienst. Stuttgart, 1961.
95. Godman Peter Hitler and the Vatican : inside the secret archives that reveal the new story of the Nazis and the Church 2004.
96. Hauer J.W. Deutsche Gottschau. Stuttgart, 1934.
97. Haugg W. (Hrsg.). Das Reichsministerium fflr kirchliche Angelegenheiten. Beriin, 1940.
98. Kardinal Faulhaber. Judentum, Christentum, Germanentum. Adventspredigten. Gehalten in St. Michael zu München 1933. München, 1933
99. Niemoller W. (Hrsg.). Texte zur Geschichte des Pfarrernotbundes. Berlin, 1958.
100. Niemoller М. Ьber die deutsche Schuld, Not und Hoffnung. Ansprache an die Vertreter der Bekennender Kirche in Frankfiirt a. M. 6 Januar 1946. Zьrich, 1946;
101. Niemcller M. Briefe aus der Gefangenschaft Moabit. Hrsg. v. W. Niemцller. Frankfurt a.M., 1975.
102. Nieraoller W. Die Evangelische Kirche im Dritten Reich; Niemoller W. Der Pfarrernotbund. Geschichte einer kдmpferischen Bruderschaft. Hamburg, 1973Stasiewsky B.(Hrsg.). Akten deutsclier Bischöfe.
103. Wurm Th. Erinnerungen aus meinem Leben. Stuttgart, 1953.