Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности предприятия 6
1.1 Понятие прибыли и рентабельности, их экономическая сущность 6
1.2 Методы анализа прибыли и рентабельности предприятия 11
2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Орел-Н» 25
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Орел-Н» 25
2.2 Анализ структуры и динамики прибыли ООО «Орел-Н» 35
2.3 Оценка показателей рентабельности ООО «Орел-Н» 38
3 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия ООО «Орел-Н» 41
3.1 Мероприятия, направленные на повышение прибыли и рентабельности 41
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 55
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения 66
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что анализ и оценка эффективности деятельности предприятия, и как следствие верное прогнозирование его финансового благополучия, базируется на расчётах показателей рентабельности и прибыльности. Для этого необходимо абсолютные характеристики деятельности предприятия (объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль) связать с другими показателями, отображающими вложенные в предприятие средства.
Рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) - коэффициент экономической эффективности деятельности предприятия, комплексно отражает применение вещественных, трудовых и валютных ресурсов. Проанализировав соотношение полученных доходов и вложенного в создание этих доходов капитала (собственного и инвестированного), можно определить экономическую эффективность, главным показателем которой является рентабельность. Рентабельность - это критерий качества управления предприятием и прогнозирования прибыли.
Кроме того, без показателя рентабельности крайне невозможно принимать решения при составлении смет, при планировании, прогнозировании финансово-хозяйственной деятельности, инвестировании, а также координации деятельности предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «Орел-Н».
Предмет исследования - прибыль и рентабельность ООО «Орел-Н».
Цель бакалаврской работы состоит в исследовании теоретических и практических аспектов анализа прибыли и рентабельности, а также разработке мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия ООО «Орел-Н».
Задачи бакалаврской работы:
1) рассмотреть понятие прибыли и рентабельности, их экономическую сущность;
2) выявить методы анализа прибыли и рентабельности предприятия;
3) провести анализ структуры и динамики прибыли ООО «Орел-Н»;
4) повести оценку показателей рентабельности ООО «Орел-Н»;
5) определить пути повышения прибыли и рентабельности предприятия ООО «Орел-Н»;
6) провести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
В основе исследования лежит системный анализ процессов формирования и функционирования системы управления прибылью и рентабельностью предприятия, который дополнен методами опроса, сравнительного анализа, наблюдениями.
Основными источниками информации при проведении анализа являются бухгалтерская (финансовая) отчетность и другая информация, данные о развитии отрасли, специальные издания, периодическая печать и прочие источники.
Практическая значимость состоит в том, что разработанные рекомендации позволят повысить финансовые результаты деятельности, и как следствие, повысить прибыль и рентабельность ООО «Орел-Н».
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В ходе исследования достигнута его цель и решены поставленные задачи, сформулированы следующие выводы. Учитывая ключевой аспект прибыли, как экономической категории, имеет место отражение чистого дохода, созданного в сфере материального производства в процессе деятельности организации. Помимо показателя прибыли, следует отметить и производный показатель эффективности - рентабельность деятельности организации, представляющих собой один из основных стоимостных качественных показателей, отражающий уровень отдачи расходов, использование средств в производственном процессе и продажи товаров. Следует отметить, что уровень рентабельности, как и прибыли, имеет прямую зависимость от производственного, коммерческого и сбытового результата деятельности организации.
Рентабельность является относительным показателем, отражающим эффективность деятельности организации. Рентабельность выражается в процентах, отражая долю выручки на каждую денежную единицу затрат, отражая результаты деятельности более полно, чем показатель прибыли.
По результатам проведенного анализа выявлено, что выручка от реализации товаров «Орел-Н» продемонстрировала положительную динамику. За 2015-2017 гг. данный показатель увеличился на 33,63%. Себестоимость в ООО «Орел-Н» так же увеличилась. За 2015-2017 гг. данный показатель вырос на 31,43%.
Основная деятельность компании в 2017 г. стала менее затратоемкой по сравнению с 2015 г. Действительно, если в 2015 г. на 1 руб. выручки приходилось 75,88 коп. в виде себестоимости, тогда как в 2017 г. этот показатель был ниже и составлял 74,63 коп. Таким образом, по данному критерию в структуре выручки произошли позитивные изменения. В результате рост выручки опережает рост себестоимости. В совокупности оба этих фактора оказали положительной влияние на сумму валовой прибыли. ООО «Орел-Н» работает, получая положительный финансовый результат.
Чистая прибыль ООО «Орел-Н» снизилась ся на 74,29%. Такая динамика позволила сделать вывод, что точки зрения получаемых финансовых результатов, компания работает менее эффективно.
Производство продукции компании является рентабельным, однако рентабельность производства ООО «Орел-Н» демонстрирует тенденцию к снижению. Использование активов компании является рентабельным, но рентабельность имущества ООО «Орел-Н» также демонстрирует тенденцию к снижению. В 2015 г. данный показатель составлял 16,75%, в 2017 г. - 3,15%.
В 2016 по сравнению с 2015 г. рентабельность собственного капитала ООО «Орел-Н» снизилась на 0,08. В 2017 по сравнению с 2016 г. рентабельность собственного капитала снизилась на 0,215
Таким образом, в целом эффективность работы компании снизилась, поскольку ее активы и капитал за анализируемый период стали приносить меньше прибыли. Это означает, что каждый рубль, используемый компанией в хозяйственном обороте, дает меньшую отдачу в виде прибыли.
В третьей главе работы проведено планирование рекламной кампании, четко определены субъект и объект рекламы, рекламные цели, средства и методы рекламы. Поскольку рекламировать товары и услуги предлагается на транспорте, был проведен экспресс-опрос потребителей о предпочитаемых ими видах общественного городского транспорта. Было установлено, что более половины респондентов предпочитают автобусный транспорт в качестве общественного городского транспорта. В этой связи для рекламирования товаров и услуг ООО «Орел-Н» был выбран автобусный транспорт города Тольятти. Составлен перечень маршрутов этого вида транспорта для размещения рекламы. В качестве средств рекламы предлагается использовать надписи на наружных поверхностях транспортных средств и печатные объявления, размещаемые в салонах транспортных средств. Общие затраты на реализацию рекламы составят 110,0 тыс. руб.
Для определения эффективности рекламной кампании рассчитан стоимостной коэффициент CPT. Этот показатель свидетельствует о том, что на 1000 обращений к аудитории затрачивается 24,4 руб., что можно оценивать, как небольшие затраты. В целях контроля необходимо регулярно осуществлять проверки этапов реализации рекламной кампании, с фиксацией результатов в таблице предлагаемой формы. По результатам контроля должны быть выявлены отклонения от запланированного хода реализации рекламной кампании, а также причины этих отклонений. Оперативно проводятся корректирующие мероприятия по устранению отклонений в ходе рекламной кампании.
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Савицкая Г.В. 5е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. - 536 с.
2. Александров, О.А. Экономический анализ [Текст]: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
3. Артеменко, В.Г. Экономический анализ [Текст]: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2013. - 288 с.
4. Аксенов, А.П. Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова; Под ред. С.Г. Фалько. - М.: КноРус, 2013. - 350 с.
5. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - М.: Дашков и К, 2013. - 292 с.
6. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2012. - 432 с.
7. Арсенова, Е.В. Экономика организации (предприятия): Учебник / Е.В. Арсенова, И.В. Корнеева; Под ред. Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, 2011. - 687 с.
8. Бурлака Е. В. Анализ рентабельности деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 243-245.
9. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект // Молодой ученый. - 2013. - №2. - С. 111-113.
10. Быкова Н. Н. Понятие рентабельности предприятия // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 372-374.
11. Великая Е. Г., Чурко В. В. Индикаторы оценки эффективности организации // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 2. - С. 57-61.
12. Войтоловский, Н. В. Экономический анализ: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова ; под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 620 с.
13. Гогохия В.Р. Экономические показатели рентабельности и их характеристики / В.Р. Гогохия, М.Б. Гадаборшев / науч. рук. И.И. Костусенко // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы III Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 26 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - С. 263-267.
14. Илюхин А.А. Рентабельность производства и эффективность использования заёмных средств // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 13 авг. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. - С. 315-316.
15. Илюшина О. С., Стуколова Ю. К. Анализ методических подходов к оценке экономической эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 127-131.
...