ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛИЗОРУКОСТИ 7
1.1 Этиология и патогенез близорукости 7
1.2 Степени близорукости 12
1.3 Методы коррекции близорукости 13
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ И ОХРАНА ЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 15
2.1 Гигиена зрения: общие понятия и принципы 16
2.2 Практические рекомендации по охране зрения 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Аномалия рефракции, при которой лучи света, попадающие в глаз параллельно оптической оси, фокусируются перед сетчаткой, когда аккомодация глаза расслаблена. Обычно это происходит из-за того, что глазное яблоко слишком длинное спереди назад, но может быть вызвано чрезмерно изогнутой роговицей и / или линзой с повышенной оптической силой. Это также называется близорукостью.
Близорукость - это не просто аномалия рефракции, а ведущее нарушение зрения из-за миопической ретинопатии и глаукомы, связанной с миопией, особенно при близорукости высокой степени. Зрение - чрезвычайно ценное чувство, влияющее на повседневную жизнедеятельность; следовательно, близорукие люди могут столкнуться с практическими трудностями и ограничениями, налагаемыми на занятия спортом и возможности карьерного роста.
В настоящее время 34 % жителей планеты страдают от миопии, в США эта доля составляет 42 %, а в некоторых странах Азии – 80 % . Прогнозы указывают на то, что к 2050 году более половины всех людей на Земле будут миопами, при этом одному миллиарду человек станет грозить дальнейшее ухудшение зрения из-за сопутствующих близорукости осложнений . Большинство детей начинают свои школьные годы с хорошим зрением, но 50% из них заканчивают учебу в очках от близорукости.
В настоящее время для обучения студенты ВУЗов пользуются чаще электронными пособиями. Возросшая нагрузка на зрительный анализатор у студентов, пользующихся техническими средствами обучения, зачастую приводит к появлению или усугублению близорукости.
В России в структуре инвалидности вследствие офтальмопатологии осложненная миопия занимает 2-е место (19%), распространенность инвалидности вследствие близорукости составляет от 0,4 до 15,0 случаев на 10 000 населения с вариацией в разных возрастах. Среди инвалидов вследствие миопии 93% – это люди трудоспособного возраста.
Первокурсники университетов - это особая группа студенчества, которая переживает период больших трудностей при вступительных экзаменах, попадании в новую среду, столкновении с рисками и переходе к взрослой жизни. Как правило, именно на первом курсе чаще всего впервые возникает миопия, либо происходит ее прогрессия.
Конечно, о проблемах, связанных со зрением, благодаря пропаганде здорового образа жизни, знают многие студенты. Но не каждый знает, как именно не допустить снижение остроты зрения. Существует большое количество методик профилактики снижения зрения. По мнению большинства исследователей, более эффективными для студентов являются методики, в которых основная цель направлена не только на снятие напряжения со зрительного аппарата, но и на снятие психического напряжения. Гигиена зрения (и связанные с ней методы) не является панацеей, которая может решить множество проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, но она может быть полезным дополнением.
Актуальность проблемы: Близорукость признана серьезной проблемой общественного здравоохранения, которая является существенной причиной потери зрения и фактором риска ряда других серьезных глазных заболеваний. Распространенность этого состояния растет во всем мире по причинам, которые до сих пор полностью не выяснены. Хотя наблюдалось частичное снижение темпов прогрессирования в результате фармакологической терапии, оптических методов лечения и поведенческих модификаций, еще далеко до того, чтобы обратить вспять временные тенденции последних нескольких десятилетий. Это делает миопию и связанные с ней осложнения высоким приоритетом исследований.
Степень освещённости и разработанности проблемы: проблема близорукости у студентов и ее профилактика, а также гигиене зрения уже не одно десятилетие обсуждается среди офтальмологов и других специалистов. В статье Ронжиной, А.К. «Профилактика миопии среди студентов» (2020) рассмотрена проблема миопии среди студентов, ее причины и методы профилактики. В публикации Волковой, О.А. «Роль физических упражнений в профилактике миопии среди лиц молодого возраста» (2020) описана роль физических упражнений в профилактике миопии у лиц молодого возраста: студентов и школьников. Коршунова Р.В. в работе «Особенности качества жизни у студентов с миопией и без нарушений зрения» (2018), подчеркивает, что именно определение уровня и показателей качества жизни у молодых людей с миопией позволяет на основе системного подхода обосновать современные технологии по коррекции зрения. В своей статье Ряпова, Э. И. «Миопия: этиология, симптоматика, диагностика, лечение, профилактика» (2020), указывает на то, что точная причина возникновения миопии неизвестна, однако существуют убедительные доказательства того, что многие люди наследуют миопию или, по крайней мере, склонность к ее развитию. Несмотря на то, что склонность к развитию миопии может передаваться по наследству, на ее развитие также может влиять то, как человек ведет свой образ жизни. Люди, которые проводят много времени за чтением, работой за компьютером или другой интенсивной визуальной работой, могут с большей вероятностью заболеть близорукостью. Статья Зотовой Н.Д. и Поляковой Т.А. «Студент. Миопия. Образ жизни» (2018) посвящена актуальной в наше время проблеме – близорукости школьников и студентов. В ней проанализированы основные причины появления миопии, даются советы по составлению режима дня и корригирующей гимнастики для глаз студентам, страдающим близорукостью. Смольянинова, М.О. акцентирует внимание на формирование здорового образа жизни у студентов при миопии в работе (2022) «Проблема формирования здорового образа жизни при миопии у студентов». Также множество других современных исследований, авторами которых являются: Д. А. Кегадуева, З. Х. Чабдарова, Ж. А. Улакова (2019), Н.П. Сетко (2018), Gammoh Y. (2018), А. Ф. Балтачева, Е. В. Гребенева (2017) и др., рассматривают проблемы близорукости в студенческой среде, присваивая ведущую роль гигиене зрения и профилактике близорукости.
Методы исследования: обобщение; сравнительный анализ; синтез (объединение); изучение и анализ литературы.
Цель: обосновать основные гигиенические требования по охране зрения и профилактике близорукости у студентов.
Задачи работы:
1.Изучить этиопатогенез близорукости;
2.Рассмотреть методы коррекции близорукости;
3. Дать характеристику гигиене зрения;
4.Изучить методы профилактики близорукости среди студентов;
5. Проанализировать знания студентов о близорукости.
Теоретическая и практическая значимость: заключается в важности всестороннего и глубокого изучения проблемы близорукости у студентов в силу специфики построения современного процесса обучения в колледжах и ВУЗах, изыскания эффективных путей профилактики близорукости, а также предупреждению ее дальнейшего прогрессирования.
Практическая значимость работу позволит повысить контроль по соблюдению студентов гигиены зрения, а также повышению мотивации к профилактике зрительного утомления и выполнению специальных упражнений для снятия зрительного напряжения.
Было выявлено, что ведущими неблагоприятными факторами образовательной среды и учебного процесса, способствовавшими развитию близорукости у учащихся, являются:
- нерациональное распределение учебной нагрузки в соответствии с трудностью предметов;
- выраженная интенсивность процесса обучения;
- сенсорные нагрузки в результате значительного напряжения зрительного анализатора в учебных аудиториях, на фоне недостаточного искусственного освещения и неблагоприятных воздушно-тепловых условий в учебных аудиториях.
У каждого третьего учащегося имеются нарушения зрения, при этом ведущей патологией является миопия средней степени.
Исследователи считают, что прогрессирование миопии вызвано периферическим дефокусом в горизонтальном меридиане . Он стимулирует удлинение передне-задней оси (ПЗО) глаза. По мере увеличения ее длины возрастает риск миопической макулярной дегенерации, отслойки сетчатки и катаракты . Пациенты с миопией высокой степени (выше 6,00 дптр) и размером ПЗО, превышающим 26 мм, находятся в зоне высокого риска резкого ухудшения зрения, одна треть из них столкнется со слабовидением или слепотой .
Подводя итог, стоит отметить, что миопия появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда человек нарушает нормальный режим работы зрительных органов, беспрерывно долго и много читает (особенно с электронных носителей, в положении лежа и при плохом освещении), а также не тренирует мышцы глаз и уделяет недостаточное количество времени физической активности .
Поэтому данная проблема является наиболее распространенной именно среди студентов. Сейчас почти вся их жизнь «проходит» в телефоне или за компьютером – виртуальное общение вытесняет реальное, позволяя выполнять все необходимые действия, сидя дома перед монитором, что приводит к ухудшению как зрительного, так и общего физического здоровья в целом. Чтение книг и учебников также происходит при помощи гаджетов. А в условиях дистанционного обучения эта проблема становится наиболее актуальной.
Поэтому для ее решения необходимо проводить профилактическую работу со студентами для повышения их осведомленности в данном вопросе на занятиях физической культуры, а также привлекать сотрудников социально-психологических служб учреждений .
В заключение стоит сказать, что современный образ жизни способствует распространению миопии. Однако и с этим можно бороться и найти решение.
Гигиена зрения является важной составляющей здорового образа жизни для каждого человека, она позволяет содержать глаза в надлежащем состоянии, избегать различных расстройств и болезней. Следует заботится о своих глазах с самого раннего детства, особенно тем, у кого есть наследственная предрасположенность к потере остроты зрения
1. Андреенко Т.А., Филипцова К.А., Серова А.А. Проблема близорукости у студентов ХХI века // Наука-2020. - 2022. - №2 (56).
2. Ботарев С. Компьютерный синдром: как снизить нагрузку на глаза с помощью правила 20-20-20, 2020. – URL: https://zeh.media/zhizn/zdorovye/3295684-pravilo-20-20-20
3. Волкова, О. А. Роль физических упражнений в профилактике миопии среди лиц молодого возраста / О. А. Волкова, Г. И. Смирнов // Физическая культура студентов. В 2 частях. – Санкт-Петербург: "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург", 2020. – т. 2. - С. 11-14.
4. Готовцева Л.Н. Современные методы лазерной коррекции зрения и различия между методиками выполнения лазерной коррекции // StudNet. - 2021. - №1.
5. Зотова Н.Д., Полякова Т.А. Студент. Миопия. Образ жизни // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 3
6. Керимов Э. Правила гигиены зрения: правильный уход за глазами для детей и взрослых, 2020. – URL: https://elitplus-clinic.ru/stati/pravila-gigienyi-zreniya.html
7. Коршунова, Р. В. Особенности качества жизни у студентов с миопией и без нарушений зрения / Р. В. Коршунова, Н. П. Сетко // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2021. – № 4. – С. 39-41.
8. Косенко С. К. Анализ влияния занятий физической культурой на молодых людей с нарушениями зрения // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами: материалы III Международной научно-практической конференции. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2018. - С. 223-228.
9. Мелихов Я.П., Мартын И. А. Роль ЛФК при миопии // Интернаука. - 2017. –№ 10-1 (14). - С. 42-45.
10. Миопия. Клинические рекомендации, 2020. – М.: Общероссийская общественная организация "Ассоциация врачей-офтальмологов".
11. Определение остроты зрения студентов медицинского факультета и обоснование принципов профилактики миопии / Д. А. Кегадуева, З. Х. Чабдарова, Ж. А. Улакова [и др.] // Современная медицина: новые подходы и актуальные исследования. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2019. – т. 8(24). - С. 35-38.
12. Распространенность миопии среди студентов вуза и факторы, влияющие на ее развитие / А. Ф. Балтачева, Е. В. Гребенева, Д. В. Ерилов [и др.] // European Research: сборник статей победителей X Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Том Часть 3. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 210-213.
13. Ронжина, А. К. Профилактика миопии среди студентов / А. К. Ронжина, В. В. Чайкин // Авиценна. – 2022. – № 98. – С. 7-9.
14. Ряпова, Э. И. Миопия: этиология, симптоматика, диагностика, лечение, профилактика / Э. И. Ряпова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 22. – С. 685-689.
15. Сетко Н.П., Ясин И.А.А., Булычева Е.В., Апрелев А.Е. Физиолого-гигиенические аспекты формирования миопии у учащихся // ЗНиСО. - 2018. - №7 (304).
16. Смольянинова, М. О. Проблема формирования здорового образа жизни при миопии у студентов / М. О. Смольянинова // . – 2022. – Т. 3, № 8(53). – С. 16-18.
17. Тайсон К., Паркер К. Мягкие мультифокальные линзы для контроля миопии // Современная оптометрия. - 2020. - № 9 (138)
18. Теленкевич, В. А. Информированность студентов-медиков о способах профилактики миопии / В. А. Теленкевич, Ю. Н. Миронова // Актуальные проблемы гигиены и экологической медицины / Отв. редактор И.А. Наумов. – Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2020. – С. 281-285.
19. Aleman AC, Wang M and Schaeffel F. Reading and myopia: contrast polarity matters. Sci Rep 2018; 8: 10840
20. Cao K, Wan Y, Yusufu M, et al. Significance of outdoor time for myopia prevention: a systematic review and meta-analysis based on randomized controlled trials. Ophthalmic Res 2020; 63: 97–105.
21. Cooper J., Tkachenko A.V. Review of modern concepts of etiology and treatment of myopia // Contact lenses for eyes. July 2018; 44 (4):231-247.
22. Efron N, Morgan PB, Woods CA, et al. International survey of contact lens fitting for myopia control in children. Cont Lens Ant Eye. 2020; 43 (1): 4–8.
23. Flitcroft D.I., On M., Jonas J. B. et al. IMI – Definition and classification of myopia: a proposed set of standards for clinical and epidemiological studies. Invest Ophthalmology in Sci 2019; 60(3): M20-M30. doi: 10.1167 / iovs.18-25957.
24. Gammoh, Yazan. (2018). Myopia: Etiology, epidemiology, and management strategy. Sudanese Journal of Ophthalmology. 10. 1. 10.4103/sjopthal.sjopthal_15_18.
25. Gifford KL. Childhood and lifetime risk comparison of myopia control with contact lenses. Cont Lens Ant Eye. 2020; 43 (1): 26–32.
26. Gifford KL, Richdale K, Kang P, et al. IMI – clinical management guidelines report. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2019; 60 (3): M184–M203.
27. Hiraoka T, Kotsuka J, Kakita T, et al. Relationship between higher-order wavefront aberrations and natural progression of myopia in schoolchildren. Sci Rep 2017; 7: 7876
28. Jiang X, Tarczy-Hornoch K, Cotter SA, et al. Association of parental myopia with higher risk of myopia among multiethnic children before school age. JAMA Ophthalmol 2020; 138: 501–509.
29. Kim J, Lim DH, Han SH, et al. Predictive factors associated with axial length growth and myopia progression in orthokeratology. PLoS One 2019; 14: e0218140.
30. Megreli J, Barak A, Bez M, et al. Association of myopia with cognitive function among one million adolescents. BMC Public Health 2020; 20: 647.
31. Németh J, Tapasztó B. Update and guidance on management of myopia. European Society of Ophthalmology in cooperation with International Myopia Institute. Eur J Ophthalmol. 2021 May;31(3):853-883. doi: 10.1177/1120672121998960. Epub 2021 Mar 5. PMID: 33673740; PMCID: PMC8369912.
32. Tedja MS, Haarman AEG, Meester-Smoor MA, et al. IMI-myopia genetics report. Invest Ophthalmol Vis Sci 2019; 60: 89–105
33. Troilo D, Smith EL III, Nickla DL, et al. IMI-experimental models of emmetropization and myopia. Invest Ophthalmol Vis Sci 2019; 60: M31–M88
34. Wang M, Schaeffel F, Jiang B, et al. Effects of light of different spectral composition on refractive development and retinal dopamine in chicks. Invest Ophthalmol Vis Sci 2018; 59: 4413–4424.
35. Zhang X, Gao X, Zhu Wu, Zhu Wu, Dang V, Wei R and Yan X (2021) Association between myopia and other risk factors with anxiety and depression among first-year Chinese university students during the COVID-19 pandemic. The front. Public Health 9:774237. doi: 10.3389/fpubh.2021.774237