Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы сохранения здоровья школьников в образовательной организации
1.1 Современные проблемы сохранения здоровья школьников в начальной школе 10
1.2 Возрастные особенности физического и психологического развития младших школьников 18
1.3 Педагогические условия по сохранению здоровья младших школьников 22
Глава 2 Экспериментальное исследование по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
2.1 Выявление уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни 30
2.2 Содержание работы по сохранению здоровья младших школьников 48
2.3 Динамика уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни 59
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложение А Списки учащихся принимающих участие в эксперименте 82
Приложение Б Общие результаты уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни на констатирующем этапе 84
Приложение В Результаты уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни на контрольном этапе 86
Актуальность исследования. Развитие здорового подрастающего поколения - это главная задача государственной политики. Безусловно, в России всегда уделяли много внимание развитию здоровья, в особенности в образовательных учреждениях. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс является наиболее благоприятным средством для активного привлечения учащихся вести здоровый образ жизни. Здоровьесберегающие технологии представляют собой огромный потенциал для изучения организационно-педагогических условий сохранения здоровья школьников в образовательном учреждении.
Проблемы сохранения здоровья учащихся остаются наиболее изучаемыми педагогической практике. Согласно Конвенции о правах ребенка образование должно быть здоровьесберегающим. В законе «Об образовании РФ» приоритетная задача - это сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Ряд других документов в том числе Национальная доктрина образования в РФ, Федеральный образовательный стандарт и ряд других документов указана цель сохранение здоровья учащихся образовательных учреждений. Правильно организованный процесс здоровьесбережения способны сохранить и укрепить здоровье обучающихся.
Статистические данные уровня здоровья учащихся показывают рост количества детей, имеющих различные проблемы и нарушения в развитии здоровья. К окончанию начальной школы возрастает количество учащихся с ослабленным здоровьем, имеющих проблемы со зрением, нарушениями осанки, страдающие лишним весом. Многие учащиеся не ведут здоровый образ жизни, нарушают режим, питаются не полезными продуктами, ведут малоподвижный образ жизни.
Система образования должна решить проблемы со здоровьем учащихся, для этого необходимо прорабатывать и дополнять здоровьесберегающие технологии, в особенности в начальной школе.
Целью здоровьесберегающих технологий является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием педагогами здоровьесберегающих технологий. Образовательный процесс необходимо организовать таким образом, чтобы образовательный процесс, не ухудшал состояние здоровья ребенка, а наоборот улучшал его. Работу по укреплению здоровья и формирование основ здорового образа жизни необходимо начинать сразу при поступлении ребенка в школу. За последние годы педагогическая наука накопила достаточный опыт в области формирования здорового образа жизни среди учащихся начальной школы (Н.М.Амосов, В.И.Жолдак), сохранения и укрепления здоровья учащихся (И.А. Аршавский, Н.А., Агаджанян, И.И.Брехман и др.). Раскрыты психолого-педагогические условия, способствующие формированию и развитию ценностного отношения к здоровью среди учащихся начальной школы (Ю.П. Лисицын, И.М. Новикова, В.О. Петров и др.).
Однако, несмотря на остро стоящую проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательных организациях существует ряд проблем:
• недостаточное соответствие школьных программ, методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям школьников;
• нерациональная организация учебного процесса;
• физические, эмоциональные и интеллектуальные школьные перегрузки;
• стрессовая тактика и стратегия педагогических воздействий.
Для успешного внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих технологии необходимо решить ряд проблем:
• изменение собственного мировоззрения, отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;
• изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности;
• изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Указанные недостатки в решении проблемы сохранения здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы явились причиной выявленных противоречий между:
• потребностью общества в здоровом подрастающем поколении и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий и воспитательных мер, ориентированных на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
• потенциальными возможностями здоровьесберегающих технологий в сохранении здоровья учащихся и недостаточной научно-теоретической и практической базы для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Исходя из выделенных противоречий определилась проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие сохранение качества здоровья и профилактику заболеваний младших школьников в процессе обучения?
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробирование здоровьесберегающей программы в образовательный процесс с целью сохранения здоровья младших школьников.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: условия сохранения здоровья школьников в начальной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность сохранения здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы будет достаточной, если:
• в образовательной организации будет создана оптимальная образовательная среда по формированию основных компонентов культуры здоровья;
• разрабатывается программно-целевое обеспечение создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений;
• используются здоровьесберегающие образовательные технологии, направленные на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
• обосновать структуру и определить содержание образования, направленного на формирование здорового образа жизни у младшего школьника;
• определить основные направления деятельности коллектива школы по созданию организационно-педагогических условий здоровья младшего школьника;
• выявить критерии показателя уровня здорового образа жизни, разработать и внедрить методику оздоровительных технологий;
• разработать программу внеурочной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения теории возрастных особенностей младших школьников (Е.В. Барышникова, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Г. Олпорт); теории здоровьесберегающих технологий (И.Ю. Глинянова, А.М. Митяева, Э.Н. Вайнер, Л.И. Баянова, Т.Ю. Никифорова, Л.М. Аллакаева, Е.В. Ишухина); теории мотивации младших школьников вести здоровый образ жизни (И.Ю. Глинянова, А.М. Митяева, Э.Н. Вайнер, Л.И. Баянова, Т.Ю.Никифорова, Л.М. Аллакаева, Е.В. Ишухина).
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач используются теоретические и практические методы исследования. Теоретические методы: анализ прогнозирование, синтез, сравнение, педагогическое проектирование. Практические методы включают: анкетирование, психологические методы оценки мотивации и эмоциональных состояний, тестирование, наблюдение, организация и проведение педагогического эксперимента, статистические методы обработки результатов эксперимента, анализ результатов учебной деятельности (продуктов деятельности).
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБУ «Школа № 15» г. Тольятти.
Экспериментальным исследованием охвачены учащиеся 4б (30 чел.) и 4в (32 чел.) классов и их родители, 2 педагогических работника школы.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь 2019 - июнь 2020г.г.) - проанализирована психолого-педагогическая литература, в результате был определен и сформулирован научный аппарат исследования, его объект, предмет, гипотеза.
Второй этап (сентябрь 2020 - февраль 2021г.г.) - конкретизировались теоретические позиции исследования, определены и реализованы организационно-педагогические условия сохранения здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы, проведен сбор и описание этапа экспериментальной работы.
Третий этап (март - июнь 2021г.) - обобщены полученные результаты опытно-экспериментальной работы, уточнены теоретические положения, оформлен материал диссертационного исследования, сформулированы выводы, велось оформление исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• охарактеризована сущность процесса организационно-педагогических условий сохранения здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы;
• обоснованы возможности организационно-педагогических условий сохранения здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы;
• разработана программа курса внеурочной деятельности «Быть здоровым - здорово!».
Теоретическая значимость исследования: полученных результатов заключается в выявлении и систематизации научных взглядов на понятия «здоровьесберегающие технологии»; проектировании теоретической модели системы организационно-педагогических условий сохранения здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы; разработке содержания, форм, методов сохранения здоровья школьников.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов для совершенствования образования в начальной школе. Программа сохранения здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы может быть использована в процессе обучения младших школьников в учреждениях общего и дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются его методологической базой, использованием современных научных достижений психолого-педагогических наук, применением комплексных методов, адекватных задачам, объекту и предмету исследования; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных; реализацией материалов исследования организационно-педагогических условий сохранения здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы.
Апробация исследования. Основные результаты работы докладывались на заседаниях кафедры.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в реализации программы по сохранению здоровья младших школьников «Быть здоровым - здорово!», и реализации исследовательского проекта «Моё здоровье», что представляет собой научное обеспечение программ обучения в современной начальной школе.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Здоровьесберегающие технологии представляет собой совокупность образовательной формы, обеспечивающей эффективность сохранения здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы. Здоровьесберегающие технологии представляют из себя крайне перспективную форму формирования мотивации у школьников вести здоровый образ жизни, так как даже несмотря на то, что в последнее время данная тематика приобрела особую актуальность вследствие большого количества учащихся, имеющих проблемы со здоровьем.
2) Программа «Быть здоровым - здорово!», которая содержит следующие условия:
- организация содержательно насыщенной системы работы по сохранению здоровья младших школьников.
3) Показатели сохранения здоровья младших школьников, которые характеризуются уровнем отношения детей к здоровому образу жизни.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения. Двух глав (разделов), заключения, содержит 20 рисунков, 2 таблицы, список использованной литературы (50 источников), 3 приложений. Основной текст работы изложен на 81 странице.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
В исследовании были проанализированы и изучены подходы к изучению возможности внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, а также были изучены работы педагогов и психологов по формированию в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием педагогами здоровьесберегающих технологий. В констатирующем эксперименте выявлены общие и индивидуальные особенности уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни у учащихся начальной школы.
Нами были рассмотрены характеристики уровней уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни, представлены критерии и показатели.
Продуктивность деятельности школы по формированию здорового образа жизни младшего школьника оценивалась психолого-педагогическими диагностическими методами. В эксперименте принимали участие учащиеся 4б (экспериментальная группа) в количестве 30 учащихся и 4 в (контрольная группа) в количестве 32 учащихся классов МБУ «Школа № 15».
На этапе формирования подготовки к внедрению организационно-педагогических условий сохранения здоровья школьников в образовательном учреждении в начальной школе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни.
Результаты уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни позволяют сделать вывод, что в обеих группах преобладает низкий и средний уровень, что говорит о недостаточной сформированности понятия о здоровом образе жизни и требуется проведение специальной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Цель формирующего этапа разработка содержания работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Программно-целевое обеспечение создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений ориентирован на тесное сотрудничество классного руководителя, медицинского работника, учащихся и родителей. Реализация предложенного проекта создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений ориентировано на тесное сотрудничество классного руководителя, медицинского работника, учащихся и родителей, а также направлено на формирование здорового образа жизни у учащихся начальной школы.
На контрольном эксперименте были предложены те же методики, что и на констатирующем эксперименте. Целью являлось выявление динамики уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни. Результаты уровня сформированности понятия о здоровом образе жизни на контрольном этапе позволяют сделать вывод, что в экспериментальной группе низкий уровень снизился на 20%, средний уровень вырос на 13%, а высокий уровень вырос на 7%. Существенных изменений в контрольной группе не выявлено. Существенных изменений в контрольной группе не выявлено. Полученные результаты позволяют утверждать, что проведенная практическая работа эффективна и у младших школьников вырос уровень сформированности понятия о здоровом образе жизни позволяют.
Гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Акимова Л.А. Здоровьесберегающие технологии: учебное пособие. Оренбург, 2017. 247 с.
2. Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников. Нижний Новгород, 2004. 22 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. 243 с.
4. Барышникова Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2018. 174 с.
5. Безруких М.М., Сонькина В.Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. М.: Триада — фарм. 2002. 346 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития. М. :Юрайт. 2019. 282 с.
7. Дмитриев Т. Laconditionhumaine: взгляд Жан-Жака Руссо // Философско-литературный журнал «Логос». 2013. №6 (96). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/la-condition-humaine-vzglyad-zhan-zhaka-russo (дата обращения: 22.03.2021).
8. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура М. : ГЭОТАР- Медиа, 2006 304 с.
9. Жук Е.Г. Гигиеническое воспитание - важнейшая проблема общества и государства // Современные проблемы гигиенического воспитания населения и военнослужащих: мат. Всеарм. юбил. науч. конф. СПб.: ВМА, 2001. С. 73-74
10. Казначеев В.П. Антропоэкология и здоровье: концептуальная модель. Методические проблемы экологии человека. Новосибирск, 1988. С.7-11
11. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004. 296 с
12. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения М.: Знание.1982. 40 с.
13. Лимонцева Г.В. История и современность психолого педагогических взглядов К.Д. Ушинского // Молодой ученый. 2010. № 12 (23). Т. 2. С. 60-63. - URL: https://moluch.ru/archive/23/2423/ (дата обращения: 22.03.2021).
14. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (общеобр.). М. : Просвещение, 2015. 56 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2011. 656 с.
...