Введение 4
1 Теоретические основы оценки финансовых результатов и использования прибыли предприятия 9
1.1 Понятие и экономическое содержание финансового результата предприятия 9
1.2 Варианты оценки финансовых результатов и использования прибыли предприятия 14
1.3 Мероприятия, направленные на улучшение финансовых результатов деятельности предприятия 26
2 Анализ и оценка финансовых результатов и использования прибыли предприятия 33
2.1 Общая характеристика предприятий ООО «Мартиком», ООО «Макберри», ООО «Маркес» 33
2.2 Анализ деятельности предприятий в отрасли производства и продажи мебельной фурнитуры 42
2.3 Анализ прибыли от продаж и показателей рентабельности ООО «Мартиком», ООО «Макберри», ООО «Маркес» 58
3 Направления совершенствования оценки финансовых результатов и использования прибыли предприятия 78
3.1 Разработка мероприятий по повышению финансовых результатов и эффективному использованию прибыли компании в области производства и продажи мебели 78
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий для предприятий по производству и продаже мебели 89
Заключение 101
Список используемых источников 106
Приложение А Основные направления анализа финансовых результатов деятельности предприятия 112
Приложение Б Основные факторы роста прибыли предприятия 113
Приложение В Основные направления анализа финансовых результатов деятельности предприятия 114
Приложение Г Организационные структуры компаний 115
Приложение Д Горизонтальный анализ финансовых результатов ООО «Макберри» 117
Приложение Е Горизонтальный анализ финансовых результатов ООО «Маркес» 118
Приложение Ж Динамика различных видов прибыли ООО «Маркес» 119
Приложение И Вертикальный анализ финансовых результатов ООО «Макберри» 120
Приложение К Вертикальный анализ финансовых результатов ООО «Маркес» 121
Приложение Л Влияние результативных факторов на прибыль от продаж в ООО «Макберри» 122
Приложение М Влияние результативных факторов на прибыль от продаж в ООО «Маркес» 123
Приложение Н Финансовая отчетность ООО «Мартиком» 124
Приложение П Финансовая отчетность ООО «Макберри» 126
Приложение Р Финансовая отчетность ООО «Маркес» 128
В рыночной экономике функционирование хозяйствующего субъекта возможно при условии достижения положительных финансовых результатов, которые выступают в качестве показателей значимости организации в народном хозяйстве. Для любого хозяйствующего субъекта получение именно положительного финансового результата выражает признание рынком эффективности его деятельности и получение результата от реализации продукции, работ, услуг.
Анализ финансовых результатов в рыночной экономике выступает важнейшей частью информационного обеспечения предприятия для принятия управленческих решений. Такие субъекты рыночных отношений как акционеры, собственники, инвесторы, покупатели и поставщики, банки, аудиторы заинтересованы в получении подробной информации о финансовом состоянии предприятия. Основными показателями анализа финансовых результатов хозяйствующей деятельности выступают прибыль и рентабельность предприятия. Анализ отчетности имеет множество вариантов, обусловленных аргументацией различных процедур, абсолютных показателей, коэффициентов, отражающих экономический потенциал предприятия. Чем точнее и достовернее оценивается один показатель, тем менее достоверную оценку получает другой.
Оценка финансовых результатов и использования прибыли предприятия дает возможность реализовать стратегические задачи, поддерживать оптимальную структуру, а также развивать производственный потенциал предприятия, который положительным образом сказывается на эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.
Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена тем, что с помощью оценки финансовых результатов и использования прибыли предприятия можно выявить его финансовые возможности, своевременно устранить негативные тенденции развития хозяйствующего субъекта, создать резервы повышения эффективности производства, а также разработать мероприятия, направленные на улучшение финансовых результатов деятельности предприятия.
Объектом исследования магистерской диссертации выступают деятельности предприятий, основными видами функционирования которых являются производство и продажа мебельной фурнитуры (ООО «Мартиком», ООО «Макберри», ООО «Студия Маркес»).
Предметом исследования магистерской диссертации выступает механизм вариантов оценки финансовых результатов и использования прибыли предприятий (ООО «Мартиком», ООО «Макберри», ООО «Студия Маркес»).
Целью исследования является разработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов и эффективному использованию прибыли предприятий.
Гипотеза исследования состоит в том, что если осуществить детализацию анализа финансовых результатов и использования прибыли предприятия в области производства и продажи мебели с дальнейшим использованием в деятельность организации, то предприятие будет иметь возможность своевременно находить слабые стороны функционирования деятельности и разрабатывать мероприятия по их устранению.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• изучить понятие и экономическое содержание финансового результата предприятия;
• рассмотреть варианты оценки финансовых результатов предприятия;
• описать алгоритм оценки финансовых результатов и использования прибыли хозяйствующего субъекта;
• провести анализ деятельности предприятий в отрасли производства и продажи мебельной фурнитуры;
• рассмотреть мероприятия, направленные на улучшение финансовых результатов деятельности предприятий;
• проанализировать структуру и динамику прибыли предприятий;
• провести анализ прибыли от продаж и показателей рентабельности предприятий;
• выявить пути увеличения прибыли предприятий;
• оценить эффективность предложенных для ООО «Мартиком», ООО «Макберри», ООО «Студия Маркес» мероприятий по повышению финансовых результатов и эффективному использованию прибыли хозяйственной деятельности.
Теоретические основы научного исследования проблемы оценки финансовых результатов и использования прибыли были заложены в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Для написания магистерской диссертации использовались законодательные акты, нормативные документы, статистические материалы, официальные отчеты, методическая, научная и учебная литература, статьи периодического издания, а также интернет ресурсы.
Базовыми для настоящего исследования выступали данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «Мартиком», ООО «Макберри», ООО «Маркес» за 2017-2019 гг., а также данные официальных сайтов анализируемых предприятий.
В работе были использованы такие методы исследования как: горизонтальный, вертикальный, коэффициентный, факторный, прогнозный, сравнительный, а также АВС и XYZ анализ. Прогнозирование финансовой отчетности осуществлялось с использованием программного продукта «Альт-финансы».
Научная новизна магистерской диссертации заключается в системном совершенствовании оценки финансовых результатов и использования прибыли предприятия по производству и продаже мебели, основанном на вариативности, состоящем в разработке теоретических аспектов и практических рекомендаций, направленных на повышение финансовой эффективности и результативности компаний данной сферы.
Научная новизна исследования отражена в следующих результатах:
• сформулировано и уточнено понятие финансового результата предприятий по производству и продаже мебели, который представляет собой базовую экономическую категорию, характеризующую финансовое положение предприятия по производству и продаже мебели в определенный период времени в положительном или отрицательном ключе;
• изучены факторы, отрицательно влияющие на функционирование компаний в отрасли производства и продажи мебели, в состав которых входят: зависимость хозяйственной деятельности от ценовой политики древесины, пиломатериалов, а также тарифов деревообрабатывающего оборудования и транспортных расходов; соотношения результатов деятельности предприятия от состояния мирового рынка; импортная политика зарубежных государств; валютные риски;
• сформированы направления по повышению финансовых результатов и эффективному использованию прибыли компании в области производства и продажи мебели, основанные на: внедрении автоматизированной системы финансового планирования, ускорении оборота активов за счет эффективного управления дебиторской задолженностью, сокращении издержек сырья на единицу готовой продукции, снижении коммерческих затрат, увеличение объемов продаж на российском мебельном рынке.
Теоретическая значимость исследования заключается в: развитии теоретических подходов к оценке финансовых результатов и использования прибыли предприятия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее выводы и рекомендации ориентированы на широкое использование участниками экономических отношений и могут быть использованы в деловой практике предприятий по производству и продаже мебели Московской области.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в постановке цели и задач исследования, сборе и обработке информации по теме исследования. На основании полученных данных автором были сделаны соответствующие выводы и предложены практические мероприятия.
Апробация результатов исследования заложена в опубликованной статье на тему «Принятие управленческих решений на основе вариативности финансовых результатов компании» (2021). Международная научная конференция «Молодой ученый», 2021 г. Город. Москва, объем 0,1 п.л., соавторов нет. Были просчитаны положительные финансовые моменты компаний, после введения нового проекта в деятельность хозяйствующих субъектов.
На защиту выносятся:
• сформулирована авторское понятие финансового результата применительно к предприятиям по производству и продаже мебели;
• разработана система факторов, отрицательно влияющие на функционирование компаний в отрасли производства и продажи мебели;
• сформулированы рекомендации по улучшению показателей прибыли и рентабельности компаний в области производства и продажи мебели.
Структура магистерской диссертационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 14 приложений, 11 таблиц и 14 рисунков. Объем работы - 129 машинописных страниц.
Финансовый результат хозяйствующего субъекта представляет собой обобщенный показатель анализа и оценки эффективности деятельности организации на конкретных стадиях её формирования, который складывается из стоимости собственного капитала за счет чистой прибыли предприятия. Рассматривая понятие и экономическое содержание финансового результата предприятия, можно сделать вывод о том, что именно показатели прибыли и рентабельности и характеризуют финансовый результат, а также эффективность деятельности любой организации.
Анализ финансовых результатов проводят с помощью исследования динамики и структуры общей прибыли предприятия, а также с помощью факторного анализа прибыли от продаж и показателей рентабельности. В заключении анализа финансовых результатов необходимо сформировать выводы, касающиеся того, как изменились показатели результатов финансовой деятельности, какие факторы в большей степени оказали на это влияние, а также дать оценку текущей деятельности предприятия. Анализ финансовых результатов завершается подсчетом резервов увеличения прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта, которые состоят в увеличении объемов производства и продаж, рентабельности продукции и снижении её себестоимости.
1. Существует несколько мероприятий, направленных на улучшение финансовых результатов деятельности предприятия:
- во-первых, увеличение объема продаж предприятия, которое можно реализовать с помощью правильного выбора каналов продвижения продукции, а также изменений тарифной политики предприятия;
- во-вторых, снижение себестоимости, которое можно получить с помощью своевременного контроля за расходами предприятия;
- в-третьих, рост качества продукции, который достигается путем повышения технического уровня производства и эстетических характеристик, создания инновационных продуктов;
- в-четвертых, снижение прочих расходов с помощью минимизации штрафов, пений, а также снижения убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности
Полученные результаты анализа финансовых результатов и использования прибыли ООО «Мартиком», ООО «Макберри», ООО «Маркес» за 2015-2017 гг. раскрывают основные причины, приводящие к снижению эффективности деятельности предприятия:
- анализ динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мартиком» выявил значительные проблемы с эффективностью финансовых результатов деятельности, в то время как наблюдается значительный рост чистой прибыли в 2019 году. Так как выручка и валовая прибыль снижаются нарастающим итогом, себестоимость же, напротив - растет. И если с финансовой и инвестиционной деятельностью в 2019 году у предприятия все хорошо, то результаты основной деятельности требуют срочного вмешательства руководства организации. В ООО «Макбери» в 2019 году также наблюдается значительный рост чистой прибыли, что является положительным моментом. У предприятия не наблюдается проблем с эффективностью финансовых результатов, т.к. заметно снижение себестоимости, при условии того, что снижается выручка и увеличивается валовая прибыль компании, но руководству компании необходимо обратить внимание на развитие основного вида деятельности. В ООО «Маркес» в 2019 году выручка и валовая прибыль падают нарастающим темпом, это говорит о том, что у компании наблюдаются проблемы с эффективностью финансовых результатов, и только снижение себестоимости продаж не позволило значительно снизиться чистой прибыли предприятия, что является положительным моментом;
- анализ структуры прибыли ООО «Мартиком» показал, что наибольший удельный вес в общем объеме выручки в 2017 году заняли себестоимость продаж (64,14%), валовая прибыль (35,86%) и прибыль от продаж (20,63%). В 2018-2019 годах наибольшую долю заняли себестоимость продаж (в 2016 году - 62,57%, в 2017 году - 66,24%), валовая прибыль (в 2016 году - 37,43%, в 2017 году - 33,76%), а также прочие расходы (в 2018 году- 26,30%, в 2019 году - 28,65%). Это свидетельствует о том, что расходы, связанные с прочими видами деятельности, существенно влияют на чистую прибыль предприятия. С помощью проведения анализа структуры прибыли ООО «Макберри» можно отметить, что наибольший удельный вес в общем объеме выручки в 2017-2019гг. году заняли себестоимость продаж 74,84%, 77,69%, 71,92% соответственно, валовая прибыль (25,16%, 22,31%, 28,08%) и коммерческие расходы 14,44%, 15,42%, 18,47% соответственно. В ООО «Маркес» наибольший удельный вес в общем объеме выручки в 2017-2019гг. году заняли себестоимость продаж 102,16%, 101,11%, 93,78% соответственно, прочие расходы (13,39%, 11,46%, 13,24%) и прочие доходы 28,86%,9,17%,8,88% соответственно. Отсюда следует, что в ООО «Макберри» и ООО «Маркес» расходы, связанные как с основными, так и с прочими видами деятельности существенно сказываются на показателях чистой прибыли предприятий;
- результаты, полученные в процессе проведения факторного анализа прибыли от продаж ООО «Мартиком» свидетельствую о том, что данный показатель в 2015-2017 гг. снизился за счет изменения величины коммерческих расходов (на 175913 тыс. руб.), а также за счет изменения величины выручки предприятия (на 90442 тыс. руб.). Финансовый результат ООО «Макберри» в период 2017-2019 гг. изменился за счет таких факторов как, снижения коммерческих расходов (на 16373 тыс. руб.) и отсутствия управленческих расходов. В ООО «Маркес» за рассматриваемый период значительно улучшился финансовый результат за счет отсутствия коммерческих и управленческих расходов, однако возросло влияние факторов выручки и себестоимости продаж;
- факторный анализ показателей рентабельности ООО «Мартиком» и ООО «Макберри» выявил, что все показатели рентабельности за 2015-2017 гг. имеют отрицательную динамику. Предприятию следует увеличить рентабельность активов, для этого необходимо разработать мероприятия по управлению дебиторской задолженностью за счет контроля её величины, запасами путем разработки детального плана закупок и составления прогноза продаж, денежными средствами за счет ускорения денежных поступлений и оптимизации остатков денежных средств, а также внеоборотными активами путем оптимального их обновления. В ООО «Маркес» ситуация обратная все показатели рентабельности возрастают, что можно оценивать положительно, т.к. происходит увеличение прибыли предприятия.
2. Изучены факторы, отрицательно влияющие на функционирование компаний в отрасли производства и продажи мебели. В их состав входят: зависимость хозяйственной деятельности от ценовой политики древесины, пиломатериалов, а также тарифов деревообрабатывающего оборудования и транспортных расходов; соотношения результатов деятельности предприятия от состояния мирового рынка; импортная политика зарубежных государств; валютные риски.
Изучив мероприятия по улучшению финансовых результатов и использования прибыли в отрасли производства и продажи мебели можно сделать вывод о том, что:
- прибыль, которая находится в распоряжении у предприятия, выступает одним из главных источником финансирования экономического развития предприятия;
- внутренний рынок рассматриваемой продукции в РФ можно охарактеризовать низким уровнем функционирования в сравнении с мировыми лидерами данной отрасли;
- инвестиционные и финансовые программы для предприятий в отрасли производства и продажи мебели должны включать в себя проекты по импортозамещению, развитию производственных мощностей, а также строительство новых установок для обеспечения надежного и качественного производства мебели.
3. Сформированы направления по повышению финансовых результатов и эффективному использованию прибыли компании в области производства и продажи мебели, основанные на: внедрении автоматизированной системы финансового планирования, ускорении оборота активов за счет эффективного управления дебиторской задолженностью, сокращении издержек сырья на единицу готовой продукции, снижении коммерческих затрат, увеличение объемов продаж на российском мебельном рынке.
Для того, чтобы увеличить показатели прибыли ООО «Мартиком» следует:
- внедрить автоматизированную систему финансового планирования Docsvision, что даст дополнительный положительный эффект в связи с переходам к цифровой экономике и цифровой трансформации;
- ускорить оборот активов за счет эффективного управления дебиторской задолженности.
- сократить издержки сырья на единицу готовой продукции, в частности МДФ плит, бруса;
- увеличить величину выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью, в частности пеллетов;
- увеличить объем продаж за счет постройки шоурума с экспозициями проектов по индивидуальным заказам.
Таким образом, прогнозные финансовые показатели на 2021 год показывают, что ООО «Мартиком» получат общий годовой эффект в виде роста чистой прибыли, что доказывает целесообразность предложенных мероприятий.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014№2-ФКЗ, от 01.07.2020№11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, №31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. - М.: Проспект, 2020. - 640 с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/ (дата обращения: 15.02.2021).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 № 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016). URL: https://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 15.02.2021).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 15.02.2021).
6. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.08.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения: 21.11.2020).
7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 31.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения: 21.11.2020).
8. О коммерческой тайне [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.07.2004№98-ФЗ (ред. от 12.03.2017). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_48699/ (дата обращения: 21.11.2020).
9. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2016). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 20.11.2020).
10. Доходы организации ПБУ 9/99 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.05.1999№32н (ред. от 27.11.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/ (дата обращения: 20.11.2020).
11. Расходы организации ПБУ 10/99 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.05.1999№33н (ред. от 06.04.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/ (дата обращения: 20.11.2020).
12. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/ (дата обращения: 19.11.2020).
13. Алешин В.А. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. / В.А. Алешин, И.Г. Давыденко, A.И. Зотова. - М.: КНОРУС, 2019. - 374 c.
14. Бариленко В.И. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. / B.И. Бариленко. - М.:КНОРУС, 2019. - 234 с.
15. Белова Т.А. Технология и организация производства продукции и услуг: учеб. пособие. / Т.А. Белова, В.Н. Данилин. - М.: КНОРУС, 2019. - 240 с.
...