Трансформация норм международного права во внутригосударственное (Владивостокский Государственный Университет)
|
Введение 3
1. Понятие, формы и содержание трансформации норм международного права 7
1.1 Понятие и формы трансформации норм международного права 7
1.2 Содержание процесса трансформации норм 16
2. Механизм трансформации норм международного права 28
2.1 Внутригосударственный нормативный механизм реализации 28
2.2 Внутригосударственный нормативный механизм реализации 32
3. Роль законодательной ветви власти в трансформации норм международного права 41
Заключение 55
Список использованных источников 59
Нормативно-правовые акты 59
Специальная литература 60
Судебная практика 65
1. Понятие, формы и содержание трансформации норм международного права 7
1.1 Понятие и формы трансформации норм международного права 7
1.2 Содержание процесса трансформации норм 16
2. Механизм трансформации норм международного права 28
2.1 Внутригосударственный нормативный механизм реализации 28
2.2 Внутригосударственный нормативный механизм реализации 32
3. Роль законодательной ветви власти в трансформации норм международного права 41
Заключение 55
Список использованных источников 59
Нормативно-правовые акты 59
Специальная литература 60
Судебная практика 65
Современные интеграционные процессы определяют многие тенденции в развитии национальных правовых систем: все большее внимание уделяется обеспечению материальных и духовных потребностей индивидов, развитие демократических основ государственного управления, повышение авторитета права и закона, включение универсальных принципов в содержание действующих норм, идей справедливости и воплощение гуманизма.
В последние годы произошло много изменений в определении места национального права в общей системе международных отношений и его взаимодействия с международным правом.
Основы концепции реализации норм международного права Российской Федерации заложены в ее Конституции, которая по сути является конституцией члена демократического международного сообщества .
Правовая система Российской Федерации переживает радикальную трансформацию и находится в процессе качественного изменения, должен быть обеспечен истинный приоритет ценностей, основанных на принципах демократии, справедливости и правового государства.
Конституция Российской Федерации выражает общую тенденцию конституционного развития демократических стран. Несмотря на разнообразие правовой системы, количество идентичных положений увеличивается. Прежде всего, это демократический стандарт, прав человека и статуса международного права в национальной правовой системе. Это рассматривается как признак определенной интеграции национального и международного права. Примат международных норм, как представляется, определяется общими принципами правового государства.
В правовой системе страны действие международного права наряду с нормами российского права должно стать нормальным и рутинным процессом.
Одной из функций международного права является содействие становлению и развитию демократических государств, управляемых верховенством права.
Государство должно обеспечить, чтобы все органы государственной власти, независимо от того, к какой ветви они относятся - законодательной, исполнительной или судебной - и независимо от того, какое положение (верховное или подчиненное) они занимают, подчинялись нормам международного права.
Влияние международно-правовых норм на отечественное право также возрастает, и российское право не является исключением. Перевод международно-правовых норм в национальное законодательство в настоящее время является важнейшей составляющей правотворческой деятельности органов государственной власти.
Исполнительная власть играет важную роль в реализации международных договоров, а Конституционный суд РФ обязан применять общепризнанные международно-правовые принципы и нормы. Он играет важную роль в применении общепризнанных принципов и норм международного права.
Процесс ратификации международных договоров, который включает в себя правовую экспертизу международных договоров, основан на применении международно-правовых норм и месте международных договоров в национальной правовой системе.
Его суть заключается в определении места международного договора в системе международно-правовых норм и внутригосударственного права и, как следствие, степени соответствия международного договора внутригосударственному праву, реализации принятого договора.
Выводы призваны способствовать эффективному взаимодействию между международным правом и национальным законодательством.
Целью данной работы является определение особенностей способов и форм трансформации международного права в РФ.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- Проанализировать и изучить подходы к понятию, формам и способам трансформации;
- Охарактеризовать содержание процесса трансформации норм;
- Проанализировать основные механизмы трансформации норм международного права;
- Охарактеризовать внутригосударственный нормативный механизм реализации;
- Охарактеризовать внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации;
- Дать оценку роли законодательной ветви власти в имплементации норм международного права.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие по поводу трансформации норм международного права во внутригосударственное.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения относительно форм и способов трансформации норм международного права во внутригосударственное.
В ходе исследования студент обращался к трудам отечественных специалистов в области взаимодействия международного и внутригосударственного права: Д.А. Анцилотти, Я.Броунли, А. С. Гавердовского, Г. Кельзена ,Г.В. Игнатенко, И.И. Лукашука, Н.В.Миронова, Марченко М. Н., А.Н.Талалаева, Г. Триппеля, В.Я. Суворовой, О.И.Тиунова, Е.Т.Усенко, Н.А.Ушакова, С.В.Черниченко, и др.
Работа осуществлена с учетом положений общей теории права, теории конституционного и международного публичного права, европейского права, отраслевых юридических наук и подготовлена на основе изучения и анализа значительного количества научной и публицистической литературы, нормативно- правового материала, исследований отечественных и зарубежных авторов.
Методологическую составили общенаучные методы: аналогия, дедукция, индукция, обобщение, анализ, синтез, исторический метод. Наряду с общенаучными методами использовались и частнонаучные: описательный, формально-логический, технико-юридический.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, задачами, логикой научного исследования и содержит введение, три главы, включающие в себя пять параграфов.
В последние годы произошло много изменений в определении места национального права в общей системе международных отношений и его взаимодействия с международным правом.
Основы концепции реализации норм международного права Российской Федерации заложены в ее Конституции, которая по сути является конституцией члена демократического международного сообщества .
Правовая система Российской Федерации переживает радикальную трансформацию и находится в процессе качественного изменения, должен быть обеспечен истинный приоритет ценностей, основанных на принципах демократии, справедливости и правового государства.
Конституция Российской Федерации выражает общую тенденцию конституционного развития демократических стран. Несмотря на разнообразие правовой системы, количество идентичных положений увеличивается. Прежде всего, это демократический стандарт, прав человека и статуса международного права в национальной правовой системе. Это рассматривается как признак определенной интеграции национального и международного права. Примат международных норм, как представляется, определяется общими принципами правового государства.
В правовой системе страны действие международного права наряду с нормами российского права должно стать нормальным и рутинным процессом.
Одной из функций международного права является содействие становлению и развитию демократических государств, управляемых верховенством права.
Государство должно обеспечить, чтобы все органы государственной власти, независимо от того, к какой ветви они относятся - законодательной, исполнительной или судебной - и независимо от того, какое положение (верховное или подчиненное) они занимают, подчинялись нормам международного права.
Влияние международно-правовых норм на отечественное право также возрастает, и российское право не является исключением. Перевод международно-правовых норм в национальное законодательство в настоящее время является важнейшей составляющей правотворческой деятельности органов государственной власти.
Исполнительная власть играет важную роль в реализации международных договоров, а Конституционный суд РФ обязан применять общепризнанные международно-правовые принципы и нормы. Он играет важную роль в применении общепризнанных принципов и норм международного права.
Процесс ратификации международных договоров, который включает в себя правовую экспертизу международных договоров, основан на применении международно-правовых норм и месте международных договоров в национальной правовой системе.
Его суть заключается в определении места международного договора в системе международно-правовых норм и внутригосударственного права и, как следствие, степени соответствия международного договора внутригосударственному праву, реализации принятого договора.
Выводы призваны способствовать эффективному взаимодействию между международным правом и национальным законодательством.
Целью данной работы является определение особенностей способов и форм трансформации международного права в РФ.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- Проанализировать и изучить подходы к понятию, формам и способам трансформации;
- Охарактеризовать содержание процесса трансформации норм;
- Проанализировать основные механизмы трансформации норм международного права;
- Охарактеризовать внутригосударственный нормативный механизм реализации;
- Охарактеризовать внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации;
- Дать оценку роли законодательной ветви власти в имплементации норм международного права.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие по поводу трансформации норм международного права во внутригосударственное.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения относительно форм и способов трансформации норм международного права во внутригосударственное.
В ходе исследования студент обращался к трудам отечественных специалистов в области взаимодействия международного и внутригосударственного права: Д.А. Анцилотти, Я.Броунли, А. С. Гавердовского, Г. Кельзена ,Г.В. Игнатенко, И.И. Лукашука, Н.В.Миронова, Марченко М. Н., А.Н.Талалаева, Г. Триппеля, В.Я. Суворовой, О.И.Тиунова, Е.Т.Усенко, Н.А.Ушакова, С.В.Черниченко, и др.
Работа осуществлена с учетом положений общей теории права, теории конституционного и международного публичного права, европейского права, отраслевых юридических наук и подготовлена на основе изучения и анализа значительного количества научной и публицистической литературы, нормативно- правового материала, исследований отечественных и зарубежных авторов.
Методологическую составили общенаучные методы: аналогия, дедукция, индукция, обобщение, анализ, синтез, исторический метод. Наряду с общенаучными методами использовались и частнонаучные: описательный, формально-логический, технико-юридический.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, задачами, логикой научного исследования и содержит введение, три главы, включающие в себя пять параграфов.
Мы охарактеризовали высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации, рассмотрели действие международно-правовых норм, охарактеризовали соотношение Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм и пришли к выводу, что Федеральный суд РФ.
Учитывая принцип корреляции, который должен быть принят во внимание, а также соотношение внутригосударственного права и общепризнанных международно-правовых принципов и нормы также были рассмотрены.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Конституция Российской Федерации (статья 15, часть 4) предусматривает, что в правовой системе Российской Федерации применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила этого международного договора. Вопрос о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных и сложных проблем юриспруденции. Не только традиционные субъекты международного права, но и субъекты внутригосударственного права, такие как государственные органы, юридические и физические лица, участвующие в реализации международно-правовых норм.
Его практическая значимость неуклонно возрастает не только для традиционных субъектов международного права, но и для субъектов внутригосударственного права, таких как государственные органы, юридические и физические лица, участвующих в реализации международно-правовых норм.
Взаимозависимость и интеграция мира требуют, чтобы национальные правовые системы были способны взаимодействовать друг с другом и с правовыми системами международного сообщества в целом.
Можно говорить о формировании мирового правового комплекса. В современном праве международные договоры и иные международно-правовые акты ориентированы на взаимодействие с национальным правом, И наоборот, законы и иные национальные правовые акты содержат положения о совместном применении национального и международного права, о приоритете применения международного права в случае коллизии.
и приоритете в случае коллизии между применением национального и международного права. Диспозитивные нормы общего международного права имеют полную юридическую силу и обязательны для исполнения. Государства не могут
Государства не могут в одностороннем порядке отказываться от их соблюдения или изменять их, например, путем принятия противоречащего им законодательства.
Вопрос о том, при каких обстоятельствах можно опираться на внутреннюю доктрину для обеспечения всеобщего признания той или иной международно-правовой нормы.
Вопрос о том, при каких обстоятельствах можно полагаться на то, что та или иная международно-правовая норма является общепризнанной, явно недостаточно проработан.
Существует еще одна проблема, связанная с общепризнанными международно-правовыми нормами. Не установлено их соотношение с российскими правовыми нормами.
Конституция РФ (ч.4 ст.15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Проблема соотношения и взаимодействия международного и национального права представляет сегодня одну из актуальных и сложных проблем юриспруденции. Неизменно растет ее практическое значение не только для традиционных субъектов международного права, но и для субъектов внутригосударственного права - государственных органов, юридических лиц и индивидов, участвующих в реализации международно-правовых норм.
Взаимозависимость и единство мира требуют, чтобы национальные правовые системы были способны взаимодействовать друг с другом и с правовой системой международного сообщества в целом. Можно говорить о формировании всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом национальные правовые системы.
В современном праве имеет место "встречное движение": международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, и напротив, законы и иные национальные правовые акты содержат положения о совместном применении внутригосударственных и международных правил и о приоритетном в коллизионных случаях применении международных правил.
Диспозитивные нормы общего международного права обладают полной юридической силой и обязательны для соблюдения. Государство не может отказаться от их соблюдения или изменить их в одностороннем порядке, в том числе и путем издания противоречащего им закона.
В отечественной доктрине явно недостаточно проработан вопрос о том, какие именно обстоятельства позволяют вполне определенно полагать, что та или иная международно-правовая норма является общепризнанной. Применительно к общепризнанным нормам международного права существует еще одна проблема: не установлено их соотношение с нормами российского права. В п.4 ст.15 Конституции РФ оговариваются лишь случаи, когда положения международного договора приходят в противоречие с тем, что предусмотрено в российском законодательстве. Ситуация же, когда конфликт возникает между общепризнанной нормой международного права и положениями российского законодательства, не рассматривается.
Ситуация осложняется тем, что общепризнанные нормы не однородны по своему составу. Особое место среди них занимают императивные нормы международного права. Если такая категория, как общепризнанные нормы международного права, выделяется лишь на доктринальном уровне и доктринально же интерпретируется, то императивные нормы имеют четко зафиксированный легальный статус, который регламентирован в ст.53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
В отечественной международно-правовой литературе в этом отношении речь ведется преимущественно лишь об особой разновидности императивных норм - основных принципах международного права. Казалось бы, в данном случае возможно простое логическое построение. Раз международные договоры России имеют приоритет применения перед ее законами, то таким приоритетом тем более должны пользоваться основные принципы, которые в иерархии норм международного права занимают высшую ступень, находясь над всеми другими его нормами (следовательно, и над всеми международными договорами). Но это лишь логическое построение, нормативно оно никак не закреплено.
Учитывая принцип корреляции, который должен быть принят во внимание, а также соотношение внутригосударственного права и общепризнанных международно-правовых принципов и нормы также были рассмотрены.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Конституция Российской Федерации (статья 15, часть 4) предусматривает, что в правовой системе Российской Федерации применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила этого международного договора. Вопрос о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных и сложных проблем юриспруденции. Не только традиционные субъекты международного права, но и субъекты внутригосударственного права, такие как государственные органы, юридические и физические лица, участвующие в реализации международно-правовых норм.
Его практическая значимость неуклонно возрастает не только для традиционных субъектов международного права, но и для субъектов внутригосударственного права, таких как государственные органы, юридические и физические лица, участвующих в реализации международно-правовых норм.
Взаимозависимость и интеграция мира требуют, чтобы национальные правовые системы были способны взаимодействовать друг с другом и с правовыми системами международного сообщества в целом.
Можно говорить о формировании мирового правового комплекса. В современном праве международные договоры и иные международно-правовые акты ориентированы на взаимодействие с национальным правом, И наоборот, законы и иные национальные правовые акты содержат положения о совместном применении национального и международного права, о приоритете применения международного права в случае коллизии.
и приоритете в случае коллизии между применением национального и международного права. Диспозитивные нормы общего международного права имеют полную юридическую силу и обязательны для исполнения. Государства не могут
Государства не могут в одностороннем порядке отказываться от их соблюдения или изменять их, например, путем принятия противоречащего им законодательства.
Вопрос о том, при каких обстоятельствах можно опираться на внутреннюю доктрину для обеспечения всеобщего признания той или иной международно-правовой нормы.
Вопрос о том, при каких обстоятельствах можно полагаться на то, что та или иная международно-правовая норма является общепризнанной, явно недостаточно проработан.
Существует еще одна проблема, связанная с общепризнанными международно-правовыми нормами. Не установлено их соотношение с российскими правовыми нормами.
Конституция РФ (ч.4 ст.15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Проблема соотношения и взаимодействия международного и национального права представляет сегодня одну из актуальных и сложных проблем юриспруденции. Неизменно растет ее практическое значение не только для традиционных субъектов международного права, но и для субъектов внутригосударственного права - государственных органов, юридических лиц и индивидов, участвующих в реализации международно-правовых норм.
Взаимозависимость и единство мира требуют, чтобы национальные правовые системы были способны взаимодействовать друг с другом и с правовой системой международного сообщества в целом. Можно говорить о формировании всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом национальные правовые системы.
В современном праве имеет место "встречное движение": международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, и напротив, законы и иные национальные правовые акты содержат положения о совместном применении внутригосударственных и международных правил и о приоритетном в коллизионных случаях применении международных правил.
Диспозитивные нормы общего международного права обладают полной юридической силой и обязательны для соблюдения. Государство не может отказаться от их соблюдения или изменить их в одностороннем порядке, в том числе и путем издания противоречащего им закона.
В отечественной доктрине явно недостаточно проработан вопрос о том, какие именно обстоятельства позволяют вполне определенно полагать, что та или иная международно-правовая норма является общепризнанной. Применительно к общепризнанным нормам международного права существует еще одна проблема: не установлено их соотношение с нормами российского права. В п.4 ст.15 Конституции РФ оговариваются лишь случаи, когда положения международного договора приходят в противоречие с тем, что предусмотрено в российском законодательстве. Ситуация же, когда конфликт возникает между общепризнанной нормой международного права и положениями российского законодательства, не рассматривается.
Ситуация осложняется тем, что общепризнанные нормы не однородны по своему составу. Особое место среди них занимают императивные нормы международного права. Если такая категория, как общепризнанные нормы международного права, выделяется лишь на доктринальном уровне и доктринально же интерпретируется, то императивные нормы имеют четко зафиксированный легальный статус, который регламентирован в ст.53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
В отечественной международно-правовой литературе в этом отношении речь ведется преимущественно лишь об особой разновидности императивных норм - основных принципах международного права. Казалось бы, в данном случае возможно простое логическое построение. Раз международные договоры России имеют приоритет применения перед ее законами, то таким приоритетом тем более должны пользоваться основные принципы, которые в иерархии норм международного права занимают высшую ступень, находясь над всеми другими его нормами (следовательно, и над всеми международными договорами). Но это лишь логическое построение, нормативно оно никак не закреплено.



