Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы и методы профилактики рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях (Технология социальной работы, Костромской государственный университет)

Работа №116759

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ…5
1.1. Понятие, характеристика рецидивной преступности среди молодежи…………5
1.2. Сущность, методы и формы профилактики рецидивной преступности 10
1.3. Организация работы по предупреждению и профилактике рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях…………....20
2.АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ…27
2.1. Содержание организации работы по профилактике рецидивной преступности ………27
2.2. Критерии эффективности мероприятий по предупреждению рецидивной преступности…39
2.3. Разработка программы мероприятий по улучшению результатов профилактики рецидивной преступности среди осужденных в исправительных учреждениях ……45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………62


Профилактика рецидивных преступлений является частью общих профилактических мероприятий. Предупреждение рецидивной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс обусловливающих ее причин и условий. Это воздействие осуществляется путем применения различных по своему содержанию мер на общесоциальном, социально-криминологическом и индивидуальном уровнях.
Особенности рецидивной преступности, специфика некоторых обстоятельств, ее обусловливающих, предопределяют необходимость осуществления ряда специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, направленных на недопущение возврата на преступный путь тех, кто уже подвергался уголовному наказанию, предупреждение и снижение повторных преступлений.
Целям предупреждения рецидива преступлений служит также рациональная система назначения и исполнения наказаний. Важную роль в предупреждении рецидива преступлений играет педагогический процесс, организуемый в исправительных учреждениях УИС. Он направлен на искоренение у осужденных антиобщественных взглядов и наклонностей, привитие им уважения к законам, на формирование привычки к труду, чувства долга и ответственности за свое поведение и других положительных качеств. Режим, труд, воспитательная работа, общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных – все это подчинено в конечном итоге задаче возвращения преступника к социально полезной деятельности после отбытия наказания.
Профилактика рецидивной преступности среди молодежи - это деятельность по осуществлению профилактических мер, направленных на снижение опасности рецидивных преступлений молодёжи, воспитание и исправление молодёжи, склонной к совершению рецидивных преступлений, своевременное выявление, изучение и устранение причин и условий, позволяющих к совершению рецидивных преступлений, раннее предупреждение рецидивных преступлений совершаемых молодёжью, формирование и развитие чувство нетерпимого отношения к любым проявлениям правонарушения и чувство уважения к законам у молодёжи, совершивших рецидивные преступления.
Цель курсовой работы - разработать программу мероприятий по повышению эффективности результатов профилактики рецидивной преступности среди осужденных молодых людей в исправительных учреждениях.
Объектом работы является процесс социальной профилактики рецидивной преступности среди осужденных в возрасте от 18 до 35 (молодежь).
Предметом работы являются методы и формы социальной профилактики рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях.
Задачи курсовой работы:
 дать понятие, характеристику рецидивной преступности и личности рецидивиста;
 охарактеризовать сущность, методы и формы профилактики рецидивной преступности и условия, ей способствующие;
 рассмотреть основные элементы организации работы по предупреждению и профилактике рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях;
 выделить содержание организации работы по профилактике рецидивной преступности;
 определить критерии эффективности мероприятий по предупреждению рецидивной преступности;
 разработать программу мероприятий по повышению эффективности результатов профилактики рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профилактика рецидивных преступлений среди молодежи в исправительных учреждениях является частью общих профилактических мероприятий, и она имеет свои характерные особенности. Предупреждение рецидивной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс ее причин и условий.
Особенности рецидивной преступности, специфика некоторых обстоятельств, ее обусловливающих, предопределяют необходимость осуществления ряда специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, направленных на недопущение возврата на преступный путь тех, кто уже подвергался уголовному наказанию, предупреждение и снижение повторных преступлений.
Целям предупреждения рецидива преступлений служит также рациональная система назначения и исполнения наказаний. Важную роль в предупреждении рецидива преступлений играет педагогический процесс, организуемый в исправительных учреждениях УИС. Он направлен на искоренение у осужденных антиобщественных взглядов и наклонностей, привитие им уважения к законам, формирование привычки к труду, чувства долга и ответственности за свое поведение.
В профессиональной социальной работе в ИУ выделяются следующие направления деятельности: социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-реабилитационное, социально-экономическое, социально-культурное (культурно-досуговое), социально-правовое (правозащитное), социально-благотворительное, валеологическое.
Названные направления определяют и задачи социальной работы с молодыми людьми, содержащимися в исправительных учреждениях.
Основными задачами профессиональной деятельности специалистов по социальной работе в отношении молодых осужденных являются:
 социально-психологическая и социально-педагогическая диагностика лиц, отбывающих уголовные наказания;
 разработка и внедрение социальных и индивидуальных программ исправления молодых осужденных;
 организация и осуществление индивидуальной и групповой терапевтической, коррекционной работы, социально-правовой защиты осужденных;
 координация усилий сотрудников, представителей государственных органов, социальных служб, организаций и заинтересованных граждан по исправлению молодых осужденных;
 участие в работе по созданию дифференцированных условий отбывания наказания;
 применение в рамках полномочий мер, стимулирующих позитивное поведение молодых осужденных;
 социальная и психолого-педагогическая подготовка молодых осужденных к освобождению из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;
 социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;
 анализ результатов социальной работы и исправления осужденных, обобщение и распространение положительного опыта и выработка рекомендаций по совершенствованию.
В ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобождаемых из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, являются:
 организация и осуществление комплекса мероприятий по ресоциализации осужденных в возрасте от 18 до 29 лет в период отбывания наказания и социальной адаптации после их освобождения;
 организация трудового и бытового устройства освобождаемых осужденных несовершеннолетнего возраста;
 подготовка к освобождению из УИС, восстановление трудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношений и общения;
 формирование социально полезных связей осужденных несовершеннолетнего возраста, навыков функционирования в семье, ближайшем социальном окружении, неформальных группах;
 оказание помощи в решении жилищно-бытовых проблем, освобожденных из ИУ;
 помощь освобожденным в восстановлении социального статуса, получении законных льгот, их социально-правовая защита и поддержка;
 обеспечение взаимодействия и координации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с государственными, общественными, благотворительными учреждениями и организациями.
Основными задачами специалистов по социальной работе в области воспитательно-профилактической работы являются:
 участие в исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества;
 организация и осуществление воспитательной работы с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы;
 осуществление профилактики рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из учреждений и органов, исполняющих наказания, и др.
Однако, очерченные направления и объем социальной работы с осужденными с 18 до 29 лет столь огромен, что справиться с таким объемом сотрудниками ГСЗО можно только при взаимодействии с другими сотрудниками исправительного учреждения и в случае реализации ими части перечисленных выше функций.
Анализ сложившейся практики показывает, что основными недостатками в работе по трудовому и бытовому устройству освобожденных лиц в возрасте от 18 до 29 лет из мест лишения свободы являются:
 слабая информированность многих исправительных учреждений о реальных потребностях в рабочей силе тех или иных предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, которая зачастую носит условный, неконкретный характер либо вовсе отсутствует;
 необоснованные отказы администрации различных хозяйствующих субъектов в приеме на работу освобожденных по причине недоверия, предвзятого отношения к ним, как к лицам, совершившим преступления, или как следствие, так сказать, «перестраховки»;
 недостаточное внимание к вопросам трудового и бытового устройства освобожденных со стороны специально уполномоченных ОВД (подразделений участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, обеспечения охраны общественного порядка), которые призваны оказывать практическую помощь этим лицам в устройстве на работу.
Исследования, особенно последних лет, выявляют новые тенденции преступности, а также другие негативные процессы в борьбе с ней, однако в настоящее время государство не смогло выработать какие-то особенные и сравнительно новые пути решения данных проблем.
Поэтому необходимо продолжать формировать в исправительных учреждениях так называемые положительные группы молодых осужденных, совершивших неоднократно преступления, а прежде всего прошедшие институт «ступенистов», которые за время пребывания в колонии стремились получить и получили образование, рабочую специальность, активно участвовали в общественной жизни отряда и т.д., то есть те, которые приобрели определенные положительные жизненные установки.
В такие группы следует включать и ту небольшую часть осужденных, которые уже изначально определили для себя твердую установку на исправление, определившие для себя жизненные перспективы, связанные с ведением законопослушного образа жизни на свободе.
Кроме этого в обязательном порядке необходимо продолжать активную психологическую, педагогическую и воспитательную работу с группой «колеблющихся», то есть лиц, характеризующихся отсутствием твердых убеждений, ослабленной волей, поэтому легко поддающихся внешнему воздействию, как отрицательному, так и положительному, а также лиц, не изменивших установки преступного поведения, оказывающих сопротивление воспитательному воздействию со стороны администрации исправительных учреждений и коллективов осужденных.
Таким образом, в реальной деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы предстоит еще провести немало мероприятий, которые будут носить в области социальной работы действенный характер, и это связано, с необходимостью внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты.



1. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 25. - Ст. 345.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс». (дата обращения: 19.05.2021).
3. Антонян Е. А. Личность рецидивиста: криминологическое и уголовно-исполнительное исследование: автореф. дис. … док. юрид. наук / Е. А. Антонян. – М.: МГЮА, 2014. – 42 с.
4. Артемьев Н. С. Планирование мероприятий по предупреждению рецидивной (пенитенциарной) преступности / Н. С. Артемьев // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4). - № 3. - С. 334-339.
5. Артемьев Н. С. Профилактика рецидивной преступности осужденных: курс лекций / Н. С. Артемьев, Р. Н. Киселева, Е. В. Дежурова, Е. Е. Черникова - Академия ФСИН России, 2020. - 49 с.
6. Багреева Е. Г. О совершенствовании воспитательной и социальной работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в свете реформирования УИС / Е. Г. Багреева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление – № 4 – 2005. - С. 9-12.
7. Бельский В. Ю. Социология: Учебник / Под.ред. В. Ю. Бельского. - М.: МосУ МВД России, 2014. - С. 350.
8. Голодов П. В. Проблемы применения системы «социального лифта» в условиях исправительного учреждения для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте / П. А. Голодов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – № 2 (18). – 2012. - С. 26-33.
9. Городнянская В. В. Постпенитенциарный рецидив: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В. В. Городнянская. – Томск, 2011. – 22 с.
10. Городнянская В. В. Постпенитенциарный рецидив: монография / В. В. Городнянская. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 168 с.
11. Гусаров П. Н. Технологии социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях / П. Н. Гусаров // Молодой ученый. - 2018. - №22. - С. 273-276.
12. Дробот Д. А. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей / Д. А. Дробот, Т. И. Митичева // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2016. - № 1 (16). - С. 32-36.
13. Игнатенко В. И. Принцип опоры на положительные качества осужденного в его исправлении, предложенный Ю.В. Бышевским – основа пенитенциарной профилактики / В. И. Игнатенко, И. А. Уваров // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2016. - № 1 (17). - С. 246-251.
14. Казакова С. Г. Содержание деятельности социального педагога школы по профилактике девиантного поведения учащихся из неблагополучных семей / С. Г. Казакова // Евразийская педагогическая конференция: сборник статей II Международной научно-практической конференции / Под ред. Г. Ю. Гуляева. - 2018. - С. 46-50.
15. Казанцев В. Н. Реформирование воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными несовершеннолетними и молодежного возраста в исправительных учреждениях / В. Н. Казанцев, О. Г. Ананьев // Ведомости уголовно-исполнительной системы – № 10. – 2018. - С. 34-37.
16. Кудряшов О. В. Характеристика несовершеннолетних осужденных, состоящих на профилактическом учете в воспитательных колониях / О. В. Кудрашов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика и управление. - 2017. - № 3. - С. 13-15.
17. Куркина И. Н. Зарубежный опыт решения проблем ресоциализации осужденных / И. Н. Куркина // Власть. - 2017. - № 3. - С. 119-121.
18. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты: монография / Л. А. Латышева. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. – 188 с.
19. Лузгин С. А. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учебное пособие / С. А. Лугзин; Под ред. Ю.И. Калинина. - 2017. - 25 с.
20. Мальчук О. И. Оперативно-розыскная профилактика преступности в исправительных учреждениях: теоретический аспект / О. И. Мальчук, А. А. Нуждин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2018. - № 1. - С. 29-31.
21. Метлякова Л. А. Подготовка несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, к освобождению из мест лишения свободы: опыт социального партнерства / Л. А. Метлякова, Л. А. Седельникова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2018. - № 12. - С. 27-32.
22. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М: Свободная Пресса, 2018. – 211 с.
23. Морозов В. М. Социальная работа в уголовно - исполнительной системе; Учебник для вузов / В. М. Морозов, В. В. Виноградов. - СПб.: Питер, 2016. – 206 с.
24. Министерство внутренних дел Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://мвд.рф/. (дата обращения: 03.05.2021).
25. Нимарицына О. Ф. К вопросу о предупреждении рецидива преступления как о факторе успешной ресоциализации осужденных / О.Ф. Нимарицына. // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 250-252.
26. Петровский, А. В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи / А.В. Петровский. - М.: Юридический центр, 2020. - 476 c.
27. Салаев Н.С. Совершенствование эффективности профилактических функции пенитенциарной системы: Автореферат диссертации доктора юридических наук (DSc) / Н.С. Салаев. -Т., 2017. -53 с.
28. Уваров И. А. Эмпирическое измерение социальных качеств личности осужденных несовершеннолетнего возраста, реализуемых в процессе пенитенциарной профилактики (на материалах исправительных учреждений Ставропольского края) / И. А. Уваров // Российский экономический вестник. - 2020. - Т. 3. - № 4. - С. 220- 225.
29. Хисамутдинов Ф. Р. Особенности предупреждения профессиональной и рецидивной преступности (история и современность) / Ф. Р. Хисамутдинов, А. Е. Шалагин // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2014. – № 4(18). 1
30. Цветкова Н. А. Исследование стрессоустойчивости и жизнестойкости сотрудников уголовно-исполнительной системы / Н. А. Цветкова, С.В. Кулакова // Психология и право. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 112-129.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ