Введение 9
1 Теоретические аспекты творческого потенциала организации 12
1.1 Этапы теоретического устав осмысления концепции творческого
потенциала 12
1.2 Характеристика категории «творческий потенциал» 26
1.3 Методы оценки творческого потенциала 30
2 Зарубежный опыт реализации творческого потенциала 37
2.1 Эволюция процесса оценки и использования творческого потенциала в
зарубежных компаниях 37
2.2 Влияние творческого потенциала на конкурентоспособность компании 43
2.3 Система управления творческим потенциалом компании 49
3 Творческий потенциал и конкурентоспособность российских компаний 63
3.1 Состояние отечественных компаний с позиции уровня развития творческого
потенциала 63
3.2 Анализ и оценка творческого потенциала в КПКГ Резерв 70
3.3 Анализ конкурентоспособности КПКГ Резерв 74
4 Социальная ответственность 87
Заключение 92
Список использованных источников 94
Актуальность исследования связана с тем, что экономические системы развитых стран обладают явно выраженными инновационными чертами. Необходимым фактором инновационного развития является творческий подход к управлению организациями. Ключевым элементом эффективных производств является человек - креативный, творчески мыслящий, ищущий. До 40% ВВП в развитых странах создается именно креативными работниками. В этих условиях весьма актуальной становится задача формирования и развития творческого потенциала организации. использование воплощенных в людях способностей позволяет организациям активизировать нововведения, повышать качество и конкурентоспособность продукции и услуг.
При решении определенной бизнес-задачи существует противоречие между тем, что есть, и тем, что необходимо организации. Данное противоречие и есть с одной стороны - внутренний побудительный стимул активизации творческого потенциала каждого сотрудника, с другой - побуждение к внешней активности в решении задач. Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров. Так из опыта американских фирм следует, что каждые 35 тыс. долларов, вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн. долларов.
Степень изученности проблемы. В настоящее время накоплено определенное количество научных работ, касающихся исследования творческого потенциала организаций. Выбор темы настоящего исследования помимо ее актуальности в значительной степени был обусловлен недостаточной теоретической разработанностью и освещенностью в литературе проблем развития творческого потенциала организации.
В процессе исследования были изучены труды различных авторов, среди них особо можно выделить таких как Гапоненко А.Л., Данилин А.Г., Дресвянников В.А., Джанетто К., Коулопоулос Т.М., Маслоу А., орлова Т.М., Уилер Э. и других.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является разработка мероприятий по развитию творческого потенциала организации для повышения её конкурентоспособности.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования осуществлялось решение следующих задач, определивших структуру работы:
- рассмотрение теоретических аспектов творческого потенциала организации.
- анализ зарубежного опыта реализации творческого потенциала.
- определение взаимосвязи творческого потенциала и конкурентоспособности российских компаний.
Объект исследования - творческий потенциал организации как основа её конкурентоспособности.
Предмет исследования - система формирования и развития творческого потенциала КПКГ Резерв как основа его конкурентоспособности.
Теоретическая и методологическая основа дипломного исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономического роста и развития, менеджмента, человеческого капитала, творческого потенциала организации и сотрудников организации, в частности.
В методологическую основу исследования были положены разнообразные современные методы: системный подход, аналитический, комплексно-факторный, абстрактно-логический, методы анализа, обобщения и аналогии, сравнительных и экспертных оценок, статистической обработки данных.
Информационной базой исследования послужили статистические и другие информационные источники, материалы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность организации, экспертные заключения, законодательные акты и другие нормативно-правовые документы в хозяйственной сфере.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, состоят в следующем:
- выявлены особенности и проблемы развития творческого потенциала с учетом зарубежного опыта;
- проведена оценка творческого потенциала и конкурентоспособности российской компании;
- разработаны рекомендации по повышению творческого потенциала исследованной компании.
Практическая значимость. Основные положения и выводы дипломного исследования могут быть использованы руководителями, специалистами организационно-правовых и планово-экономических служб, государственными структурами в процессе управления трудовыми ресурсами, а также в преподавании ряда социально -экономических дисциплин, в которых значительное внимание уделяется экономике, организации и управлению трудовыми ресурсами.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы настоящей работы использованы при прохождении научно -исследовательской практики на предприятии инновационного типа, а также доложены на конференциях различного уровня и опубликованы в 9 статьях.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения. основной текст работы изложен на 92 страницах.
В заключение необходимо отметить, что цель и задачи работы достигнуты.
С конца 20 в. творческая деятельность выступает одним из наиболее важных факторов экономического развития, что проявляется в различных формах. Так, практически во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Например, в США она увеличилась за вторую половину 20 века с 36 до 60%. При этом, количество инженеров за этот же период выросло в 4 раза, а ученых - более чем в 5 раз.
Увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени и интенсивности труда становится возможным вследствие использования особого вида ресурсов - творческих способностей человека, которые в отличие от других ресурсов не могут быть исчерпаны. Наибольших успехов в уровне конкурентоспособности и развитии добиваются те компании, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей сотрудников.
В ходе проведенного теоретического исследования творческого потенциала выявлено, что наиболее эффективными в управлении творческим потенциалом организации являются инновационные мероприятия, то есть мероприятия, в которых используются новые, более совершенные и эффективные принципы достижения результатов. определено, что творчество определяется не абсолютной новизной мероприятия, само мероприятие может быть известным и применяемым в других отраслях производства или сервиса. В конкретном процессе, управление которым осуществляется в данной организации, известное мероприятие дает новый эффект и позволяет получить результат лучше, чем традиционно проводимое мероприятие. При этом сделан вывод, что совокупность творческих мероприятий и является механизмом, обеспечивающим возможность совершенствования управления творческим потенциалом деятельности организации.
В целом по результатам исследования зарубежного опыта развития творческого потенциала определено, что управление творческим потенциалом сотрудников на предприятии позволит повысить его эффективность за счет поддержки разработки и внедрения предпринимательских идей и проектов на базе технологий менеджмента знаний; развития системы регулярного менеджмента на основе нормативной базы отношений и расчетов системы внутрифирменного предпринимательства с использованием технологии проектного менеджмента; повышения мотивации сотрудников всех уровней за счет реализации потребностей роста, развития и свободного предпринимательства.
В качестве объекта эмпирического исследования выбран Кредитный потребительский кооператив граждан «РЕЗЕРВ» (по тексту КПКГ Резерв), который был создан решением общего собрания 16 июля 2005 года. Цель создания кооператива - удовлетворение финансовых потребностей своих пайщиков.
В ходе исследования творческого потенциала менеджеров компании выявлено, что креативный потенциал компании КПКГ Резерв не является простой суммой креативных потенциалов ее сотрудников. Его использование характеризуется синергетическим эффектом от реализации креативного потенциала сотрудников и использования организационно-экономического механизма развития этого потенциала.
В работе так же разработаны мероприятия, которые будут способствовать повышению производительности труда и творческого потенциала сотрудников компании. Подсчитано, что эффективность в целом по четырем предложенным мероприятиям составит 2,4, это означает, что эффект превосходит затраты в 2,4 раза.
В целом в работе сделан вывод, что хотя предприятие было конкурентно и до проведения мероприятий, но при этом ожидается, что после их внедрения, оно может стать лидером на рынке микрозаймов. Увеличение доли рынка позволит организации улучшить финансовые показатели своей деятельности, в том числе повысить чистую прибыль.
1. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М.: Издательство «Академия Естествознания», 2011. 144 с.
2. Алексеева А.П. Краткий философский словарь. М.: издательство «Проспект», 2015. 496 с.
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Издательство «Эксмо», 2015. 288 с.
4. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Стратегия формирования и развития инновационного потенциала промышленного предприятия // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2010. Вып. 2(66). С. 113-119.
5. Волков А.Э., Волков В.А. Факторные модели управления прибылью компании // Научный журнал. 2011. № 11-35. С. 122-127.
6. Волков А.Э., Волкова Г.Л., Чараев Г.Г. Модель управления нематериальными факторами роста стоимости // Вестник МГТУ «Станкин». 2012. № 45. 64 с.
7. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Издательство «Эксмо», 2013. 550 с.
8. Данилин А.Г. Ключи к смыслу жизни. М.: Издательство «Исолог»,
2010. 480 с.
9. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями. М.: Издательство «Добрая книга», 2015. 192 с.
10. Дороти Л., Стросс С. Как заставить работать коллективный мозг компании. М.: Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2013. 186 с.
11. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии. М.: Издательство «Кнорус», 2013. 344 с.
12. Еленева Ю.Я., Волков А.Э., Волкова Г.Л. Факторный анализ стоимости предприятия с учетом оценки влияния нематериальных активов. М.: Издательство «Машиностроение», 2006.77 с.
13. Ирина А.А. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Издательство «Гардарики», 2014. 1072 с.
14. Коулопоулос Т.М. Управление знаниями. М.: Издательство «Эксмо», 2013. 224 с.
15. Кузнецова В.Г. Словарь философских терминов. М.: Издательство «ИНФРА-М», 2015. 731 с.
16. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2013.
400 с.
17. Медведева С.А. Инновационный потенциал предприятия: сложность определения и основные особенности // Креативная экономика. 2010. № 10 (46). С. 35-39.
18. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. М.: Издательство «ИНФРА- М», 2010. 624 с.
19. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях. М.: Издательство «Дело», 2013. 304 с.
20. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией. М: Издательство «ИНФРА-М», 2016. 650 с.
21. Саттон Р. Охота за идеями: Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила. М.: Издательство «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР», 2013. 335 с.
22. Селиванов С.Г., Гузаиров М.Б., Кутин А.А. Инноватика. Учебник для вузов. М.: Издательство «Машиностроение», 2015. 721 с.
23. Семенов А.В. Инновационные аспекты управления
корпоративными знаниями: Монография. М.: Издательство «Дашков и К», 2013. 239 с.
24. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Издательство «Финансы и статистика», 2013. 176 с.
25. Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании. М.: Издательство «СОЛОН-ПРЕСС», 2014. 160 с.
26. Цаплин В.С. Разумное, но не мыслящее. М.: Издательство «Крафт», 2013. 352 с.
27. Эйзенхардт К., Галуник Д.Ч. Коэволюционирование: как, наконец, заставить синергию работать. М.: Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2012. 192 с.
28. Яцкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе. М.: Издательство «Два комсомольца», 2012. 27 с.