Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения 8
1.1 Психологические основы развития произвольной памяти у
дошкольников с нарушением зрения 8
1.2 Игровая деятельность как средство развития произвольной памяти у
детей шестого года жизни с нарушением зрения 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения посредством игровой деятельности 20
2.1 Выявление уровня развития произвольной памяти у детей шестого
года жизни с нарушением зрения 20
2.2 Организация и содержание работы по развитию произвольной
памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения посредством игровой деятельности 31
2.3 Выявление динамики уровня развития произвольной памяти у детей
шестого года жизни с нарушением зрения 41
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложения 55
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в памяти человека. Они сохраняются, закрепляются, а затем воспроизводятся. Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, а также формирования умений и навыков. Нормальное функционирование личности невозможно без памяти.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Как и все психические процессы, память имеет возрастные и индивидуальные особенности.
Исследованием изучения механизмов и особенностей памяти, определением индивидуальных различий в ее развитии занимались Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, С.Л. Рубинштейн и др. Они показали влияние определенных факторов на совершенствование памяти, указали методы и приемы данного процесса. Исследованием особенностей развития процессов памяти у дошкольников с нарушением зрения занимались Т.Н. Головина, М.И. Земцова, В.Ф. Морева, Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева.
Для детей со зрительным дефектом роль памяти огромна. Так как слепой или слабовидящий ребенок, должен запоминать столько информации, сколько и зрячий. Эти дети испытывают трудности при запоминании, сохранении и воспроизведении материала, хотя развитие памяти осуществляется по общим с нормой закономерностям.
Так как зрение связано с другими функциями и играет неотъемлемую роль в развитии, жизнедеятельности детей, его нарушение способствует возникновению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Это зависит не только от времени наступления, но и от тяжести и характера зрительной патологии. Вторичные отклонения в психическом развитии можно предотвратить, если организовать ребенку условия для развития и возместить неполноценную или отсутствующую работу зрения функционированием сохранных анализаторов. Для организации необходимых условий необходимо детально изучить специфику психических процессов детей с нарушением зрения.
В современное время происходит изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности к лицам с нарушением зрения. Данный процесс отражается в их интеграции в общество, в разработке новых технологий обучения и воспитания. Поэтому, особое значение придается вопросу психологической подготовки детей с нарушением зрения к школе. Здесь немаловажная роль отводится формированию зрительной образной памяти, так как она способствует долговременному хранению информации, что необходимо для прочного усвоения знаний.
Отталкиваясь от вышеизложенного, нами было сформулировано противоречие исследования между необходимостью развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения и недостаточным использованием игровой деятельности для развития данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности игровой деятельности в процессе развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности игровой деятельности для развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения.
Предмет исследования: развитие произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения посредством игровой деятельности будет более эффективно, если:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта детей шестого года жизни с нарушением зрения;
- включены в образовательный процесс игры на развитие мнемических процессов и свойств памяти;
- учтены компенсаторные возможности детей с нарушением зрения в совместной деятельности для развития произвольной памяти.
Для достижения цели и гипотезы были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения.
2. Выявить уровень развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения.
3. Подобрать и включить в образовательный процесс игры на развитие произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения.
4. Выявить динамику уровня развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения посредством игровой деятельности.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования послужили:
- положения специальной психологии об общих и специфических закономерностях развития, нормального и аномального ребенка (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, З.М. Истомина, А.Р. Лурия, Л.И. Солнцева, У.В. Ульенкова);
- теории о компенсации нарушенных функций (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Л.И. Солнцева, У.В. Ульенкова);
- исследования по изучению особенностей развития памяти у дошкольников с нарушением зрения (Т.Н. Головина, М.И. Земцова, В.Ф. Морева, Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева).
Новизна исследования состоит в том, что определены возможности игровой деятельности в развитии произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны уровни развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателем, тифлопедагогом, педагогом-психологом подобранных игр и заданий по развитию произвольной памяти у детей шестого года жизни в дошкольной образовательной организации для детей с нарушением зрения.
Экспериментальной базой исследования является ГБОУ СОШ № 4 СП «Детский сад №56» г.о. Сызрань. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности с нарушением зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 источников) и 5 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами.
Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, а также формирования умений и навыков. Нормальное функционирование личности невозможно без памяти.
Особый интерес представляет проблема развития памяти у детей с нарушением зрения. Зрительный дефект, отставание в развитии высших форм мыслительной деятельности у детей со зрительными нарушениями представляет собой одну из наиболее важных проблем тифлопсихологии и тифлопедагогики.
В исследованиях М.И. Земцовой, В.А. Лониной, В.Ф. Моревой, О.Ю. Овчинниковой, Л.И. Солнцевой были изучены особенности развития детей с нарушением зрения, а также показана необходимость исследования особенностей памяти у данной категории детей и ее развития.
Проблеме развития памяти, как и другим психическим процессам у детей с нарушением зрения уделялось и уделяется большое внимание, однако она остается актуальной. Так как главной задачей современного образования является успешная интеграция детей с нарушением зрения в общество, разработка новых технологий обучения и воспитания этих детей.
Целью проведенного исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное изучение развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения посредством игровой деятельности.
Были подобраны и использованы методики, позволяющие исследовать произвольную память детей шестого года жизни с нарушением зрения. На основе полученных результатов проведен количественный и качественный анализ и выявлены индивидуальные особенности памяти детей шестого года жизни с нарушением зрения.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что у детей шестого года жизни с нарушением зрения по сравнению с нормой развитие памяти имеет ряд особенностей:
- снижения запоминания и воспроизведения материала;
- снижение объёма кратковременной зрительной памяти;
- снижение объёма кратковременной слуховой памяти.
При исследовании зрительной памяти было установлено, что большая часть детей показала низкий уровень. Дети справились с заданием при активной помощи со стороны педагога, допускали много ошибок.
При определении уровня объема кратковременной зрительной памяти, можно отметить, что время экспозиции стимульной картинки было недостаточно, так как дети не смогли сконцентрировать внимание на запоминании фигур. Большинство детей нуждалось в показе изображений несколько раз.
При определении уровня развития опосредованного запоминания основная часть группы нуждалась в подсказках со стороны педагога. Дети не смогли в полном объеме воспроизвести предложенный список слов. Воспроизводили только те слова, которые были им близки по смысловому значению. Допускали ошибки, называли одни и те же слова несколько раз.
При исследовании слуховой памяти было установлено, что 75% детей показало низкий уровень. При установке на запоминание в памяти у детей сохранялось небольшое количество слов, вследствие чего они не смогли воспроизвести полный список слов.
При исследовании образной памяти 50% группы детей показали низкий уровень. Дети допускали много ошибок, запоминали не более пяти предметов, воспроизводили информацию с большим трудом. Вторая половина группы испытывала незначительные затруднения при выполнении задания, запоминали от 6 до 9 предметов.
Таким образом, можно отметить, что у детей с нарушением зрения наблюдается разный уровень развития произвольной памяти.
На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения, а также полученных диагностических данных констатирующего этапа эксперимента организация работы по развитию произвольной памяти проводилась в три этапа.
На первом этапе перед нами стояла задача учесть особенности зрительного восприятия у данной категории детей при организации игровой деятельности, направленной на развитие произвольной памяти. Затем на втором этапе нами постепенно были включены в образовательный процесс игры на развитие мнемических процессов и свойств памяти. На третьем этапе перед нами стояла задача учесть компенсаторные возможности детей с нарушением зрения для развития произвольной памяти в совместной деятельности, а также включить в образовательный процесс игры на развитие слуховой, обонятельной, осязательной (тактильной) памяти, которые выступали средством компенсации зрительного дефекта у детей данной категории.
Проведенная работа на формирующем этапе эксперимента позволила проверить эффективность содержания и выявить динамику развития произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения. Для этого был проведен контрольный этап эксперимента с использованием диагностических методик констатирующего этапа.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента свидетельствует о снижении количества детей с низким уровнем развития произвольной памяти и соответствующем росте числа детей со средним и высоким уровнем после включения в образовательный процесс игр, направленных на развитие данного познавательного процесса.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы по развитию произвольной памяти у детей шестого года жизни с нарушением зрения посредством игровой деятельности. Выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М. : Изд-во Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Владос, 1996. - 104 с.
3. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2-х книгах / Б.С. Волков. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - Кн. 1. - 366 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2004. - 512 с.
5. Гаврилова, Н.В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ [Текст] / Н.В. Гаврилова // Профессиональное образование. - 2013. - № 1. - С. 42-43.
6. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека [Текст] / Э.А. Голубева. - М. : Педагогика, 1998. - 152 с.
7. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности,
обусловленные нарушениями зрения и их вторичными потребностями [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 3-12.
8. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. - М. : Изд-во «Экзамен», 2006. - 159 с.
9. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития
дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М. : Эксмо, 2009. - 176 с.
10. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
11. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать [Текст] /
Л.М. Житникова. - СПб. : Союзиздат, 1985. - 96 с.
13. Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст] / В.Г. Крысько. - М. : Владос, 2001. - 471 с.
14. Литвак, А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих [Текст] / А.Г. Литвак. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
15. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 560 с.
16. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : ЁЁ Медиа, 2012. - 88 с.
17. Лядиус, А.Р. Память в процессе развития [Текст] / А.Р. Лядиус. - М. : АПН, 1990. - 253 с.
18. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М. : Просвещение,
2002. - 95 с.
19. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х книгах / Р.С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. - Кн. 1. - 651 с.
20. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х книгах / Р.С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3. - 640 с.
21. Никитина, Т.Б. Как развить хорошую память [Текст] / Т.Б. Никитина. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2006. - 320 с.
22. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т.Г. Никуленко. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 381 с.
23. Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение [Текст] / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 128 с.
24. Обухова, Н.П. Особенности развития игровой деятельности дошкольников с нарушениями зрения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://vestnikpedagoga.ru (дата обращения: 10.04.2018).
25. Основы специальной психологии [Текст] : учебное пособие / под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 480 с.
26. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст] : учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М. : РАОИКП, 1999. - 54 с.
27. Подколзина, Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 71-77.
28. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 84-88.
29. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] : учеб. пособие / под ред. М.А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1996. - 112 с.
30. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб. : Речь, 2005. - 384 с.
31. Солнцева, Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 9-15.
32. Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях [Текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 3-8.
33. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина, Л.И. Солнцева. - М. : Налоговый вестник, 2004. - 320 с.
34. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 312 с.
35. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 400 с.
36. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Екатеринбург : У-Фактория, 2009. - 240 с.
37. Трясорукова, Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция [Текст] / Т.П. Трясорукова. - Ростов н /Д. : Феникс, 2015. - 122 с.
38. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. - М. : Академия, 2001. - 235 с.
39. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии
[Текст] /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Владос, 1995. - 291 с.
40. Шквыря, Ж.Ю. Развиваем память. Азбука дошкольного воспитания [Текст] / Ж.Ю. Шквыря. - М. : Мой мир, 2007. - 256 с.