Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования цифровой грамотности в социологии 8
§1.1 Теоретические подходы к определению цифровой грамотности в социологических концепциях 8
§1.2 Теоретико-методологические подходы цифровой социологии к определению цифровой грамотности 14
Глава 2. Особенности представления цифровой грамотности граждан России до и после пандемии COVID-19 в современных социаологических исследованиях 18
§2.1 Статистические показатели цифровой грамотности граждан России до и после пандемии COVID-19 18
§2.2 Современные исследования цифровой грамотности граждан России до и после пандемии COVID-19 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Актуальность темы исследования. Цифровизация и информатизация прочно обосновались в современном обществе. Так, например, по данным глобального отчета Digital 2021: The Russian Federation, опубликованного в партнерстве с We Are Social и Hootsuite, можно увидеть, что 97% россиян от 16 до 64 года владеют мобильными устройствами: 95% – смартфонами, 21% – мобильными телефонами (не смартфоны), 80% – ноутбуками или компьютерами, 34% – планшетами. Также было выяснено, что в среднем пользователи России «сидят в телефонах» 3,5 часа, в сети Интернет практически полноценный рабочий день – 7 часов 52 минуты, а количество интернет-пользователей составляет 124 млн человек .
Пандемия COVID-19 затронула различные сферы жизни общества во многих странах. Но больше всего распространение COVID-19 повлияло на активное развитие процессов цифровизации, что ускорило быструю реализацию накопленного потенциала и внедрение цифровых технологий в самых разных областях. Из-за мер социального дистанцирования, вводимых правительствами разных стран, цифровизация способствовала переходу в онлайн-среду медицины, трудовой деятельности, образования, бизнеса и т.д. Стремительное развитие цифровых технологий и тенденция «перенесения» практически всех процессов жизни общества в онлайн-пространство говорит не только о назревшей потребности в использовании средств цифровизации.
Включенность человека в процессы цифровизации зависит не только от его установок восприятия инноваций, но и от степени подготовленности к таким изменениям. Одним из факторов цифровизации является уровень цифровой грамотности населения, под которой понимается базовый набор знаний, навыков и установок, которые позволяют человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде. Так по данным исследования аналитического центра НАФИ, проведенного 18 мая 2021 г., было выяснено, что по итогам 2020 года – года пандемии – уровень цифровых компетенций россиян вырос: сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности, выросла доля россиян с базовым уровнем, но многие россияне, по-прежнему, обладают недостаточными знаниями и навыками в сфере цифровых технологий.
Тема исследования актуальна, потому что роль цифровых технологий в настоящее время достигла новых высот из-за пандемии COVID-19, и все больше люди тратят время на современные устройства и на времяпрепровождение в онлайн-пространстве, чем когда-либо прежде.
Степень научной разработанности темы. Проблема цифровой грамотности затрагивает различные области социологического знания.
К классическим теориям, имеющим отношение к анализу цифровой грамотности, относится фундаментальные работы, посвященные теории структурного функционализма таких авторов, как Т. Парсонс и Р. Мертон .
Теориям социальной адаптации как инструмента социального приспособления к меняющимся условиям посвящены работы таких авторов, как Т. Парсонс и Р. Мертон .
Осознанию нового типа социальных отношений и адаптивных ресурсов населения в информационном обществе посвящены труды Э. Тоффлера .
В работах П. Гилстера , Г.У. Солдатовой и Е.И. Рассказовой , К. Ланкшеар и М. Нобеля , М. Филдхаус и Н. Николас , А.В. Шарикова , А.В. Кузнецова , Ж.С. Соболева , Н.Д. Берман , рассматривается цифровая грамотность (цифровая компетентность) как компонент жизненных навыков в информационном обществе.
Ряд работ посвящен проблеме цифровой грамотности в условиях режима самоизоляции в период пандемии COVID-19. Это исследования Н.Е. Дмитриевой, А.Б. Жулина, Р.Е. Артамонова и Э.А. Титова , С.Г. Давыдова .
Анализ литературы показал, что несмотря на достаточно широкую представленность в пространстве отечественной и зарубежной литературе проблемы цифровой грамотности населения, данная тема исследования не была подвергнута комплексному изучению. Это подтверждает актуальность темы исследования и объясняет выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объект исследования – цифровая грамотность граждан.
Предмет исследования – цифровая грамотность граждан России до и после пандемии COVID-19.
Цель исследования – анализ изменений цифровой грамотности граждан России до и после пандемии COVID-19.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть цифровую грамотность с точки зрения различных зарубежных, отечественных социологических концепций;
2. Рассмотреть феномен цифровой грамотности в теоретико-методологических подходах цифровой социологии;
3. Проанализировать и сравнить показатели цифровой грамотности граждан России до и после пандемии COVID-19 с помощью данных статистики;
4. Рассмотреть как пандемия COVID-19 повлияла на цифровую грамотность граждан России на основе современных исследований по данной проблеме.
Эмпирическая база исследования составляет:
Анализ статистических данных глобальных отчетов Digital 2019: The Russian Federation, Digital 2020: The Russian Federation, Digital 2021: The Russian Federation, Digital 2022: The Russian Federation, опубликованных в партнерстве с We Are Social и Hootsuite.
Анализ вторичных данных исследований Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность россиян: исследование 2020», проведенного в 2020 году, и «Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году», проведенного в 2021 году. Исследования проводились методом репрезентативного всероссийского опроса населения по методологии DigСomp с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин».
Анализ вторичных данных исследования Исследовательской организации ВЦИОМ и Social Business Group «Цифровая грамотность и удаленная работа в условиях пандемии», проведенного в 2020 году методом репрезентативного опроса населения России.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В современном мире в связи с развитием информационных и цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества активно проникают цифровые и информационные технологии, меняющие не только систему коммуникации и определенные механизмы деятельности людей, но и образ мысли, что становится актуальным предметом исследования социологов и многих других смежных научных направлений.
В данной работе была рассмотрена проблема цифровой грамотности граждан России и как на ее показатели повлияла пандемия коронавируса COVID-19.
В ходе анализа существующих и современных социологических концепций и теорий на примере структурного функционализма и теории социальной адаптации, рассмотренных в первом параграфе первой главы, было показано, что накопленный теоретический опыт закладывает некоторые основы для создания концепции цифрового общества, которая позволит более точно изучить существующие процессы, связанные с цифровизацией. Рассмотренные во втором параграфе первой главы зарубежные и отечественные интерпретации понимания цифровой грамотности, показали, что на данный момент существует множество подходов к определению понятия «цифровая грамотность», но нет единого, чем объясняется активная дискуссия в рамках этого направления.
Анализируя во второй главе статистические данные и результаты современных исследований по проблеме цифровой грамотности граждан России до и после пандемии COVID-19, было доказано, что показатели цифровой грамотности граждан России в связи с пандемией COVID-19 увеличились, в результате введения различных мер сдерживания инфекционного заболевания, например, самоизоляция. Также было выяснено, что в связи с переводом практически половины от штатной численности сотрудников на удаленную работу у населения появилось больше возможностей для повышения уровня цифровой грамотности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, цифровизация – это серьезный вызов социологии, а изучение цифровой грамотности является необходимым для современного общества.
1. Берман, Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н.Д. Берман // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8. – № 6(2). – С. 35-38.
2. Гилстер, П. Цифровая грамотность / П. Гилстер. – Нью-Йорк: Wiley Computer Pub, 1997. – 276 с.
3. Давыдов С.Г. Цифровые компетенции россиян и работа на самоизоляции во время пандемии COVID-19 / С.Г. Давыдов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 2. – С. 403-422.
4. Кузнецова, А.В. Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников / А.В. Кузнецова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1. – №2. – С.181-187.
5. Ланкшеар, К. Цифровая грамотность и цифровая грамотность: политические, педагогические и исследовательские соображения в области образования / К. Ланкшеар, М. Нобел // Nordic Journal of Digital Literacy. – 2015. – №4. – С. 8-20.
6. Маррес, Н. Цифровая социология: переосмысление социальных исследований / Н. Маррес. – Кембридж; Polity Press, 2017. – 277 с.
7. Мертон, Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. – М.: Издательство «Прогресс», 1966. – C. 299-313.
8. Мертон, Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: Издательство МГУ, 1996. – 496 с.
9. Оценка цифровой готовности населения России: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Н. Е. Дмитриева, А. Б. Жулин, Р. Е. Артамонов, Э. А. Титов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 86 с.
10. Парсонс, Т. Некоторые проблемы общей теории в социологии / Т. Парсонс. – М.: ИНИОН РАН, 1994. – 296 с.
11. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – М.: Академический Проект, 2000. – 880 с.
12. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: Издательство МГУ, 1994. – 496 с.
13. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с.
14. Соболева, Ж.С. Теоретические предпосылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» / Ж.С. Соболева // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. – 2019. – № 13. – С. 110-114.
15. Солдатова, Г.У. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Национальный психологический журнал. – 2014. – №2(14). – С. 27-35.
16. Тоффлер, Э. Футурошок / Э. Тоффлер. – СПб.: Лань, 1997. – 464 с.
17. Филдхаус, М. Цифровая грамотность как информационная грамотность: Путь к информационной грамотности / М. Филдхаус, Д. Николас. – Нью–Йорк: Издательство Питера Ланга, 2008. – С. 43-72.
18. Шариков, А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности / А.В. Шариков // Журнал исследований социальной политики. – 2016. – Т. 14. – №1. – С. 87-98.
19. 59% россиян освоили новые цифровые сервисы с начала пандемии. Аналитический отчет исследовательского центра НАФИ. 3 сентября 2020. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/. (дата обращения 11.05.2022).
20. Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году. Аналитический отчет исследовательского центра НАФИ. 18 мая 2021. URL: https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/. (дата обращения 11.05.2022).
21. Цифровая грамотность россиян: исследование 2022. Аналитический обзор исследовательского центра НАФИ. 10 апреля 2020. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/. (дата обращения 11.05.2022).
22. DIGITAL 2019: Российская Федерация, Кемп Саймон, 31 января 2019. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2019-russian-federation (дата обращения 11.05.2022).
23. DIGITAL 2020: Российская Федерация, Кемп Саймон, 18 февраля 2020. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2020-russian-federation. (дата обращения 11.04.2022).
24. DIGITAL 2021: Российская Федерация, Кемп Саймон, 11 февраля 2021. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-russian-federation. (дата обращения 11.04.2022).
25. DIGITAL 2022: Российская Федерация, Кемп Саймон, 15 февраля 2022. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-russian-federation. (дата обращения 11.04.2022).