Реализация права граждан на социальную защиту в случае безработицы
|
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы по защите прав граждан в случае безработицы в Российской Федерации .6
1.1 Понятие безработного в трудовом праве и его признаки………….…6
1.2 Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы…17
Глава 2. Нормативный порядок реализации права граждан на социальную защиту в случае безработицы в Российской Федерации..22
2.1 Меры социальной защиты безработных граждан в России на современном этапе….22
2.2 Особенности правовой защиты безработных в условиях информационных технологий…28
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…….41
Приложения……………………………………………………………………...45
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы по защите прав граждан в случае безработицы в Российской Федерации .6
1.1 Понятие безработного в трудовом праве и его признаки………….…6
1.2 Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы…17
Глава 2. Нормативный порядок реализации права граждан на социальную защиту в случае безработицы в Российской Федерации..22
2.1 Меры социальной защиты безработных граждан в России на современном этапе….22
2.2 Особенности правовой защиты безработных в условиях информационных технологий…28
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…….41
Приложения……………………………………………………………………...45
Актуальность темы исследования. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Проблема обеспечения занятости населения является глобальной мировой проблемой современного общества. В Российской Федерации ситуация с трудоустройством безработных является сложной. Так, по состоянию на январь 2023 г. уровень безработицы в России составлял 2 842, 8 тыс. чел. или 3,79 % от трудоспособного населения. В такой ситуации государство вынуждено создавать такие условия в государстве, проводить такую политику, которая бы стимулировала граждан быть занятыми, содействовала им в реализации права на труд.
В сложившихся условиях помочь обеспечить безработным гражданам достойные условия жизни призвана система социальной защиты, обеспечивающая соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально - приемлемого уровня жизни. Реализация гарантий государства на социальную защиту и труд является одним из основных условий обеспечения роста благосостояния и повышения качества жизни населения. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
На сегодняшний день, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики и оценки эффективности ее функционирования. В связи с этим, проблема безработицы в Российской Федерации в условиях кризисного состояния национальной экономики приобретает исключительный приоритет. Следовательно, изучение темы, связанной с реализацией права граждан на социальную защиту в случае безработицы является актуальной и представляет научный интерес.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права граждан на защиту в сфере социальное обеспечение.
Предмет исследования составили теоретические и практические вопросы, связанные с реализацией права граждан на социальную защиту в случае безработицы.
Цель исследования – на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики выработать и обосновать предложения по совершенствованию правового механизма реализации прав граждан на социальную защиту в случае безработицы в России на современном этапе.
Для достижения постановленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие безработного на основании норм трудового права и определить его признаки.
2. Рассмотреть основы правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы.
3. Раскрыть меры социальной защиты безработных граждан в России на современном этапе.
4. Установить особенности правовой защиты безработных в условиях информационных технологий.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы, такие как метод наблюдения, сравнения, аналогии, а также метод изучения нормативно-правовой базы, аналитический метод и метод обобщения.
Нормативную базу исследования составили нормы российского права, такие как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и др., материалы судебной практики по вопросам связанным с особенностями правового механизма реализации прав граждан на социальную защиту в случае безработицы.
Теоретической базой исследования послужили исследования таких российских ученных в сфере социального обеспечения как Тучкова Э.Г., Лушникова А.М., Захарова М.Л, Савченко П.В., Сорокина Д.Е. и других авторов.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе проведенного комплексного анализа правового механизма реализации прав граждан на социальную защиту в случае безработицы, планируется рассмотреть и предложить ряд рекомендаций по устранению существующих недостатков в данной сфере.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе работы результаты, будут способствовать совершенствованию правового механизма, связанного с реализацией права граждан на социальную защиту в случае безработицы в России на современном этапе.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проблема обеспечения занятости населения является глобальной мировой проблемой современного общества. В Российской Федерации ситуация с трудоустройством безработных является сложной. Так, по состоянию на январь 2023 г. уровень безработицы в России составлял 2 842, 8 тыс. чел. или 3,79 % от трудоспособного населения. В такой ситуации государство вынуждено создавать такие условия в государстве, проводить такую политику, которая бы стимулировала граждан быть занятыми, содействовала им в реализации права на труд.
В сложившихся условиях помочь обеспечить безработным гражданам достойные условия жизни призвана система социальной защиты, обеспечивающая соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально - приемлемого уровня жизни. Реализация гарантий государства на социальную защиту и труд является одним из основных условий обеспечения роста благосостояния и повышения качества жизни населения. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
На сегодняшний день, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики и оценки эффективности ее функционирования. В связи с этим, проблема безработицы в Российской Федерации в условиях кризисного состояния национальной экономики приобретает исключительный приоритет. Следовательно, изучение темы, связанной с реализацией права граждан на социальную защиту в случае безработицы является актуальной и представляет научный интерес.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права граждан на защиту в сфере социальное обеспечение.
Предмет исследования составили теоретические и практические вопросы, связанные с реализацией права граждан на социальную защиту в случае безработицы.
Цель исследования – на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики выработать и обосновать предложения по совершенствованию правового механизма реализации прав граждан на социальную защиту в случае безработицы в России на современном этапе.
Для достижения постановленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие безработного на основании норм трудового права и определить его признаки.
2. Рассмотреть основы правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы.
3. Раскрыть меры социальной защиты безработных граждан в России на современном этапе.
4. Установить особенности правовой защиты безработных в условиях информационных технологий.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы, такие как метод наблюдения, сравнения, аналогии, а также метод изучения нормативно-правовой базы, аналитический метод и метод обобщения.
Нормативную базу исследования составили нормы российского права, такие как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и др., материалы судебной практики по вопросам связанным с особенностями правового механизма реализации прав граждан на социальную защиту в случае безработицы.
Теоретической базой исследования послужили исследования таких российских ученных в сфере социального обеспечения как Тучкова Э.Г., Лушникова А.М., Захарова М.Л, Савченко П.В., Сорокина Д.Е. и других авторов.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе проведенного комплексного анализа правового механизма реализации прав граждан на социальную защиту в случае безработицы, планируется рассмотреть и предложить ряд рекомендаций по устранению существующих недостатков в данной сфере.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе работы результаты, будут способствовать совершенствованию правового механизма, связанного с реализацией права граждан на социальную защиту в случае безработицы в России на современном этапе.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе проведенного нами исследования мы можем отметить, что безработные граждане нуждаются в определенной правовой защите со стороны государства ввиду сложного характера социально-экономических последствий, возникающих в результате потери работы. При соблюдении гражданином условий, при наличии которых он может быть признан безработным, присвоение статуса безработного происходит на основании акта, принимаемого органами государственной службы занятости, - решения о регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.
Таким образом, правосубьектность безработного, являясь производной от правосубьектности работника, обладает особенностями, которые выражаются в необходимости наличия специального акта государственного органа, отсутствии возможности получения подходящей работы, отсутствии достаточных средств существования, а также поиске подходящей работы и готовности приступить к ней.
Социальную поддержку безработных граждан осуществляют центры занятости населения. Мерами социальной поддержки безработных граждан являются: выплата пособия по безработице, в т.ч. в период временной нетрудоспособности безработного; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; предоставление материальной помощи безработному гражданину; непрерывность трудового стажа в определенные периоды времени.
На основании результатах проведенного исследования мы пришли к выводу, что некоторые положения Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ» нуждаются в соответствующих изменениях.
Мы поддерживаем точку зрения тех ученых, которые считают, что ст. 3 указанного закона, в части определения понятия «безработный гражданин» необходимо дополнить таким условием как отсутствие предложений подходящей работы со стороны органов службы занятости. Данное нововведение необходимо, поскольку зачастую центры занятости населения предлагают безработным граждан работу, не соответствующую профилю их подготовки. Поэтому безработные граждане вынуждены тратить время на переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Следует также отметить, что в Законе «О занятости населения в РФ» определен размер пособия по безработице, условия, сроки его выплаты, а также порядок прекращения выплаты. Однако нормы закона не содержат самого понятия «пособие по безработице». Следовательно, целесообразно главу VI «Социальные гарантии и компенсации» указанного закона дополнить отдельной статьей содержащей определение «пособие по безработице». Изменения в законодательство должны выглядеть следующим образом: «Пособие по безработице - это денежная выплата, которая назначается гражданам, получившим статус безработного в установленном настоящим законом порядке, и осуществляется в течение определенного периода времени, в утвержденном размере, с целью поддержания уровня жизни безработного и членов его семьи».
Целесообразно также пересмотреть установленный размер и порядок определения пособия по безработице. В соответствии со ст. 30 Закона «О занятости населения» размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку работника по последнему месту работы, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, граждане состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
В данном случае на наш взгляд нарушается принцип социальной справедливости, поскольку законодатель учитывает среднюю заработную плату, но не учитывает конкретное участие гражданина в общественном производстве, то есть его трудовой стаж. Установленный законом размер пособия по безработице не соответствует международным стандартам в области социальной защиты граждан от безработицы, так как не удовлетворяет минимальных потребностей данной категории во время поиска подходящей работы. В данной связи, считаем необходимым внести изменения в ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в РФ» следующего содержания: при определении размера пособия по безработице необходимо учитывать не только заработную плату безработного гражданина, но и минимальный прожиточный уровень в стране и каждом отдельном регионе.
Кроме этого, законодателю необходимо обратить внимание на то, что размер пособия по безработице варьируется в пределах от 1 500 руб. до 12 130 руб. При этом минимальный прожиточный уровень с каждым годом изменяется. Так, величина прожиточного минимума в 2023 г. составляет 14 375 руб.
В настоящее время в российском законодательстве нет четкой систематизации гарантий, предоставляемых безработным гражданам со стороны государства. Следовательно, необходимо распределить все гарантии в системе социальной защиты граждан от безработицы на определенные группы, исходя из такого критерия, как функциональное назначение. Этот критерий правильно отражает объективно существующую дифференциацию социальных гарантий на две группы: гарантии реализации права на содействие в трудоустройстве и гарантии реализации права на материальную поддержку. Предложенная систематизация гарантий позволит исключить их повторение в нормативно-правовых актах, принятых на разных уровнях власти.
В российском законодательстве предусмотрен штраф для работодателей за несоблюдение квоты для трудоустройства инвалидов. При этом денежные средства, полученные от его уплаты, зачисляются непосредственно в бюджет. Считаем целесообразным использовать указанные денежные средства по целевому назначению - на создание и оборудование рабочего места для инвалида, с учётом существующих стандартов.
Таким образом, правосубьектность безработного, являясь производной от правосубьектности работника, обладает особенностями, которые выражаются в необходимости наличия специального акта государственного органа, отсутствии возможности получения подходящей работы, отсутствии достаточных средств существования, а также поиске подходящей работы и готовности приступить к ней.
Социальную поддержку безработных граждан осуществляют центры занятости населения. Мерами социальной поддержки безработных граждан являются: выплата пособия по безработице, в т.ч. в период временной нетрудоспособности безработного; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; предоставление материальной помощи безработному гражданину; непрерывность трудового стажа в определенные периоды времени.
На основании результатах проведенного исследования мы пришли к выводу, что некоторые положения Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ» нуждаются в соответствующих изменениях.
Мы поддерживаем точку зрения тех ученых, которые считают, что ст. 3 указанного закона, в части определения понятия «безработный гражданин» необходимо дополнить таким условием как отсутствие предложений подходящей работы со стороны органов службы занятости. Данное нововведение необходимо, поскольку зачастую центры занятости населения предлагают безработным граждан работу, не соответствующую профилю их подготовки. Поэтому безработные граждане вынуждены тратить время на переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Следует также отметить, что в Законе «О занятости населения в РФ» определен размер пособия по безработице, условия, сроки его выплаты, а также порядок прекращения выплаты. Однако нормы закона не содержат самого понятия «пособие по безработице». Следовательно, целесообразно главу VI «Социальные гарантии и компенсации» указанного закона дополнить отдельной статьей содержащей определение «пособие по безработице». Изменения в законодательство должны выглядеть следующим образом: «Пособие по безработице - это денежная выплата, которая назначается гражданам, получившим статус безработного в установленном настоящим законом порядке, и осуществляется в течение определенного периода времени, в утвержденном размере, с целью поддержания уровня жизни безработного и членов его семьи».
Целесообразно также пересмотреть установленный размер и порядок определения пособия по безработице. В соответствии со ст. 30 Закона «О занятости населения» размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку работника по последнему месту работы, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, граждане состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
В данном случае на наш взгляд нарушается принцип социальной справедливости, поскольку законодатель учитывает среднюю заработную плату, но не учитывает конкретное участие гражданина в общественном производстве, то есть его трудовой стаж. Установленный законом размер пособия по безработице не соответствует международным стандартам в области социальной защиты граждан от безработицы, так как не удовлетворяет минимальных потребностей данной категории во время поиска подходящей работы. В данной связи, считаем необходимым внести изменения в ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в РФ» следующего содержания: при определении размера пособия по безработице необходимо учитывать не только заработную плату безработного гражданина, но и минимальный прожиточный уровень в стране и каждом отдельном регионе.
Кроме этого, законодателю необходимо обратить внимание на то, что размер пособия по безработице варьируется в пределах от 1 500 руб. до 12 130 руб. При этом минимальный прожиточный уровень с каждым годом изменяется. Так, величина прожиточного минимума в 2023 г. составляет 14 375 руб.
В настоящее время в российском законодательстве нет четкой систематизации гарантий, предоставляемых безработным гражданам со стороны государства. Следовательно, необходимо распределить все гарантии в системе социальной защиты граждан от безработицы на определенные группы, исходя из такого критерия, как функциональное назначение. Этот критерий правильно отражает объективно существующую дифференциацию социальных гарантий на две группы: гарантии реализации права на содействие в трудоустройстве и гарантии реализации права на материальную поддержку. Предложенная систематизация гарантий позволит исключить их повторение в нормативно-правовых актах, принятых на разных уровнях власти.
В российском законодательстве предусмотрен штраф для работодателей за несоблюдение квоты для трудоустройства инвалидов. При этом денежные средства, полученные от его уплаты, зачисляются непосредственно в бюджет. Считаем целесообразным использовать указанные денежные средства по целевому назначению - на создание и оборудование рабочего места для инвалида, с учётом существующих стандартов.
Подобные работы
- Право граждан на возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях: механизм реализации (Ростовский государственный экономический университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право на социальное обеспечение: особенности, нормативное содержание, ограничение и принципы
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав граждан в области социального обеспечения (Колледж Современного Управления)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2022 - Правовые проблемы обеспечения занятости лиц, испытывающих трудности в поиске работы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Проблемы и перспективы правового регулирования социальных пособий (Право социального обеспечения, Сельскохозяйственный Техникум (г. Бугуруслан, Оренбургская Область))
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Правовые проблемы муниципальной политики в сфере социальной защиты населения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Право на труд как конституционная ценность
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Социальная защита семей с детьми в г. Томске
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



