Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста 16
1.3 Проблема мотивации учения в отечественной и зарубежной литературе 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Результаты и анализ корреляционного исследования учебной мотивации и успеваемости младших школьников 33
2.3 Рекомендации педагогам по развитию учебной мотивации в младшем школьном возрасте 41
Выводы по второй главе 46
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Актуальность исследования. Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, у большинства младших школьников, начинающих школьное обучение, на протяжении длительного периода сохраняется игровая мотивация. В связи с этим, возникает внутренний конфликт: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в ней. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.
В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным, то что, имеет отношение к игре, становится менее важным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по- прежнему остается актуальной.
Проблема взаимосвязи академической успеваемости с учебной мотивацией в младшем школьном возрасте остаётся не до конца изученной. Несмотря на достаточно глубокую разработку данной проблемы в современной психологической науке (Л.С. Выготский[9], Л.И. Божович [5], Г.А. Цукерман [64], А.К. Маркова [39], А.И. Липкина, М.В. Матюхина [40], А.М. Прихожан и др.), отмечается недостаточность теоретического материала, посвящённого такой взаимосвязи и практического инструментария, рекомендаций учителям и родителям для повышения школьной мотивации младших школьников. С учетом этого факта, данное исследование является актуальным и обладает и теоретической и практической значимостью.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи между учебной мотивацией и успеваемостью в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: учебная деятельность.
Предмет исследования: взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует прямая взаимозависимость между учебной мотивацией и академической успеваемостью в младшем школьном возрасте, а именно чем в большей степени младшие школьники мотивированы на обучение, тем выше у них академическая успеваемость.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психологической литературы по проблеме учебной деятельности и её мотивации в младшем школьном возрасте;
2. Изучить особенности учебной мотивации младших школьников, а также, особенности их успеваемости;
3. Выявить взаимосвязь между учебной мотивацией и успеваемостью у младших школьников;
4. Разработать рекомендации для педагогов по развитию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Методы исследования:
1) Теоретический метод - сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2) Психодиагностические методы:
• «Оценка школьной мотивации» Лускановой Н.Г.
• Эмоциональное отношение к обучению на основе опросника Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой
• Метод экспертной оценки;
3) Математические методы обработки результатов - описательная статистика, корреляционный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при построении педагогами учебной и воспитательной работы с младшими школьниками, а также при разработке педагогами-психологами программ, направленными на развитие учебной мотивации.
Эмпирической базой исследования является МБУ «Школа №18». В исследовании приняли участие младшие школьники в возрасте 9-10 лет в количестве 24 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, у большинства младших школьников, начинающих школьное обучение, на протяжении длительного периода сохраняется игровая мотивация. В связи с этим, возникает внутренний конфликт: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в ней. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.
Исследование, направленное на изучение особенностей взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте, проводилось на базе МБУ «Школа №18». В исследовании приняли участие 26 учащихся 4-го класса в возрасте 9-10 лет (15 девочек и 12 мальчиков). Исследование проводилось в период с сентября 2017 по май 2018 года и включало в себя три этапа. Первый этап - теоретическо-методологический (сентябрь - ноябрь 2017 г.), направленный на изучение и анализ теоретических предпосылок исследования в отечественной и зарубежной психологической литературе и подбор методов исследования. Второй этап (декабрь 2017 - февраль 2018 г.) - диагностический. Основная задача данного этапа заключалась в осуществлении диагностики и сбора данных по выбранным ранее методикам. Третий этап (март - май 2018 г.) - обобщающе- интерпретационный. На данном этапе производилась количественная и качественная обработка результатов исследования, проведение и интерпретация корреляционного анализа, представление полученных данных и оформление в законченную работу.
В исследовании использовались следующие методики: «Оценка школьной мотивации» Лускановой Н.Г.; эмоциональное отношение к обучению на основе опросника Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой; метод экспертной оценки.
В ходе теоретического и эмпирического исследования нам удалось установить:
1. Мотивация является одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, а также, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности - младшего школьника. Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности субъекта этой деятельности. Именно этой первостепенной важностью мотивации в учебной деятельности субъекта объясняется ее специальное рассмотрение в нашей работе.
2. Большинство младших школьников - участников исследования, имеют хорошую школьную мотивацию (42%), им свойственно проявление меньшей зависимости от жестких требований и норм, непринужденность в реализации собственного потенциала в различных видах учебной и внеучебной деятельности. Для 39% младших школьников характерна также положительное отношение к школе, но школа их привлекает больше внеучебными сторонами. У 11% младших школьников была выявлена низкая школьная мотивация. Данные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Одинаковое количество детей было выявлено в крайних вариантах мотивации - 3,8% (1 человек) имеет высокий уровень школьной мотивации и 3,8% (1 человек) имеет негативное отношение к школе и школьной дезадаптации.
3. При исследовании познавательной активности, тревожности и выраженности негативных эмоций в процессе учебной деятельности, было выявлено, что 65,4% младших школьников имеют высокий уровень познавательной активности - они любознательны, инициативны, самостоятельно; 15,4% учащихся имеют средний уровень познавательной активности; 19,2% младших школьников не проявляют никакого интереса к знаниям. Большая часть учащихся (57,7%) имеет средний уровень тревожности, что свидетельствует об их хорошей эмоциональной приспособленности к образовательной среде. Так же 23% учащихся имеет низкий уровень тревожности. Остальные учащиеся (19,3%) имеют высокий уровень тревожности. При исследовании также было выявлено 42,4% учащихся, которые имеют низкий уровень проявления негативных эмоций. 34,6% учащихся имеют средний уровень гнева. Остальные учащиеся (23 %) имеют высокий уровень гнева. В поведении это может выражаться в пассивном и активном сопротивлении, бездействии, равнодушии к школьной жизни.
4. У большинства младших школьников было выявлено преобладание продуктивной мотивации и позитивное отношение к учению (38%). Так же, достаточно выражен средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией (31 %). 8% младших школьников имеют продуктивную мотивацию с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему. Школьную скуку переживает 19% учащихся, для 4% учащихся характерно резко отрицательное отношение к учению.
5. При исследовании особенностей взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте были обнаружены прямые и обратные статистически значимые корреляции, свидетельствующие о том, что чем выше познавательная активность учащегося, тем выше его успеваемость в школе; чем меньше выражено тревожное состояние в учебных ситуациях, чем больше он ожидает плохого отношения к себе и отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников, тем в меньшей степени мы можем говорить о его академической успеваемости в школе.
6. Чем в большей степени у младших школьников преобладает позитивное отношение к учению, продуктивная познавательная мотивация и положительное эмоциональное отношение к нему, тем в большей степени мы можем прогнозировать успешность учащегося в учебной деятельности и его высокую академическую успеваемость.