Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы формирования произвольного внимания в младшем школьном возрасте 7
1.1 Анализ понятия произвольного внимания в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Формирование произвольного внимания у младших школьников в процессе учебной деятельности 12
2 Экспериментальное исследование произвольного внимания у младших школьников 22
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов констатирующего этапа 22
2.2 Система игр и упражнений, направленная на развитие произвольного внимания у младших школьников 33
2.3 Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов диагностики 41
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 53
Актуальность исследования. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования сформулированы требования к развитию личности обучающегося, планируемые результаты обучения. Главная задача современной школы на данный момент не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, умение и желание учиться, помочь ему овладеть универсальными учебными действиями (УУД).
Сегодня образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ориентируется на системно-деятельный подход, который предполагает включение школьников в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Теперь наряду с предметными результатами анализируются также метапредметные и личностные результаты образования, а это требует новых способов обучения и оценивая деятельности, обучающихся на уроке и вне его.
Актуальность темы позволила определить цель работы - изучить на теоретическом уровне особенности развития произвольного внимания у младших школьников и апробировать на практике педагогические приемы, которые способствуют развитию произвольного внимания младших школьников в учебной деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что занятия по развитию произвольного внимания будут способствовать формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования - произвольное внимание.
Предмет исследования - педагогические условия формирования регулятивных УУД младших школьников посредством развития произвольного внимания. К таким условиям можно отнести: использование наглядного материала, неоднократного повторения одного и того же материала, каждый раз его модернизируя и усложняя.
Задачи исследования:
• рассмотреть сущность понятия произвольного внимания в психолого - педагогической литературе;
• изучить процесс становления произвольного внимания у младших школьников в процессе учебной деятельности;
• организовать и провести исследование уровня регулятивных универсальных учебных действий младших школьников;
• разработать и внедрить систему игр и упражнений, направленных на развитие произвольного внимания у младших школьников;
• провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
• теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблеме;
• эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом полученных данных.
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы стали положения, выдвинутые в работах российских учёных Л. С. Выготского [6], Р. С. Немов [19], Н. В. Репкина [27], Д. Б. Эльконина [38], Г. А. Урунтаевой [33] исследующих формирование произвольного внимания у детей. Теории зарубежных авторов У. Джеймс [24], Дж. Миль [24], И. Гербарт [25], Д. К. Узнадзе [24], Т. Рибо [28], и других, занимающихся проблемой развития произвольного внимания.
Методическая основа исследования:
Системно - структурный метод: применяется для отдельных аспектов рассмотрений проблемы с целью исследования понятия и сущности произвольного внимания младших школьников.
Ситуационный метод: позволил изучить методы и технологии формирования универсальных учебных действий.
Типологический метод: с его помощью были созданы типологии и критерии произвольного внимания.
Описательный метод: используется при описании сущности применения методик для формирования УУД.
Сравнительный метод: проведение сравнительного анализа различных теорий и подходов к изучению проблемы. Данный метод применялся и при рассмотрении степени изученности проблемы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили что, под произвольным вниманием подразумевается внимание, которое требует осознанного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопутствуется ощущением усилия над собой, нацеленного на лучшее выполнение той или иной деятельности. Ведущей функцией данного вида внимания является активное участие в регулировании течения всех психологических процессов.
Полное развитие произвольного внимания обеспечивает хорошую динамику процесса мышления и улучшение его структуры, последовательности.
Исследуя особенности формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста нами было выделено что, правильно сформировавшиеся произвольное внимание, у ребенка младшего школьного возраста, позволяет организовать действия ребенка, которые становятся четкими, целенаправленными и аккуратными. Благодаря развитию произвольного внимания, у ребенка младшего школьного возраста, происходит приобщение ребенка к окружающему миру и активизируется умственная активность, которая играет большую роль при поступлении ребенка в школу. Для этого нужно организовать условия для полноценного формирования произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, а также исследовать произвольное внимание школьников с целью организации занятий по его развитию.
Проанализировав и исследовав работы советских и зарубежных авторов, можно совершить соответствующие заключения. Под вниманием подразумевается нацеленность психической деятельности и концентрация на каком-то предмете, который обладает для личности определенную важность (стабильную, социальную). Исследователи разделяют внимание на произвольное и непроизвольное. В соответствии выбранной темы исследования мы наиболее детально анализировали тезис произвольное внимание. Формирование произвольного внимания в младшем школьном возрасте является одной из важных задач, так как таким образом именно оно помогает достичь успеха при поступлении в учебное заведение.
Развитие произвольного внимания создается в результате того, что ребенка вовлекают во все виды деятельности. Так как игровая деятельность является главным видом деятельности в младшем школьном возрасте, то именно она и проявляет большое воздействие на формирование произвольного внимания.
Проанализированных научные источники, нужно отметить, что развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста допустимо при организации творческой и игровой деятельности, которая способна нести познавательный характер и использоваться в ходе формирования в непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В данном возрасте игра является ведущей деятельностью, поэтому более результативно привлечь внимание, сформировать различные качества, а также произвести диагностики, будет более эффективно с помощью игр.
С целью исследования формирования произвольного внимания у младших школьников нами было осуществлено экспериментальное исследование.
В основе полученных сведений первичного изучения мы сделали заключение, что занятия необходимо провести с детьми всей группы, чтобы зафиксировать и отследить за динамичной стабильностью результатов, которые набрали средний и высокий уровень. При подборе игр и упражнений мы, опирались на таких авторов Л. В. Черемошкина, Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. В основу легли подобранные и реализованные система игр и упражнений, которые были внедрены в программу НОД так как такой подход более результативны для формирования произвольного внимания. В ходе проведения игр и упражнений с детьми младшего школьного возраста отмечались определенные перемены: дети стали более внимательными и сосредоточенными, уверенными, им стало проще вступать в беседу, меньше отвлекались на посторонние предметы, повысился их уровень инициативности.
После проведения и внедрения систем игр и упражнений в программу НОД, для подтверждения эффективности используемых системы игр и упражнений было проведено повторное психодиагностическое исследование по тем же методикам, которые использовались на первичном этапе. Результаты повторного исследования показало, что, у 20% школьников высокий уровень, у 80% средний уровень, в данном случая низкого уровня произвольного внимания зафиксировано не было. Проанализировав данные первичного и повторного исследования делаем вывод что, в экспериментальной группе отмечаются положительные изменения, по результатам которых видно, что специально организованная система игр и упражнений способствовала повышению его уровня формирования внимания.
Внимание является значимым процессом в познании окружающего мира детьми младшего школьного возраста, поэтому преподавателям немаловажно применить усилия для его формирования. Подобным способом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что при правильном подборе и удобной реализации систем игр и упражнений, нацеленных на развитие произвольного внимания у младших школьников, можно увеличить уровень сформированности произвольного внимания была доказана.
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.: Лениздат, 2016. 251 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: в 2-х т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Москва: Педагогика, 1980. 513 с.
3. Баскакова И.Л. Внимание школьников - олигофренов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. 128 с.
4. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградов А.Д. и др. Общая психология: учеб. Пособие. Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах. М.: Астрель, 2002. 370 с.
5. Возрастная психология: Курс лекций / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан, Н. В. Лаврова; Под ред. проф. Н. Ф. Добрынина. - Москва: Просвещение, 1965. 295 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2017. - № 28. С. 1-33.
8. Гакельберг Т. Б. Практические аспекты уровня развития внимания у младших школьников / Т. Б. Гакельберг // Образование. Наука. Карьера: Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. В 2-х томах, Курск, 24 января 2018 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. С. 2527.
9. Горячева Л., Кругляк Л. «Гиперактивный ребенок - это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему». - М.: ИГ Весь, 2014. 93 с.
10. Емельянова И.А., Антипова О.А. Особенности обучения литературному чтению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Социосфера. - 2015. - № 5. С. 66-69.
11. Ермолаева М. В. Психология развития. М.: МПСИ, 2008. 376 с.
12. Ковальчук Н. И. Развитие внимания у младших школьников / Н. И. Ковальчук // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форум, Гжель, 22 ноября 2017 года. - Гжель: Гжельский государственный университет, 2018. С. 394-396.
13. Кузнецова А. А. Особенности внимания младших школьников / А. А. Кузнецова, С. А. Великова // Психология учебной и профессиональной деятельности, Владимир, 27-28 марта 2018 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир: Общество с ограниченной ответственностью "Академиздат", 2018. С. 155-157.
14. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2013. 302 с.
15. Леонтьев А. Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: хрестоматия / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. С. 626-652.
...