Введение 8
1 Государственно-частное партнерство как инновационный механизм
взаимодействия государства и бизнеса 9
1.1 Программы государственно-частного партнерства в России 9
1.2 Виды и формы государственно-частного партнерства в России 13
2 Государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования 19
2.1 Анализ результатов государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования 19
2.2 Анализ федерального законодательства Российской Федерации в сфере
государственно-частного партнерства 27
2.3 Актуальные проблемы современного дошкольного образования 30
2.4 Анализ программ государственно-частного партнерства ряда стран на
примере дошкольного образования 32
2.5 Разработка мероприятий по совершенствованию системы дошкольного
образования ТО 37
3 Анализ реализации проекта государственно-частного партнерства «Детские
сады Томской области» 41
3.1 Порядок принятия решения о реализации проекта ГЧП в субъекте РФ .... 41
3.2 Анализ результатов реализации проекта по Томской области 44
3.3 Обзор инструментов финансирования регионального проекта
государственно-частного партнерства 46
3.4 Статистическая информация о финансировании частных
общеобразовательных организаций 49
3.5 Дошкольное образование в г. Томске на примере детского сада «Ладушки»
58
Заключение 60
Список использованных источников 63
В настоящее время важной составляющей развития рыночных отношений в России является привлечение субъектов бизнеса к участию в государственно-частных партнерствах. Необходимость внедрения данного механизма обуславливается наличием в России ярко выраженной проблемы, которая заключается с некачественным оказанием государственных услуг по причине недостатка финансовых средств.
Считаю данную проблему актуальной, поскольку большинство регионов нашей страны, в том числе и Томская область, имеют проблемы в таких сферах, как жилищно-коммунальная, проблемы в сфере детского дошкольного образования - можно решить путем эффективного и взаимовыгодного взаимодействия власти и бизнеса. Именно с помощью механизма ГЧП ресурсы как публичной, так и частной стороны привлекаются на решение данных проблем. Интерес к возможностям данного сотрудничества и побудил меня к выбору темы дипломной работы, целью которой является рассмотрение ГЧП как эффективного метода реализации социального проектирования.
Достижению цели исследования способствует решение следующих
задач:
1. Изучить и проанализировать законодательство Российской Федерации в сфере ГЧП.
2. Сформулировать формы, обозначить уязвимые стороны российского дошкольного образования.
3. Привести описание детского сада ООО «Ладушки» в разрезе организации и особенностей деятельности
Тема механизма государственно-частного партнерства является одной из наиболее актуальных, а его внедрение в экономику России - необходимым для дальнейшего развития как регионов, так и страны в целом. По результатам исследования автором работы были сделаны следующие выводы.
Эффективное развитие ГЧП в России в долгосрочной перспективе возможно только при условии создания на государственном уровне специальных центров или структурных подразделений по разработке, реализации и мониторингу проектов ГЧП. Данное решение необходимо для качественного и количественного скачка в развитии системы ГЧП.
Томская область успешно начала реализовывать проекты путем использования механизма ГЧП. Однако считаю необходимым указать на еще существующие проблемы в области проблемы, которые следует решить путем сотрудничества власти и бизнеса. К таким проблемам относятся необходимость строительства новых учебных заведений, практическое отсутствие парковочных мест в городе, и, конечно же, насущная проблема восстановления Томских автодорог. К тому же, субъекты предпринимательства не только мало информированы о возможностях сотрудничества с государством в рамках ГЧП, но есть проблема и недостатка предприятий, способных принять участие в конкурсе по реализации того или иного проекта. Считаю, что крайне важно оказывать не только высокий уровень информатизации бизнеса, но и способствовать развитию малого бизнеса для повышения его возможностей участия в государственных проектах.
Успешным реализованным проектом является детское учреждение ООО «Ладушки», который включает в свою структуру несколько филиалов, вмещающих более 1000 детей. Учреждение соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым к данному типу учреждений, и успешно реализовывает поставленную цель - обеспечения полноценного воспитания детей, осуществления их подготовки к школе.
Государственно-частное партнерство, безусловно, выгодная сделка, как для публичной, так и для частной стороны. Анализ реализуемых проектов ГЧП привел к получению следующего ответа о выгодах инициации ГЧП для государства:
- ускорение внедрения новых общественно значимых проектов за счет привлечения дополнительных финансовых и прочих ресурсов;
- возможность использования налаженного механизма управления большими и комплексными программами;
- возможность применения инновационных технологий, разработанных частными предприятиями;
- привлечение высококвалифицированных экспертов частного бизнеса;
- повышение эффективности управления государственным имуществом, и, как следствие - экономия государственных расходов;
- поощрение предпринимательской инициативы в
общественно-значимых секторах экономики;
- возможность оптимизации численности управленческого персонала со стороны государства при осуществлении управления проектом;
- повышение технологического, финансового потенциала в различных отраслях экономики в качестве условия перехода от сырьевой экономики к новой экономике знаний.
Несмотря на отсутствие федерального законодательства, с каждым годом все больше субъектов Федерации принимают законы регламентирующие сферу государственно-частного партнерства. В Российской Федерации уже накоплен достаточный опыт создания и реализации проектов рамках государственно-частного партнерства. В том числе, Томская область решает во все времена актуальную, громоздкую проблему недостаточности детских дошкольных учреждений путем привлечения бизнеса. Очевидна необходимость описанного типа проектов, с государственной, предпринимательской и общественной сторон.о всех сторон - как со стороны государства, так и со стороны общества и бизнеса. Этому свидетельство - низкий уровень оказываемых услуг, которые население получает, и, что более важно и призываемо к изменению - обеспечение более высокого уровня жизни в отдельных субъектах Федерации и в Российской Федерации в целом.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : информационно-правовой портал. Электрон.дан. М., 2014. URL: ЬАр://’№№^сошиН:ап1ги(дата обращения: 19.02.2016)
2. Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: законопроект Рос. Федерации №238827-6 // КонсультантПлюс : информационно-правовой портал. Электрон.дан. М., 2014. - URL: Шр:/А^^^сошиНап1ги(дата обращения: 19.02.2016)
3. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 07.05.2012 № 599 // КонсультантПлюс : справ.правовая система. Электрон.дан. М., 2014. URL: Шр:/А^^^сошиН:ап1т(дата обращения:
19.02.2016)
4. О государственно-частном партнерстве в Томской области Закон [Электронный ресурс]: закон Томской области от 17 декабря 2012 г. № 234-ОЗ //КонсультантПлюс : URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
121.02.2016) .
5. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2011-2014 годы» [Электронный ресурс]: постановление Администрации Томской области от 25 ноября 2010 г. № 232а // Администрация Томской области: офиц. сайт. Электрон. дан. Томск, 2014. URL: http://www.tomsk.gov.ru(дата обращения: 27.02.2016)
6. Концепция реализации проекта государственно-частного партнерства «Детские сады Томской области» [Электронный ресурс]: распоряжение Администрации Томской области от 17 апреля 2013 г. № 338-ра // Администрация Томской области: офиц. сайт. Электрон.дан. Томск, 2014. URL: http://www.tomsk.gov.ru(дата обращения: 19.02.2016)
7. Концепция реализации проекта государственно-частного партнерства «Детские сады Томской области» [Электронный ресурс]: распоряжение Администрации Томской области от 17 апреля 2013 г. № 338-ра // Администрация Томской области: офиц. сайт. Электрон.дан. Томск, 2014. URL: Шр:/А№№м1:от8к.§оу.ги(дата обращения: 19.02.2016)
8. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]: аналитическая записка от 17.12.2008 г. // Государственная Дума Рос. Федерации: офиц. сайт. Электрон.дан. М., 2014. URL: http://www.pda.iam.duma.gov.ru(дата обращения:
25.02.2016)
9. Губернатор заявил о пятерке приоритетных проектов нынешнего года
[Электронный ресурс]: пресс-релиз Администрации Томской области от 02 июня2014 г. // Администрация Томской области: офиц.сайт.
Электрон.дан.-Томск, 2014. URL: http://www.tomsk.gov.ru(дата обращения:
22.02.2016)
10. Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство в России //
Право и экономика. 2006. №8. С.3-8. (дата обращения: 24.02.2016)
11. К 2030 году объем добычи нефти в Томской области увеличится до 20 миллионов тонн [Электронный ресурс] : пресс-релиз Администрации Томской области от 06 марта 2014 г. // Администрация Томской области: офиц.сайт. Электрон. дан. Томск, 2014. URL: http://www.tomsk.gov.ru (дата обращения:
19.02.2016)
12. Кисель К. Партнерство государства и частного сектора: теоретические основы: автореф. дис. аспирант НИУ Высшая школа М., 2014. 15
с. (дата обращения: 19.02.2016)
13. Красовская Л. И. Механизмы формирования
государственно-частного партнерства в промышленности [Электронный ресурс] // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения: 09.02.2016)
14. Маслов В. Здесь будет город-сад // Государственно-частное партнерство в России. 2013. №3. С.83-91(дата обращения: 10.02.2016)
15. Мясникова И.М. Актуальные проблемы современного дошкольного
образования [Электронный ресурс]:
http://ext.spb.ru/2011 -03-29-09-03-14/89-preschool/6866-2014-12-27-20-43-36.html дата обращения: 18.02.2016)
16. Ноздрачёв А. Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XI веке // Журнал российского права. 2005. № 9. C.14-26. (дата обращения:
18.02.2016)
17. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Минэкономразвития России: офиц. сайт. - Электрон. дан. М., 2014. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 26.02.2016)
18. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты [Электронный ресурс] // Рос.ун-т дружбы народов. М., 2012. URL: http://www.rudn.ru. (дата обращения: 11.02.2016)
19. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: административно-правовое исследование: автореф. дис... д-ра юрид. наук / В.Е. Сазонов. М., 2013. 56 с. (дата обращения: 15.02.2016)
20. Стручкова Ю. Классификация вариативных форм дошкольного образования [Электронный ресурс]: http://www.maam.ru/(дата обращения:
14.02.2016)
21. Тихомиров Ю. А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. №9. С. 86-96. (дата обращения: 14.02.2016)
22. Томский опыт государственно-частного партнерства перенимают регионы Сибири [Электронный ресурс] : пресс-релиз Администрации Томской области от 3 сентября 2013 г. // Администрация Томской области: офиц.сайт. - Электрон.дан. - Томск, 2014. - URL: Шр:/А№№^1:от8к.§оу.ги(дата обращения:
16.02.2016)
23. Формы государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]
// Тематический каталог статей. Электрон.дан. М., 2014. URL:
http://www.rusarticles.com/ (дата обращения: 05.02.2016)
24. Холодная Н.Д. Государственно-частное партнерство - новый тип
отношений в российской экономике [Электронный ресурс] // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. №2. URL:
http://ecsocman.hse.ru (дата обращения: 12.02.2016)
25. Шагако О. Квалифицированная Россия// Государственно-частное
партнерство в России. 2013. - №3. С.14-17(дата обращения: 19.02.2016)
26. Шешукова Т.Г. Методология трансформации финансовой отчетности в условиях перехода на МСФО в нефтегазовом комплексе / Т.Г. Шешукова, С.В. Пономарева // Международный финансовый учет. 2005. №11. С. 17-23. (дата обращения: 19.02.2016)
27. Число дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики/
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populati on/education/#-(дата обращения 10.01.2016)
28.Основные показатели образования [Электронный ресурс]Федеральная служба государственной статистики/
http: //tmsk. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ru/statistics/sphere/- (дата обращения 10.01.2016)
29. Сергей Бехтерев. Детские сады - решение не детской проблемы [Электронный ресурс] Томские новости ред. От 30.09.2012 r/http://tomsk-novosti.m/?p=129724 (дата обращения 10.01.2016)
30.Об утверждении городской целевой программы "Дошкольник" на 2006-2010 годы [Электронные ресурсы]/ Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации/Шр://ёос8.сп1ё.га/ёоситеп1/951814861-(дата обращения
10.01.2016)
31. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993года, «Российская газета» , 1993, N 237; (дата обращения: 19.02.2016)
32. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31 июля 1998 года (с изменениями и дополнениями); (дата обращения: 16.02.2016)
33. Артамонов В. С. Экономическая теория: Учебник для высших учебных заведений. СПб .: Санкт-Петербург, 2010. С 259. 315. (дата обращения:
14.02.2016)
34. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления жилищно-коммунального хозяйства. М: Моск. обществ. научн. фонд, 2009, стр 20. (дата обращения: 19.02.2016)
35. Бандурин В. Проблемы В. реформирования системы управления государственной собственности. М .: Poligrafresursa, 2010. 325 с.
36. Лещенко, М. И. Оценка имущества и лизингового бизнеса: Учебное пособие М .: МГИУ, 2010. 265 с..
37. Кефали, государственное управление и государственная политика:
пособие / под ред.В. В. Лобанов. СПб .: Санкт-Петербург, 2010. 652 с.
Пикулин, А.В "Система государственного управления»: Учебное пособие для высших учебных заведений. М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 475 с. Половинкин, П. Д. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. / П. Д. Половинкина - М .: ЗАО Ekonomika издательский дом, 2010. 321 с.
38. Постпрозвища, A.E. Конституционное право России: Учебник / А.Э. Постники. М .: Проспект, 2009. 458с.
39. Глазунова, Н. И. Система государственного управления: Учебник для высших учебных заведений. М .: ЮНИТИ Дана, 2011. С. 245.
Муниципальное право России: Учеб. Для высших учебных заведений (МО России Федерация грифом) / Выдрин ХВ, Кокотов А.Н. М .: Норма,
2009. - 368 с. Муниципальное право: Учебное пособие / Е.С. Шугрина 2 прод. М .: Бизнес, 2009. - 496 стр. Муниципальное управление: Справочник / Иванов В. В., Коробова А.Н. М .: ИНФРА-М, 2010. 718 с. Основы городского хозяйства, под редакцией М. А. и горы Schurkova. Весь мир издательство, 2009
40. Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. 2009. No. 3/4. Черкасов Г. И. Общая теория собственности: Учеб. грант для высших учебных заведений. -. 2-ой прод, перераб. и доп М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 263 с.
41. Игнатов В. Г., Рудова В. В. Местное самоуправление. 2е прод., Доп и перераб. - Ростов н / Д., 2003. 123с.
42. Кирилов L. Внимание к управлению муниципальной собственностью // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 4. С.11
43. Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью // Муниципальные. 2005. No. 9-10. С. 23-28
44. Мулагаева З. З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью // отношения собственности в России 2010 . № 9 . С.45-49
45. Муслимов Ф. А. Развитие муниципального и частного партнерства в управлении муниципальной собственностью // Молодой ученый. 2015 №.