Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование аэрофобии

Работа №116696

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические подходы в изучении аэрофобии 14
1.1 Изучение причин формирования аэрофобии 14
1.2 Аэрофобия с точки зрения психологии 23
1.3 Особенности формирования и проявления чувства страха и тревоги по гендерному признаку 35
Глава 2 Эмпирическое исследование применения методов как средств диагностики аэрофобии 46
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Сравнительный анализ по гендерному признаку 52
2.3 Психокоррекционная программа, направленная на снижение уровня аэрофобии 62
2.4 Контрольный диагностический этап и описание динамики в показателях респондентов после коррекции 75
Заключение 85
Список используемой литературы 90

Актуальность исследования темы аэрофобии заключается в детальном изучении фобий и страхов, в проявлении негативных эмоций, что обусловлено тем, что стрессовые состояния, которые испытывает человек, становятся частью его жизни в современном мире, и наличие данной фобии портит качество жизни человека в целом. Задача психолога состоит в том, чтобы определить среди всех фобий и страхов именно аэрофобию для того чтобы, дать человеку возможность проработать ее в виде психокоррекционных рекомендаций.
Издревле считалось то, что психика животного и психика человека не идентична и отличается она иерархией потребностей и способами реагирования. У животного страх проявляется в условно-рефлекторной реакции. Человеческий страх - это уже сложная психоэмоциональная система, в которой прослеживается единая красная линия, страх основывается на инстинкте самосохранения, содержит в себе защитный характер и сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. Движущая сила развития человека побуждает создавать новое и, по мнению психологов, является стремлением к самоактуализации и самореализации.
Благодаря прогрессивному развитию мира человек настраивается на освоение и создание нового. Реакция человека не всегда однозначна на новое изобретение, обычно человек испытывает недоверие и, в следствии формируется не доверительное отношение. Даже в процессе знакомства и освоения нового, человек может остерегаться дальнейших встреч с этим объектом. Действительно, новизна нашего современного мира делает так, чтобы человек испытывал формирование стресса и страха перед новым изобретением.
Страхи, которые доминируют в сознании человека, трансформируются в поведение, которое в силу своей избыточности приводит к негативным последствиям человека и как следствие нарушают качество жизни.
Авиапутешествие стало неотъемлемой частью жизни современного общества. Но человек, который живет в современном обществе, в силу своих возможностей не всегда может легко приспособиться и ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах. Перелет на комфортабельном самолете иностранного или российского производства с минимальным шумом внутри пассажирской кабины в любую точку земного шара стал доступен для каждого, но одна часть людей испытывает чувство комфорта, передвигаясь на таком самолете, в то время как вторая часть людей прислушивается детально к окружающей среде воздушного судна. Такая часть людей испытывает сильный дискомфорт, и как следствие происходит формирование определенных страхов, вследствие которых происходит формирование аэрофобии.
Современному человеку трудно представить свою жизнь без удобств, в XXI веке продумано все до мелочей, но все-таки не всегда человек остается спокойным и равнодушным к окружающим предметам, которые стали для него доступными. Например, в современном мире есть возможность отслеживать любой полет самолета в режиме онлайн, благодаря «Международному слежению за полетами» [17]. Информация, полученная с данного сайта, дает абсолютно любому человеку проводить личностные наблюдения за статистическими данными в сфере авиапроисшествий.
Из открытых источников, состояние авиационных происшествий на 2021 год, в процентом соотношении равен - «0,618%» [17] - это меньше чем один процент того что, авиакатастрофа случится именно с самолетом на котором летит человек, страдающей аэрофобией. Полученная из открытых источников официальная статистика, (данная статистика обновляется один раз в квартал) мы можем сделать определенный вывод, самолет является одним из безопасных видов транспорта.
Психологическое расстройство, оказывается, может формироваться и в условиях «идеального» технологического общества. Аэрофобия, всегда была интересна для изучения практикующими психологами, согласно приведенной статистике, за консультацией к психологам обращаются люди с душевными переживаниями о предстоящем полете.
На тему аэрофобии, было написано немало научной литературы, большой вклад в изучение данной темы было положено Американскими и Европейскими психологами, психотерапевтами и врачами. Многие научные труды по заданной проблематике, были переведены на русский язык и активно используются психологами в практической деятельности. На основе многочисленных исследований и опросов на тему аэрофобии в России, социологи и психологии пришли к определенному выводу, что аэрофобия это не самостоятельная фобия, а проявление вспомогательного фобического расстройства, например: страх высоты, боязнь закрытого пространства, вследствие чего, такой вид психокоррекции могут осуществлять только определенные специалисты клинической психологии.
Бытует и иное мнение, доктор психологических наук И.Е. Павлов отметил, что в процессе становления эволюции человек не был наделен возможностью летать. Человеку не подвластны физиологические способности полета в той мере, которые доступны, например птицам. Высота для психики человека ассоциируется как агрессивная среда, в которой он пребывает или будет пребывать в силу того, что здесь прослеживается угроза жизни человека. Ильин говорил о стрессе, который испытывает человек, «Стресс - это нормальная реакция организма» [4]. И.Е. Павлов говорил: «Каждый «воздушный» путешественник воспринимает перелет по-своему, однако страх перед «феноменом». Ильин разделяет личности на типы восприятия, где и объясняет какой тип личности больше подвержен формированию фобий» [11].
Учеными было доказано, чувство страха присуще всем живым организмам. Страх понимается как нормальная реакция организма, благодаря которой вырабатывается инстинкт самосохранения. Страх у животного организма формируется по принципу «здесь и сейчас» чувство страха у человека более развито, и обычно зависит от типа личности. Человек с тонко развитой психикой более предрасположен к формированию чувства страха. Страх человека усиливается благодаря активной работе воображения и фантазии. В случае, если объективно посмотреть на процессы формирования страха, в организме человека происходит мобилизация всех защитных возможностей. Важно понимать, что страх - это защитная эмоция организма, которая может подлежать контролю человеком.
Страх боязни перелета или, другими словами, аэрофобия, формируется в процессе получения негативного опыта и имеет отложенный эффект. Понятие «фобия», очень схоже с понятием страха и обычно определяются через запятую. Словарь Ожегова раскрывает в понятном и полном объеме два этих понятия. «Фобия (от древнегреческого фобос, fobos - «страх») - это какой-то неконтролируемый страх. Страх - древний спутник человечества» [3].
Проведя сравнительный анализ определений, мы пришли к выводу, что понятия равнозначны между собой. Фобия бывает разной: объяснимой, не объяснимой и оправданной.
Так, А.М. Прихожан в своих научных изданиях говорила об оправданном страхе, который испытывает человек. По мнению Прихожан именно страх формирует важную функцию защиты в живом организме. Она склонялась к следующему мнению: «Страх - это полезная функция, которой владеет организм» [1].
В целом страх, фобии, стресс, все это сгущает жизнь современного человека и целенаправленно портят качество его жизни. Многие психологи утверждают, что человеку от страхов порой очень тяжело избавиться, а иногда страх навсегда остается надолго с человеком. Если не проявлять заботу о своем психологическом здоровье, страх в дальнейшем берет вверх над психикой человека и перерастает в фобическое расстройство, при котором теряется контроль над своими действиями. Часто фобию относят к невротическим расстройствам личности, и психокоррекцией занимается не только психолог, но и смежные специалисты в области когнитивно - поведенческой психологии.
Термин аэрофобии стал активно набирать популярность в XIX веке, в то время как мир окунулся в век современных технологий, технология развития воздушного транспорта также стала актуальной частью современных проектировщиков и конструкторов. Современное общество отмечается информативностью и высокой активностью со стороны средств массовой информации, любое событие освещается и придается массовой огласке. Большой вклад в изучении аэрофобии в России внесли: И.А. Байкова, Д. Нордонэ, И.П. Павлов, А.С. Герваш, М. Вебер, Е.П. Ильин, С.П. Рубинштейн, А.А. Крылова, Г. Край, Е.Ф. Рогов, М.М. Розенталь, Р. Шейдер. Авторы работали в области фобий, страхов, аэрофобии, стресса, авторами были разработаны методики для психокоррекции эмоционального состояния личности. С их точки зрения аэрофобия рассматривалась как, «Психоэмоциональный процесс при котором состояние не может поддаваться контролю со стороны человека, страх настолько сильный, что имеет парализующий эффект» [24]. Американские исследователи в этой области, пришли к определенному выводу, «Реакция организма на аэрофобию человеком не однозначна, и переживается она по-разному» [26]. Мужской и женский пол совершенно не одинаково реагируют на один и тот же феномен страха, и проявление его имеет разные специфики. В ходе многочисленных исследований, был идентифицирован предположительный уязвимый возраст человека, при котором фобия берет вверх над сознанием. Был выделен следующий возрастной интервал «С 25 до 30 лет - в этот период обостряется инстинкт самосохранения и связывают его с кризисом четверти жизни. В виду активных переживаний человека, начало взрослой самостоятельной жизни, социализация, поиски себя в профессии, у многих людей может быть связано с поиском и созданием семьи, также относят в данную категорию и рождение детей» [19]. В этом возрасте закономерно происходит прощание с подростковыми мечтами и встреча с реальностью. Австрийский психолог Майя Педде, работающая в области авиационной диагностической психологии, благодаря, многолетней работе пришла к определённому выводу: «Беременная женщина в этот период будет испытывать чувство страха полета сильнее, она создательница жизни и в большей степени будет переживать не за себя, а за жизнь своего будущего ребенка» [20]. Майя Педде большое количество работ посветила, говоря о качественной и здоровой жизни человека. Специфика ее работ заключается в том что, «Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем эффективней оказываемая помощь будет» [21].
Цель исследования: выявить гендерные особенности проявления аэрофобии.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления аэрофобии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проявления аэрофобии имеют гендерную специфику и, что реализованная нами психокоррекционная программа будет способствовать снижению уровня аэрофобии у мужчин и женщин.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
• осуществить изучение и анализ российской и зарубежной литературы по заданной проблематике и проанализировать аспекты исследования аэрофобии, которые предполагают рассмотрение ее с точки зрения психологии;
• разработать психодиагностическую методику для определения аэрофобии на основе теоретических положения теста «Чего мы боимся» В. Леви, и на эмпирической выборке провести апробирование методики, направленной на психологическую диагностику аэрофобии;
• проведение сравнительного анализа предрасположенности к аэрофобии и провести интерпретацию полученных данных;
• разработка рекомендаций для коррекции аэрофобии и проведение консультативных встреч по поставленной проблематике;
• написание вывода по научно-исследовательской работе.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
• теория Алексея Герваша, которая является важным достижением в области психокоррекции аэрофобии. Уникальная психокоррекционная работа широко освещена в научной литературе, СМИ и была специально создано для центра «Летаем без страха». Это специальная организация, которая занимается углублённым изучением и лечением аэрофобии на протяжении многих лет;
• теоретические положения субъектно - деятельностного подхода по изучению поставленной проблемы;
• методика исследования аэрофобии, основанная на теоретических положениях теста, тест «Чего мы боимся» В. Леви;
• учение И.П. Павлова, о высшей нервной деятельности человека;
• причины появления фобий и тревожности у мужчин и женщин, в основе которых лежат учения Н. Шанина, А.М. Прихожан, Р.В. Овчарова;
• особенности коррекции фобий и страхов, которые глубоко рассматривались авторами А.М. Прихожан, М.И. Чистяков, Е.С. Савина;
• способы преодоления тревожности, яркими представителями по поставленной проблеме являются К. Хорни, Г. Салливана, Э. Эриксон.
На основании поставленной проблемы, мы разработали программу исследования, которая была создана для реализации поставленной задачи.
Методы исследования:
Методы теоретического анализа литературы по проблеме исследования.
Психодиагностические методики:
• авторская методика «Аэрофобия»;
• методика исследования аэрофобии, основанная на положениях теста В. Леви «Чего мы боимся»;
• авторская методика, изучающая проявления аэрофобии, на основе опросника иерархической структуры актуальных страхов личности (ИСАС) Ю. Щербатых и Е. Ивлевой;
• метод исследования типа личности, основанный на положениях когнитивной психотерапии Аарона Бека и Артура Фримена.
Эмпирическая база исследования ООО «Семейная восстановительная медицина». Для реализации поставленных задач, нами было организовано привлечение шестидесяти респондентов. Равное количество лиц мужского и женского пола. Средний возраст респондентов тридцать один год. Минимальный возраст двадцать четыре года, максимальный возраст тридцать семь лет.
Научная новизна данного исследования состоит в расширении психологических представлений о аэрофобии и провоцирующих ее страхов в сознании человека по гендерному признаку. Нами реализована задача, которая связанна с разработкой диагностического инструментария измерения степени выраженности аэрофобии по гендерному признаку. Осуществлена эмпирическая проверка эффективности психокоррекционной работы в отношении аэрофобии и провоцирующих ее страхов. Также при реализации психокоррекционной работы, нами была доказана эффективность снижения уровня страхов.
По нашему мнению, аэрофобия значительно усугубляет внутреннее состояние человека. В научно-исследовательской работе поднимаются такие вопросы как, психологические представления об аэрофобии, проявление аэрофобии по гендерному признаку. В работе проводится выборка различных методик по данной проблематике для того, чтобы определить «помогающую» методику и на основе разработать уникальную методику для эффективной диагностики аэрофобии и сопутствующих ее страхов. На эмпирической выборке проводится возможность исследования аэрофобии и разработка коррекционных рекомендаций, которые в будущем помогут человеку не испытывать дискомфорт при перелёте на самолёте.
Теоретическая значимость работы состоит в детальном рассмотрении и анализе специфики влияния аэрофобии по гендерному признаку, ее причины возникновения и особенности проявления у мужчин и женщин. Нами были предприняты попытки раскрыть механизм влияния негативных чувств, связанных с полетом которые непосредственно влияют на поведение человека и его психические особенности в состоянии полета. Благодаря психокоррекционной работы аэрофобии по гендерному признаку, мы смогли доказать ее эффективность в отношении снижения уровня страхов и снижение негативных эмоциональных убеждений о полете в создании человека. Уникальная психокоррекционная работа может быть рекомендована к применению для психокоррекции аэрофобии психологам.
Практическая значимость исследования в области аэрофобии заключается в том, что в практической деятельности психолога разработка методики на выборке других методик направленная на диагностику аэрофобии, даст возможность психологу более качественно работать в данном направлении. В настоящее время не существует определённых методов и методик диагностики аэрофобии.
В практической части психокоррекции аэрофобии, разработаны психокоррекционные рекомендации для людей страдающих аэрофобий. Психоррекционные рекомендации, на наш взгляд, смогут помочь психологу в практической деятельности. Успешно разработанные и реализованные методики в практической части данной работы, дают возможность определить на каком этапе полета, аэрофобия берет вверх над сознанием человека. На основе полученных данных, определяется влияние аэрофобии по гендерному признаку, и раскрываются причины ее формирования. Респонденты, на которых проводилась добровольное исследование определения аэрофобии с заключением определённого контракта в составе которых были обычные люди, периодически летающие на самолётах. Уникальные методики, разработанные на основе методов, дают возможность эффективно работать психологу в данном направлении.
Благодаря успешной реализации методики для определения аэрофобии, вызовет интерес среди психологов в этой области для дальнейшего изучения, проявлений и влияние аэрофобии на личность человека. Разработка и реализация дополнительных методик и вариативной методологической базы станет незаменимым помощником в диагностике аэрофобии как в целом, индивидуальном и по гендерному признаку - все это будет зависеть от специфики работы психолога и его цели.
Дальнейшее изучение аэрофобии и разработка вариативных методов, которые будут направлены на психологическую диагностику аэрофобии у человека и ее проявления, станут эффективной базой в работе психолога. Мы прогнозируем, что после изучения научно-исследовательской работы, психологи в дальнейшем смогут разрабатывать авторские психокоррекционные программы, рекомендации и специальные программы коррекции психоэмоционального здоровья человека, которые направлены на улучшение качества жизни человека.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников (28 наименований). Текст иллюстрирован рисунками (3) и таблицами (2).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
Основываясь на теоретическом исследовании, мы приходим к выводу, что любая фобия берет свое начало с травмирующего события, которое произошло с человеком. Формирование фобии в создании человека это длительный процесс, в основе которого есть травмирующие повторяющиеся события и опосредованно возрастными ограничениями. На теоретическом уровне мы пришли к выводу, что мужская и женская психика разная и реакция на фобию полета не равнозначная. Нет определённого значения определения аэрофобии в сознании человека. Личность, которая испытывает страх перед полетом, еще не означает, что человек страдает аэрофобией, все это может быть связано с другими тревожными психологическими расстройствами. Аэрофобия у каждого человека проявляется по -разному и реакция организма на нее не однозначная. Аэрофобия в сознании человека может проявляться по-разному, в зависимости от ситуации.
На основе проверенных методов диагностики аэрофобии, которые использовались психологами ранее, нами были разработаны уникальные методики, основывающиеся на методах, при реализации их практике, нам удалось диагностировать аэрофобию по гендерному признаку, а также определить особенности ее проявления в зависимости от фазы полета и общему проявлению ее в сознании человека. Было реализовано следующее:
• авторская методика «Аэрофобия»;
• методика исследования аэрофобии, основанная на положениях теста В. Леви «Чего мы боимся»;
• авторская методика, изучающая проявления аэрофобии, на основе опросника иерархической структуры актуальных страхов личности (ИСАС) Ю. Щербатых и Е. Ивлевой;
• метод исследования типа личности, основанный на положениях когнитивной психотерапии Аарона Бека и Артура Фримена.
При интерпретации полученных результатов, реализованные методы и методики показали то, что часть людей испытывает ужас от начала взлета самолета, некоторые респонденты спокойно переносят полет, но нахождение самолета в зоне турбулентности приводит их сознание в ужас в следствии чего, им трудно совладать своими эмоциями и действиями, не знание самолета, его специфики работы также заставляет людей испытывать тревожность и впадать в панику. На наш взгляд, мы сумели диагностировать фазы полета, которые травмируют психику человека и целенаправленно реализовали психокоррекцию травмирующих этапов полета в сознании человека, а также провели и общую психокоррекционную работу аэрофобии в сознании человека.
Каждая из встреч, носила определённый психокоррекционный характер. При психокоррекции аэрофобии, важно проработать когнитивные процессы личности, эмоциональную часть и поведенческую составляющую, так как, реакция человеком на данное состояние может быть разной.
Консультативные встречи, ролевая игра, техника «Пирога» и «Последовательное приближение» являются эффективными средствами для гармонизации состояния личности при аэрофобии. Использование метода игры вне зависимости от возраста личности, способствует гармонизации внутреннего и внешнего психического состояния, помогает в самовыражении и самопознании. Основываясь на полученных данных эмпирического исследования, мы можем смело заявить, метод игры помогает человеку в понимании своих чувств и переживаний детально.
Техника «Пирога» и «Последовательного приближения» можно использовать в работе психологом как индивидуально, так и в группе респондентов. Использование техники «Последовательного приближения» в исследуемой группе позволило в быстрые сроки улучшить состояние респондентов с аэрофобией.
Использование методики «Систематическая десенсибилизация» помогло уменьшить тревожность у респондентов. При применении данной методики мы смогли снять эмоциональную напряженность у мужчин и женщин в ходе психо-коррекционной работы. Также было отмечена психологическая адаптации к состоянию при аэрофобии, умение идентифицировать и контролировать страх. В свою очередь, все это оказало положительное влияние на успешное улучшение качества жизни человека и снижение уровня страха, связанного с полетом.
Позитивное влияние упражнения «Кирпич» и техники «Пять плюс» на поведение человека способствовало стабилизации эмоционального фона, в свою очередь привело к гармонизации и осознанности личностного поведения, а также умение правильно оценивать окружающую среду человека.
По итогам повторного диагностирования была доказана эффективность применения метода беседы «Страх в мешочках», в свою очередь направлена на изучение снижения эмоционального напряжения при аэрофобии в сознании человека. Благодаря использованию данного метода, мы отметили положительную динамику в изменении качества отношения человека к аэрофобии. Дополнительный перерыв между психокоррекцией при условии самостоятельного заполнения респондентами рекомендованной техники «Пирога», позволило выявить следующие показатели:
• определение спектра факторов на данное событие;
• личная ответственность;
• участие других лиц в формировании данной проблемы;
• оценка своих действий и поступков;
• постановка и выполнение цели.
Гипотеза об эффективности программы подтвердилась.


1. Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления. Энциклопедия глубинной психологии. М. : ЗАО МГ Менеджмент, 1998. 518 с.
2. Бильданова В. Р., Бисерова Г. К., Шавилигалереева Г. Н. Эмоции, страх, стресс // Вопросы психологии. СПб. 2009. N4. С. 87.
3. Бреслав Г. В. Психология эмоций. М. : СМЫСЛ; «Академия», 2011. 219 с.
4. Байкова И. А. Клиника и терапия тревожных расстройств. М. : Минск, БелМАПО, 2009. 34 с.
5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : ЮПИТЕР, 1976. 231 с.
6. Виды и классификация фобий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.raut.ru/article/vidi_fobij.html (дата обращения 12.12.2021).
7. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. М. : ПЕДАГОГИКА, 1983. 203 с.
8. Головин С. Ю. Словарь практического психолога Харвест. М .: Минск, 1998. 623с.
9. Гальперин П. Я., Ганзен В. А., Жуковский С.Е. Механизмы порождения аэрофобии // Журнал прикладной психологии. 2010. № 3- 55. С. 78.
10. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей . М. : СОЮЗ, 2016. 218 с.
11. Герваш А. Е. Легкий способ перестать бояться летать. М. : АСТ, 2012. 110 с.
12. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Л. : Медицина, 1988 246 с.
13. Захаров А. И. Как помочь преодолеть страх. М. : ГИПОКРАТ, 2005. 278 с.
14. Изард К. Эмоции человека: М. : ЭКСМО, 2002. 146 с.
15. Изард К. Психология эмоций. М. : ЭКСМО, 2006. 208 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ