ВВЕДЕНИЕ………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике 6
1.1.Континентальный шельф в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 6
1.2.Историческое развитие правового режима континентального шельфа 13
1.3.Сотрудничество в отношении перекрывающихся прав, ожидающих делимитации 30
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике 37
2.1. Проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике 37
2.2. Россия и континентальный шельф в Арктике 42
Глава 3. Перспективы в отношении делимитации континентального шельфа в Арктике 52
3.1. Дипломатическое решение вопроса о делимитации континентального шельфа в Арктике 52
3.2. Разграничение шельфа: геология или география 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 69
Арктическая зона является одним из наиболее важных элементов, который обеспечивает национальную безопасность приарктических государств. Континентальный шельф Арктики известен богатыми запасами различных ресурсов, тем самым имеет большое внимание со стороны приарктических стран, которые имеют доступ к данным ресурсам, а также стран Европы и Азии.
Актуальность темы исследования. Континентальный шельф был основным предметом спора в повествовании о том, что Арктика является неуправляемым регионом. На морское дно в центральной части Северного Ледовитого океана накладываются «претензии» Канады, России и Дании (через Гренландию) Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и Соединенных Штатов.[, и тревожные сообщения предполагают, что конкурирующие права на ресурсы могут привести к конфликту между Россией и Западом. Этот миф был широко оспорен, но живет еще один миф: что морское дно за пределами 200 морских миль (M) остается неуправляемым до тех пор, пока Комиссия по границам континентального шельфа (CLCS) не выпустит рекомендации относительно внешних границ континентальных шельфов и утверждения государства делят пирог. Фактически, эти государства уже могут осуществлять и осуществляют контроль над районами морского дна, на которые они претендуют, в силу доктрины неотъемлемых прав.
Эта прерогатива прибрежного государства создает проблемы на всех этапах до окончательного определения внешних границ шельфа и окончательного определения перекрывающихся прав. Что наиболее важно, в тех случаях, когда права пересекаются и еще не разграничены, потенциальные пользователи могут осуществлять некоторые виды деятельности без одобрения всех государств, заявляющих о своих правах на соответствующий район шельфа. Действия, основанные на одностороннем решении, могут усилить напряженность и подорвать доверие между арктическими государствами. Чтобы свести к минимуму риск этого до окончательного разграничения арктических континентальных шельфов, арктическим государствам следует создать механизм, санкционирующий деятельность на перекрывающихся правах за пределами 200 м. Этот механизм должен быть создан как можно скорее между Соединенными Штатами, Канадой, Данией, и России (при условии изменения геополитической ситуации).
Цель исследования – проанализировать теоретические и практические вопросы делимитации континентального шельфа в Арктике.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие континентального шельфа и его делимитации;
2. Проанализировать актуальные международные договоры в отношении Арктики, сторонами которых являются приарктические государства;
3. исследовать практику Комиссии ООН по границам континентального шельфа и судебную практику по вопросам делимитации континентального шельфа;
4. проанализировать международно-правовые позиции отдельных государств в отношении их континентального шельфа в Арктике;
5. изучить предполагаемые правовые статусы континентального шельфа в Арктике.
Объект исследования – континентальный шельф в Арктике.
Предмет исследования – проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике.
Хронологические рамки исследования: Обсуждение организовано в хронологическом порядке, начиная с 2001 года, в момент, когда Россия стала первым арктическим прибрежным государством по 2022 год.
Географические рамки: Арктические регионы – континентальный шельф.
Методологические и теоретические основы исследования. В работе использовались следующие методы: сравнительный анализ, системный подход.
Источниковая база исследования. База источников представлена различного рода опубликованными официальными документами и материалами.
Арктическая энциклопедия. В них наиболее ярко показана важность универсальной экосистемы, энергетических ресурсов арктического региона для мирового сообщества, а также его военное и экономическое значение.
Большое значение для изучения стратегии России в арктическом регионе представляют документы: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», и «Федеральный закон РФ от 26 февраля 1997 года Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву», где сформулированы основные направления, цели, приоритеты, деятельность России по отношении к арктическому региону . Также Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г .
Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, теоретическую часть, заключение, список литературы.
Опыт пяти государств шельфа Центральной части Северного Ледовитого океана в определении их соответствующих прав на континентальный шельф за пределами 200 морских миль дает убедительные доказательства того, что перекрывающиеся права на континентальный шельф вряд ли приведут к серьезным конфликтам в Северном Ледовитом океане. Изложенный в статье 76 процесс установления государствами внешних границ своих континентальных шельфов является надежным и соблюдаемым. Пять государств работали вместе, следуя одним и тем же правилам и обмениваясь научной, дипломатической и юридической информацией на благо всех. Сотрудничество и добрая воля, продемонстрированные в процессе Арктического ЭКС, явились результатом и помогли установить хорошие рабочие отношения в Арктике. Процесс статьи 76 предоставил дополнительную структуру для развития хорошей науки и дипломатии, которые требуют времени, выделения ресурсов, сотрудничества и обмена данными.
Одна из причин успеха процесса, предусмотренного статьей 76, заключается в том, что государства, а не CLCS, определяют окончательную степень своей ECS. Роль CLCS заключается в том, что научные и технические эксперты в областях имеют отношение к пониманию масштабов ECS. Вполне вероятно, что CLCS мог бы рекомендовать, чтобы два или более государств, заявляющих о перекрывающихся правах в центральной части Северного Ледовитого океана, например, на Северном полюсе, представили данные и аргументы в поддержку этих требований. В таком случае этим государствам предстояло бы урегулировать любое дублирование с помощью дипломатии. Неурегулированные морские границы не являются чем-то необычным в Арктике или где-либо еще, и процесс статьи 76 может облегчить их решение.
Примечательно, что ECS или любые другие морские претензии, предъявляемые Соединенными Штатами и Россией в Северном Ледовитом океане, не будут пересекаться благодаря их соглашению о морской границе, действующему с 1990 года. Количество пограничных соглашений, меморандумов о взаимопонимании и дипломатических обменов о еще не решенных границах между государствами шельфа центральной части Северного Ледовитого океана превышает несколько примеров, приведенных в этой статье. Все эти ситуации отражают хорошо налаженные отношения между государствами, которые облегчают процесс делимитации статьи 76. Какие бы другие трения ни существовали между государствами шельфа в центральной части Северного Ледовитого океана, они не основаны на мирном и продолжающемся процессе урегулирования их прав на континентальный шельф в Арктике.
1. «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в Женеве) (ред. от 23.07.1994) // СПС Консультант плюс
2. Convention on the Law of the Sea, Dec. 10, 1982, 1833 U.N.T.S. 397.
3. Submissions to the Commission on the Limits of the Continental Shelf. URL: https://www.un.org/Depts/los/clcs_new/commission_submissions.htm (дата обращения: 03.02.2023).
4. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»: принят Гос. думой 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ в ред. от 28.06.2022 г. // Собрание законодательства РФ. - 04.12.1995. - № 49. - ст. 4694.
Новостные ленты
1. Agreed Minutes on the Delimitation of the Continental Shelf beyond 200 Nautical Miles between the Faroe Islands, Iceland and Norway (Jan Mayen and mainland Norway) in the Southern Part of the Banana Hole of the Northeast Atlantic from 20 September 2006. URL: wilsoncenter.org/program/polar-institute (дата обращения 11.02.2023).
2. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS) Outer limits of the continental shelf beyond 200 nautical miles from the baselines: Submissions to the Commission: Partial revised Submission by the Russian Federation. URL: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus_rev1.htm (дата обращения: 29.01.2023).
3. Cornell Overfield, Готовое руководство по расширенным континентальным шельфам и Арктике, LawFare (21 апреля 2021 г.), https://www.lawfareblog.com/shelf-guide-extended-continental-shelves-и-арктический (дата обращения 06.01.2023).
4. Galo Carrera Hurtado, 2011. Mexican experience in the establishment of outer limit of the continental shelf in the Western Polygon in the Gulf of Mexico, OPRF Seminar on Extension of the Continental Shelf and National Ocean Policy- lessons learnt from precedent cases of establishing the limits on the basis of recommendations.
5. Treaty between the Kingdom of Norway and the Russian Federation concerning Maritime Delimitation and Cooperation in the Barents Sea and the Arctic Ocean (English translation), https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/folkerett/avtale_engelsk.pdf (дата обращения 10.02.23).
6. Екатерина Анцыгина и Корнелл Оверфилд, «Проблемы дублирования управления на арктических континентальных шельфах в ожидании делимитации и делимитации» (4 октября 2022 г.), URL: https://site.uit.no/nclos/04.10.2022/проблемы-наложения-управления-на-арктических-континентальных-шельфах-вожидании-делимитации-и-делимитации/ (дата обращения 10.01.2023).
7. Частичное пересмотренное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, Резюме (2015 г.) URL: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus_rev1.htm. (дата обращения 05.01.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Atle Staalesen, 2019. Russia is winning support for its claims on Arctic shelf, says chief negotiator, Barents Observer, November 28, 2019.
2. Brown E. The Internationaal Law of the Sea. Volume I. Introductory Manual. — Aldershot: Dartmouth Publishing Company Limited, 1994.
3. Brownlie I. Principles of Public International Law. Sixth Edition. New York: Oxford University Press, 2018.
4. Byers M. International Law and the Arctic. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. Pp. 342.
5. Continental Shelf, URL: https://www.britannica.com/science/continental-shelf (последнее посещение 13 октября 2019 г.) (дата обращения 10.01.2023).
6. David A. Colson, 2011. Introduction, in D. Colson and R.W. Smith (eds). International Maritime Boundaries, Volume VI (Brill), n. 22, xxxi, xxxii.
7. Elferink A. G. O. Causes, Consequences, and Solutions Relating to the Absence of Final and Binding Outer Limits of the Continental Shelf. Selected Contemporary Issues in the Law of the Sea, Brill / Nijhoff. 2011. Pp. 253 - 272.
8. Elferink A. G. O. The continental shelf in the polar regions: cold war or black-letted law? Netherlands Yearbook of International Law. 2010.
9. Emma Tranter, 'You cannot claim any more:' Russia seeks bigger piece of Arctic, CBC (Apr. 11, 2021), https://www.cbc.ca/news/canada/north/russia-arctic-ocean-canada-united-nations-continental-shelf-1.5983289 (дата обращения: 16.02.2023).
10. Evans M. International Law. First Edition. New York: Oxford University Press, 2017.
11. Kevin A. Baumert, The Outer Limits of the Continental Shelf under Customary Law, 2017. 111 American Journal of International Law, 827-872.
12. Kristina Schönfeldt (ed.), 2017. The Arctic in International Law and Policy, Part 4. Delimitation Agreements, Documents in International Law (Hart/Bloomsbury), 697- 758.
13. Kunoy B. Classification of Seafloor Highs According to Legal Hermeneutics. Asian Journal of International Law. Vol. 10. Iss. 2. 2020. Pp. 196-232.
14. Lagoni R., Vignes D. Maritime Delimitation. 2006.
15. Rolf Einar Fife, 2011. ‘Denmark/The Faroes-Iceland- Norway’ Report Number 9-26, in D.A. Colson, R.W. Smith (eds.) International Maritime Boundaries, Vol. 6 (Brill), 4537.
16. Авраменко И.М. Международное морское право: Учебное пособие / И. М. Авраменко – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С. 34
17. Арктика: зона мира и сотрудничества / Отв. ред. А.В. Загорский. – М.: ИМЭМО РАН, 2018. – 195 с.
18. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / Рос. совет по межд. делам. Под общ. ред. И. С. Иванова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 360 c.
19. Баймуратов М.А., Досковский, В.Г. Международно-правовой режим континентального шельфа, науч. изд. Одесса: Юридична литература, 2001. 72 С.
20. Буценко В.В. Глубоководный Арктический бассейн – проблема ВГКШ / В.В. Буценко, В.А.Поселов , В.Д. Каминский , А.В. Липилин // Разведка и охрана недр. – 2005. – 6. – С. 14 – 24
21. Витцтум В.Г. Международное право / Вольфганг Граф Витцтум, М. Боте, Р. Дольцер и др.; пер. с нем. Т. Бекназара, А. Насыровой, Н. Спица. — науч. ред. Т.Ф. Яковлева; пред., сост. В. Бергманн. — Москва: Инфотропик Медиа, 2011. — 1072 с.
22. Вылегжанин А.Н. Арктический шельф: последствия изменения в 1997 году международно-правовой позиции России. М., 2018. URL: http://mgimo.ru/about/news/experts/arkticheskiy-shelf/ (дата обращения: 29.12.2020).
23. Вылегжанин А.Н., Дудыкина И.П. Исходные линии в Арктике: применимое международное право. МГИМО-Университет. 2018. 174 с.
24. Вылегжанин А.Н., Дудыкина И.П. Конвенция ООН по морскому праву и правовой режим арктического шельфа // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2017. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konventsiya-oon-po-morskomu-pravu-i-pravovoy-rezhim-arkticheskogo-shelfa (дата обращения: 16.02.2023).
25. Вылегжанин А.Н., Дудыкина И.П. Международно-правовое обоснование Данией, Канадой и Норвегией установления прямых исходных линий в Арктике. Московский журнал международного права. № 1 (105). 2017. С. 28-40.
26. Вылегжанин А.Н., Салыгин В.И., Дудыкина И.П., Киенко Е.В. Позиции неарктических государств в отношении правового режима Северного Ледовитого океана. Государство и право. № 10. 2018. C. 124-135.
27. Гаврилов В.В.Правовые проблемы определения границ континентального шельфа в Арктике // Евразийский юридический журнал. 2016. № 7(98). С. 10-19.
28. Геологический словарь: В 2 т. —М.: Недра, 1978.
29. Гудеев П. А. Конвенция ООН по морскому праву: проблемы трансформации режима / П. А. Гудеев. URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/e6f/gudev-konventsiya-oon-po-morskomu-pravu-monografiya-2014_007.pdf (дата обращения 10.01.2023).
30. Гуцуляк В.Н. Морское право: Учебное пособие / В.Н. Гуцуляк. – М.: РосКонсульт, 2018. – С. 104
31. Д.Т Зухба Арктика и Антарктика в политике глобальной безопастности. Русская политология, 2018. Т. 5.
32. Жудро И.С. Международно-правовое обоснование границ арктического шельфа Российской Федерации. 2020. 479 с.
33. Жудро И.С. Международно-правовой режим дна Северного Ледовитого океана. Проблемы разграничения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2015. С. 4-19.
34. Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. М.: Научная книга, 2017.
35. Колодкин А.Л., Шинкарецкая Г.Г. О континентальном шельфе России в Арктике // Государство и право. 2009. № 10. С. 21-27.
36. Крутиков А.В., Смирнова О.О., Бочарова Л.К. Стратегия развития Российской Арктики. Итоги и перспективы // Арктика и Север. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-rossiyskoy-arktiki-itogi-i-perspektivy (дата обращения 10.01.2023).
37. Лабуть Д.А. Концепция «естественного продолжения сухопутной территории государства» в документах Комиссии по границам континентального шельфа. Международное право. 2018. С. 27-46.
38. Лабуть Д.А. Правовой статус Комиссии по границам континентального шельфа. 2018. URL: https://mgimo.ru/science/diss/Labut_diss.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
39. Литвин Т.А., Некрасова И.Е. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В АРКТИКЕ // Вестник магистратуры. 2017. №2-1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-kontinentalnogo-shelfa-v-arktike (дата обращения: 16.02.2023).
40. Лукин В. В. Антарктика и вопросы мироустройства / В. В. Лукин // Россия в глобальной политике. – 2014. – № 6 / Интернет-издание [Электронный ресурс] URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Antarktika-i-voprosy-miroustroistva-17205. Дата обращения: 10.02.2023 г.
41. Макагон А.В. Основные концепции, коллизии и правовые основания международного режима Арктики. Океанский менеджмент. №1 (4). 2019.
42. Международное право. Учебник / Под ред. А.Я. Капустина, А.Л. Колодкина, Б.Р. Тузмухамедова. М.: Норма, 2018.
43. Мелков Г.М. Граница континентального шельфа России: мифы, реальность, ведомственные ошибки. Московский журнал международного права. № 4. 2008. С. 119-132.
44. Молодцов С.В. Международное морское право. М.: Международные отношения, 1987.
45. Мороз Елена Николаевна ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЛИМИТАЦИИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА В АРКТИКЕ // Международное право. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-i-perspektivy-delimitatsii-kontinentalnogo-shelfa-v-arktike (дата обращения: 16.02.2023).
46. Титушкин В.Ю. К вопросу о внешних границах континентального шельфа Российской Федерации в Арктике. Международное морское право. Статья памяти А. Л. Колодкина. М.: Статут, 2014. С. 228.
47. Элякова И. Д. Делимитация Арктики по международным конвенциям ООН по морскому праву // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delimitatsiya-arktiki-po-mezhdunarodnym-konventsiyam-oon-po-morskomu-pravu (дата обращения: 16.02.2023).