Международные аспекты проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике (Тамбовский государственный университет)
|
ВВЕДЕНИЕ………………3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике 6
1.1.Континентальный шельф в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 6
1.2.Историческое развитие правового режима континентального шельфа 13
1.3.Сотрудничество в отношении перекрывающихся прав, ожидающих делимитации 30
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике 37
2.1. Проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике 37
2.2. Россия и континентальный шельф в Арктике 42
Глава 3. Перспективы в отношении делимитации континентального шельфа в Арктике 52
3.1. Дипломатическое решение вопроса о делимитации континентального шельфа в Арктике 52
3.2. Разграничение шельфа: геология или география 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 69
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике 6
1.1.Континентальный шельф в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 6
1.2.Историческое развитие правового режима континентального шельфа 13
1.3.Сотрудничество в отношении перекрывающихся прав, ожидающих делимитации 30
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике 37
2.1. Проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике 37
2.2. Россия и континентальный шельф в Арктике 42
Глава 3. Перспективы в отношении делимитации континентального шельфа в Арктике 52
3.1. Дипломатическое решение вопроса о делимитации континентального шельфа в Арктике 52
3.2. Разграничение шельфа: геология или география 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 69
Арктическая зона является одним из наиболее важных элементов, который обеспечивает национальную безопасность приарктических государств. Континентальный шельф Арктики известен богатыми запасами различных ресурсов, тем самым имеет большое внимание со стороны приарктических стран, которые имеют доступ к данным ресурсам, а также стран Европы и Азии.
Актуальность темы исследования. Континентальный шельф был основным предметом спора в повествовании о том, что Арктика является неуправляемым регионом. На морское дно в центральной части Северного Ледовитого океана накладываются «претензии» Канады, России и Дании (через Гренландию) Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и Соединенных Штатов.[, и тревожные сообщения предполагают, что конкурирующие права на ресурсы могут привести к конфликту между Россией и Западом. Этот миф был широко оспорен, но живет еще один миф: что морское дно за пределами 200 морских миль (M) остается неуправляемым до тех пор, пока Комиссия по границам континентального шельфа (CLCS) не выпустит рекомендации относительно внешних границ континентальных шельфов и утверждения государства делят пирог. Фактически, эти государства уже могут осуществлять и осуществляют контроль над районами морского дна, на которые они претендуют, в силу доктрины неотъемлемых прав.
Эта прерогатива прибрежного государства создает проблемы на всех этапах до окончательного определения внешних границ шельфа и окончательного определения перекрывающихся прав. Что наиболее важно, в тех случаях, когда права пересекаются и еще не разграничены, потенциальные пользователи могут осуществлять некоторые виды деятельности без одобрения всех государств, заявляющих о своих правах на соответствующий район шельфа. Действия, основанные на одностороннем решении, могут усилить напряженность и подорвать доверие между арктическими государствами. Чтобы свести к минимуму риск этого до окончательного разграничения арктических континентальных шельфов, арктическим государствам следует создать механизм, санкционирующий деятельность на перекрывающихся правах за пределами 200 м. Этот механизм должен быть создан как можно скорее между Соединенными Штатами, Канадой, Данией, и России (при условии изменения геополитической ситуации).
Цель исследования – проанализировать теоретические и практические вопросы делимитации континентального шельфа в Арктике.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие континентального шельфа и его делимитации;
2. Проанализировать актуальные международные договоры в отношении Арктики, сторонами которых являются приарктические государства;
3. исследовать практику Комиссии ООН по границам континентального шельфа и судебную практику по вопросам делимитации континентального шельфа;
4. проанализировать международно-правовые позиции отдельных государств в отношении их континентального шельфа в Арктике;
5. изучить предполагаемые правовые статусы континентального шельфа в Арктике.
Объект исследования – континентальный шельф в Арктике.
Предмет исследования – проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике.
Хронологические рамки исследования: Обсуждение организовано в хронологическом порядке, начиная с 2001 года, в момент, когда Россия стала первым арктическим прибрежным государством по 2022 год.
Географические рамки: Арктические регионы – континентальный шельф.
Методологические и теоретические основы исследования. В работе использовались следующие методы: сравнительный анализ, системный подход.
Источниковая база исследования. База источников представлена различного рода опубликованными официальными документами и материалами.
Арктическая энциклопедия. В них наиболее ярко показана важность универсальной экосистемы, энергетических ресурсов арктического региона для мирового сообщества, а также его военное и экономическое значение.
Большое значение для изучения стратегии России в арктическом регионе представляют документы: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», и «Федеральный закон РФ от 26 февраля 1997 года Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву», где сформулированы основные направления, цели, приоритеты, деятельность России по отношении к арктическому региону . Также Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г .
Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, теоретическую часть, заключение, список литературы.
Актуальность темы исследования. Континентальный шельф был основным предметом спора в повествовании о том, что Арктика является неуправляемым регионом. На морское дно в центральной части Северного Ледовитого океана накладываются «претензии» Канады, России и Дании (через Гренландию) Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и Соединенных Штатов.[, и тревожные сообщения предполагают, что конкурирующие права на ресурсы могут привести к конфликту между Россией и Западом. Этот миф был широко оспорен, но живет еще один миф: что морское дно за пределами 200 морских миль (M) остается неуправляемым до тех пор, пока Комиссия по границам континентального шельфа (CLCS) не выпустит рекомендации относительно внешних границ континентальных шельфов и утверждения государства делят пирог. Фактически, эти государства уже могут осуществлять и осуществляют контроль над районами морского дна, на которые они претендуют, в силу доктрины неотъемлемых прав.
Эта прерогатива прибрежного государства создает проблемы на всех этапах до окончательного определения внешних границ шельфа и окончательного определения перекрывающихся прав. Что наиболее важно, в тех случаях, когда права пересекаются и еще не разграничены, потенциальные пользователи могут осуществлять некоторые виды деятельности без одобрения всех государств, заявляющих о своих правах на соответствующий район шельфа. Действия, основанные на одностороннем решении, могут усилить напряженность и подорвать доверие между арктическими государствами. Чтобы свести к минимуму риск этого до окончательного разграничения арктических континентальных шельфов, арктическим государствам следует создать механизм, санкционирующий деятельность на перекрывающихся правах за пределами 200 м. Этот механизм должен быть создан как можно скорее между Соединенными Штатами, Канадой, Данией, и России (при условии изменения геополитической ситуации).
Цель исследования – проанализировать теоретические и практические вопросы делимитации континентального шельфа в Арктике.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие континентального шельфа и его делимитации;
2. Проанализировать актуальные международные договоры в отношении Арктики, сторонами которых являются приарктические государства;
3. исследовать практику Комиссии ООН по границам континентального шельфа и судебную практику по вопросам делимитации континентального шельфа;
4. проанализировать международно-правовые позиции отдельных государств в отношении их континентального шельфа в Арктике;
5. изучить предполагаемые правовые статусы континентального шельфа в Арктике.
Объект исследования – континентальный шельф в Арктике.
Предмет исследования – проблемы делимитации континентального шельфа в Арктике.
Хронологические рамки исследования: Обсуждение организовано в хронологическом порядке, начиная с 2001 года, в момент, когда Россия стала первым арктическим прибрежным государством по 2022 год.
Географические рамки: Арктические регионы – континентальный шельф.
Методологические и теоретические основы исследования. В работе использовались следующие методы: сравнительный анализ, системный подход.
Источниковая база исследования. База источников представлена различного рода опубликованными официальными документами и материалами.
Арктическая энциклопедия. В них наиболее ярко показана важность универсальной экосистемы, энергетических ресурсов арктического региона для мирового сообщества, а также его военное и экономическое значение.
Большое значение для изучения стратегии России в арктическом регионе представляют документы: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», и «Федеральный закон РФ от 26 февраля 1997 года Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву», где сформулированы основные направления, цели, приоритеты, деятельность России по отношении к арктическому региону . Также Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г .
Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, теоретическую часть, заключение, список литературы.
Опыт пяти государств шельфа Центральной части Северного Ледовитого океана в определении их соответствующих прав на континентальный шельф за пределами 200 морских миль дает убедительные доказательства того, что перекрывающиеся права на континентальный шельф вряд ли приведут к серьезным конфликтам в Северном Ледовитом океане. Изложенный в статье 76 процесс установления государствами внешних границ своих континентальных шельфов является надежным и соблюдаемым. Пять государств работали вместе, следуя одним и тем же правилам и обмениваясь научной, дипломатической и юридической информацией на благо всех. Сотрудничество и добрая воля, продемонстрированные в процессе Арктического ЭКС, явились результатом и помогли установить хорошие рабочие отношения в Арктике. Процесс статьи 76 предоставил дополнительную структуру для развития хорошей науки и дипломатии, которые требуют времени, выделения ресурсов, сотрудничества и обмена данными.
Одна из причин успеха процесса, предусмотренного статьей 76, заключается в том, что государства, а не CLCS, определяют окончательную степень своей ECS. Роль CLCS заключается в том, что научные и технические эксперты в областях имеют отношение к пониманию масштабов ECS. Вполне вероятно, что CLCS мог бы рекомендовать, чтобы два или более государств, заявляющих о перекрывающихся правах в центральной части Северного Ледовитого океана, например, на Северном полюсе, представили данные и аргументы в поддержку этих требований. В таком случае этим государствам предстояло бы урегулировать любое дублирование с помощью дипломатии. Неурегулированные морские границы не являются чем-то необычным в Арктике или где-либо еще, и процесс статьи 76 может облегчить их решение.
Примечательно, что ECS или любые другие морские претензии, предъявляемые Соединенными Штатами и Россией в Северном Ледовитом океане, не будут пересекаться благодаря их соглашению о морской границе, действующему с 1990 года. Количество пограничных соглашений, меморандумов о взаимопонимании и дипломатических обменов о еще не решенных границах между государствами шельфа центральной части Северного Ледовитого океана превышает несколько примеров, приведенных в этой статье. Все эти ситуации отражают хорошо налаженные отношения между государствами, которые облегчают процесс делимитации статьи 76. Какие бы другие трения ни существовали между государствами шельфа в центральной части Северного Ледовитого океана, они не основаны на мирном и продолжающемся процессе урегулирования их прав на континентальный шельф в Арктике.
Одна из причин успеха процесса, предусмотренного статьей 76, заключается в том, что государства, а не CLCS, определяют окончательную степень своей ECS. Роль CLCS заключается в том, что научные и технические эксперты в областях имеют отношение к пониманию масштабов ECS. Вполне вероятно, что CLCS мог бы рекомендовать, чтобы два или более государств, заявляющих о перекрывающихся правах в центральной части Северного Ледовитого океана, например, на Северном полюсе, представили данные и аргументы в поддержку этих требований. В таком случае этим государствам предстояло бы урегулировать любое дублирование с помощью дипломатии. Неурегулированные морские границы не являются чем-то необычным в Арктике или где-либо еще, и процесс статьи 76 может облегчить их решение.
Примечательно, что ECS или любые другие морские претензии, предъявляемые Соединенными Штатами и Россией в Северном Ледовитом океане, не будут пересекаться благодаря их соглашению о морской границе, действующему с 1990 года. Количество пограничных соглашений, меморандумов о взаимопонимании и дипломатических обменов о еще не решенных границах между государствами шельфа центральной части Северного Ледовитого океана превышает несколько примеров, приведенных в этой статье. Все эти ситуации отражают хорошо налаженные отношения между государствами, которые облегчают процесс делимитации статьи 76. Какие бы другие трения ни существовали между государствами шельфа в центральной части Северного Ледовитого океана, они не основаны на мирном и продолжающемся процессе урегулирования их прав на континентальный шельф в Арктике.



