Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование экспрессивной речи у детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика речевого развития
детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития 9
1.2 Фольклор как средство развития экспрессивной речи у детей
четвёртого года жизни с задержкой речевого развития 18
Глава 2 Экспериментальная работа по активизации экспрессивной речи у детей 4-го года жизни с задержкой речевого развития 26
2.1 Выявление уровня развития экспрессивной речи у детей четвёртого года жизни 26
2.2 Содержание работы по активизации экспрессивной речи у детей
четвёртого года жизни с задержкой речевого развития посредством фольклора 39
2.3 Динамика активизации экспрессивной речи детей четвёртого
года жизни с задержкой речевого развития 51
Заключение 59
Список используемой
литературы 61
Приложение А Результаты констатирующего этапа эксперимента 63
Приложение Б Результаты контрольного этапа эксперимента 65
Государство проводит деятельность, направленную на обеспечение условий полноценного развития и интеграцию в общество детей с трудностями в обучении и развитии.
Главной задачей дошкольных образовательных учреждений становится создание условий для полноценного формирования интеллектуальных и личностных свойств, и здесь первостепенное место, как показатель всего развития ребёнка, занимает речь. Проблема речевого развития современных детей в настоящее время стоит наиболее остро в практике дошкольного образования. Вопросы о своевременном речевом развитии дошкольников, раннем выявлении задержки речевого развития, корректировке конкретных показателей речи детей дошкольного возраста, определении причин такого отставания, разработке эффективных методик развивающей и коррекционной работы, являются одними из ключевых в современной педагогике. Статистика проводимых психолого-медико-педагогических комиссий свидетельствует о постоянном росте численности детей с трудностями обучения и развития, в том числе отставании в речевом развитии.
Необходимость апробации и внедрения в условиях дошкольных образовательных учреждений научно-обоснованных методик диагностики и мероприятий, содействующих речевому развитию, которые могли бы способствовать своевременному выявлению и оптимизации основных показателей развития речи у детей в младшем дошкольном возрасте, определяет актуальность работы. Одним из таких средств является фольклор, являющийся наиболее интересным для самих детей, а именно малые и большие фольклорные формы родного языка. Источником речевого развития может быть система специальным образом организованных мероприятий с вовлечением в активную речевую деятельность детей с помощью прибауток, потешек, пальчиковых игр, народных подвижных игр со словами и хороводных игр, русских народных сказок, в которых педагог проводит работу, направленную на коррекцию слухового восприятия, звукопроизношение и словарное развитие детей дошкольного возраста.
Анализ научно-методической литературы показывает, что эта проблема исследуется активно в дефектологии, логопедии, психологии. При этом наблюдается недостаточное количество методик для систематического ежедневного проведения работы педагогами, воспитателями в группах детей в образовательных учреждениях. Педагоги не могут вовремя заметить детей с задержкой речевого развития и тем самым пропускают важный в развитии речи период. А воздействие на речь носит зачастую нецеленаправленный и несистематический характер, не опирается на современные практики педагогической деятельности и современные исследования.
Осуществление работы в образовательном учреждении по раннему выявлению особенностей развития экспрессивной речи и мероприятия, активизирующие речевое развитие детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития, а также выбора и апробации современных эффективных практик и средств активизации экспрессивной речи в виде разработанных мероприятий, по нашему мнению, приведет к устойчивым результатам.
Проблема выявления и активизации экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития активно разрабатывалась в психолого-педагогической науке и практике. Большой вклад в изучение этого вопроса внесли такие ученые, как А.М. Леушина, Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина.
Вместе с тем, анализ научных источников показал недостаточное количество научно-обоснованных методик своевременного выявления и активизации экспрессивной речи у детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития в условиях образовательного учреждения нелогопедического профиля силами педагогов, непосредственно работающих в группах с детьми.
Это, в свою очередь, вызвало противоречие между необходимостью своевременного выявления и активизации экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития четвёртого года жизни и недостаточностью применения возможностей фольклора для работы с такими детьми.
В связи с выявленным противоречием возникает проблема исследования: каково содержание педагогической работы по своевременному выявлению и активизации экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития четвёртого года жизни?
Тема исследования: «Активизация экспрессивной речи детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития посредством фольклора».
Цель исследования: определить и экспериментально изучить возможности фольклора для активизации экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития четвёртого года жизни.
Объект исследования: процесс выявления и активизации экспрессивной речи у детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития посредством фольклора.
Предмет исследования: активизация экспрессивной речи у детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития посредством фольклора.
Гипотеза исследования: мы предположили, что активизация экспрессивной речи у детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития посредством фольклора будет возможна, если:
- будет осуществлён подбор фольклорных произведений малых и больших форм (потешки, прибаутки, пальчиковые и жестовые игры, русские народные и хороводные игры со словами, русские народные сказки) для активизации экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития четвёртого года жизни в направленности на показатели речевого развития детей: слухового восприятия, звукопроизношения и развития словаря;
- будет оснащена предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для активизации экспрессивной речи (игрушки, книги с иллюстрациями, костюмы, атрибуты).
Задачи исследования:
- провести анализ научной литературы по проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста и активизации экспрессивной речи у детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития посредством фольклора;
- выявить уровень развития экспрессивной речи у детей 4-го года жизни;
- разработать и апробировать мероприятия по активизации экспрессивной речи у детей четвёртого года жизни с задержкой речевого развития посредством фольклора.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- исследование особенностей и специфики речевого развития дошкольников, отраженные в работах Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина;
- исследования А.М. Леушиной об особенностях и основной линии развития речи дошкольников (от ситуативной речи к контекстуальной речи);
- исследования М.И. Лисиной о взаимосвязи системы общения и речевого развития дошкольника;
- исследования развития экспрессивной речи в работах Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, М.Ф. Фомичевой;
- методические разработки по использования фольклора в речевом развитии Л.В. Артемовой, Л.В. Ворошниной.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования АНО ДО «Планета детства» «Лада» детского сада № 149 «Ёлочка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей вторых младших групп 3-4 лет: 10 детей (экспериментальной группы) и 10 детей (контрольной группы).
Новизна исследования заключается в том, что определены методические возможности выявления и активизации экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития четвёртого года жизни посредством фольклорных произведений в совместной деятельности детей и педагогов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании содержания мероприятий по выявлению и активизации экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития четвёртого года жизни средствами фольклора в условиях образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание мероприятий по выявлению и активизации экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития четвёртого года жизни в условиях образовательного учреждения может применяться педагогами других дошкольных образовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 источника) и 2 приложений. Текст работы иллюстрирован 20 таблицами, 3 рисунками.
Теоретические и методологические исследования особенностей и специфики речевого развития дошкольников позволили определить основные положения и особенности развития экспрессивной речи дошкольников. Малые и большие формы фольклора обеспечивают целенаправленный процесс активизации экспрессивной речи детей четвёртого года жизни и улучшают ее характеристики: звукопроизношение, слуховое восприятие и словарное развитие. Материал на основе фольклора отвечает возрастным закономерностям развития, направленности на актуальное и ближайшее развитие детей четвёртого года жизни с ЗРР. Переход от ситуативной к контекстуальной речи определяет создание условий для совместной деятельности, направленной на усвоение знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста. Речь на основе текстов фольклорных произведений направлена на освоение и закрепление речевых умений через обращение к культурному опыту народа, закреплённому в словах родной речи.
Для проверки гипотезы проведено экспериментальное исследование на базе АНО ДО «Планета детства» «Лада» детского сада № 149 «Ёлочка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей вторых младших групп четвёртого года жизни: 10 детей (экспериментальной группы) и 10 детей (контрольной группы).
Результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальной группе указывают на то, что низкий уровень экспрессивной речи наблюдался у 30% детей, средний - у 50% детей и высокий уровень - у 20% детей. В контрольной группе низкий уровень развития экспрессивной речи был определён у 10% детей, у 60% детей отмечен средний уровень и 30% детей показали высокий уровень развития экспрессивной речи.
В ходе работы определены направления деятельности по активизации развития экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития четвёртого года жизни. Содержательно-методическое направление состояло в отборе малых и больших форм фольклорных произведений, анализе по содержанию слов для словарной работы, формирования правильного звукопроизношения, определению сюжетов русских народных сказок и подвижных игр со словами для решения задач улучшения всех показателей экспрессивной речи, учёте художественной стороны фольклорных произведений для поддержания устойчивого интереса и определения приёмов педагогической работы. Речевое направление состояло в выделении в тексте фольклорных произведений слов, обозначающих части речи для их последующего усвоения посредством активизации экспрессивной речи детей и для общения детей между собой.
На контрольном этапе исследования у 60% детей экспериментальной группы был сформирован средний уровень развития экспрессивной речи, у 40 % детей - высокий уровень развития экспрессивной речи. Это говорит о том, что дети после эксперимента по активизации развития экспрессивной речи сформировали достаточный уровень речевого развития.
В контрольной группе низкий уровень развития экспрессивной речи наблюдался у 10% детей, у 70% детей зафиксирован средний уровень и 20% детей показали высокий уровень развития экспрессивной речи.
Полученные результаты контрольного этапа экспериментальной работы говорят о том, что гипотеза исследования подтвердилась, мероприятия по активизации экспрессивной речи показали положительную динамику, у всех детей экспериментальной группы, отмечается увеличение показателей экспрессивной речи. Средний и высокий уровень сформирован у всех детей экспериментальной группы.
Перспективным направлением научно-исследовательской работы будет являться разработка и апробация коррекционно-развивающей программы экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с ЗРР.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Академический
проект, 2018. 672 с.
2. Алеушина В. К. Развитие диалога у старших дошкольников в
игровой деятельности // Книжки, нотки и игрушки. 2015. № 5. С. 3-6.
3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр
«Академия», 2000. 165 с.
4. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения
дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2015. № 7. С. 64.
5. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе
восприятия и усвоения звуков речи. М., 1977. 206 с.
6. Борякова Н. Ю. Дети с задержкой речевого развития. М., 1984.
7. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 2009.
8. Власова Т. А., Лубовский В. И., Цыпина Н. А. Дети с задержкой речевого развития М. : Просвещения, 1996.
9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возрастав. М. : Юрайт, 2018. 218 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2016. 200 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 2003. 576 с.
12. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. 176 с.
13. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе. М.: Просвещение, 2016. 40 с.
14. Зайцева Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками речи: основные идеи и перспективы // Дефектология. 1999. № 5. С. 52-70.
15. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Просвещение, 2015. С. 8-12
16. Лебединский В. В. Речевое развитие детей. М., 1985. 385 с.
17. Лисина М. И. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М. 1985. 193 с.
18. Логинова Е. А. Особенности речевого развития детей. М.: Воронеж, 2001. 155 с.
19. Лубовский В. И. Специальная психология, М. : «Академия», 2005. 464 с.
20. Лурия А. Р. Речь и мышление. Москва, 1985. 90 с.
21. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола. 1998. 352 с.
22. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М. : Лабиринт, 2001. 192 с.
23. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. М. : АСТ, 2019. 464 с.
24. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2010. 226 с.