Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании 9
1.2 Применение тайм-менеджмента в формировании у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет с нарушением слуха навыков самостоятельности в самообслуживании 19
2.2 Содержание работы по формированию у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм - менеджмента 30
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании 35
Заключение 43
Список используемой литературы 44
Приложения 48
Роль самообслуживания в развитии и воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Особое внимание в контексте формирования самостоятельности в самообслуживании уделяется в период дошкольного возраста, поскольку именно в этот возрастной период у детей формируется характер, воля, уверенность в себе и своих силах, желание становиться самостоятельными и ответственными.
Нарушение слуха у детей дошкольного возраста приводит к дестабилизации нормального процесса развития и воспитания детей, что непосредственно отражается и на формировании самостоятельности в самообслуживании.
Дети с указанным дефектом не могут объективно воспринимать окружающую действительность, поэтому у дошкольников отсутствует достоверная информация о различных действиях, необходимых для формирования самостоятельности в самообслуживании. Замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность восприятия не позволяют дошкольникам с нарушением слуха воспринимать свою социальную позицию объективно, при этом зачастую родители опекают ребенка, не позволяя ему проявлять самостоятельность, активность в процессе самостоятельности, поэтому дети часто сами не желают быть самостоятельными, учитывая, что все необходимые поручения могут выполнить и родители.
Также стоит обратить внимание на то, что дети с нарушением слуха в процессе самостоятельной деятельности проявляют неуверенность, замедленность, что не позволяет довести навыки самообслуживания до автоматизма.
Именно с этой позиции необходимо акцентировать внимание на применении тайм-менеджмента как средства формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании.
Тайм-менеджмент позволяет правильно распределять время на конкретные задания, тем самым вырабатывая у детей автоматизм выполнения определенных самостоятельных действий. В процессе применения тайм-менеджмента дети учатся ориентироваться в пространстве, запоминать последовательность действий в процессе самообслуживания.
Последовательность и систематичность выполнения определенных заданий приводит к тому, что дети формируют необходимые навыки, впоследствии у них проявляется уверенность в выполнении действий самостоятельно, что позволяет закреплять социальную позицию детей с нарушением слуха.
Стоит обратить внимание и на то, что применение тайм-менеджмента в процессе формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании способствует тому, что у детей происходит становление представлений о возможности распределения времени, организации собственной деятельности, что в целом позволяет ребенку учиться правильно выстраивать свой день с ориентиром на самостоятельность в процессе самообслуживания.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании и неразработанностью вопроса использования приемов тайм-менеджмента для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании.
Предмет исследования: тайм-менеджмент как средство формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании.
Гипотеза исследования: формирование у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм- менеджмента будет эффективно, если:
• подобраны приемы тайм-менеджмента для формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании;
• включены приемы тайм-менеджмента в совместную деятельность педагога с детьми с учетом особенностей развития детей 4-5 лет с нарушением слуха;
• организована самостоятельная деятельность детей 4-5 лет с нарушением слуха с целью формирования самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании и особенности применения приемов тайм-менеджмента в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические исследования формирования навыков самообслуживания в дошкольном возрасте (С.В. Петерина, Е.В. Моржина, М. Питерси, Р. Трилор, С. Кернс, Д. Ютер);
• основы формирования самообслуживания у детей с нарушением слуха (С.П. Евсеева, Л.В. Шапковой, К.А. Семеновой, Н.С. Попова);
• исследования использования приемов тайм-менеджмента в развитии личности (М.А. Лукашенко, Г.А. Архангельский, М. Хайц).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования приемов тайм-менеджмента в формировании у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании.
Теоретическая значимость исследования:
• обоснована возможность формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм- менеджмента;
• разработано содержание работы по формированию у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены приемы тайм-менеджмента по формированию у детей 4-5 лет с нарушением слуха показателей самостоятельности в самообслуживании, которые могут применяться специалистами дошкольной образовательной организации в процессе работы с детьми, а также родителями в рамках семейного воспитания и развития детей.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 189 «Спутник» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источников), 3 приложений. Работа содержит 18 таблиц.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
В процессе исследования было установлено, что «проблема формирования у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента» в педагогической теории и практике требует дальнейшего теоретического изучения.
Анализ психологической и педагогической литературы позволил нам дать определения понятиям «самообслуживание», «тайм-менеджмент» «самостоятельность».
Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет с нарушением слуха определяются тем, что у детей проявляются затруднения в процессе анализа окружающей действительности, различных объектов, при этом дети формируют недостаточное представление о признаках и характеристиках объекта, что приводит к искажению взгляда на мир. Роль самообслуживания так велика, что его влияние на ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности.
В ходе проведенной экспериментальной работы определено и доказано, что формирование у детей 4-5 лет с нарушением слуха самостоятельности в самообслуживании посредством тайм-менеджмента эффективно. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
1. Александрова, Н.А. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями [Текст] / Н.А. Александрова // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. - 2015. - № 6. - С. 48-102.
2. Арсеньева, М.В. Инновационные технологии в работе с детьми с особенными детьми [Текст] / С.Г. Щербак // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. - 2015. - № 2. - С. 89-92.
3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред.: Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М. : Просвещение, 2001. - 160 с.
4. Воробьева, И.В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды [Текст] / И.В. Воробьева, О.В. Кружкова // Образование и наука. - 2016. - № 3. - С. 35-45.
5. Выготский, Л.С. Детская психология том 4 [Текст] / под ред. Л.С. Выготский. - М., 2012 - 342 с.
6. Дименштейн, М.С. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи [Текст] / под ред. М.С. Дименштейн. - 2-е изд. (эл.). - М. : Теревинф, 2012. - 204 с.
7. Дименштейн, М.С. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми [Текст] / М.С. Дименштейн, - 3-е изд. - М. : Теревинф, 2015. - 241 с.
8. Дошкольная педагогика [Текст] / под. ред. : С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2001. - 203 с.
9. Жиянова, П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна [Текст] / П.Л. Жиянова - М, 2002. - С. 80-82.
10. Иванова, Е.Г. Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением развития [Текст] / Е.Г. Иванова // Научный альманах - 2016. - № 5. - С. 147-149.
11. Иохвидов В.В. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения [Текст] / В.В. Иохвилов, В.Г. Веселова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 44-46.
12. Караванова, Л.Ж. Психология [Текст] / Л.Ж. Караванова. - М.: Дашков и К, 2014. - 264 с.
13. Королева, Р.С. Особенности внимания детей среднего дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст] / Р.С. Королева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2012. - № 18(2). - С. 182-187.
14. Короленко, Л.В. Сотрудничество детского сада и семьи в адаптационный период [Текст] / Л.В. Короленко, О.Д. Андреева // Перспективы развития науки и образования. - 2013. - № 4. - C. 119-120.
15. Лосева, А.А. Дети с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.А. Лосева // Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования. - 2015. - № 20. - С. 89-94.
...