Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Исследование образа семьи в истории мировой живописи 7
1.1 Образ семьи в искусстве Древнего мира 7
1.2 Образ семьи в искусстве Средневековья 16
1.3 Образ семьи в искусстве Нового времени 25
1.4 Тема семьи в Новейшей истории и искусстве современных художников 44
Глава 2 Предварительная подготовка к созданию живописной картины 54
2.1 Поиск идей, сюжета и образов для дипломной работы 54
2.2 Выполнение поисковых и натурных эскизов, этюдов, зарисовок 57
Глава 3 Процесс создания картины «Яблочный спас» 62
3.1 Процесс создание картона 62
3.2 Процесс создания живописного полотна 65
Заключение 74
Список используемой литературы 75
Приложение А Учебная композиция 78
Приложение Б Графические эскизы к композиции 79
Приложение В Наброски фигур 82
Приложение Г Наброски рук 84
Приложение Д Наброски голов 85
Приложение Е Зарисовки яблони и корзин 86
Приложение Ж Поисковые цветовые эскизы 89
Приложение И Этюды природы 93
Приложение К Натюрморт 94
Приложение Л Картон в процессе создания композиции 95
Приложение М Картон к дипломной работе 97
Приложение Н Процесс работы над картиной 98
Приложение П Картина «Яблочный спас» 103
Яблочный спас, или Преображение Господне, - народно-христианский праздник восточных славян. Празднуется восточными христианами 19 августа. Православная традиция праздновать праздник преображения берет начало с IV века и считается одним из самых главных, после Пасхи, двенадцатых праздников.
Это второй из трех праздников Спаса. Другими являются Медовый праздник Спаса, который отмечается 14 августа, и Ореховый праздник Спаса, который отмечается 29 августа.
Праздник имеет дохристианское происхождение и связан со сбором спелых фруктов, особенно яблок. В восточнославянском фольклоре он знаменует собой начало осени и означает преображение природы. В Византии существовала традиция освящать собранный виноград на праздник Преображения Господня. В России яблоки встречаются чаще, чем виноград, отсюда и название. Проходят шествия и благословения урожая. Обычно в этот день люди из России, Украины и Беларуси едят яблоки, яблочные пироги или другие блюда, содержащие яблоки, даже если они не православные христиане.
Также в течение 9 дней проводят обряды, например, во время службы освящают злаки и плоды. Существует поверье, что если в этот день съесть яблоко и при этом загадать желание, то оно непременно сбудется.
Смысл праздника заключается в событии откровения преображенного Христа апостолам и в глубоком человеческом благодарении Богу за данные Им созревшие плоды. Выпадает на Успенский пост, однако в этот день разрешается употреблять в пищу рыбу, масло и вино.
Праздник напоминает о том, что каждый человек может пережить собственное преображение, возрастая на пути совершенствования. Поскольку Христос имел часть человеческой природы, люди также способны вмещать благодать Божию [12].
Яблочный спас - это великий праздник, традиции которого связаны с плодородием и продолжением жизни. Яблочный спас, как и большинство празднеств, справляется в кругу семьи, близких и родных людей. Яблочный спас как праздник и традиция способствует гармонии и благополучию семьи. Праздник объединяет и сближает членов семьи, родных людей, а также укрепляет связь поколений. Он как повод, как традиция и форма семейного общения, семейной жизни людей. Вот почему данный праздник существует до сих пор.
Тема же семьи всегда актуальна, ведь семья неотъемлемая часть в жизни каждого человека - будь то семья по крови или приобретенная. Американская писательница Сара Дессен пишет: «Что такое семья? Люди, которым ты нужен. В радости и горе, в мелочах или целом, они приходят в нужную минуту и остаются с тобой, несмотря ни на что». И это действительно так. С этими людьми человек проводит значительное время, с ними переживает не только радость и счастье, но и печаль и невзгоды. Именно в семье человек способен найти поддержку и любовь. Именно близкие, родные люди поймут и помогут укрыться от любых жизненных невзгод. Поэтому семья чрезвычайно важна для каждого человека в мире.
Для каждого человека семья является основой жизни; для женщины материнство можно назвать одной из добродетелей; ребенок олицетворяет и представляет будущее своей семьи; а старое поколение, в свою очередь, считается символом уважаемого прошлого.
Со времен Древнего мира и по наши дни деятели искусства обращаются к теме семьи, материнства, продолжения рода. Изображение семьи в искусстве менялось на протяжении многих веков. Все эти изменения разумеется связаны с появлением, развитием и распространением новых стилей и направлений в искусстве.
Художники акцентируют внимание на ценности и важности прекрасных взаимоотношениях в семье. В своих произведениях живописцы выражают как индивидуальность и саму неповторимость характера своих героев, так тонкие отношения, теплоту, любовь и заботу друг о друге.
Актуальность данной работы заключается в том, что тема образа семьи вдохновляет художников на протяжении долгого времени и конечно же будет всегда являться источником неиссякаемого вдохновения, ведь семья является важной частью жизни каждого человека.
Целью данной дипломной работы служит создание и передача образа семьи на живописном полотне.
Объектом исследования является процесс создания живописного произведения в художественной технике масляной живописи.
Предметом исследования являются средства художественной выразительности в дипломной картине «Яблочный спас», передающие образ семьи в процессе сбора яблок перед праздником.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в исследовании и анализе живописных произведений русских и зарубежных художников, посвященных теме семьи.
Практическая значимость дипломной работы заключается в выполнении картины на заданную тему, в создании образа семьи, который служит вдохновением для художников в течение многих столетий.
Задачи:
• рассмотреть возникновение, становление и развитие темы семьи со времен Древнего мира и до XXI века;
• найти и проанализировать живописные произведения искусства, посвященные теме семьи в искусствоведческих литературных источниках;
• выявить и проанализировать художественно-выразительные средства и приемы, которые позволяют и помогают передать образ семьи, внутреннюю атмосферу внутри семьи;
• собрать необходимый объем поисковых и вспомогательных эскизов, зарисовок, набросков и этюдов, которые помогут в передаче образа в картине;
• нарисовать тональный рисунок (картон) графическими мягкими материалами в полномасштабном размере картины, обращаясь к вспомогательному материалу и прорисовывая детали;
• написать дипломную живописную картину на тему «Яблочный спас» в живописной технике масляной живописи.
Пояснительная записка к дипломной работе передает и описывает художественную идею живописного полотна.
В состав пояснительной записки к дипломной работе входят: аннотация, введение, три главы и вывод к каждой из них, заключение, список используемой литературы и приложения. Структура графической части дипломной работы состоит из поисковых эскизов, предварительных набросков, зарисовок и полноформатного картона, нарисованного в тоне с использованием мягких материалов. Художественно-практическая часть дипломной работы представлена в виде станковой картины на полномасштабном холсте и подготовительных этюдов, выполненных в технике масляной живописи.
Таким образом, в процессе работы над дипломной работой автор изучил и проанализировал тему семьи в изобразительном искусстве Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени, а также определил важность семейной темы в искусстве. Анализ живописных полотен художников разных эпох помог в понимании и установлении средств художественной выразительности, при помощи которых мастера раскрывали образ семьи.
Помимо этого, в ходе проведенной работы была выявлена ценность и важность таких дополнительных материалов, как наброски, эскизы, этюды. Они играют значительную вспомогательную роль в процессе создания итоговой картины. Кроме того, автор работал и экспериментировал с различными художественными материалами, такими как масляные краски, темперные краски, тушь, лайнеры, маркеры, мягкие материалы (сангина, сепия, соус, уголь). При работе также использовались разбавители, лаки, мастихины, палитра и тряпки. Важно отметить, что при письме на формате, превышающем метр, подрамник должен иметь крестовину для крепости.
На основании вышесказанного, для работы над дипломной картиной автор использовал качественные материалы (краски, лаки, разбавители), а также доверил работу над холстом профессионалу. Все это позволит живописному полотну сохранить яркость красок на долгие годы.
Выбор рамы для оформления картину - еще одна важная вещь в создании произведения живописи. Багет должен сочетаться с композицией и колоритом картины, а также выгодно подчеркнуть ее достоинства.
Таким образом, можно подвести вывод, что автор достиг главной цели дипломной работы, а именно - написания картины на тему «Яблочный спас». Вместе с тем автор решил поставленные промежуточные задачи: разработал множество эскизов для композиции, нарисовал эскизы, наброски, выполнил тональный рисунок для картины мягкими материалами (соусом и сепией).
1. Балдина О. Д. Дмитрий Жилинский — человек и художник: к юбилею мастера // Культура и искусство: Журнал. — 2012. — 69 с.
2. Гнедич П. П. История искусств. — СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1897. — Т. 3. — С. 427—428. — 720 с.
3. Ефремова Е. В. Карточный домик // Зинаида Серебрякова. — М.: Арт-родник, 2012. — 96 с.
4. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. Шк., 2013. — 368 с.
5. Киплик Д. И. Техника живописи. — М.-Л.: искусство, 1950. — 307 с.
6. Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 256 с.
7. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2010. — 528 с.
8. Королева С. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Директ- Медиа и Комсомольская правда, 2011. — 48 с.
9. Ю. Кугач, Г. Лоевская. Юрий Петрович Кугач. Альбом. — М.: Галарт, 2016. — 126 с.
10. Орлова, Е. А. Г. Венецианов / Е. Орлова. — М.: РИПОЛ классик, 2014. — 40 с. — (Великие русские живописцы)
11. Орлова, Е. И. Н. Крамской / Е. Орлова. — М.: РИПОЛ классик, 2014. — 40 с. — (Великие русские живописцы)
12. Преображение Господне / Лукашевич А. А., Гринберг М. В., Пожидаева А. В. // Полупроводники — Пустыня. — М.: Большая российская энциклопедия, 2015. — 430 с.
13. Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей)
14. Садохин, Александр Петрович. Мировая культура и искусство: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям / А. П. Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с. — (Серия «Cogito ergo sum»)
15. Борис Кустодиев. 1878-1927 / М.Н. Соколов. — М.: Арт-Родник, 2021. — 95 с.
...