Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством сюжетно-ролевых игр 8
1.1 Особенности формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Сюжетно-ролевые игры как средство формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.1 Выявление уровня сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.2 Содержание и организация работы по формированию грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством сюжетно-ролевых игр 39
2.3 Оценка динамики уровня сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 49
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Список детей, принимавших участие в исследовании 58
Приложение Б Стимульный материал к диагностикам и играм 59
Приложение В Результаты диагностики на констатирующем этапе 62
Приложение Г Результаты диагностики на контрольном этапе 63
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования к уровню речевого развития выпускника детского сада. Развитие грамматического строя речи у детей 6-7 летнего возраста с общим недоразвитием речи, для которых характерен аграмматизм в этой связи одна из важнейших задач. Поиск решения проблемы формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня прослеживается в исследованиях таких учёных, как М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Н.И. Лепская, А.Г. Арушанова, М.Ф. Фомичева.
В работах Н.С. Жуковой, С.Н. Шаховской говорится о специфичности овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи: более медленный темп усвоения, дисгармония развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития.
В.С. Мухина утверждает: «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения». Наиболее характерным видом игры в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре дети, подражая взрослым, усваивают различные стороны жизни, уточняют свои представления об окружающем мире. В процессе сюжетно-ролевых игр происходит активное общение дошкольников друг с другом.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования грамматического строя речи.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие: между необходимостью формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием сюжетно-ролевых игр для реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности сюжетно-ролевых игр в формировании грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством сюжетно-ролевых игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством сюжетно-ролевых игр будет возможным, если:
• разработано содержание сюжетно-ролевых игр в соответствии с показателями сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
• реализована поэтапная совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты с применением сюжетно-ролевых игр, включающая подготовительный и поведенческий этапы.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством сюжетно-ролевых игр.
2. Выявить уровень сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством сюжетно-ролевых игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования психических механизмов речи в трудах Т.В. Ахутиной, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже;
• исследования, посвящённые изучению процесса формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи А.Н Гвоздева, Р.И. Лалаевой, Н.В. Филичевой, Т.Б Цейтлина,С.Н. Шаховский;
• исследования сюжетно-ролевой игры как средства психического развития детей В.В. Давыдова, Ф. Фребеля, Д.Б. Эльконина.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО Планета Детства Лада детский сад № 203 «Алиса» г. о. Тольятти. В исследование приняли участие 12 дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в следующем: разработано содержание сюжетно-ролевых игр в соответствии и с показателями сформированности грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности сюжетно-ролевых игр в формировании грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержание сюжетно-ролевых игр может быть использовано учителями- логопедами, педагогами в процессе формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 наименования), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 2 рисунка и 11 таблиц. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Формирование речевой деятельности у дошкольников является одной из первостепенных задач дошкольного образования в рамках реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования. Особое значение задача формирования грамматического строя речи приобретает в подготовительной к школе группе, в возрасте 6-7 лет. Сформированность грамматического строя речи у детей данной возрастной группы является в дальнейшим одним из условий успешного обучения в школе. На практике оказывается, что дошкольники в возрасте 6-7 лет допускают ошибки в грамматическом построении речи и испытывают определённые трудности в построении фраз, предложений и рассказов. Что касается детей с общим недоразвитием речи III уровня, ситуация усугубляется дизартрией и аграмматизмом. Дети данной категории нуждаются в организации специализированной помощи по развитию грамматического строя речи.
Основываясь на результатах анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, были определены показатели изучения грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня: построение фразы в диалоге, употребление глаголов в рассказе с опорой на наглядность, употребление прилагательных при описании, употребление существительных.
Наиболее высокие результаты дошкольники показали при составлении фразы с опорой на сюжетную картинку. В экспериментальной группе преобладал средний уровень (70%), это может быть связано с тем, что детям было легче составить фразу по сюжетной картинке с жестким контекстом, не надо было вспоминать ситуацию, планировать свои последующие высказывания. Наиболее низкие результаты дошкольники показали при составлении фразы в процессе описания игрушки. В экспериментальной группе преобладал низкий уровень (90%). При выполнении этого задания дошкольники экспериментальной группы не показали высокий уровень, дети не смогли составить фразу. Трудности в составлении фразы связаны с нарушением функции планирования высказывания, с малым объемом памяти.
Исходя из полученных на констатирующем этапе эксперимента данных и с опорой на результаты анализа психолого-педагогической литературы, были отобраны сюжетно-ролевые игры для формирования грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. В частности, в процессе формирующего эксперимента использовались игры: «Семья», «Магазин», «Детский сад», «Стройка», «Школа», «Больница», «Парикмахерская». Были организованы предметно-пространственные условия для сюжетно-ролевых игр, игры включались в совместную деятельность в режимных моментах.
Обобщая полученные в результате контрольной диагностики данные, можно констатировать положительную динамику: количество детей с низким уровнем сформированности грамматического строя речи снизилось на 25%, со средним уровнем повысилось на 8%, с высоким уровнем повысилось на 9%.
Таким образом, проведённые в рамках формирующего эксперимента сюжетно-ролевые игры положительно влияют на формирование грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Цель достигнута, а гипотеза исследования доказана.
1. Аванесов Р. И. О встречах с Львом Владимировичем Щербой. В кн.: Теория языка, методы его исследования и преподавания. Л. : 1981. 98 с.
2. Аверин В. А. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже : Психология детей и подростков . СПб.: 1998. 235 с.
3. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М. : Просвещение, 1999. 248 с.
4. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. М. : «Юрайт», 2016. 198 с.
5. Выготский Л. С. Психология. М. : Апрель пресс, Эксмо-Пресс, 2000. 1008 с.
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство-Пресс, 2007. 472 с.
7. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М. : Астрель, 2005. 350 с.
8. Давыдов В. В. Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии: Избранные психологические труды Д. Б. Эльконин. М. : АПН СССР Педагогика, 1989. 24 с.
9. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М. : АПН, 1958. 370 с.
10. Жукова Н. С. Академия дошкольного развития. М. : Эксмо, 2002. 68 с.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : МПСИ, Модэк, 2013. 448 с.
12. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : Академия, 2001. 64 с.
13. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения. Т. 1. М. : Детство-Пресс, 1983. 56 с.
14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М. : Академия, 2010. 452 с.
15. Немов Р. С. Общая психология в 3 т. том 2 в 4 кн. книга 1. ощущения и восприятие: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы : Юрайт, 2016. 302 c.
...