Введение 3
1 Общая характеристика незаконной охоты 6
1.1. Понятие незаконной охоты и ее и признаки. 6
1.2. История формирования законодательства об уголовной ответственности за незаконную охоту. 12
2 Уголовно-правовая характеристика незаконной охоты. 18
2.1. Объект, объективные признаки незаконной охоты, предусмотренные ст. 258 УК РФ. 18
2.2. Субъект, субъективные признаки незаконной охоты, предусмотренные ст. 258 УК РФ. 25
2.3. Квалифицирующие признаки незаконной охоты. 29
Заключение 33
Библиографический список 36
Каждый год проблема защиты окружающей среды от воздействия человека становится все более актуальной. Согласно статистике, в России ежегодно происходит около 56 тысяч случаев браконьерства. Охотники наносят значительный ущерб, который, по оценкам ученых и специалистов охотничьего надзора превышает 18 миллиардов рублей в год. Состояние окружающей среды оценивают как катастрофическое. Среди многочисленных экологических преступлений браконьерство занимает второе место по опасности воздействия на природу, на первом - загрязнение окружающей среды. Проблема браконьерства в России требует решения. Она не только угрожает биоразнообразию, но и наносит значительный экономический ущерб нашей стране. Браконьерство может привести к вымиранию редких видов животных и птиц, а также к нарушению баланса в экосистемах.
Практика незаконной охоты вносит значительный вклад в массовое уничтожение животных и птиц, что приводит к их исчезновению. Уничтожение дикой природы в настоящее время является серьезной проблемой. Во многих регионах России массовое уничтожение природных ресурсов привело к катастрофической ситуации в плане защиты дикой природы. В последние годы резко возросло браконьерство, которое становится все более незаконным промыслом, а любительская и коммерческая охота на птиц и диких животных стала неуправляемой. Крупномасштабная коммерческая эксплуатация биологических ресурсов и высокий спрос на охотничьи товары способствовали исчезновению редких видов птиц и диких животных
Практическая значимость охраны природы подчеркивается в нормативно- правовых актах высших органов власти РФ, также в международных конвенциях и соглашениях. Таким образом, статья 42 Конституции закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Объектом исследования курсовой работы являются установленные статьей 258 УК РФ общественные отношения, которые связаны с нарушением правил охоты.
Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства РФ, устанавливающие ответственность за незаконную охоту.
Целью работы является уголовно-правовой анализ незаконной охоты и ее квалификационных характеристик.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• Изучить понятие незаконной охоты в законодательстве РФ;
• Произвести уголовно-правовую характеристику незаконной охоты;
• Анализ объективных и субъективных признаков незаконной охоты;
• Раскрыть выявленные особенности определенных видов квалифицирующих признаков незаконной охоты;
В работе использованы общепризнанные общенаучные методы исследования: сравнительно-правовой, системного анализа, статистический, синтез.
Нормативную основу работы составили Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, законы субъектов Федерации, акты Президента и Правительства РФ, нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления, которые регулируют отношения в области охоты.
В данной работе был рассмотрен предмет такого преступления, как незаконная охота. Незаконная охота - преступление против природы, одно из наиболее опасных экологических преступлений, которое оказывает негативное воздействие на состояние животного мира и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Браконьерство приводит к сокращению запасов пушнины, мяса и водоплавающей дичи, а также мешает рациональному использованию ресурсов животного мира. История уголовной ответственности за незаконную охоту началась давно. В первобытном обществе охота была источником существования племен, поэтому ответственности за нее не было. Однако в средние века законодатель начал задумываться о сохранении животного мира и ввел серьезные наказания за незаконную охоту. После революции была установлена ответственность за незаконную охоту, но в 20-х годах она стала административным правонарушением, но не на длительный срок, и тем не менее, было исправлено впоследствии. Далее, законодательство было ужесточено, и сегодня за незаконную охоту предусмотрены крупные штрафы и тюремное заключение. Незаконная охота является серьезной проблемой во многих странах мира. Она угрожает не только животному миру, но и экономике. Например, в России незаконная охота на сибирского тигра привела к тому, что их численность сократилась до критического уровня. Это привело к тому, что Россия стала одной из стран, где находятся наиболее уязвимые популяции тигров в мире. Для борьбы с незаконной охотой необходимо принимать меры как на местном, так и на глобальном уровнях. На местном уровне важно проводить регулярные обследования и контроль за охотой, а также привлекать население к защите животного мира. На глобальном уровне необходимо создавать международные соглашения и программы для защиты животного мира и борьбы с незаконной охотой.
Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, а объективной стороной - деяния, связанные с поиском, выслеживанием, розыском, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой охотничьих ресурсов. Предметом посягательства являются животные и птицы как охотничьи ресурсы.
С субъективной стороны незаконная охота может совершаться с прямым умыслом, кроме охоты с причинением существенного ущерба (она может быть совершена как с прямым, так и с косвенным умыслом). Мотивы преступления не оказывают влияния на квалификацию, но в основном являются корыстными. Субъектом признается физическое вменяемое лицо, которое на момент совершения преступления достигло шестнадцатилетнего возраста.
Преступление, предусмотренное п. "а" ч. 1 ст. 258УК РФ, считается оконченным с момента причинения крупного ущерба. При определении того, является ли ущерб крупным, необходимо учитывать объем добытого, поврежденного или уничтоженного, статус среды обитания животного, отнесение его к специальным категориям, например, к редким и исчезающим видам либо же значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства и т.д. В остальных случаях, преступление окончено с момента начала выслеживания, преследования, ловли независимо от того, было ли дикое животное фактически поймано или нет.
При квалификации незаконной охоты возникает множество трудностей, которые вызваны пробелами и несоответствиями в законодательстве. Так, правоохранительные органы игнорируют общепринятое понимание многих понятий, явлений и процессов.
Чтобы решить проблему браконьерства, необходимо ужесточить законодательство и улучшить его правоприменение. Необходимо также вести просветительскую работу среди населения, чтобы повысить осведомленность о важности сохранения природы для экологической стабильности. Сохранение окружающей среды - это ответственность каждого.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
3. Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 2.
5. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О животном мире" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)
6. П.8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 15.12.2022) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"
7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты"
8. Приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Правил охоты" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59585) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
9. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996)
10. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1 С. 107.
11. Ожегов С. И. Толковый словарь. М., 2010.
12. Волков Г.А., Гагин Н. А. и др. Комментарий к Федеральному Закону «О животном мире»: в вопросах и ответах // Экологическое право. 2017. № 2.
13. Борисов Т. Незаконная охота: уголовно-правовая характеристика // Судья. 2018.
14. Формозов А.Н. О фауне палеолитических стоянок Европейской части СССР //Природа и развитие первобытного общества на территории СССР.
15. Гартфельд А.А., Молчанов В.А. Ответственность за незаконную охоту в истории России досоветского периода / А.А. Гартфельд, В.А. Молчанов: монография. – М.: Издательство: «Русайнс».
16. Гулевская В.В. Объективные и субъективные признаки незаконной охоты // Судья. 2015. № 9.
17. Соктоев З.Б. Проблемы квалификации незаконной охоты // Уголовное право.2017. № 1.
18. Широков В. Ответственность за незаконную охоту / В. Широков // Сов. юстиция. - 1986. - № 22. - С 33; Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.В. Наумова. - М., 2006
19. Уголовное право России. Общая часть: Учебник (3-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. — М.: Статут, 2009.
20. Шульдяшов С.О. О состоянии и перспективах развития охотничьего хозяйства России // Охотничий вестник. 2000. №2.