Введение 4
Глава 1 Теоретические основы ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями 7
1.1 Проблема ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и
отношениями в системе психолого-педагогических категорий... 7
1.2 Психолого-педагогические условия ознакомления детей 3-4
лет со свойствами и отношениями 13
Глава 2 Экспериментальная работа по ознакомлению детей 3-4 лет со свойствами и отношениями 20
2.1 Выявление уровня развития представлений о свойствах и
отношениях у детей 3-4 лет 20
2.2 Содержание и организация работы по ознакомлению детей 3¬
4 лет со свойствами и отношениями 34
2.3 Оценка динамики уровня развития представлений о
свойствах и отношениях у детей 3-4 лет 42
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 59
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 60
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 67
Приложение Г Картотека дидактических игр для ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями 71
С самого рождения человека окружает мир предметов, изучение которых в раннем дошкольном детстве способствует последующей социализации. Формирование представлений о свойствах предметов и их отношениях является одной из важнейших задач образования детей 3-4 лет. Именно данный возраст психологами считается наиболее сенситивным. В данный возрастной период ребёнок начинает активно использовать различные предметы в игре, подражая взрослым. Однако уровень представлений о свойствах, предназначении, отношениях в окружающем его мире остаётся достаточно низким. Тем не менее, согласно Федеральным образовательным стандартам дошкольного образования, ребёнок 3-4 лет должен иметь представления о форме, величине, цвете, временных и пространственных отношений. Изучением данной проблемы занимались такие учёные, как Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие.
Таким образом, актуальность исследования позволила нам установить противоречие между необходимостью ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями и недостаточным использованием психолого-педагогических условий для реализации этого процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия ознакомления детей со свойствами и отношениями?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями.
Объект исследования: процесс ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями будет эффективным, если:
- отобраны игры и игрушки в соответствии с показателями развития представлений о свойствах и отношениях;
- организована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей, включающая в себя подготовительный и импровизационный этапы, направленные на ознакомление детей со свойствами и отношениями.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы проблемы ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями;
- выявить уровень развития представлений о свойствах и отношениях у детей 3-4 лет;
- разработать и апробировать психолого-педагогические условия по ознакомлению детей 3-4 лет со свойствами и отношениями.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования в области теории ознакомления дошкольников со свойствами и отношениями В.Я. Выгодского, А.А. Столяра;
- исследования В.В. Даниловой, З.А. Михайловой, Е.А. Носовой, посвящённые особенностям восприятия свойств и отношений детьми младшего дошкольного возраста;
- исследования в области методики обучения детей свойствам и отношениям М.А. Габовой, М.Н. Поляковой, Р.Л. Непомнящей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ Детский сад дошкольников 3-4 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития представлений о свойствах и отношениях у детей 3-4 лет; обоснованы потенциальные возможности психолого-педагогических условий ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано содержание работы по ознакомлению детей 3-4 лет со свойствами и отношениями.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 рисунков и 15таблиц. Основной текст работы изложен на 55 страницах.
Человека окружает мир предметов и явлений, обладающих рядом свойств и отношений: цвет, форма, величина, положение в пространстве и времени. Представления о свойствах и отношениях необходимы для построения подлинной картины мира.
Ребёнок младшего дошкольного возраста начинает знакомство со свойствами и отношениями довольно рано, в 3-4 года. Однако, без организованной работы по ознакомлению со свойствами и отношениями эти представления остаются неполными, поверхностными и неверно вербализированными в речи ребёнка.
Для того, чтобы выявить уровень развития представлений детей 3-4 лет о свойствах и отношениях были выделены в качестве критериев следующие: представления о цвете, форме, величине, временных и пространственных отношениях. С учётом возрастных психофизиологических особенностей детей 3-4 лет был подобран диагностический инструментарий исследования, который включал методики: «Серия диагностических упражнений»; «Серия диагностических игр»; «Модифицированная методика Н.Б. Вершининой»; «Беседа по методике Е.И. Щербаковой»; «Пробы Хеда».
Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 3-4 лет представлений о свойствах и отношениях проводилась на базе МБДОУ детский сад «Одуванчик» села Габишево Республики Татарстан. В эксперименте принимали участие две группы детей по 20 человек. В результате проведённой диагностики были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 5 (25%) детей, у 9 (40%) - средний уровень и у 6 (30%) - низкий уровень развития. В контрольной группе испытуемых высокий уровень выявлен у 5 (25%) испытуемых, у 10 (50%) - средний уровень и у 5 (25%) - низкий уровень.
Таким образом, у детей на начало опытно-экспериментальной работы наблюдался недостаточно высокий уровень развития представлений о свойствах и отношениях. Основываясь на результатах теоретической части исследования была выдвинута гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что процесс ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями будет эффективным, если: отобраны игры и игрушки в соответствии с показателями развития представлений о свойствах и отношениях; организована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей, включающая в себя подготовительный и импровизационный этапы, направленные на ознакомление детей со свойствами и отношениями.
Для проверки данной гипотезы была проведена работа по формированию представлений о свойствах и отношениях у детей 3-4 лет, включающая применение отобранных игр и упражнений, на подготовительном этапе в процессе непрерывной образовательной деятельности и развивающих игрушек на импровизационном этапе. В качестве упражнений применялись такие, как «Что ты сейчас делаешь?», «Когда это бывает?», «Бусы из солёного теста», упражнение «Обведи и раскрась»; дидактические игры: «Что изменилось?», «Расставь машины в гаражи», «Найди лишнюю пробку», «Игрушки для ёлочки»; подвижные игры: «Три медведя», «Беги ко мне!», «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Спрятались от дождика», «Повторяй за мной»; игры-драматизации: «три медведя», «телефон».
В качестве развивающих игрушек на импровизационном этапе применялись кубики Каоса, гвоздики, сортеры, пирамидки и бизиборды.
Стоит отметить, что в процессе реализации предложенных игр и упражнений, дети с низким уровнем, которые не проявляли интереса к исследованию свойств и отношений предметов, проявляли к ним интерес. В результате проведённой в рамках формирующего эксперимента работы можно было заметить, как в речи дошкольников появились названия свойств и отношений, основанные на сенсорных эталонах, а не на уже знакомых детям предметах, как это было в начале эксперимента.
Качественные изменения уровня сформированности представлений о свойствах и предметах у детей 3-4 лет подтверждаются результатами диагностического исследования, проведённого на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы: в экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 6 (30%) детей, у 9 (45%) - средний уровень и у 5 (25%) - низкий уровень развития. В контрольной группе испытуемых высокий уровень выявлен у 5 (25%) испытуемых, у 8 (40%) - средний уровень и у 7 (35%) - низкий уровень.
Таким образом, показатели по всем диагностическим заданиям в экспериментальной группе испытуемых, с которой проводился формирующий эксперимент в целом превышают на этапе контроля показатели группы, с которой данная работа не проводилась. Кроме того, если сравнить результаты экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах, наблюдается положительная динамика. Такие результаты свидетельствуют об эффективности отобранных в рамках исследования методов и приёмов ознакомления детей 3-4 лет со свойствами и отношениями.
Подобранные в рамках исследования методы и приёмы легли в основу построения картотеки игр и упражнений на ознакомление детей 3 -4 лет со свойствами и отношениями, которая была представлена в процессе консультации родителей и может в дальнейшем использоваться в работе с детьми как в детском саду, так и дома.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза нашла своё подтверждение. Разработанные в рамках исследования консультация для родителей и картотека игр и упражнений по ознакомлению детей 3 -4 лет со свойствами и отношениями могут быть использованы в практике работы воспитателя.
1. Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2019. С. 250.
2. Борисова О. Ф. Детский сад по системе Монтессори. Проект Примерной основной образовательной программы дошкольного образования М.: Национальное образование, 2022. 301 c.
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М., 2019. 191 с.
4. Вершинина Н. Б. Диагностика уровней освоения программы. Вторая младшая и средняя группы. М.: Издание: Учитель, 2018. 301 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2019. 203 с.
6. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: М.: Юрайт, 2019. 151 с.
7. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001. 319 с.
8. Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. М., 2020. 57 с.
9. Земцова О. Н. Развиваем мышление детей 2-3 лет. М., 2019. 54 с.
11. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. М.: Юрайт, 2021. 96 с.
12. Королева И. Кто придумал детский сад? Система дидактических игр Фридриха Фребеля // Город детства, М., 2021 г., №2. С. 18-20.
13. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, Академия. 2010. 288 с.
14. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Аванта-Пресс. 263 с.
15. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Издание: Просвещение; 2019. 273 с.
16. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290с.
17. Мусейибова Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - Ленинград, 1964.
18. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ. М.: Новая школа, 1998. 64 с.
20. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1983. 335 с.
22. Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию, лепки и аппликации в детском саду. М.: Просвещение, 1966. С.54.
23. Теория и методика математического развития дошкольников : учеб. Пособие. Воронеж, 2020. С.21-24.
24. Федеральные Государственные стандарты дошкольного образования
[Электронный ресурс] //
Iittps://153cletsacl.i4i/echicatestanclai1s#:~:text ФедеральINH°о20гос Дата
обращения: 30.05.2022.
25. Фомина Л. В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5-6 лет. М.: Сфера, 2001.80 с.
26. Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан Л. И. Воспитание и обучение детей раннего возраста. М.: Просвещение, 2006. 176 с.
27. Шабалина Т. И. «Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с риналолией // Журнал дефектология 2002 № 2. С. 83- 95.