Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые основы усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Нижнетагильский Юридический Колледж)

Работа №116588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

семейное право

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ В СЕМЕЙНОИМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1.Понятие и характеристика усыновления и удочерения в Российской Федерации 8
1.2.Развитие института усыновления (удочерения) детей в системе Российского законодательства 14
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) 18
2.1. Права усыновлённых (удочерённых) детей 18
2.2. Права и обязанности усыновителей 25
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
3.1. Основные проблемы правового регулирования процесса усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей 32
3.2. Проблемы правового регулирования процесса усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей гражданами иностранного государства 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Тема «Правовые основы усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является актуальной и важной, так как она связана с проблемой защиты прав и интересов детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
В Российской Федерации есть большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в заботе и любви. Усыновление является одним из способов помочь этим детям получить полноценную семью и жизнь.
Однако, процесс усыновления имеет свои юридические особенности и требует соблюдения определенных правовых норм. Необходимость изучения правовых аспектов усыновления и удочерения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России обусловлена тем, что правовые нормы и практика их применения в этой сфере постоянно изменяются и требуют анализа.
Кроме того, вопросы усыновления и удочерения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вызывают большой общественный интерес, так как они касаются не только прав детей, но и прав родителей-усыновителей, а также вопросов социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, исследование правовых основ усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации является актуальным и важным для защиты прав и интересов детей, а также для развития социальной защиты и поддержки в России.
За каждым ребенком закреплено неотъемлемое право, жить и воспитываться в семье Конвенцией ООН о правах ребенка и ст. 54 Семейного кодекса РФ. Семья в Российской Федерации находится под защитой государства, что установлено ст. 38 Конституции РФ.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, в силу возраста не имеют возможности самостоятельно участвовать в гражданском обороте и в иных правоотношениях, осуществлять и защищать свои права и интересы, а также исполнять свои обязанности. В подобных случаях мировое сообщество уже в течение многих веков применяет надежно апробированные юридические конструкции - усыновление, опеку (попечительство), приемная семья. Россия в этом смысле не является исключением. Более того, в современной России, возможно, в гораздо большей мере, чем в странах с более развитыми экономикой и гражданским обществом, действует целый ряд негативных факторов, ведущих к росту числа детей, нуждающихся в усыновлении, опеке и попечительстве.
Усыновление (удочерение) детей- это форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновлёнными и усыновителями правовых, личностных и имущественных отношений, существующих между родителями и детьми.
В современном Российском законодательстве отдаётся приоритет воспитанию детей в семье. В связи с чем, институт усыновления семьи является одной из основных гарантий соблюдения прав ребенка жить и воспитываться в семье, в случае утраты им родительского попечения.
На сегодняшний день растёт процент детей, оставшихся без попечительства родителей. Из них только 6% детей-сироты, 94% имеют родителей, которые ранее были лишены родительских прав по негативным причинам, такие как: алкоголизм, наркомания, отбывание наказания в местах лишения свободы. Также в данный процент входят те, кто не выполняет свои обязательства по воспитанию детей и те, кто не имеет возможность воспитывать детей в связи с состоянием здоровья.
Усыновление является наиболее преимущественной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей. При усыновлении права и обязанности биологических родителей переходят усыновителям. При этом, биологические родители лишаются всех юридических прав и обязанностей. В связи с чем, вопрос об увеличении числа усыновлении (удочерении) детей всегда является актуальным, следовательно, и вопрос о совершенствовании законодательства в данной отрасли.
Исследование института усыновления и удочерения детей в российском законодательстве семейного права является актуальным с теоретической и практической стороны. Радиационными формами устройства осиротевших детей на федеральном уровне являются усыновление, опека и попечительство, приемная семья и учреждение. Внешние факторы нашей действительности, бесспорно, сказываются на реализации интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, препятствует их устройству в форме усыновления, которая признается всем мировым сообществом приоритетной формой устройства детей.
Усыновление - сложный правовой институт. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Наиболее важной, имеющей приоритетное значение считается защита прав и интересов ребенка, его надлежащее семейное воспитание.
О важности говорит факт пристального внимания государства к проблемам детей, в частности детей-сирот и их устройства. К числу наиболее уязвимых категорий детей правительство относит детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число которых составляло 731 тыс.
Усыновление (удочерение) детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, является актуальной в современных реалиях Российской Федерации, так как по статистике . В соответствии с российским и международным правом и законодательством, обеспечение прав детей и законных интересов является основной задачей семейного права. Наиболее важной задачей является право жить и воспитываться в семье, что закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации. Дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в непрерывной помощи и защите со стороны государства.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение института усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации и предложение по совершенствованию законодательства, касающиеся данной проблематики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. исследовать усыновление (удочерение) как форму воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
2. рассмотреть развитие института усыновления (удочерения) детей в системе российского законодательства;
3. исследовать права и обязанности, усыновлённых;
4. исследовать права и обязанности, усыновителей;
5. раскрыть порядок усыновления (удочерения);
6. установить основание, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения);
7. дать рекомендации по совершенствованию законодательства в отношении регулирования усыновления и опеки в Российской Федерации.
Объектом исследования является совокупность правоотношений, вызванные усыновлением (удочерением), и их правовое регулирование в Семейном кодексе РФ.
Предмет исследования составляет правовая юридическая конструкция усыновления и реализация защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей по законам Российской Федерации.
Гипотеза исследования: правовые основы усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть усовершенствованы с целью обеспечения более эффективной защиты прав и интересов данных детей, сокращения количества детей, оставшихся без попечения, и повышения числа успешных усыновлений (удочерений).
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных учёных, исследовавших различные аспекты проблемы усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей. Большое методологическое значение для исследования имели работы отечественных учёных:А.М. Аймуканов, Е.Е. Богданова, К.Г. Шеллунц, Б.М.А. Эркенова, Н.А. Свалова.
Методы исследования:
1) Нормативно-правовой анализ: Изучение действующего законодательства, подзаконных актов и правоприменительной практики, связанных с усыновлением (удочерением) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для определения сильных и слабых сторон существующих правовых норм и процедур.
2) Анализ юридической литературы и научных исследований: Изучение научных статей, монографий, диссертаций и иных исследований.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась достаточно сложная ситуация, приводящая к росту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными причинами были безработица, снижение заработной платы, распад семьи, антиобщественное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Исследования, проведенные как психологами, так и педагогами, показали, что помещение детей в специальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечивает достаточного удовлетворения всех их основных потребностей, что в первую очередь приводит к нарушению нормального воспитания личности ребенка.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот. Такие как: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, помещение в государственные учреждения.
В ходе исследования темы «Правовые основы усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были рассмотрены основные аспекты института усыновления и удочерения в семейном праве Российской Федерации, а также правовое положение субъектов усыновления (удочерения). Были выявлены проблемы, существующие в правовом регулировании усыновления (удочерения) на территории Российской Федерации.
В первой главе было определено понятие и характеристика усыновления и удочерения в Российской Федерации, а также рассмотрено развитие института усыновления (удочерения) детей в системе российского законодательства.
Во второй главе исследования обсуждались права усыновленных (удочеренных) детей и права и обязанности усыновителей.
В третьей главе были рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования усыновления (удочерения) в Российской Федерации, включая основные проблемы правового регулирования процесса усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы правового регулирования процесса усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей гражданами иностранного государства.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости совершенствования правового регулирования усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации. Рекомендуется провести дополнительные исследования в области международного опыта и лучших практик для выработки конкретных предложений по улучшению законодательства и повышению эффективности института усыновления (удочерения) в России. Важно также обратить внимание на проблемы, связанные с усыновлением (удочерением) российских детей гражданами иностранных государств, и разработать меры по обеспечению их прав и интересов, учитывая международные стандарты и опыт других стран в данной области. В целом, усилия по усовершенствованию правового регулирования усыновления (удочерения) должны быть направлены на обеспечение наилучшего благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создание условий для успешного процесса усыновления (удочерения) на территории Российской Федерации.



1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) / [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс (consultant.ru).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 12.20.2017 № 6-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 12.20.2017, № 15, ст. 1691. / [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс (consultant.ru).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) / [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс (consultant.ru).
4. Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688
«О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» / [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс (consultant.ru).
5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 27.09.2021) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» / [Электронный ресурс]:КонсультантПлюс (consultant.ru).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2021 г. № 1627 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» / [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс (consultant.ru).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. № 1396 г. Москва «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации иконтроле за ее осуществлением» / [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс (consultant.ru).
8. Решение Ленинского районого суда г. Владивостока от 13 июля 2020 года. Дело № 1111/2020 URL: https://rospravosudie.com/court-leninskij-rajonnyj-sud-g-vladivostoka-primorskij-kraj-s/act-105448388/
9. Решение Ленинского районого суда г. Владивостока от 19 сентября 2020 года. Дело № 2-4477/2020 URL: http://sudact.ru/regular/doc/Wtlv2lzdVkxO/
10. Решение Чеховского городского суда Московской области от 09 октября 2020 года делу № 2-4063/2020 URL: http://sudact.ru/regular/doc/MqLXnUKgEWWH/
11. Решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 02 июня 2020 года по делу № 2-1042/2020 г. URL: https://rospravosudie.com/court-magasskij-rajonnyj-sud-respublika-ingushetiya-s/act524345769
12. Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 14 апреля 2020 года по делу № 3-54/2020 URL: https://rospravosudie.com/court-sud-xanty-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-xanty-mansijskij-avtonomnyj – okrug-s/act-530165462/
13. Решение № 2-420/2019 2-420/2019~М-411/2019 М-411/2019 от 14 июля 2019 г. по делу № 2-420/2019
Научная и учебная литература
14. Бытдаева А.Х., Ибрагимова Н.Ш. Становление и развитие института усыновления в Российском государстве. НаукаПарк. 2020. №8(49). С. 82.
15. Гришина И.А. Институт усыновления в современной России: проблем и решения. В сборнике: Наука. Исследования. Практика. Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. 2020. С. 248.
16. Клюквина К.С. Исторические аспекты становления и развития правового института усыновления в России. В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки высшего образования в современных условиях. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-ух томах. 2020. С. 105.
17. Лебдева И.Н. Актуальные проблемы института усыновления в Российской Федерации. В сборнике: Методология и практика современной юриспруденции. Сборник научных трудов. АНО содействия развитию современной отечественной науки. Издательский дом «Научное обозрение». 2020. С. 19.
18. Побережная И.Ю., Лымарь И.Н. Понятие и сущность института усыновления (удочерения) в России: в сборнике: актуальные проблемы юридической науки и образования в современной России. Материалы международной научно-методической конференции. 2018. С. 156.
19. Селютина А.Ю. Проблемы правового регулирования усыновления воспитанников детских домов. В сборнике: Актуальные проблемы общественных наук. Материалы Региональной научной конференции, посвященной 100-летию Февральской и Октябрьской революции 1917 года. В 2ч частях. 2020. С. 125.
20. Семенова И.Ю., Спиридонова Н.Ю. Теоретические основы института усыновления как семейной формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В сборнике: Проблемы Российского законодательства и международного права. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. 2020. С. 69.
21. Соколова Д.А. Усыновитель как субъект института усыновления (удочерения). Закон. Право. Государство. 2018. №2 (18). С. 161.
22. Сорокин В.Ю. Правовые проблемы института усыновления в РФ. В сборнике: Наука ЮУрГУ материалы 7-й научной конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет. 2018. С. 552.
23. Тараканова Л.А. Усыновление иностранцами детей – российских граждан // Экономика и право. 2020. № 73. С. 113.
24. Фабричная Т.Б. Особенности развития Института Усыновления в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В сборнике: Прикладные исследования в поле регионального стратегического дискурса современной России. Основные итоги научной работы в Нижегородском институте управления в 2017 г. Сборник научных статей научно-практической конференции, посвящённой Дню российской науки. 2018. С. 383.
25. Цымбалюк В.А. Установление возрастного ценза при усыновлении несовершеннолетнего // Молодой ученый. 2020. №23. С. 241.
26. Шамраева И.Л., Гаева А.А. Общие аспекты усыновления по Российскому законодательству. В сборнике: Направления развития современной юридической науки и образования. Материалы заочной международной научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 2020. С. 144.
27. Шестакова А.В. История возникновения и развития института усыновления России. Вестник магистратуры. 2020. №12-3 (39). С. 65.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ