Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики

Работа №116580

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения на уроках математики 7
1.1 Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Психолого-педагогические условия развития самостоятельности у
младших школьников 13
Вывод по первой главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности младших школьников на уроках математики 21
2.1 Исследование уровней развития самостоятельности младших
школьников 21
2.2 Разработка и внедрение на уроках математики комплекса упражнений по
развитию самостоятельности 28
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 35
Вывод по второй главе 41
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения

В современном мире общество нуждается в образованных, предприимчивых, инициативных людях, которые умеют самостоятельно принимать решения, прогнозировать возможные последствия, быть способными к сотрудничеству. В связи с этим в условиях современного образования, наиболее актуальными становятся направления работы по развитию у учащихся навыков самостоятельной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на развитие самостоятельности, инициативности и ответственности младших школьников. Поэтому перед учителями стоит важная задача - развивать у школьников навыки самостоятельности в процессе усвоения учебного материала.
Младший школьный возраст из-за характерных ему особенностей, является наиболее благоприятным для развития самостоятельности. Без этого качества немыслима самостоятельная, творческая личность. Развитие самостоятельности возможно в процессе организации практической деятельности, значимой для этого возраста. Уроки математики являются значимой деятельностью в процессе развития самостоятельности младшего школьника. Главной целью уроков математики является создание условий для формирования умений применять полученные знания для решения задач жизненной практики.
В дидактике было установлено, что развитие самостоятельности у учащихся происходит от низкого уровня воспроизводящей самостоятельности к высокому уровню творческой самостоятельности. Переход и координация воспроизводящей самостоятельности в творческую - одна из важнейших задач обучения, воспитания, развития самостоятельной, независимой личности, которая ложиться на учителя.
Понятие самостоятельности как свойство личности рассматривали в своих трудах многие отечественные и зарубежные ученые, а именно А. Дистервег, Я.А. Коменский, Б.П. Есипов, В.А. Сластенин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.
Развитие самостоятельности на уроках математики - это неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процесса, без такого качества, как самостоятельность, невозможно представить современного школьника, который готов творить, добывать знания.
Изучение опыта работы и анализ научной психолого-педагогической литературы выявили ряд основных противоречий. Учёные до сих пор не разработали целостную систему путей формирования и развития самостоятельности учащегося как личности, нет точных сформулированных показателей самостоятельности, развитие которых является основой для работы с данным качеством. Стремление найти пути разрешения данных противоречий и определило проблему исследования: психолого-педагогические условия развития самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: теоретически выявить и практически доказать эффективность психолого-педагогических условий развития самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Объект: развитие самостоятельности младших школьников в учебном процессе.
Предмет: педагогические условия развития самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: развитие самостоятельности у младших школьников на уроках математики будет наиболее эффективным, если:
1. Создать благоприятные условия, способствующие развитию самостоятельности младших школьников.
2. Использовать творческие, логические, дидактические методы и приёмы развития самостоятельности.
3. Разработать и внедрить комплекс упражнений для уроков математики, способствующий развитию самостоятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самостоятельности младших школьников на уроках математики.
2. Выявить уровни развития самостоятельности младших школьников.
3. Разработать и внедрить в учебный процесс необходимые условия и комплекс упражнений для уроков математики, направленные на развитие самостоятельности учащихся.
4. Проверить эффективность условий и разработанного комплекса по развитию самостоятельности младших школьников, сделать выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этап).
3. Наблюдение за младшими школьниками в процессе исследования.
4. Анализ полученных результатов.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей использования комплекса упражнений на уроках математики с целью развития самостоятельности учащихся младших классов, систематизация диагностического инструментария исследования самостоятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 88» (МБУ «Школа № 88»).
Практическая значимость данной работы состоит в том, что её могут использовать сотрудники дошкольного образования, педагоги-психологи, педагоги начальных классов в их профессиональной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемой литературы (53 источника) и 3 приложений. Работа проиллюстрирована 2 таблицами и 9 рисунками. Общий объем работы - 47 страниц без приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время современное общество развивается очень интенсивно. Это заставляет образовательные учреждения намного серьезнее подходить к процессу воспитания жизненной позиции у детей. Без своевременного заложения у ребенка навыков самостоятельности развитие этого показателя невозможно. Самостоятельная личность способна контролировать своё поведение, свою деятельность; независимый человек умеет оценивать перспективы своего развития, определять путь и средства достижения своих целей. Чем самостоятельнее человек, тем он успешнее строит будущее, свои планы на жизнь, успешнее действует, реализовывает их.
При написании бакалаврской работы была исследована проблема развития самостоятельности младших школьников на уроках математики. Целью данного исследования являлось теоретически выявить и практически доказать эффективность психолого-педагогических условий развития самостоятельности младших школьников на уроках математики. Актуальность данной проблемы подтверждалась тем, что на практике в образовательных учреждениях недостаточно внимания уделяется развитию самостоятельности у младших школьников на уроках математики.
Так, на начальном этапе, была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития самостоятельности младших школьников. Подробно рассмотрены взгляды разных исследователей по вопросам изучения данной темы, а также выделены основные подходы к определению понятия самостоятельность. Изучение психолого-педагогической литературы позволило сделать вывод о том, что каждая наука и каждый автор подходит к изучению данной темы со своей позиции, но в них присутствуют основные черты, характеризующие самостоятельную личность. Также на основе анализа психолого-педагогической литературы в исследовании были выделены основные критерии, раскрывающие характеристику самостоятельного человека на этапе начального обучения.
Первый этап экспериментальной работы подтвердил, что самостоятельность у младших школьников находится на низком уровне. Это связано с тем, что учащиеся не хотят действовать по определенному шаблону. Для разрешения этой проблемы нами был разработан и реализован комплекс упражнений, развивающих самостоятельность у младших школьников на уроках математики. Нами были определены и теоретически обоснованы условия, необходимые для этого. Результат эксперимента свидетельствует, что систематическая и целенаправленная работа способствует развитию самостоятельности при соблюдении следующих педагогических условий: соблюдать определенную систему при использовании заданий из самостоятельной работы; сформировать план разработки самостоятельных заданий по содержанию и форме; соблюдать соответствия между уровнем сложности заданий и когнитивных возможностей учеников; последовательно усложнять задачи для самостоятельной работы; стимулировать учеников на выбор заданий с высоким и средним уровнем сложности. Создавая данные требования для развития самостоятельности, мы установили, что у учащихся возник устойчивый интерес к деятельности, повысился уровень самостоятельности, уровень оригинальности мышления, воображения, способности к новизне результатов и способов деятельности.
Таким образом, поставленные задачи исследования подтвердились. Исследование показывает, что при соблюдении отмеченных нами условий самостоятельность у младших школьников на уроках математики с использованием комплекса упражнений заметно повышается.



1. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М. :ДиректМедиа Паблишинг. 2014. 189 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебник для вузов. М. : Просвещение.
2013. 479 с.
3. Банеева Е.В. Развитие творческой активности // Педагогическая
наука и образовательная практика: современные исследования и достижения. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Н. Новгород : Научная общественная
организация. 2017. С. 251-256.
4. Баракина Т.В. Использование занимательных задач на уроках математики в начальной школе // Начальная школа. 2017. № 3. С. 32-34.
5. Белкин Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. М. : Дрофа. 2014. 279 с.
6. Берникова И.К. Схемы как средства организации мышления в процессе обучения математике // Вестник Омского университета. 2015. № 1 (75). С. 23-27.
7. Вапрян Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математик // Начальная школа. 2014. № 12. С. 12-15.
8. Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности
школьника в учебной деятельности // Начальная школа. 2014. № 11. С. 41-45.
9. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М. : Дрофа.
2014. 328 с.
10. Данилов М.А. Проблемы и перспективы развития образования. М. : Педагогика. 2013. 358 с.
11. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. М. : ФОРУМ - ИНФРА-М. 1998. 272 с.
12. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. ПедВУЗов. М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. 2000. 432 с.
13. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз. 1956. 203 с.
14. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. М. : Просвещение. 2013. 458 с.
15. Зимняя А.И. Педагогическая психология. М. : Логос. 2015. 384 с.
16. Ильина Т.А. Проблемное обучение: понятие и содержание // Вестник высшей школы. М. : 2014. № 2. с. 24-27.
17. Ильясова А.Н. Методические основы развития познавательной активности и самостоятельности младших школьников на уроках математики // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). С. 113-116.
18. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика. 2013. 253 с.
19. Конфуций. Антология гуманной педагогики. М. : Просвещение. 1996. 119 с.
20. Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. Нижний Новгород : Учебная литература. 2015. 312 с.
21. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М. : Академический проект. 2015. 420 с.
22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика. 1981. 186 с.
23. Лодатко Е.А. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики. М. : Просвещение. 2014. 216 с.
24. Макаренко А.С. О воспитании. М. : Политиздат. 1990. 415 с.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. М. : Просвещение. 2015. 299 с.
26. Меркулова У.В. Формы, методы и средства самостоятельной работы учащихся на уроках информатики. Челябинск : Два комсомольца.
2013. С. 91-94.
27. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб. : Питер. 2016. 187 с.
28. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. М. : Логос.
2014. 357 с.
29. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. : Педагогика. 2014. 308 с.
30. Поддубская Г.С. Нравственно-правовое воспитание в начальной школе. М. : Белый ветер. 2008. 112 с.
31. Половникова Н.А. Метод познавательной деятельности - средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьников. Учёные записки. 2012. 277 с.
32. Попова А.И. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий. М. : Просвещение. 2014. 206 с.
33. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. Под. ред. О.К. Тихомирова. М. : ТЦ Сфера. 2013. 253 с.
34. Психологический словарь; под общ. ред. А.В. Петровского. М. : Политиздат. 1990. 494 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер Ком. 1999. 704 с.
36. Рыдзе О.А. Курс «Математика вокруг нас»: Развитие
самостоятельности младшего школьника средствами учебного предмета // Начальное образование. 2017. Т. 5. № 2. С. 45-52.
37. Сарсекеева Ж.Е. Развитие самостоятельности младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Начальная школа. 2015. № 2. С. 31-34.
38. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы: учебник. М. : Педагогика. 2012. 298 с.
39. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений. М. : Издательский центр «Академия». 2014. 576 с.
40. Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М. : ТЦ Сфера. 2014. 448 с.
41. Соврилова О.В. Формирование творческого мышления младших школьников на уроках математики // Вестник КемГУ. 2015. № 6. С. 47-56
42. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. : Просвещение. 1979. 290 с.
43. Тихонов И.И. Методы научной организации и управления в учебном процессе. М. : 2013. 41 с.
44. Тищенко Т.Н. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества школьников в процессе общественно полезного труда: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М. : 2013. 25 с.
45. Толковый словарь С.И. Ожегова. Под. ред Л.И. Скворцова. М. : Мир образования ОНИКС. 2013. 112 с.
46. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. М. : Просвещение. 1983. 307 с.
47. Усова А.В. Структура планирования методической работы // Школьное планирование. 2005. № 6. С. 9-10.
48. Ушинский К.Д. Три элемента школы. М. : Просвещение. 1974. 219 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение 2009. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/(дата обращения: 12.02.18)
50. Шаповаленко С.Г. Вопросы дальнейшего совершенствования методов обучения и методов управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе. M. : Знание 2013. 145 с.
51. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 37-43
52. Якунин В.А. Изучение мотивов учебной деятельности. М. : Знание. 2014. 212 с.
53. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. 2014. № 2. с. 7-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ