Введение 4
Глава 1.Теоретический аспект проблемы эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста 7
1.1 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Характеристика особенностей эмоциональной сферы детей младшего
дошкольного возраста 10
1.3 Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей
младшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Экспериментальное исследование по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста 20
2.1 Выявление уровня эмоционального развития детей младшего
дошкольного возраста 20
2.2 Реализация психолого-педагогических условий эмоционального
развития детей младшего дошкольного возраста 33
2.3 Выявление динамики в уровне эмоционального развития детей
младшего дошкольного возраста 37
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение
Эмоционально-личностная сфера человека является сложным феноменом его психики. С самого рождения мы учим ребёнка, передаем ему знания, формируем у него определённые привычки, постепенно знакомим его с окружающим миром. Многому ребёнок учится под руководством или при помощи взрослого человека, однако мир чувств и эмоций он познаёт самостоятельно, не имея при этом какой-то поддержки или совета.
Взрослые люди порой сами не уверены в проявлении своих чувств и эмоций. Зачастую мы все сомневаемся, когда и где можно воспользоваться своим правом на внешнее проявление эмоции. В тех случаях, когда ребёнок естественно и непринуждённо проявляет свои эмоции, мы стараемся их пресечь, опасаясь осуждения окружающих.
Мы говорим ребёнку, что мужчины не плачут, девочки не дерутся, трусить - это стыдно и т.д. Подобные суждения взрослых способствуют тому, что ребёнок начинает прятать свои страхи, стесняться их, у него появляется неуверенность в себе.
Установлено, что в последние годы стало больше детей, имеющих различные нарушения психоэмоционального развития. Данное нарушение обусловливает эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д. Всё это делает взаимоотношения ребенка с окружающим миром более сложными.
Эмоциональное развитие - это одна из основных предпосылок общего психического развития. Оно является процессом сложным, комплексным и закономерным. В ходе психического развития происходит усложнение и обогащение эмоциональной сферы ребенка в контексте социализации. В настоящее время наблюдается рост различных нарушений психоэмоционального развития ребенка, что и обусловливает актуальность указанной проблемы, как для педагогики, так и для психологии.
Изучением эмоциональной сферы занимались очень многие ученые, педагоги и психологи, среди них: А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, Б.М. Теплов, А.В. Петровский, Л. С. Выготский, Р.С. Немов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.
Практическая и социальная значимость данной проблемы дошкольников побудило нас выбрать тему исследования: «Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста».
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы потенциальные возможности психолого-педагогических условий в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого-педагогические условия окажут положительное влияние на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста, если:
- уточнены показатели эмоционального развития детей 3-4 лет;
- в непрерывную образовательную деятельность включен комплекс занятий по развитию эмоций, соответствующий возрастным особенностям детей 3-4 лет;
- процесс совместной деятельности педагога и детей содержит нетрадиционные методы снятия напряжений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: В процессе решения задач был использован комплекс методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно¬
методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседа, проективная методика
«Волшебная страна чувств», методика «Фейс-тест» (тест лица) Н.В. Кузьминой, опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка;
- методы качественной и количественной обработки результатов.
Новизна работы заключается в разработке психолого-педагогических условий эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы психолого-педагогические условия эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанное содержание и отобранные нетрадиционные методы снятия напряжения у детей, могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов других дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ «Оц», с. Богатое Самарской области, СП детский сад «Солнышко».
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (50 источников), приложение.
Проблема эмоционального развития детей современного мира является весьма актуальной. В наше время у многих детей дошкольного возраста преобладают негативные эмоции. Дети агрессивно относятся к сверстникам или не общаются с окружающими, нередкими спутниками малышей являются различные страхи и обиды, кроме того дети не всегда умеют адекватно выражать свои эмоции.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста».
Целью данной работы было теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и определение психолого-педагогических условий эмоционального развития младших дошкольников.
В работе мы рассмотрели теоретические и практические аспекты эмоционального развития детей дошкольного возраста.
В первой части нашей работы был проведён анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, который позволил раскрыть понятие эмоции. Эмоциями называют такой класс психических явлений, которые проявляются в виде непосредственного и сильного переживания человеком жизненного смысла явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.
Нами было рассмотрено эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в исследованиях ученых, педагогов и психологов и дана характеристика особенностей эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста, подробно рассмотрены психолого-педагогические условия эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
В практической части работы было проведено исследование, целью которого являлось определение уровня эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Исследование было проведено с двадцатью воспитанниками младшей группы ГБОУ СОШ «Оц» с. Богатое СП детский сад «Солнышко».
Нами были подобраны адекватные диагностические методики в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. В результате проведения данного исследования мы определили, что у многих детей эмоциональное развитие не является благополучным. У них часто встречаются различные страхи, печаль, грусть, злость, тревожность, агрессивные реакции, неадекватная самооценка и т.д. Дети не умеют выражать свои эмоции адекватным, приемлемым в обществе способом, а нередко даже не способны понимать свои чувства, а также чувства других людей.
В результате проведения исследования был сделан вывод о необходимости проведения дополнительной работы, направленной на коррекцию эмоциональной сферы детей. Для этого была разработан комплекс занятий по развитию эмоций, соответствующий возрастным особенностям детей 3-4 лет и применялись нетрадиционные методы снятия напряжений в процессе совместной деятельности педагога и детей.
Работа на формирующем этапе эксперимента способствовала расширению представлений детей об эмоциях, развитию у них спонтанности, формировали способы самовыражение. Проведённые занятия помогли детям избавиться от негативных эмоциональных состояний и достичь гармонии в в эмоциональной сфере.
После проведения повторного исследования по тем же методикам нам удалось определить, что эмоциональное развитие детей улучшилось.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности разработанных психолого-педагогических условий эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Результаты проведённого исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Анохин, П.К. Психология эмоций [Текст] / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 231 с.
2. Бодалев, А.А. Психология личности [Текст] / Бодалев А.А. - М. : Изд - во МГУ, 2002 . - 188 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Знание, 2012. - 245 с.
4. Валлон, А. От действия к мысли [Текст] / А. Валлон. - М. : Альма, 2015. - 304с.
5. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М. : Альма, 2014. - 158 с.
6. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] /В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2014. - 288 с.
7. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. - М. : Знание, 2006. - 296 с.
8. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С.Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Альма, 2010. - 367 с.
9. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 209 с.
10. Гаспарова, Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре [Текст] / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10. - с. 61-64.
11. Давыдов, В.В. Принцип развития в психологии [Текст] / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы философии. - 2013. - №12.- с. 28¬32.
12. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М. : Айрис - пресс, 2016. - 250 с.
13. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. - М. : Политиздат, 2011. - 272 с.
14. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. В.Запорожец. - М. : Знание, 2015. - 402 с.
15. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Знание, 2015. - 234 с.
16. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб. : Издательство «Питер», 2016. - 464 с.
17. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова - М. : Академия, 2017. - 288 с.
18. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2016. - 752 с.
19. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (эмоции) [Текст] / Н.В. Костерина. Ярославль: Академия развития, 2015. - 130 с.
20. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды [Текст] / Г.С. Костюк. - М.: Знание, 2013. - 196 с.
21. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [Текст] / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. - 2013. - № 12. - с. 18-23.
22. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 2012. - 179 с.
23. Крейн, У. Теории развития [Текст] / У. Крейн.- СПб. : Издательство «Питер», 2016. -243 с.
24. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 303 с.
25. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развитие, 2007. - 208 с.
26. Кулачковская, С.Е. Я - дошкольник [Текст] / С.Е. Кулачковская, С.О Ладывир - М. : Знание, 2017. - 202 с.
Т1. Лисина, М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет: автореф. дис. / М.И. Лисина. - М. , 2013. - 25 с.
28. Лурия, А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2013. - 325 с.
29. Люблинская, Г.О. Детская психология [Текст] / Г.О. Люблинская. - М. : Знание, 2011. - 453 с.
30. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2010. - 96 с.
31. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] /
B. М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2010. - 48 с.
32. Обухова, Л.В. Возрастная психология [Текст] / Л.В. Обухова. - М.: Высшее образование, МГ1П1У, 2009. 234 с.
33. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада [Текст] /А.А. Рояк // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - с.45-50.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн.- М. : Альма, 2010. - 430 с.
35. Симонов, П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты [Текст] / П. В. Симонов. - М. : Наука, 2013. -192 с.
36. Степанова, В. А. Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности [Текст] / В.А. Степанова - М. : Москва, 2014. - 140 с.
31. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2013. - 263 с.
38. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. Владос, 2006. - 276 с.
39. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2011. - 157 с.
40. Федорович, Л.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.А. Федорович, И.В. Макаренко. Кременчуг: Христианская Заря, 2008. - 217с.
41. Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе [Текст] / И.И. Чеснокова. - М. : Просвещение, 2008. - 189 с.
42. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова. - М. : Просвещение, 2015. - 87 с.
43. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М. : Просвещение, 2010. - 235 с.
44. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : СП «Интерпракс», 2013. - 265 с.
45. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2014. - 236 с.
46. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 2015. - 340 с.
47. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Эльконин Д.Б. - М.: Наука, 2011. - 350 с.
48. Потешки, прибаутки, стишки для самых маленьких... [Электронный источник]:http: //ladushka195. blogspot.ru/2012/03/2-3 .html
49. Показатели нервно-психического развития детей 2 - 3-го года
жизни [Электронный источник]: http://www.pedlib.ru/Books/1/0429/1_0429-
2.shtml
50. Проблемы эмоционального развития [Электронный источник]: http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/81-work-with-parents-on-career-guidance/236-questionnaires-for-parents