Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности 7
1.1. Понятие «культура межнационального общения» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Условия воспитания культуры межнационального общения у младших
школьников средствами коллективной деятельности 18
Вывод по главе 1 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности 25
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры межнационального общения у младших школьников 25
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», направленного на воспитание культуры межнационального общения у младших школьников 34
2.3 Анализ и обобщение результатов 41
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 55
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности 7
1.1. Понятие «культура межнационального общения» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Условия воспитания культуры межнационального общения у младших
школьников средствами коллективной деятельности 18
Вывод по главе 1 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности 25
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры межнационального общения у младших школьников 25
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», направленного на воспитание культуры межнационального общения у младших школьников 34
2.3 Анализ и обобщение результатов 41
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 55
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящий момент главной задачей педагога становится воспитания у учеников культуры межнационального общения. Педагог должен воспитывать у младших школьников любовь к окружающим, готовности принять других людей, их традиции, убеждения такими, какие они есть.
С каждым годом приходит очень много детей в школу с разными национальностями. Это дети, которые переехали в другой город, жертвы национальных конфликтов и т.д. Всё больше увеличивается число межнациональных конфликтов. Учителя должны воспитать у учеников такие качества как: доброжелательность, уважительное отношение к другим людям, не зависимо от их наций, терпимость и понимание.
Задача начальной школы состоит в том, чтобы ученики выпустились не только с конкретным багажом знаний, навыков и умений, но и люди независимые, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. На это направляет школу требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО).
Ученик, который с первых месяцев жизни живёт в семье определённой нации, воспитывается в рамках одной национальной культуры, а при общении в социальной среде и обучении в школе он сталкивается с другими культурами. По этой причине уже со школьных лет необходимо развивать у ребенка подобные высоконравственные качества, как взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбия.
Педагог должен выстраивать свою работу так, чтобы воспитание культуры межнационального общения осуществлялось на каждом уроке. Этот процесс должен быть объёмным и последовательным, учитывать возрастные особенности ученика, так как нужно бережно относиться к взрослению личности младшего школьника.
Чтобы относиться дружелюбно, толерантно, нужно располагать достаточной правильной информацией об особенностях национального характера, обычаях и этических ценностях народа.
Проблемой воспитания культуры межнационального общения у младших школьников занимались такие авторы, как: В.Х. Абэлян, И.А. Дадов, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, Т.Н. Бартенева.
По мнению этих авторов, культура межнациональных общений зависит от уровня культуры самого человека. Чтобы решить проблему воспитания культуры межнационального общения, эти исследователи выдвинули ряд важных задач: передать правильную информацию о культурах других национальностей, воспитать у ученика уважения к людям разных национальностей, научить их бережного отношения к языкам других людей, воспитать у них веротерпимости к религиозным чувствам людей. Но следует отметить, что эти учёные не глубоко рассматривают культуру межнациональных общений как культуры личности, не учитывают возрастные особенности учащихся. Из этого следует, что этот вопрос нуждается ещё в более глубоком и всестороннем анализе и осмыслении.
Благодаря проведённому анализу научных работ по теме исследования можно выявить противоречие между:
- потребностью каждого человека в культуре межнационального общения и недостаточным уровнем культуры межнационального общения у младших школьников.
Проблема: каковы педагогические условия по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников?
Цель: экспериментальным путём проверить педагогические условия и повысить уровень культуры межнационального общения у младших школьников.
Объект: процесс воспитания младших школьников.
Предмет: воспитание культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».
Гипотеза: воспитание культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» будет проходить наиболее успешно, при таких условиях, как:
- применение наглядных средств обучения для углубления знаний детей о других нациях, обычаях;
-использование коллективной деятельности для воспитания культуры межнационального общения у младших школьников;
- контроль учителем процесса взаимодействия детей в коллективной деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему воспитания культуры межнационального общения у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить критерии, показатели и уровни культуры межнационального общения у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков, направленный на воспитание культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), беседа, количественный и качественный анализ данных.
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей организации работы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников и разработки комплекса уроков по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что её содержание может быть использовано в работе учителей начальных классов и направлено на воспитание у младших школьников культуры межнационального общения на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 46».
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
С каждым годом приходит очень много детей в школу с разными национальностями. Это дети, которые переехали в другой город, жертвы национальных конфликтов и т.д. Всё больше увеличивается число межнациональных конфликтов. Учителя должны воспитать у учеников такие качества как: доброжелательность, уважительное отношение к другим людям, не зависимо от их наций, терпимость и понимание.
Задача начальной школы состоит в том, чтобы ученики выпустились не только с конкретным багажом знаний, навыков и умений, но и люди независимые, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. На это направляет школу требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО).
Ученик, который с первых месяцев жизни живёт в семье определённой нации, воспитывается в рамках одной национальной культуры, а при общении в социальной среде и обучении в школе он сталкивается с другими культурами. По этой причине уже со школьных лет необходимо развивать у ребенка подобные высоконравственные качества, как взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбия.
Педагог должен выстраивать свою работу так, чтобы воспитание культуры межнационального общения осуществлялось на каждом уроке. Этот процесс должен быть объёмным и последовательным, учитывать возрастные особенности ученика, так как нужно бережно относиться к взрослению личности младшего школьника.
Чтобы относиться дружелюбно, толерантно, нужно располагать достаточной правильной информацией об особенностях национального характера, обычаях и этических ценностях народа.
Проблемой воспитания культуры межнационального общения у младших школьников занимались такие авторы, как: В.Х. Абэлян, И.А. Дадов, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, Т.Н. Бартенева.
По мнению этих авторов, культура межнациональных общений зависит от уровня культуры самого человека. Чтобы решить проблему воспитания культуры межнационального общения, эти исследователи выдвинули ряд важных задач: передать правильную информацию о культурах других национальностей, воспитать у ученика уважения к людям разных национальностей, научить их бережного отношения к языкам других людей, воспитать у них веротерпимости к религиозным чувствам людей. Но следует отметить, что эти учёные не глубоко рассматривают культуру межнациональных общений как культуры личности, не учитывают возрастные особенности учащихся. Из этого следует, что этот вопрос нуждается ещё в более глубоком и всестороннем анализе и осмыслении.
Благодаря проведённому анализу научных работ по теме исследования можно выявить противоречие между:
- потребностью каждого человека в культуре межнационального общения и недостаточным уровнем культуры межнационального общения у младших школьников.
Проблема: каковы педагогические условия по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников?
Цель: экспериментальным путём проверить педагогические условия и повысить уровень культуры межнационального общения у младших школьников.
Объект: процесс воспитания младших школьников.
Предмет: воспитание культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».
Гипотеза: воспитание культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» будет проходить наиболее успешно, при таких условиях, как:
- применение наглядных средств обучения для углубления знаний детей о других нациях, обычаях;
-использование коллективной деятельности для воспитания культуры межнационального общения у младших школьников;
- контроль учителем процесса взаимодействия детей в коллективной деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему воспитания культуры межнационального общения у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Определить критерии, показатели и уровни культуры межнационального общения у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков, направленный на воспитание культуры межнационального общения у младших школьников средствами коллективной деятельности.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), беседа, количественный и качественный анализ данных.
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей организации работы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников и разработки комплекса уроков по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что её содержание может быть использовано в работе учителей начальных классов и направлено на воспитание у младших школьников культуры межнационального общения на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 46».
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что вопрос, связанный с культурой межнационального общения у младших школьников является актуальной. Также были рассмотрены благоприятные условия для воспитания культуры межнационального общения.
Целенаправленная систематическая работа по воспитанию культуры межнационального общения способствует повышению уровня культуры межнационального общения в младшем школьном возрасте.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школы № 46 » в 4 «А» классе (экспериментальная группа) и 4 «Б» (контрольная группа). В исследовании участвовали 43 школьников в возрасте 10-11 лет.
На первом этапе по проведённым методикам, мы выявили, что культура межнационального общения у младших школьников находится на среднем уровнем.
Анализ полученных результатов помог разработать и внедрить комплекс уроков, направленный на повышение уровня культуры межнационального общения у младших школьников на втором этапе педагогического эксперимента.
На третьем этапе повторная диагностика показала, что разработанный комплекс положительно повлиял на уровень культуры межнационального общения. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами повторной диагностики, которые показали повышение интереса детей к процессу общения с другими нациями, совместной деятельности, высказыванию своих мыслей, желанию интересоваться с другими народами.
В результате исследования, можно отметить, что воспитание культуры межнационального общения у младших школьников возможно только при системной работе, при условии, если учитель уделяет должное внимание этому процессу. Благодаря проведенным урокам, разнообразным презентациям, включение детей в коллективные формы работы - уровень культуры межнационального общения у обучающихся повысился.
Таким образом, были решены задачи, которые были поставлены перед нами в начале исследования, достигнута цель педагогического эксперимента, а также подтверждена гипотеза.
Целенаправленная систематическая работа по воспитанию культуры межнационального общения способствует повышению уровня культуры межнационального общения в младшем школьном возрасте.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школы № 46 » в 4 «А» классе (экспериментальная группа) и 4 «Б» (контрольная группа). В исследовании участвовали 43 школьников в возрасте 10-11 лет.
На первом этапе по проведённым методикам, мы выявили, что культура межнационального общения у младших школьников находится на среднем уровнем.
Анализ полученных результатов помог разработать и внедрить комплекс уроков, направленный на повышение уровня культуры межнационального общения у младших школьников на втором этапе педагогического эксперимента.
На третьем этапе повторная диагностика показала, что разработанный комплекс положительно повлиял на уровень культуры межнационального общения. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами повторной диагностики, которые показали повышение интереса детей к процессу общения с другими нациями, совместной деятельности, высказыванию своих мыслей, желанию интересоваться с другими народами.
В результате исследования, можно отметить, что воспитание культуры межнационального общения у младших школьников возможно только при системной работе, при условии, если учитель уделяет должное внимание этому процессу. Благодаря проведенным урокам, разнообразным презентациям, включение детей в коллективные формы работы - уровень культуры межнационального общения у обучающихся повысился.
Таким образом, были решены задачи, которые были поставлены перед нами в начале исследования, достигнута цель педагогического эксперимента, а также подтверждена гипотеза.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Модель формирования культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Воспитание патриотизма у учащихся 4 класса в процессе внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Формирование гражданской идентичности школьников средствами
декоративно-прикладного искусства (на примере городецкой росписи)
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



