ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ 7
1.1 Деятельность медицинских работников как объект правового регулирования 7
2.1 Нормативная правовая база социальной защиты медицинских работников 14
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ 19
2.1 Виды социальной помощи медицинским работникам 19
2.2 Проблемы правоприменения в сфере социальной защиты медицинских работников25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Актуальность темы исследования. Реформа отечественного здравоохранения ставит своей целью повышение качества медицинского обслуживания населения, переход к более высоким стандартам охраны здоровья. Однако общей отличительной чертой всех документов по этим вопросам является отсутствие внятной социальной программы повышения уровня жизни и расширения стимулов к качественной работе самих врачей. Только в Национальном проекте «Здоровье» предусматривались меры по повышению уровня оплаты труда врачей, но - только оплаты, и то не всех, а только участковых терапевтов. Очевидно, сохраняется старый подход, согласно которому профессия врача престижна сама по себе и не нужно предпринимать со стороны государства дополнительных усилий, чтобы привлечь людей к занятиям ею. В действительности, отношение к медицинским профессиям в обществе значительно изменилось. Уровень оплаты труда у них - один из самых низких среди структурированных профессиональных групп . Возможность получения доходов за счет частной практики ограничена спросом, условия жизни — весьма скромные . А в общественном сознании образ врача формируется негативными материалами СМИ и сообщениями о врачебных ошибках, проступках и преступлениях . Пациенты воспринимают все просчеты и недоработки реформы здравоохранения как личные проступки врачей, с которыми они контактируют непосредственно: очереди в поликлиниках, плохое обеспечение стационарных больных, необходимость прибегать к платным услугам и т.п. . Отсюда - усиление психологической нагрузки на врачей. Кроме того, они испытывают информационные перегрузки в связи с интенсивным расширением номенклатуры JIC и внедрением в медицину новых биотехнологий. Все это, в сочетании с традиционными рисками медицинской профессии дает право говорить о необходимости специальных мер по социальной защите врачей, при этом следует различать правовую и социальную защиту — первая является составной частью второй. Именно поэтому данная проблема должна решаться в категориальном поле социологии медицины, а не медицинского права.
Если о юридической защите прав врачей в последнее время говорят все активнее, то проблеме социальной защиты уделяют значительно меньше внимания. Отечественная социология медицины рассматривает проблему социальной защиты медицинских работников в тесной взаимосвязи с проблемой защиты прав пациентов. Такой подход учитывает традиции отечественной биоэтики, согласно которым существует единая система взаимоотношений «врач — пациент», которую необходимо анализировать как целостность, но исследовательские предпочтения все равно отдаются проблеме защиты прав пациентов, даже термин «автономия» связывается с пациентом, но, практически, никогда - с врачом.
Более того, в Национальном проекте «Здоровье», где сформулированы первые, пока еще дискретные и непоследовательные, мероприятия по социальной защите медицинских работников (повышение заработной платы отдельным категориям, улучшение условий труда), эти мероприятия не вписаны в контекст социальной защиты, сам термин не упоминается. Видимо, представления о том, что врач сам является защитником людей от болезней и страданий, мешает понять его собственные потребности в социальном внимании и заботе.
В западном законодательстве проблема социальной незащищенности врача не стоит так остро, потому что, по крайней мере, экономический протекционизм данной профессиональной группе традиционно обеспечен, а СМИ последовательно поддерживают престиж профессии. Но вопросы права врача на принятие свободных решений, защиты его от необоснованных претензий пациентов стоят так же остро, как и в нашей стране.
Низкая степень разработанности проблемы социальной защиты врачей как профессиональной группы позволяет говорить об актуальности данной темы и перспективности ее научной разработки.
Теоретическая база представлена классическими работами по социологии медицины. Обращался к методологии экономической социологии при обсуждении вопроса о роли государства в социальной защите медицинских работников (Котлер Ф., Герасименко В.В., Малахова Н.Г.) и к юридической социологии при анализе юридической защиты данной профессиональной группы (Мохов А.А., Сергеев Ю.Д., разработки определения «медицинская услуга». Проблема социальной защищенности интерпретировалась в соответствии с концепцией защиты прав человека (Седова Н.Н., Петров А.В., Силуянова Т.В., Щепин О.Д.).
Объект исследования – правовые отношения, возникающие в сфере социальной защиты медицинских работников.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, правоприменительная практика, научная юридическая литература.
Нормативная база: Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.], Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ , Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 № 326-ФЗ
Цель исследования — выяснить потребности российских врачей в социальной защите и разработать рекомендации по ее осуществлению.
Данная цель достигается решением следующих исследовательских задач:
1. Выяснить характер условий профессиональной деятельности медицинских работников;
2. Рассмотреть нормативную базу регулирующую деятельность врачей;
3. Рассмотреть действующие меры социальной защиты медицинских работников;
4. Рассмотреть судебную практику;
Методологическую базу собрали как общие методы исследования (метод системного анализа, сравнительный и др.), так и частно-научные (сравнительно–правовой, толкование норм права, формально юридический методы и др.) и всеобщий диалектико–материалистический метод исследования.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников.
1. В среднем затраты времени на получение профессионального медицинского образования составляют 9 лет. Средняя заработная плата опрошенных врачей составила примерно 23000 рублей в месяц. Дифференциация ее размеров является умеренной: зарплата наиболее высокооплачиваемой децильной группы врачей превышает наименее оплачиваемую децильную группу в 4 раза. Для абсолютного большинства врачей (3/4) характерна занятость на одну полную ставку. На полторы ставки чаще работают врачи ЦРБ — 39% и в больницах — 22%, причем мужчины в 2 раза чаще, чем женщины, работают на полторы ставки. Основная группа врачей (41%) оценивают свой рабочий день как очень загруженный, считают, что его загрузка превышает планку в 100%. Примерно у 1/3 врачей фактическое время работы превышает установленное от 1 до 10 часов. Еще треть врачей фактически работают с превышением установленного более чем на 10 часов. В то же время ради дополнительного заработка готовы больше работать 49% респондентов.
2. Большинство врачей считает, что интенсивность их труда либо иногда (44%), либо часто (14%) превышает имеющиеся возможности. Только 10% не чувствуют усталости после окончания рабочего дня, абсолютное большинство такую усталость чувствуют, причем 16%, по их оценкам, очень сильно устают. Только 15% респондентов считает, что их труд оплачивается по справедливости, еще четверть считают, что это бывает иногда, большинство же (57%) дает твердые отрицательные оценки.
3. Больше всего не устраивает врачей несоответствие заработка трудовому вкладу (63%), в то же время четкого линейного влияния размера заработка на уровень удовлетворенности работой не обнаружено. Поэтому условия труда и уровень его оплаты позволяют отнести врачей к слабо защищенной профессиональной группе.
4. И специалисты, и неспециалисты согласны, что врачебной ошибкой можно считать действие, имеющее негативный эффект для здоровья пациента, который, однако, не зависит от врача. Врачебную ошибку участники проведенной диссертантом фокус-группы отличают от преступления или некачественного оказания медицинской помощи. Все участники согласны, что избежать врачебных ошибок невозможно. Специалисты и представители следственных органов считают, что их количество можно снизить, если ввести обязательное страхование врачебной ошибки. Пациенты считают, что количество врачебных ошибок можно снизить, улучшив условия труда врачей. Все единодушны в том, что высокий уровень профессионализма гарантирует снижение числа врачебных ошибок.
5. Причинами врачебных ошибок участники фокус-группы считают: отсутствие системного подхода в постановке диагноза (недообследование, нарушение логики принятия решений, необращение за консультацией к другим специалистам); избыточную диагностику и избыточную лекарственную терапию (в том числе не соотнесенную с системным представлением о пациенте и его состоянии); недостаточную квалифицированность медперсонала (в тех случаях, когда ошибка исправлена, при необратимых последствиях неквалифицированность трактуется как преступление).
6. Пациенты, пострадавшие от врачебных ошибок, склонны все их характеризовать как правонарушения, но согласны, что возмещение ущерба может быть предоставлено страховой компанией, а не врачом или ЛПУ. Страхование профессиональной ответственности признается оптимальным вариантом защиты прав врача в ситуации врачебной ошибки.
7. Правам пациентов и обязанностям медицинских работников посвящены 17 статей «Основ законодательства об охране здоровья граждан», за нарушение которых предусмотрены различные формы ответственности (административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная). Интересы врачей отстаивают лишь 5 статей (в части трудового и гражданского кодекса), но отсутствуют специальные статьи, гарантирующие права врача.
8. Сохраняются прежние патерналистские ориентации в отношении профсоюзов. Они расцениваются, преимущественно, как источник льгот. Это объясняется тем, что большинство членов профсоюза находятся в возрасте, позволяющем им помнить профсоюзные организации времен СССР. Протестные настроения выражены слабо. Это связано, в основном, со спецификой профессии, о которой говорилось в предыдущих разделах работы. Потребность в существовании профсоюзов высока. Это связано не только с трудовыми интересами коллективов и отдельных работников, но и со спецификой данной социальной группы, в которой принята строгая иерархическая подчиненность. В сфере профсоюзной деятельности иерархические преграды снимаются и люди чувствуют себя единым коллективом. Групповая идентичность на уровне профсоюзной деятельности выражена очень сильно.
В этой связи возможно предложить следующие рекомендации:
1. Государство должно учитывать риск повышения властного ресурса медицины в ситуации социальной незащищенности врачей. Это еще один аргумент в пользу оптимизации им своих функций в сфере правовой и экономической политики в здравоохранении.
2. Юридический статус врача, несомненно, следует повысить путем создания государственных и региональных законов, в которых более четко должны регламентироваться медицинская практика и защита его прав как гражданина, выполняющего чрезвычайно важную роль в обществе и имеющего существенное значение в сохранении жизни и здоровья населения. К примеру Постановление Правительства РФ "О некоторых вопросах статуса медицинских работников".
3. Поскольку ни ассоциации, ни этические комитеты пока не обладают действенными механизмами защиты юридических, экономических, моральных и других прав врачей, можно предложить им объединить свои усилия с теми социальными субъектами, у которых эти механизмы есть, но которые не имеют непосредственного отношения к профессиональной группе врачей к примеру со страховыми компаниями.
Распределение функций между этими субъектами можно представить так:
Страховые компании осуществляют страхование профессиональной ответственности, согласно договорам;
Медицинские ассоциации осуществляют информационные и организационные мероприятия по страхованию среди медицинских работников, а также могут выступать заказчиками страховых услуг.
Этические комитеты ЛПУ проводят экспертизы страховых договоров и экспертизу страховых случаев в досудебных случаях.
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 04.08.2014, ст.4398
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. № I (часть I). 07.01.2002. Ст. 3.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 52 (ч. I). 2013. ст. 6965.
4. Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" (вместе с "Правилами осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» // Официальный интернет-портал правовой информации. 09.01.2023. 0001202301090003.
2. Материалы судебной практики
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2022 № 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях" и статей 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко» // Официальный интернет-портал правовой информации. 06.10.2022. 0001202210060002.
3. Научная и учебная литература
6. Бармина Т.В. Культура потребления медицинских услуг в современном российском обществе. Канд. Дис. Волгоград. ВолГМУ. 2022.
7. Белкин А.А. Аналогия в государственном праве // Правоведение. 2022. № 6. С. 18.
8. Братановский С.Н. Административное право. Особенная часть: Учебник. М., 2022. С. 256 - 257.
9. Галь И.Г. Обязательство по оказанию медицинской услуги: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. С. 16 - 17.
10. Кузнецов А.В. Социальные взаимоотношения врачей, пациентов и СМИ в процессе медикализации. Канд. Дис. Волгоград. ВолГМУ. 2020.
11. Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования // Медицинское право. 2022. № 3. С. 17.
12. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М. 2020. С. 70.
13. Мнацаканян А.С. Юридическая оценка медицинской деятельности в структуре гражданско-правовой ответственности // Общество и право. 2023. № 1. С. 111.
14. Мохов А.А. Врачебная ошибка (социально-правовой аспект) / А.А. Мохов, И.Н. Мохова: Монография. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2021. 156 с.
15. Прошин В.А. Отношение пациентов к платным медицинским услугам. Канд. дис. Волгоград. ВолГМУ. 2021.
16. Помазкова С.И. О значении соотношения понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга" для реализации права граждан на охрану здоровья // Юридический мир. 2020. № 11. С. 38.
17. Путило Н.В. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан: на пороге перемен // Журнал российского права. 2020. № 10. С. 45.
18. Самигуллин В.К. Локальное нормативное правовое регулирование: состояние и перспективы // Журнал российского права. 2021. № 4. С. 20. Тихомиров А.В. Обязательственная организация медицинской деятельности // Главный врач: хозяйство и право. 2022. № 4. С. 29.
19. Тихомиров А.В. Законодательная реформа здравоохранения: обсуждение и выводы // Главный врач: хозяйство и право. 2021. № 2. С. 40.
20. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2022. № 8. С. 9.
21. Хзанян Н.Ш. Локальные правовые акты медицинских учреждений // Журнал российского права. 2021. № 11. С. 43.