ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Клинико-психологические особенности детей с аутизмом 8-10 лет 9
1.2. Физиологические особенности детей с аутизмом 8-10 лет 23
1.3. Влияние адаптивной физической культуры на общее состояние детей с
аутизмом 8-10 лет 42
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 55
2.1. Методы исследования 55
2.2. Организация исследования 70
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 755
3.1. Изучение особенностей игровых занятий с детьми-аутистами младшего
школьного возраста 755
3.2. Анализ изменения физического состояния 877
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 977
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Актуальность исследования. Вопросы, касающиеся этиологии, диагностики и терапии раннего детского аутизма имеют особую привлекательность для специалистов в различных научных областях - медицины, психологии, педагогики и логопедии. Этот интерес может вытекать из признания увеличения распространенности аутизма и его обобщенного характера. Каждый ребенок с аутизмом имеет сочетание нескольких симптомов, которые создают проблемы для диагностики и требуют понимания того, как черты характера каждого ребенка отличаются от других детей при аналогичных формах нарушений развития. Недостаточное знание широкого спектра нарушений, является одной из причин диагностических ошибок, а это в свою очередь вызывает трудности в разработке адекватных стратегий терапии когнитивных, поведенческих, языковых и моторных нарушений.
Дети с аутизмом не проявляют желания общаться. Они не понимают эмоции и поведение людей и не могут использовать речь как средство общения. Эти дети обладают уникальным репертуаром повторяющихся стереотипных форм поведения.
Дети с аутизмом очень уязвимы в обществе. Их реабилитация должна варьироваться в зависимости от тяжести заболевания. Им необходимо комплексное реабилитационное решение всех их личностных и социальных потребностей. Также существует острая необходимость в признании сообществом их потребностей.
Подход к реабилитации детей с аутизмом - это тщательно проработанный процесс на каждом этапе его реализации. Постепенное включение ребенка в процесс совершенствования его навыков должно быть подковано не только просто желанием родителей, но и подкреплено точным руководством врачей и реабилитологом. В процессе реабилитации очень важно подобрать методику занятий, которая будет подходить именно конкретному ребенку и корректировать непосредственно его индивидуальные отклонения в состоянии здоровья.
Инновационное сочетание традиционной когнитивной реабилитации и игровых технологий предлагают интерактивный познавательный подход к занятиям. Эти новые методы направлены на ликвидацию лежащих в основе когнитивных нарушений и расстройств, используя игровую деятельность, чтобы поддерживать высокий уровень вовлеченности и внимание со стороны детей.
Игровые занятия содержат в себе познавательные, структурированные и индивидуализированные программы, доступные для детей с аутизмом, которые помогают поддерживать их внимание и решают их слабые стороны, опираясь на сильные.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение средств игровой деятельности на физкультурно-оздоровительных занятиях, позволит улучшить развитие психофизических качеств у детей с аутизмом 8-10 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс развития психофизических качеств у детей с аутизмом 8-10 лет средствами игровой деятельности на физкультурно-оздоровительных занятиях.
Предмет исследования: влияние средств игровой деятельности на психофизические качества у детей с аутизмом 8-10 лет.
Цель исследования: определение влияния средств игровой деятельности в учебно-тренировочном процессе физкультурно-оздоровительных занятий на развитие психофизических качеств у детей с аутизмом 8-10 лет.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития психофизических качеств у детей с аутизмом 8-10 лет до проведения педагогического эксперимента.
2. Подобрать средства игровой деятельности для использования в учебно-тренировочном процессе на физкультурно-оздоровительных занятиях, направленных на развитие психофизических качеств у детей с аутизмом 8-10 лет.
3. Выявить эффективность подобранных средств игровой деятельности в учебно-тренировочном процессе на физкультурно-оздоровительных занятиях, направленных на развитие психофизических качеств у детей с аутизмом 8-10 лет, после проведения педагогического эксперимента.
Методы исследования, применяемые в соответствии с целью и задачами исследовательской работы: анализ литературных источников, анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, психолого-педагогическое тестирование, тестирование психофизических качеств, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Проблема исследования заключается в важности использования разнообразных средств и методов адаптивной физической культуры, в том числе, средств игровой деятельности в учебно-тренировочном процессе на физ-культурно-оздоровительных занятиях для успешного развития психофизических качеств у детей с аутизмом, а также их интеграции в современное общество.
Теоретической основой исследования стали концептуальные идеи
- специальной педагогики в специальном образовании [Л.И. Аксенова, 2001];
- принципы полезности движения и вреда гиподинамии [Н.М. Амосов, 2004, Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов, 2009, Н.А. Берштейн, 1997, Г.П. Билич, Л.В. Назарова, 1998];
- современные западные методики работы с аутистами [П. Сансон, 2008];
- концепции и основные линии исследований, в которых аутизм рассматривается на поведенческом, биологическом и когнитивном уровнях [Ф. Аппе, 2016];
- психологические исследования личности, стресса, процессов адаптации [Б.Р. Мандель, 2014]
Для воплощения цели и задач исследования, а также проверки гипотезы исследования применялось сочетание комплексных методов исследования: теоретический (анализ и синтез научно-методической литературы); эмпирический (педагогическое наблюдение, психолого-педагогическое тестирование, тестирование психофизических качеств, анкетирование, педагогический эксперимент), математический (методы математической статистики).
Эмпирическая база исследования. Тольяттинская городская общественная организация инвалидов-опорников «КЛИО», на базе спорткомплекса «Олимп», где проводились физкультурно-оздоровительные занятия. Дети с аутизмом в количестве 20 человек, инструктор по физической культуре, руководитель. Были сформированы две исследуемые группы - экспериментальная и контрольная, в каждой по 10 человек.
Основные этапы исследования:
Исследование проводилось в течение полутора лет.
На первом этапе исследования (октябрь 2016 - апрель 2017 г.).
До начала исследования была изучена социологическая, педагогико-психологическая литература по заболеванию, был проведен анализ и синтез изученной литературы, сформулирована цель, рабочая гипотеза и задачи ис-следования.
С целью представления полной картины об исследуемых группах, у детей было проведено первичное тестирование психофизических качеств, был проведен психологический тест по шкале степени аутизма у детей, был про-веден скрининговый тест ASSQ, предназначенный для предварительного вы-явления аутичных черт у детей в возрасте 6-16 лет, а также, было проведено анкетирование родителей.
После анализа теоретической части исследования, на втором этапе (март 2016г. - март 2017 г.) был проведен непосредственно сам педагогический эксперимент. Экспериментальная группа детей занималась по предложенной нами методике игровых занятий, направленных на улучшение психофизических качеств у детей с аутизмом 8-10 лет. Контрольная группа продолжала заниматься обычными занятиями.
На третьем заключительном этапе исследования (апрель 2017 г.) была проведена математическая обработка результатов. На этом же этапе исследовательской работы были проанализировали данные, которые были получены с помощью таких методов исследования, как тестирование, анкетирование и диагностирование. Первые данные для анализа, а также результаты анкетирования были получены в марте 2016 г. Данные повторного заключительного тестирования и анкетирования были получены в марте 2017 г. В апреле 2017 года были сформированы, подготовлены и проанализированы заключительные результаты всего исследования, было составлено заключение и была оформлена научная работа.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Проведен анализ проблем в работе с детьми с аутизмом средствами адаптивной физической культуры. В настоящее время получили положи-тельный отзыв игровые занятия для детей с аутизмом. Но при этом, недостаточно изучено влияние средств игровой деятельности для использования в учебно-тренировочном процессе на физкультурно-оздоровительных занятиях и направленных на развитие психофизических качеств у детей с аутизмом младшего школьного возраста.
2. Разработана методика улучшения психофизических качеств у детей с аутизмом средствами игровой деятельности.
3. Доказана эффективность применения средств игровой деятельности в учебно-тренировочном процессе на физкультурно-оздоровительных занятиях и направленных на развитие психофизических качеств у детей с аутизмом младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обосновании влияния игровой деятельности в комплексе учебно - тренировочных занятий на психофизические качества у детей с аутизмом 8¬10 лет.
Научно-практическая значимость исследования состоит:
- в реализации методики улучшения психофизических качеств у детей с аутизмом младшего школьного возраста в учебно-тренировочном процессе на основе игровой деятельности.
- в разработке практических рекомендаций по применению данной методики для детей с аутизмом младшего школьного возраста, учитывая индивидуальный и комплексный подход.
Достоверность результатов подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимо-дополняющих методов исследования; личным проведением эксперимента и участие в нем автора; реальностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных при помощи пакета прикладных компьютерных программ; положительным результатом исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях ТГУ, а также в научных журналах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методическое обоснование применения игровой деятельности для использования в учебно-тренировочном процессе на физкультурно-оздоровительных занятиях и направленных на развитие психофизических качеств у детей с аутизмом младшего школьного.
2. Эффективность использования игровой деятельности для использования в учебно-тренировочном процессе на физкультурно-оздоровительных занятиях и направленных на развитие психофизических качеств у детей с аутизмом младшего школьного возраста состоит в применении различных интерактивных занятий, упражнений ОФП, техник расслабления.
Структура и объем магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 100 страницах компьютерного текста. Работа содержит 3 рисунка, 22 таблицы. Список используемой литературы насчитывает 36 источников, в том числе, 5 иностранных.
Игра - естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой. Особые дети тоже хотят играть, но, в отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием. Именно навыки, которые так нужны детям с аутизмом и трудностями обработки сенсорной информации не только для игры, но и для адаптации к различным ситуациям обычной жизни, для подготовки к школе и для последующей учебной деятельности, стали важной частью магистерской диссертации. Поскольку у детей с аутизмом дефицит специфичных навыков (у здоровых детей эти навыки есть, и в них нет ничего специфичного), их необходимо развивать, но в определенной последовательности.
Невозможно переоценить роль интерактивной, физической игры в качестве основы для обучения детей жизненно необходимым для их психофизического и социального существования навыкам, а также для их умственных способностей. Динамическая сущность игры заключается в стимулирующем развитии двигательной и нервной систем, при которых мозг соединяется с телом. Не только мой собственный опыт, но и исследования других ученых показывают, что игра незаменима в стимуляции обучения на уровне нервной системы, в развитии речевых способностей, психофизических качеств, овладении социальными когнитивными понятиями. В процессе игры ребенку предоставляется возможность использовать тело для воздействия на предметы окружающего мира - единственный способ по-настоящему понять его психофизические и пространственные свойства. Интерактивная сущность игры создает идеальные условия для овладения речью и интуитивного понимания других людей.
Интегративность игр будет способствовать сбалансированной работе разных систем организма ребенка и поможет ему адаптироваться к разным ситуациям жизни и взаимодействия с окружающими людьми. Дети с неврологическими проблемами зачастую не соответствуют общепринятым параметрам возрастного развития. Выбирая максимально эффективные развивающие занятия для ребенка, нужно помнить, что уровень его умений может отличаться от «паспортного» возраста.
В период проведения исследовательской работы и педагогического эксперимента, можно было отметить, что психологами, реабилитологами и различными специалистами ведется определенная работа по разработке разнообразных методик и пособий по реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с инвалидностью и без в сферы общественной жизни, при-меняя средства адаптивной физической культуры.
В результате исследовательской работы были сделаны следующие выводы:
1. Одним из важных направлений в адаптивной физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра может стать применение средств игровой деятельности на физкультурно-оздоровительных занятиях. Дети с аутизмом подвержены проблемам различного характера, в частности: социального, психологического и физического. Целью поставленного педагогического эксперимента стала целесообразность применения средств игровой деятельности на физкультурно-оздоровительных занятиях, как средства развития психофизических качеств, улучшение психологических характеристик, а также социализация детей с аутизмом, повышение выносливости как в физическом, так и психологическом плане.
2. Учебно-тренировочный процесс развития психофизических качеств у детей с аутизмом 8-10 лет проводился с небольшими отличиями от тренировочного процесса здоровых сверстников.
Необходим избирательный подход к каждому участнику учебно-тренировочного процесса, так как у каждого ребенка есть свои индивидуальные ограничения психологического плана, а также страхи и фобии.
3. Был разработан основной алгоритм построения учебно-тренировочного процесса:
- необходимо проводить комплексы упражнений ОФП для развития физических качеств;
- необходимо делать небольшие перерывы, чтобы детям было легче перестроиться между упражнениями;
- необходимо выполнять расслабляющие упражнения, чтобы снять скованность в теле;
- необходимо проводить спортивные мероприятия и различные выступления, чтобы обеспечивать мотивацию на занятиях.
4. Проведение педагогического эксперимента показало эффективность внедрения средств игровой деятельности на физкультурно-оздоровительных занятиях в учебно-тренировочном процессе, как средство развития психофизических качеств детей с аутизмом 8-10 лет. У участников экспериментальной группы произошли небольшие положительные изменения в показателях по всем тестам оценки психофизических качеств. Из анализа результатов психологическим тестов в экспериментальной группе, можно увидеть понижение тревожности, повышение уверенности в себе, удовольствие от групповых занятий и комфортность ребенка в общении с другими участниками, что благоприятно отразилось на общем психологическом состоянии, по сравнению с контрольной группой. Участники педагогического эксперимента старательно выполняли различные задания, упражнения, старались запоминать и с удовольствием играли в подвижные игры, делали зарядку на разминке, стремились к будущим достижениям.
5. При выстраивании учебно-тренировочного процесса рекомендуется применять занятия ОФП для укрепления общего физического состояния. Формировать упражнения, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка и направленные на развитие основных физических качеств: быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации.
Данные упражнения помогут развить ослабленные двигательные качества и быть наравне со здоровыми сверстниками.
6. Для улучшения эффективности проведения физкультурно-оздоровительных занятий, нужно соблюдать следующие пункты:
- Построение учебно-тренировочного процесса должно быть исходя из индивидуальных психофизических ограничений.
- Включать в учебно-тренировочный процесс разнообразные релаксирующие техники, такие как: растяжки, массаж, отслеживание физического состояния (давление, пульс).
- Выстраивать тренировочный процесс, учитывая межличностные отношений участников и поддерживать авторитарность и уважение инструктора по физической культуре, а также всех специалистов, вовлеченных в учебно-тренировочный процесс.
7. Необходимо разработать теоретико-методологическую базу для поддержания и восстановления психофизических возможностей детей с аутизмом в учебно-тренировочном процессе с применением средств игровой деятельности на физкультурно-оздоровительных занятиях.
По результатам проведения исследования и педагогического эксперимента, можно удостоверять о положительной динамике и эффективности подобранной методики. Физкультурно-оздоровительные занятия с применением средств игровой деятельности позволили улучшить психофизические качества у детей с аутизмом 8-10 лет. Участие в небольших соревнованиях и выступлениях позволили улучшить общее психологическое состояние, снизило тревожность и напряженность, придало мотивацию в жизни, способствовало формированию волевых личностных качеств, расширило жизненные перспективы и помогло повысить социальный статус и избавиться от межличностных барьеров.
В заключении, хочется привести высказывание педиатрической ассоциация эрготерапевтов, которое очень хорошо открывает нам обширный горизонт того, к чему может привести работа с детьми с аутизмом: «Сегодня он будет ставить один кубик на другой - глаза, пальцы, нервы и мышцы при этом будут работать вместе - и даже не догадываться, что, занимаясь этим простым делом, он закладывает основы всех тех будущих дней, когда он произнесет по буквам свое имя, сочинит свою первую историю, напишет первое письмо и, не успеете вы оглянуться, уже создаст роман-бестселлер, а затем, конечно, получит Нобелевскую премию».
1. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология. Учебник для студентов медицинских вузов/Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. - М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009 г. - 520 с.
2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л.И. Аксенова. - Издательский центр «Академия», 2001 г. - 192 с.
3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья/ Н.М. Амосова. - АСТ, Сталкер. Москва, Донецк, 2004 г. - 430 с.
4. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса/П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1968 г. - 546 с.
5. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс]/Ф. Аппе: пер. с англ. Д.В. Ермолаева - Эл. Изд. - М.: Теревинф, 2016 г. - 217 с.
6. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)/Е.Р. Баенская. - М.: Теревинф, 2007 г. - 108 с.
7. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений/Н.А. Бернштейн. - под ред. В.П. Зинченко. - М.: Изд. «Институт практической психо-логии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 г. - 608 с.
8. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/Б. Беттельхейм; пер. с англ. Б. Орлова. - Издательства: Академический Проект, Фонд «Мир», 2013 г. - 480 с.
9. Билич Г.П. Основы валеологии/Г.П. Билич, Л.В. Назарова. - СПб.: Изд. «Водолей», 1998 г. - 560 с.
10. Блейлер Э. Руководство по психиатрии/Э. Блейлер. - перевод с дополнениями по последнему 3-му немецкому изданию д-ра А.С. Розвиталь. - Берлин: «Товарищество ВРАЧ», 1920 г., «Независимая Психматрическая Ассоциация» совместно с изд. «Смысл», 1993 г. - 573 с.
11. Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации/Д. Брунер; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977 г. - 413 с.
12. Гиляровский В.А. Психиатрия/В.А. Гиляровский. - Издательство «АМН СССР», 1931 г. - 757 с.
13. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми/Т. Делани; пер. с англ. В. Дягтеревой; науч. ред. С. Анисимова. - 2-е изд. - Екатеринбург: Рама Паб- лишинг, 2016 г. - 272 с.
14. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапии (Серия: Мир психологии)/А.И. Захаров; М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000 г. - 448 с.
15. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство/Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003 г. - 391 с.
16. Каган В.Е. Психотерапия аутизма у детей/В.Е. Каган; под ред. В.Е. Рожнова. - Ташкент, 1985 г.
17. Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия в 2х томах/В.В. Лебединский. - под. ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской; 1-й том. - Изд. М.: - МГУ, 2002 г. - 744 с.
18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека/А.Р. Лурия; пер. с англ. - М.: Издательство Московского университета, 1962 г. - 433 с.
19. Малер Маргарет С. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация/ Маргарет С. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман; пер. с англ.; М.: Когито-Центр, 2011 г. - 410 с.
20. Мандель Б.Р. Психология стресса [Электронный ресурс]: учебное пособие/Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014 г. - 252 с.
21. Мнухин С.С. Хрестоматия по психиатрии детского возраста/С.С. Мнухин. - Изд. «Юридический центр «Пресс»», 2008 г. - 315 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений/В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. - 608 с.
23. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст]/О.С. Никольская. - М.: МГПУ,2008 г. - 464 с.
24. Осипов В.П. Курс общего учения о душевных болезнях/В.П. Осипов. - Берлин, Государственное изд., 1923 г. - 723 с.
25. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский. - М., 1979 г. - 75 с.
26. Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми/П. Сансон. - 2-е изд. - Москва: Теревинф, 2008 г. - 208 с.
27. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно- информационная теория высшей нервной деятельности/П.В. Смирнов. - М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1998 г. - 98 с.
28. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов [Текст]: комплексная психологическая коррекция/А.С. Спиваковская. - М.: Изд. МГУ, 1988. - 200 с.
29. Фрит К. Шизофрения: краткое введение/К. Фрит, Э. Джонстон: пер. с англ. Ю.В. Крижевской. - М.: Астрель: АСТ, 2005 г. - 204 с.
30. Ханин Ю.Л. Межличностная и внутри групповая тревога в условиях значимой совместной деятельности/Ю.Л. Ханин. - Вопросы психологии №5, 1991 г. - 56 с.
31. Эриксон Э.Г. Детство и общество/Э.Г. Эриксон. - пер. с англ. и научный ред. А.А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000 г. - 560 с.
32. Baron-Cohen S. Autism and Asperger Syndrome. - Oxford University Press, 2008. - 176 p.
33. Bosch G. Infantile autism. A clinical and phenomenological - anthropological investigation taking language as the guide/G. Bosch; translated by Derek and Inge Jordan, - Springer-Verlag Berlin, Heidelberg, New York, 1970 - 158 p.
34. Ehlers S. A Screening Questionnarie for Asperger Syndrome and Other High-Functioning Autism Spectrum Disorders in School Age Children/S.Ehlers, C. Gillberg., L. Wing. - Journal of Autism and Developmental Disorders, 1999. V. 29. No. 2, - p. 129-141.
35. Hobson R.P. Imitation and identification in autism/R.P. Hobson. - Journal of Child Psychology & Psychiatry, №40, 1999, p. 649-659.
36. Kanner L. Autistic Disturbances of Affective Contact/L. Kanner; Nervous Child 2 (1943): p. 217-250. Reprinted in Childhood Psychosis: Initial Studies and New Insights, ed. Leo Kanner (Washington, D.C.: V. H. Winston, 1973). Also reprinted in Classic Readings in Autism, ed. Anne M. Donnellan (New York: Teacher's College Press, 1985).