Введение 4
1. Теоретические аспекты предоставления образовательных кредитов в коммерческих банках 7
1.1 Понятие и принципы образовательного кредитования 7
1.2 Нормативно-правовая база образовательного кредитования
1.3 Практика предоставления образовательных кредитов за рубежом .
2. Анализ практики предоставления образовательных кредитов в АИКБ
«Ипак Йули»
2.1 Технико-экономическая характеристика АИКБ «Ипак Йули»
2.2 Порядок и условия предоставления образовательных кредитов в
АИКБ «Ипак Йули»
2.3 Анализ динамики предоставления образовательных кредитов в
АИКБ «Ипак Йули»
3. Направления развития образовательного кредитования в АИКБ «Ипак
Йули»
3.1 Проблемы и рекомендации по совершенствованию системы
образовательного кредитования в АИКБ «Ипак Йули»
3.2 Обоснование экономической эффективности предлагаемых
мероприятий
Заключение
Список используемой литературы 72
Приложения 78
До недавнего времени образовательные кредиты были новинкой в сфере банковских услуг Узбекистана, но сейчас эта банковская услуга стала развиваться, интерес к ней со стороны населения возрастает.
Ввиду изменения мировоззрения людей, ввиду экономических и демографических изменений в Узбекистане в последние десятилетия страна столкнулись с новой для себя проблемой в системе высшего образования - бурным ростом количества студентов. При этом государство оказалось не готовым оплачивать из бюджета увеличивающиеся расходы на образование. В качестве выхода из этой ситуации в Узбекистане начала развиваться система образовательного кредитования.
Кредитные программы для студентов являются одним из важнейших элементов системы финансирования узбекского высшего образования. Они способствуют решению проблем доступности качественного образования и направляют дополнительные ресурсы в учебные заведения.
Значительная часть населения готова платить за качественное образование, чему способствует рост осуществляемых платежей за образовательные услуги.
Поскольку образование рассматривается как инвестиции в человеческий капитал, идея специальных сберегательных программ для образовательных целей вполне естественна. В настоящее время образовательные кредиты становятся все более перспективным инструментом финансирования образования, все большее число студентов получают образование в кредит.
Поэтому нужна система образовательного кредитования, которая будет наиболее полно удовлетворять запросам населения. Именно этими факторами и объясняется актуальность данной бакалаврской работы.
Цель исследования - анализ практики предоставления образовательных кредитов.
Для того чтобы достичь поставленной цели были поставлены следующие задачи, требующие своего решения:
- исследовать теоретические аспекты предоставления образовательных кредитов в коммерческих банках;
- проанализировать практику предоставления образовательных кредитов в АИКБ «Ипак Йули», в частности порядок и условия, анализ и оценку эффективности;
- обосновать направления и мероприятия по развитию образовательного кредитования в АИКБ «Ипак Йули», оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является деятельность АИКБ «Ипак Йули».
Предметом исследования выступает практика предоставления образовательных кредитов АИКБ «Ипак Йули».
Информационной базой послужили отчетные документы исследуемой организации, статистические материалы.
Методы исследования. В процессе работы применялись диалектические, системные, аналитические, статистические, маркетинговые и другие методы анализа.
Практическая значимость работы заключается в применении результатов исследования в работе АИКБ «Ипак Йули», а также в работе других кредитных организаций в процессе совершенствования образовательного кредитования и их адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Проблемы системы образовательных кредитов были в поле зрения многих ученых, в число которых можно отнести: Андрущак Г.В., Байкова С.Д., Бровкина Н., Гладышева А., Грунина А.А. и многих других.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе работы изучены сущность понятия, цели и функции образовательного кредита, нормативно-правовая база, обеспечивающая ее и практика предоставления образовательных кредитов за рубежом.
Во второй главе приведена характеристика деятельности АИКБ «Ипак Йули», порядок и условия предоставления образовательных кредитов в АИКБ «Ипак Йули», а также анализ и оценка эффективности предоставления образовательных кредитов в коммерческом банке.
В третьей главе работы предложены мероприятия по совершенствованию системы образовательного кредитования АИКБ «Ипак Йули» и обоснована их экономическая эффективность.
В заключении даны выводы и рекомендации по работе.
Проведенное в работе исследование позволяет сделать следующие выводы.
Образовательный кредит является для студента основным целевым кредитом для обеспечения своего обучения в образовательном учреждении.
Модели кредитования образования предполагают значительное влияние государства на развитие системы образования, поскольку человеческий капитал является важнейшим источником благосостояния любой нации. Это подтверждается опытом ряда стран, где построены смешанные модели финансирования высшего образования с сохранением системы бюджетного финансирования и с использованием моделей образовательного кредитования.
В целом зарубежный опыт свидетельствует о том, что развитая система образовательного кредитования оказывает благотворное влияние на развитие и повышение качества высшего образования. В настоящее время в Республике Узбекистан, используя опыт зарубежных стран, представляется целесообразным в большей степени учитывать социальные факторы при реорганизации системы высшего образования. Считаем, что если полностью перевести образование на коммерческую основу, государство должно создать альтернативу бесплатному образованию, например, в форме грантов и такой системы предоставления кредитов, при которой абитуриент может фактически взять кредит и отдать это в разумные сроки.
Анализ нормативно-правовой базы кредитования образовательных учреждений показал, что на сегодняшний день в Узбекистане нет законодательства об образовательных кредитах, но существуют отдельные правила, которые в определенной степени регулируют отношения, связанные с предоставлением образовательных кредитов. Однако предпринимаются попытки их создать.
В Узбекистане достаточно большое количество банков готовы предоставить образовательные кредиты, но в большинстве случаев отсутствует государственная поддержка, ограничивающая их деятельность. Анализ узбекских образовательных программ кредитования показал, что без эффективных мер государственной поддержки невозможно преодолеть основные ограничения коммерческого кредитования.
Результаты исследования на примере АИКБ «Ипак Йули» что в Узбекистане спрос на образовательные кредиты увеличился в 2018 году. Кредит можно получить для обучения в образовательных учреждениях, которые были отобраны для участия в государственной программе.
Несмотря на то, что образовательный кредит предоставляется большим количеством узбекских банков, для заемщика требуется гарантия (студент из малообеспеченной семьи таких гарантий не имеет), льготный период часто отсутствует, а процентная ставка чуть ниже ставки по потребительским кредитам.
Следовательно, уровень предложения образовательных кредитов в Узбекистане в настоящее время остается низким, то есть можно сделать вывод, что существующие программы образовательного кредитования не могут в полной мере удовлетворить спрос населения из разных доходных групп.
Для повышения доступности образовательного кредитования в Узбекистане предлагаем следующие мероприятия:
1. Дифференциация и снижение процентной ставки по образовательным кредитам.
2. Внедрение системы IBS Monitoring.
В результате по 8% ставке, относительно 16% ставки, студент может получить выгоду в размере 866666,67 сум, т.е. почти в два раза ниже ранее оплачиваемой суммы. А при 10% ставке, относительно 16% ставки, студент может получить выгоду в размере 649999,99 сум, т.е. это также ниже ранее оплачиваемой суммы.
В результате при оплате по процентной ставке 8% и 10%, есть выгода погашения как студенту, так и снижения вероятности невозвратности кредита банку.
Экономический эффект от предлагаемых мероприятий положительный, так как затраты на мероприятия составили 5880 тыс. сум и увеличили объем выполняемых работ на 83220 тыс. сум.
Срок окупаемости: 0,07 дней.
Следовательно, затраты на совершенствование системы образовательного кредитования в АИКБ «Ипак Йули» окупятся в течение 7 недель.
Т.е. данное мероприятие будет не убыточным и эффективным.
1. Алимов О. Банковское дело. М.: АСТ, 2014. 309 с. (дата обращения 20.02.2019)
2. Байрам У. Р., Парамонов А.В., Зикирияев С.И. Преимущества и
недостатки методик оценки финансовой устойчивости коммерческих банков [Электронный ресурс] // Символ науки. 2016. №6-1. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-metodik-ots...
3. Банковский менеджмент: Учеб. практич. пособие/ А.А. Максютов. 3-е изд., перераб. и доп.М.: Альфа-Пресс, 2015. 299 с.
4. Банковское дело. Учебник для вузов / Н. Г. Александрова [и др.]; под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. 2-е изд. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015. 400 с.
5. Банковское дело. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / О.И. Лаврушин [и др.]; Финансовая академия при Правительстве РФ; под ред. О.И. Лаврушина. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2015. 766 с.
6. Банковское дело. Учебник / Е. Ф. Жуков, Н. Д. Эриашвили, А. Б. Басс и др.; [ВЗФЭИ]; Под ред. Е.Ф.Жукова, Н.Д.Эриашвили. 4-е изд.; перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2016. 687 с.
7. Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая; Санкт- Петербургский государственный университет экономики и финансов (ФИНЭК). М.: ЮРАЙТ, 2015. 422 с.
8. Бровкина Н.Е. Кредитный рынок в условиях формирования новой модели роста / Н. Е. Бровкина // Банковское дело. 2014. № 1. С. 33-37.
9. Бухгалтерский баланс АИКБ «Ипак Йули» за 2016-2018 гг.
10. Дигилина Е.Д. Мировой финансовый кризис и его влияние на банковский сектор / Модернизация российской экономики в условиях финансового кризиса. Монография: Владим. гос. гуман. ун-т. Владимир, 2015.
с. 83-102.
11. Давыдова Л.В. Финансы: Учебное пособие / Л. В. Давыдова, Г. В. Коршунова, О. А. Федорова; [ВЗФЭИ. Орловский филиал. Тульский филиал]. М.: Рид Групп, 2017. 208 с.
12. Давыдов Я.О. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Альянс.2013. 519 с.
13. Демидов А. Р. Банковское дело. Учебник для вузов - М.: Инфра-М,
2015. 351 с.
14. Документы кредитногоотдела АИКБ «Ипак Йули» за 2016-2018 гг.
15. Дробинина А. П. Банковское дело. Справочное пособие: учебник для вузов - М.: Мастерство, 2016. 234 с.
16. Думанов Я.Ю. Банки. М.: АСТ, 2015. 199 с.
17. Джаксыбекова Г. Н., Нургалиева А. М. Критерии финансовой устойчивости банков // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2017. № 1(45).http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kriterii-finansovoy-ustoychivosti-funktsionirovaniyabankov.
18. Закон Республики Узбекистан от 25.04.1996 г. N 216-I «О банках и банковской деятельности» ( с изм. от 2018 г.) // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996, N 5-6, ст. 54 (дата обращения 20.02.2019)
19. Инструкция о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан (Утверждена Постановлением правления ЦБ от 22.07.2015 г. N 19/11, зарегистрированным МЮ 26.08.2015 г. N 2711) (дата обращения 20.02.2019)
20. Инструкция о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан (Утверждена Постановлением правления ЦБ от 16.03.2009 г. N 7/2, зарегистрированным МЮ 27.04.2009 г. N 1948) (дата обращения 20.02.2019)
21. Ионов Н.Ю. Модернизация системы управления рисками коммерческих банков // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета), Т.9. 2017. № 1. С. 97-101.
22. Камяненко О.С., Сюй Ж.Ж., Федотова Г.В. Финансовая устойчивость коммерческого банка // Управление. Бизнес. Власть. 2016. № 2 (11). С. 49-52.
23. Камаев В. Д. Банковское дело. Учебное пособие. М.: ИЧП Издательство Министр, 2015. 765 с.
24. Колесников А. М., Пришибилович Т. Б., Кирпичников А. П.
Факторно-аналитическая модель оценки финансовой устойчивости банка // Вестн. Казанск. технол. ун-та. 2018. № 18.
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/faktorno-analiticheskaya-modelotsenki-finansovoy-ustoychivosti-banka.
25. Малова О.Ю. Система управления интегрированными рисками в коммерческих банках. / Малова О.Ю., Лашманова Н.В.// Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ».СПб. 2015. № 6.С. 105-107.
26. Мануйленко В.В. Оценка достаточности капитала банка на основе внешних рейтингов// Банковское дело. 2017. №6. С. 51 - 56.
27. Мануйленко В.В. Развитие внутренних моделей оценки достаточности капитала в банковской системе: возможности и перспективы// Банковское дело. 2015. №3. С.65 - 73.
28. Наргалиева А. Мониторинг банковского сектора АРБР //Ассоциация региональных банков Узбекистана. 2018. октябрь, С. 12-19.
29. Никонова, И. А. Проектный анализ и проектное финансирование / И.А. Никонова. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 160 c.
30. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник (под ред. Кравцовой Г.И.) / Г.И. Кравцова и др. - Москва: Машиностроение, 2017. - 512 c.
31. Об оценке экономического положения банков: утв. указаниями Центр. Банка Рос. Федерации от 03 апр. 2017 г. №4336-У // Вестник Банка России. - 2017. - №48.
32. О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов: утв. указаниями Центр. Банка Рос. Федерации от 11 июня 2014 г. N 3277-У //
Вестник Банка России. - 2014. - №71.
33. Организация деятельности коммерческого банка / Под редакцией К.Р. Тагирбекова. - М.: Весь Мир, 2017. - 488 с.
34. Овчинникова, О. П. Стратегия институционально-сетевого развития банковской инфраструктуры [Текст] / О. П. Овчинникова, Ю. В. Михалева // Финансы и кредит. 2015. № 3(339). С. 2-9.
35. Ольхова Р.Г. Развитие международного сотрудничества в области банковского надзора // Банковские услуги. 2014. № 5. С. 2-12.
36. Постановление правления Центрального Банка от 22.07.2015 г. N 19/11 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан" (Зарегистрировано МЮ 26.08.2015 г. N 2711) (дата обращения 20.02.2019)
37. Постановление от 23.03.2013 г. Министерства юстиции N 1 и правления Центрального банка N 7/12 "Об утверждении Положения о порядке использования информации Национальной информационной базы банковских депозиторов при розыске банковских счетов должников и их дебиторов" (Зарегистрировано МЮ 02.04.2013 г. N 2448) (дата обращения 20.02.2019)
38. Постановление правления Центрального банка от 16.03.2009 г. N 7/2 "Об утверждении Инструкции о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан" (Зарегистрировано МЮ 27.04.2009 г. N 1948) (дата обращения 20.02.2019)
39. Родина Г.А. Современные проблемы финансово-кредитных отношений: Учебное пособие/ Г. А. Родина, В. А. Неклюдов; [ВЗФЭИ. Ярославский филиал]. Ярославль: ЯГТУ, 2016. 211 с.
40. Русанов Ю.Ю. Инструменты ранней предварительной ориентации мониторинга банковских рисков / Ю. Ю. Русанов // Банковское дело. 2012. № 2. С. 70-74.Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция //Деньги и кредит. 2014. №3. С. 22-29.
41. Сысоева Е.Ф. Инновационный подход к оценке потенциала розничного кредитного портфеля банка с учетом региональных особенностей / Е. Ф. Сысоева, Е. Ю. Скрыпкин // Финансы и кредит. 2017. № 5. С. 10-17.
42. Тарханова Е.А. Критерии оценки финансовой устойчивости банка // Банки. 2016. январь. С. 5-15.
43. Тавасиев, А.М. Банковское дело: Учебник для бакалавров / А.М. Тавасиев. - М.: Юрайт, 2017. - 647 с.
44. Тавасиев, А.М. Банковское дело: словарь официальных терминов с комментариями / А.М. Тавасиев, Н.К Алексеев. - М.: Дашков и К, 2017. - 656 с.
45. Тавасиев, А.М. Банковское дело: словарь официальных терминов с комментариями / А.М. Тавасиев, Н.К Алексеев. - М.: Дашков и К, 2015. - 656 с.
46. Указ Президента Республики Узбекистан от 24.08.2011 г. N УП- 4354 "О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства" // Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2011 г., N 34-35, ст. 344 (дата обращения 20.02.2019)
47. Фаронов, В.В. Банковское дело (для бакалавров) (изд:10) / В.В. Фаронов. - М.: КноРус, 2014. - 800 с.
48. Фёдорова, Н.В. Банковское дело. Задачи и тесты (для бакалавров): Учебное пособие / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2014. - 328 с.
49. Филина, Светлана Деловые ожидания и монетарная политика / Светлана Филина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 894 с.
50. Хусей, Ахматов und Светлана Дубова Эффективность деятельности многофилиального банка: анализ и оценка / Хусей Ахматов und Светлана Дубова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 148 с.
51. Хворостовский Д.В. Оценка устойчивости коммерческих банков и методика CAMEL: реальность и перспективы// Банковское дело. 2016. №15 (447). С. 35 - 37.
52. Черникова Л.И., Заернюк В.М. Перспективы внедрения принципов Базеля 2 и Базеля 3 в банковской системе// Финансовая система. 2016.№19 (499). С. 25-34.
53. Юдина, И. Н. Банковская система в развивающихся экономиках. Опыт становления, развития и кризисов / И.Н. Юдина. - М.: РИОР, Инфра-М,
2016. - 352 с.
54. Albrecht D., Ziderman A. Student loans and their alternatives: Improving the performance of deferred payment programs // Higher Education. Vol. 23. No. 4. 2018. P. 357-374.
55. Finnie R. Student fi nancial aid: The roles of loans and grants. School of Policy Studies, WP 37. http://www.queensu.ca/sps/working_papers/fi les/sps_wp37.pdf.
56. Johnstone B. Student loans in international perspective: Promises and
failures, myths and partial truths. http://www.gse.buff
alo.edu/org/IntHigherEdFinance/textForSite/StudentLoanInternatFinal.pdf.
57. Woodhall M. Student loans in developing countries: Feasibility,
experience and prospects for reform // Higher Education. Vol. 23. No. 4. 2018. P.
347-356.
58. Ziderman A. Alternative objectives of national student loan schemes: Implications for design, evaluation and policy // Welsh Journal of Education. Vol. 11. Ко. 1. 2018. P. 37-47.