Введение 2
1. Сущность понятия представлений о здоровом образе жизни .6
2. Особенности формирования представлений знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 13
3. Педагогические условия формирования представлений знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста .21
Заключение .32
Список литературы .34
В последние годы актуальность проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ.
Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике. На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - Увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5% возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, 4 А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование педагогических условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «представления о здоровом образе жизни».
2. Выявить возрастные особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научной и педагогической литературы, обобщение и систематизация.
Теоретическая значимость исследования сводится к раскрытию сущности понятия «представления о здоровом образе жизни», к формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что здоровый образ жизни не стоит рассматривать лишь как способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека нравственных ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе выбор личностью своего поведения в сферах различной деятельности, позволяющей строить 63 физические, психические и социальные отношения. Представление о здоровом образе жизни является показателем сформированной внутренней позиции, определяющей целенаправленную деятельность по укреплению собственного здоровья. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. Старший дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов, педагогов является тем этапом в жизни, на котором закладываются основы умственного, нравственного, физического развития человека, формируется здоровье, складывается стереотип образа жизни.
Дети старшего дошкольного возраста, как отмечает И.В.Дубровина, уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В возрасте 5-7 лет происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
В старшем дошкольном возрасте, как указывают Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства. Формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет способствовать реализация ряда педагогических условий: осуществлен комплексный подход и насыщены различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни; на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повышена активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни; обогащено образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий. В процессе проведения экспериментальной работы было выявлено, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Были разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленные на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, при разработке которых мы учитывали выше перечисленные педагогические условия.
1. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук // Н.А. Андреева. – Екатеринбург, 2021. – 22 с.
2. Асмолов А.Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития. Дошкольное воспитание : учеб. - метод. пособие / А.Г. Асмолов , 2017. ¬– № 1. ¬– С. 5.
3. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников. Дошкольное воспитание: учеб. - метод. пособие / М. Воробьева , – 2018. – № 7. – С. 5-9.
4. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец. – Москва: Просвещение, 2018. – 240 с.
5. Глазырина, Л. Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 365 с.
6. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров // Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ. ред. Н.В.Микляевой. – М.: Изд. Юрайт. - 2017. – 510 с.
7. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 9. – С.34-36.
8. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / А.С. Козлова, Т.А. Куликова, учебник. – М.: Академия, 2018. – 416 с.
9. Кочетова Н.П. Физическое воспитание дошкольников в семье. // О воспитании ребенка в семье. - Горький, 2018.
10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова, – Москва: Академия, 2018.– 232 с.
11. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И.Лисина. – Москва : Институт практической психологии, 2017. – 98 с.
12. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева, - Москва.: ГЦОЛИФК, 2017.- 120 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. -Москва.: 2019.
14. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. // Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – Москва.: 2019.
15. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина, - Москва.: — 2018.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 2018.
20. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – Москва.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2017. – 479 с.
21. Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук // А.М. Сивцова – СПб., 2018.
22. Зайцев, Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании / Валеология. 2017. - № 4. - С. 9-16. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 170 с
23.Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.-М.: Сфера 2017[Текст]. -128с.
24. Мельниченко, И.Б. Гигиена: слов. - справ.: учеб. пособие. [Текст]/ П. И. Мельниченко, И.
25. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. учеб. заведений [Текст]/ В.А.Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 288 с.