Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
Введение...3
1 Теоретические аспекты формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста..6
1.1 Проблема формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у дошкольников...6
1.2 Методы и формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении.....10
2 Практические аспекты формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста...16
2.1 Констатирующий эксперимент... 16
2.2 Формирующий эксперимент... 21
2.3. Контрольный эксперимент... 28
Заключение... 32
Список использованных источников...34
Приложение......37
Актуальность исследования. Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации становится все более серьезной социально-экономической и правовой проблемой. Уровень аварийности на дорогах по-прежнему остается высоким. Постоянное увеличение автомобильного парка, наряду с другими причинами, приводит к резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), тяжесть последствий которых вполне сравнима с национальным бедствием. Причинами смертей в результате ДТП являются многие факторы: это и плохие дороги, и плохие водительские умения, и вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, невнимательность и плохая культура поведения пешеходов и многие другие факторы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
В настоящее время разработаны программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Но проблема безопасного поведения на улицах города по-прежнему сохраняет свою актуальность. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.Шорыгиной и др.
Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения (ПДД) диктует сама жизнь. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД организуя разнообразные формы обучения детей.
Итак, актуальность исследования определяется реальными потребностями системы дошкольного образования в раннем информировании ребенка о правилах безопасного поведения на дороге, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на дороге и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения.
Учитывая изложенную выше актуальность исследования, мы можем сказать, что основная проблема исследования заключается в поиске эффективных форм формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование навыков безопасного участия в дорожном движении детей дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования: методы и формы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть проблему формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у дошкольников;
2) охарактеризовать методы и формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении;
3) описать практические аспекты формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация, проектирование.
Теоретическая значимость: рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: практическая часть работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста, а также проект по теме исследования могут быть применены воспитателями в детском саду.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они ещё не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.
Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям.
Обучение детей Правилам дорожного движения призвано подготовить грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды.
Основной целью организации занятий по Правилам дорожного движения с детьми является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Для достижения этой цели необходимо реализовывать систему обучающих, воспитательных и развивающих задач.
К обучающим задачам относятся:
• расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
• изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
• формирование практических умений пешеходов;
• формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;
• освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.
К воспитательным задачам относятся:
• формирование культуры участника дорожного движения;
• воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.
В систему развивающих задач входят:
• развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
• развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.
Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности: в игре, во время прогулок и т.д. Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при активном участии родителей и специалистов ДОУ.
Практическое исследование состояло из трех этапов – констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенной работы по формированию у старших дошкольников навыков безопасного участия в дорожном движении была отмечена небольшая положительная динамика. Высокий уровень сформированности у детей навыков безопасного участия в дорожном движении увеличился на 5% - с 20% до 25%. Средний уровень остался прежним – 70%. Низкий уровень уменьшился также на 5% - с 10% до 5%.
Цель исследования можно считать достигнутой, задачи выполненными.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности старшего дошкольного возраста. — СПБ.: Детство-ПРЕСС, 2017. – 142 с.
2. Антюхин Э.Н. Сулла М.И. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 2021. - № 5. - С. 5-9.
3. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие. – М.: ВЛАДОС : Золотые уроки России, 2003 . – 271 с.
4. Безопасная дорога, правила дорожного движения: сайт. – URL: http://nsportal.ru/blog/detskiy-sad
5. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: кн. для воспитателей. – М.: Просвещение, 2016. – 94 с.
6. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
7. Давыдова Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: дис. ... канд. пед. наук : 3.00.08. – Тула, 1999. – 208 с.
8. Детский сад: сайт. – URL: http://nsportal.ru/blog/detskiy-sad/rabota-s-roditelyami-po-pdd
9. Истоки: базис. программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева [и др.] ; отв. ред. Л. Е. Курнешова. – М.: Карапуз, 2001. – 303 с.
10. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. - М.: Просвещение, 2013. – 67 с.
11. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 1999. – 159 с.
12. Козлова С.А. Я – человек [Электронный ресурс] : программа приобщения ребенка к социал. миру. – URL : http://ds25.ucoz.ru/load/2-1-0-5
13. Лапшин В.И. Правила дорожного движения. - М.: Транспорт, 2014. - 62 с.
14. Плющ И.В. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства [Электронный ресурс] // Сибирский учитель. – 2021. – № 1. – С. 13-19. – URL : http://www.sibuch.ru/node/679
15. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста: сайт. – URL: http://festival.1september.ru/articles/623159/
16. Программа «Детство». Авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. – 35 с.
17. Программа «Истоки». Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. 2014. – 59 с.
18. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Просвещение, 2015. – 45 с.
19. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М.: Инфра-М, 2020. - 99 с.
20. Степанова А.И. Правила дорожного движения для дошкольников. – М.: Академия, 2019. – 52 с.
21. Тимофеева Л.Л. Интегративный подход в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 10. – С. 6-11.
22. Тимофеева Л.Л. Организационно-методическая работа по формированию культуры безопасности // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2019. – № 4. – С. 74-84.
23. Федеральный закон от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – 25 ноября.
24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 24.07.2015) // Российская газета. – 2013. – 6 января.
25. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 67 с.
26. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2013», 2018. – 62 с.
27. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2019. – 98 с.
28. Шарапова А.С, Вавилова Г.Н, Иващенко С.Г «Любознайка» - программа обучения детей дошкольного возраста в процессе познавательного общения со взрослыми. Тема «Улица и мой город». – Самара, 2012. -72 с.
29. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 лет. – М.: Сфера, 2011. – 84 с.
30. Юрянин А.И. Светофор. - М.: Детская литература, 2014. – 51 с.