Формирование бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира младших школьников (Зерноградский педагогический колледж)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВЫМ ПРИРОДНЫМ ОБЪЕКТАМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. Основные понятия исследования «бережное отношение», «живой природный объект» , «текст» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования бережного отношения к живым природным объектам на уроках окружающего мира у младших школьников 11
1.3. Приемы работы с текстом по формированию бережного отношения к живым природным объектам... 15
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВЫМ ПРИРОДНЫМ ОБЪЕКТАМ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 17
2.1. Анализ опыта педагогов - практиков по формированию у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира 17
2.2. Опытно - педагогическая работа по формированию у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ
С раннего возраста ребенок должен знать, как нужно вести себя по отношению к природным богатствам и к чему приводит безответственное, беспечное отношение к окружающей среде. Он должен знать о тяжёлых болезнях, которые появляются из-за загрязнения окружающей среды, о гибели животных и растений и о частичном их вымирании, об отклонениях в генетике, о снижении плодородия почвы, об исчерпаемости запасов питьевой воды, природных богатств и других изменениях в природной среде. Не только знать, но и чувствовать свою ответственность за состояние нашей природы. В успешном решении проблемы охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит воспитанию бережного отношения к природе.
На сегодняшний день в школах введен и действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Он предполагает, что за время обучения в начальной школе у обучающихся будет сформировано:
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире живой и неживой природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной среде;
- уважительное отношение к России, своему родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 22, с. 31
Формирование бережного отношения к природе выпадает на период обучения детей в начальной школе (7-10 лет) потому, что этот возрастной этап по определению педагогов и психологов считается наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования определенных психологических свойств и видов поведения. (Л.С. Выготский, О.В. Запорожец). Вот почему именно в начальной школе нужно уделять особое внимание основам бережного отношения к природе.
В основе нашей работы важным является понятие «бережное отношение» как устойчивая избирательная связь субъекта с объектами окружающего мира. Основой ценностного отношения к познанию природы является сформированность слаженных отношений человека с окружающей его природой, освоение норм экологической нравственности, экологического взаимодействия, которые складываются в современном общественном сознании на основе понимания Природы, Социума и Культуры как единой экосистемы (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский и др.).
Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена в работах А.Н. Захлебного, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой и др.
И в наше время отводится большая роль воспитанию бережного отношения к природе. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Только целенаправленное воспитание может дать хороший, положительный результат. На всех уроках в школе, а не только на уроках Окружающего мира должно «красной нитью» проходить взаимосвязь с природой и воспитание бережного отношения к ней.
Актуальность этой проблемы обусловило выбор темы исследования: «Формирование у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам».
Объект исследования – учебно – воспитательный процесс формирования у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам.
Предмет исследования – процесс формирования у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира посредством создания определенных педагогических условий.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически выявить педагогические условия для формирования у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Проанализировать основные понятия исследования «бережное отношение», «живой природный объект», «текст» отношения к природе.
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности формирования бережного отношения к живым природным объектам у младших школьников через работу с текстом.
3. Выполнить анализ опыта педагогов-практиков по формированию у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом.
4. Осуществить опытно-педагогическую деятельность по формированию у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: формирование бережного отношения к живым природным объектам у младших школьников через работу с текстом будет успешным, если педагог:
• знает сущность основных понятий исследования;
• знает психолого-педагогические особенности формирования бережного отношения к живым природным объектам у младших школьников;
• использует приемы работы с текстом по формированию бережного отношения к живым природным объектам у младших школьников.
Для решения поставленных задач нами использовались методы исследования теоретические:
− изучение методической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
практические:
− наблюдение;
− метод опроса (анкетирование, тестирование);
− индивидуальные и фронтальные беседы;
− анализ результатов учебной деятельности младших школьников;
− анализ педагогического опыта учителей начальных классов;
Практическая значимость работы состоит в подборе различного текста, используемого учителем начальных классов на уроках окружающего мира для формирования бережного отношения к живым природным объектам.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе данного исследования нами были изучены теоретические основы и педагогические условия формирования у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам. На основе выделенных нами задач, мы сделали следующие выводы:
1. Анализ различных подходов к определению содержания понятия «бережное отношение к природе» показывает, что бережное отношение перекликается с ответственным и заботливым отношением, а также осознанно-правильным отношением к природе и воспитывать его нужно начинать уже в детстве. Бережное отношение к природе проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, в творческом мышлении по решению задач охраны природы. В рамках экологического образования школьников проблема бережного отношения к природе поднималась в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, которые нацеливали на формирование ответственного отношения к окружающей среде на основе формирования системы научных знаний, ценностных ориентаций и убеждений.
2. Формирование бережного отношения к природе у младших школьников представляет собой достаточно сложный комплексный процесс, который включает в себя следующие компоненты:
обучение основам экологии, состоящее в формировании системы знаний об экологической организации природы земли в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
воспитание побуждений и мотивов, ориентированных непосредственным образом на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
формирование и развитие интеллектуальной способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды.
Одна из важнейших задач современной общеобразовательной организации состоит непосредственно в формировании бережного отношения к природе, в том числе, навыков экономного использования ресурсов природы, активной гуманной позиции по отношению к природе и окружающей среде.
3. Изучив теоретические основы проблемы нашего исследования, мы проанализировали опыт педагогов-практиков, Г.А. Айкиной, С.В. Телепегиной, О.А. Бурчегановой и сделали вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему уроков и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
4. Для определения для выявления уровня сформированности у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам нами были подобраны методики направленные на выявление отношения к природе Л.В. Моисеевой и Т. А. Серебряковой.
1. Абрамовских, Н.В., Эседоваю Г.М. Развитие экологического сознания детей младшего школьного возраста // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016018735 (дата обращения: 23.11.2022). – Текст электронный.
2. Айкина Г. А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: экология на уроках; формы и методы воспитательной работы / Г. А. Айкина // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С.54–57.
3. Багдасарян, А.А. Психолого-педагогический анализ формирования ответственного отношения к природе // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. – 2018. – № 5(47). – С. 65-69. – Текст: непосредственный.
4. Базулина, И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом/ И.В. Базулина//Начальная школа. – 2011. –№12. – С.43-45. – Текст: непосредственный.
5. Бобылева, Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Бобылева О. В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75. – Текст: непосредственный.
6. Бурчеганова, О.А Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/02/01/obobshchenie-opyta-raboty-po-temeformirovanie-ekologicheskoy (дата обращения: 22.11.2022). – Текст электронный.
7. Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. — М.: Педагогика,2010. — 128 с. – Текст: непосредственный.
8. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 44-61. – Текст: непосредственный.
9. Компетентностный подход в экологическом образовании школьников // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002193" (дата обращения: 23.11.2022). – Текст электронный.
10. Кондрашова, Е.Н. С чего начинается Родина… // Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 23-26. – Текст: непосредственный.
11. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский; под редакцией М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — Текст: непосредственный.
12. Маслова, И.В., Андрусякова И.П. Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности // Молодой ученый. – 2018. – №1. – С. 132-136. – Текст: непосредственный.
13. Миронов, А.В. Экологическое воспитание младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Миронов. – М.: Юрайт, 2019. – 263 с. – Текст: непосредственный.
14. Моисеева Л. В., Никитина Ю. Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России – 2017 -№ 2 – С 203-210. – Текст: непосредственный.
15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений / Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – М.: Мир И образование, 2015. – 1375 с. – Текст: непосредственный.
16. Савватеева, О.А., Горячева, Я.А., Храпунова, Е.М. Экологическое просвещение в младшей школе // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016324 (дата обращения: 23.11.2022). – Текст электронный.
17. Сергеева, А.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности / А.А. Сергеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 66-71. — Текст: непосредственный.
18. Суетина, О.Н. Развитие природолюбия у студентов педвуза в процессе экологического образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / О.Н. Суетина. – Шадринск, 2016. – 23 с. – Текст: непосредственный.
19. Телепегина, С. В. (учитель нач. классов II категории). Учимся любить природу / С. В. Телепегина // Начальная школа. - 2008. - N 7. - С. 39-40 . – Текст: непосредственный.
20. Ульянова, Н.В. Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №9. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-na-osnove-integratsii-predmetnyh-znaniy (дата обращения: 23.11.2022). –Текст электронный.
21. Ушинский, К. Д. Воспитание человека. [Текст]: Избранное / К. Д. Ушинский // Сост., вступ. статья С. Ф. Егорова. - М. 2012. – 256 с. – Текст: непосредственный.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. - 45 с. – Текст: непосредственный.
23. Хорошилова, Н.А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 681–685. – Текст: непосредственный.
24. Юркина С.В. Экологическое воспитание и образование младших школьников / С.В. Юркина, Г.М. Соколова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 7. – С. 15-17. – Текст: непосредственный.
25. Ясвин, В.А. Психологические основы экологического образования // Образовательные технологии (г. Москва). 2019. №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-ekologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.11.2022). – Текст электронный.