Введение 11
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью и мероприятия по ее повышению 12
1.1 Предмет, формы, функции и виды конкурентоспособности 12
1.2 Параметрические характеристики конкурентного преимущества .... 19
1.3 Инструменты и методы повышения конкурентоспособности
современного предприятия 26
Глава 2. Анализ конкурентоспособности на примере ООО «Вездеход Маркет» 40
2.1. Характеристика предприятия 40
2.2 Технологический и торговый процесс 47
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 51
2.4 Рекомендации по улучшению конкурентоспособности предприятия 60
Глава 3. Социальная ответственность автомобильного завода «Урал» 73
3.1 Анализ внутренних и внешних стейкхолдеров 73
3.2 Анализ факторов внутренней и внешней социальной ответственности 82
3.3 Рекомендации по повышению социальной ответственности 84
Заключение 86
Список публикаций 87
Список используемых источников
В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности.
Выбор общих стратегий конкуренции для предприятия это сложный и по всей значимости самый важный элемент всей финансово - экономической политики предприятия. Актуальность данной работы состоит в том, что предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности. Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для реализации целей и задач, поставленных в работе, было проведено следующее:
- выявлена целевая аудитория предприятия
- исследованы конкуренты ООО «Вездеход Маркет»
- предложены пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Для реализации целей и задач, поставленных в работе, было проведено следующее:
- определены инструменты повышения конкурентоспособности предприятия;
- изучены методы исследования и оценки конкурентоспособности предприятия;
- исследованы конкуренты ООО«Везедеход Маркет»;
- предложены пути повышения конкурентоспособности предприятия .
Объектом исследования в данной ВКР послужило предприятие,
занимающееся поставкой запасных частей к гусеничной и колесной вездеходной технике, ООО "Везедеход Маркет".
Данная ВКР состоит из введения, четырех глав и заключения.
Во введении обозначена суть проблемы, с какой целью и для чего необходимо рассмотреть данную тему.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы в целом.
Во второй главе был проведен анализ конкурентоспособности предприятия.
В третьей главе были даны рекомендации по улучшению конкурентоспособности предприятия .
Для выявления места ООО «Вездеход Маркет» на целевом рынке, а так же перспектив развития товарной политики данного предприятия ( в т.ч. повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятия) проведен анализ конкурентной среды.
Для выбора общей стратегии конкуренции провели SWOT- анализ (анализ сильных сторон предприятия, слабостей, возможностей, угроз).
Матрица SWOT-анализа рекомендует следующие наиболее приемлемые для предприятия общие стратегии конкуренции: стратегия расширения производства (эффект масштаба) и стратегия диверсификации.
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
2. Александрова, Е.В. Региональные программы повышения конкурентоспособности предприятий / Е.В.Александрова // Проблемы экономики. - 2007. -№5. - С.24-29.
3. Алексейчева, Е.Ю. Основные пути и факторы повышения
конкурентоспособности производственных предприятий России / Е.Ю. Алексейчева // Вестник ТИСБИ. - 2008. - №2. - С.41-45.
4. Ананьев, А.Н. Введение в ERP. Модуль финансы: Учебное пособие / Ананьев. - М.: ГОУВПО «ГУУ», 2006. - 280 с.
5. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА - М, 1999, С.335
6. Баринова, В.А. Развитие предприятия в конкурентной среде / В.А. Баринова, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №6. - С.30-34.
7. Березин И. Маркетинговый анализ. Принципы и практика.
Российский опыт. - М.:Изд-во Эксмо,2002, С.23.
8. Беседина, В.Н. Оценка финансового состояния и управление
прибылью на предприятии: Учебное пособие / В.Н. Беседина. - Курск: Курский факультет МГУК, 2008. - 415 с.
9. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. — 1120 с.
10. Варакута, С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие / С.А. Варакута. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 112 с.
11. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2008. - 438 с.
12. Волкова Н.Ю. Информационные ресурсы как инструмент повышения конкурентоспособности современного предприятия // Экономика и управление. - 2012. - № 9. - С. 40-44 (0,4 п.л.).
13. Волкова Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы и ее инновационное развитие // Проблемы формирования нового индустриального общества: теория и практика. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - С. 118-121(0,4 п.л.).
14. Волчков, С.А. Оценка финансового состояния предприятия / С.А. Волчков // Методы менеджмента качества. - 2007. - №3. - С. 8-11.
15. Гиляровская, Л.Т. Факторный анализ показателей рентабельности активов коммерческих организаций / Л.Т. Гиляровская, А.В. Соболев // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - №4. - С.41-44.
16. Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия / О.В. Грищенко. - Таганрог: ТГРТУ, 2006. - 350 с.
17. Дроздецкий, А.Ю. Методы пропаганды / А.Ю. Дроздецкий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - №7. - С. 18-19.
18. Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 1994.
19. Зиннуров, У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии / У.Г. Зиннуров. - Уфа: УГАТУ 1999. - 280 с.
20. Коновалова, Г.И. Система интегрированного управления затратами как основа повышения конкурентоспособности предприятия / Г.И. Коновалова // Вестник БГТУ. - 2006. - № 4. - С.31-32.
21. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. Под общ. Ред. Пеньковой Е.Л. - М.: ПРОГРЕСС, 1990.
22. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент / Ф.Котлер. - СП-б.: Питер, 2005. - 630с.
23. Красуля, С. Особенности коммуникаций при формировании имиджа / С.Красуля // Финансовый директор. - 2005. - №8. - С. 7-9.
24. Криворотов, В.В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия / В.В. Криворотов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С.29-31.
25. Кротков, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков // Менеджмент в Росси и за рубежом. -2007. -№ 6. - С.42-45.
26. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для Вузов. — М.: Русская Деловая литература, 1998. — 768 с.
27. Ламбен, Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Жан - Жак Ламбен; пер. с фр. - СПб.: Наука, 2006. - 630 с.
28. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифсиц. - М.: Юрайт-М, 2001. - 523 с.
29. Моисева Н.К. Международный маркетинг: Учебник. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
30. Питеев, В.Г.,Управление конкурентоспособностью организации: инновационная деятельность и маркетинг : учебное пособие./ В.Г.Питеев,
С.В.Питеев - Майкоп: Редакционно-издательский отдел АГУ,2008-178с
31. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под. ред.
B. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993.
32. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь./ Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский , Е.Б.Стародубцева - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 479с.
33. Ромат А. Реклама: история, принципы и практика. - СПб. 2000.
C. 149
34. Рублевская, Ю.В. Моделирование бизнеса в интернет-среде / Ю.В. Рублевская, Е.В. Попов // Менеджмент в России и за рубежом. -2007. -№2. -
С.18-22.
35. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2008. - 544 с.
36. Сергеев, И.В. Экономика предприятия / И.В. Сергеев. - Финансы и статистика, 2009. - 236 с.
37. Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2000. — 432 с.
38. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. - М.:ИНФРА - М, 2000. - С.196
39. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании / Пер. с англ. — М.: Дело, 2000. — 360 с.
40. Фасхиев, Х.А. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг / Х.А. Фасхиев, И.М.Г араев // Вестник ТИСБИ. - 2006. -№8. - С.7-8.
41. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 256 с.
42. Фомин, П.К. Организационно-экономическая сущность
конкурентоспособности строительной производственной системы в условиях информационного общества / П.К. Фомин // Глобализация экономики и российские производственные предприятия: материалы 4-й Международной науч.-практ. конф. 5-8 сентября 2006, г.Новочеркасск. - Новочеркасск, 2006. -
С. 6-10.
43. Хрипач, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З.Суша. - Мн.: Интерпресс, 2008. - 380 с.
44. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева.- М.: Финансы и статистика, 2009. - 118 с.
45. Чечевицына, Л.Н. Экономика предприятия / Л.Н. Чечевицына. - Р н/Д.: Феникс, 2007. - 259 с.
46. Шевченко, И.К. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / И.К. Шевченко. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007. - 451с.
47. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, 2010.