Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние образа отца на развитие женщин предпринимателей

Работа №116360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка исследования: 50 женщин, занимающихся предпринимательской деятельностью в возрасте 25-45 лет.
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект влияния образа отца на личную и профессиональную жизнь женщины в психоанализе 6
1.1 Образ отца в психоанализе: анализ психоаналитических исследований 6
1.2 Функции и роли отца в психоаналитическом подходе 11
1.3 Влияние образа отца на жизнь женщины, занимающейся предпринимательской деятельностью 19
1.4 Влияние образа отца на выстраивание женщиной личных и рабочих взаимоотношений 23
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния образа отца на развитие женщин предпринимателей, на отношения, которые они выстраивают внутри коллектива и в личной жизни 32
2.1 Программа эмпирического исследования 32
2.2 Описание и обсуждение результатов 35
2.3 Выводы исследования 49
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение 59

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема отцовства недостаточно изучена в отечественном и зарубежном психоанализе. Но данная проблематика является особенно актуальной в настоящее время, в период кризиса семьи как социального института, а также большого количества разводов в РФ. К сожалению, в существующих условиях, большое количество детей остаются без отцовского воспитания, жизненно необходимого для правильного воспитания ребенка. Большинство работ в сфере психоанализа посвящено роли отца или роли матери в становлении и воспитании ребенка, тем не менее вопросы влияния образа отца на профессиональное становление женщины практически не освещены. Между тем, отец является ключевой фигурой в жизни ребенка, как мальчика, так и девочки. Именно фигура отца определяет жизненные ориентиры и успешность жизненных сценариев ребенка. Отец вносит в воспитание ребенка возможность развития различных способностей и навыков, а также формирует правильную ценностную картину мира.
Объект исследования – женщины-предприниматели.
Предмет исследования – восприятие образа отца женщинами-предпринимателями и его влияние на карьеру и выстраивание межличностных взаимоотношений с различными группами.
Цель исследования – отследить тенденции влияние образа отца на развитие женщин предпринимателей, на отношения, которые они выстраивают внутри коллектива и в личной жизни в психоаналитическом аспекте. Исходя из данной цели, необходимо выделить следующие задачи:
- провести анализ психоаналитических исследований образа отца в психоанализе;
- выявить функции и роли отца в психоаналитическом подходе;
- рассмотреть влияние образа отца на жизнь женщины, занимающейся предпринимательской деятельностью;
- проанализировать влияние образа отца на выстраивание женщиной личных и рабочих взаимоотношений;
- провести эмпирическое исследование влияния образа отца на развитие женщин предпринимателей, на отношения, которые они выстраивают внутри коллектива и в личной жизни и сделать выводы по исследованию.
К анализу образа, функций и ролей отца обращались такие ученые как З. Фрейд, Ж. Лакан, А. Грин, М. Малер, Р. Бриттон и многие другие психоаналитики.
Гипотеза исследования: близкие и доверительные отношения между отцом и дочерью исключают вероятность возникновения межличностных проблем в отношениях и предпринимательской деятельности.
В исследовании приняли участие 50 женщин, занимающихся предпринимательской деятельностью в возрасте 25-45 лет. Выборка исследования включала в себя женщин, которые росли с отцом и без отца, незамужних, замужних и разведенных женщин, имеющих и не имеющих детей, успешно ведущих бизнес и женщин, которые сталкиваются с проблемами в сфере предпринимательства).
Программа эмпирического исследования включала в себя следующие методы:
1. Опросник для женщин предпринимателей из малого бизнеса;
2. Глубинное исследование женщин-предпринимателей в формате групповой работы (было проведено 3 встречи).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть полезно для студентов и преподавателей программы «Психоаналитическое бизнес-консультирование», а также начинающих и практикующих психоаналитиков, работающих с сегментом бизнеса в целом и предпринимателем в частности. Вопросы, затронутые в работе, могут послужить основой для дальнейших исследований влияния образа отца на профессиональную и межличностную сферу женщин-предпринимателей.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, подразделенные на 7 параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Когда мы говорим об институте отцовства, важно различать, что существует фигура отца, роли отца, когда он выполняет какие-либо функции и есть образ отца. Говоря о функциях отца, необходимо отметить, что часть этих функций может брать на себя мать. В настоящее время материнские и отцовские функции стремятся к симбиозу, переплетаются между собой. Однако принципиальным различием позиции отца в том, что он тот самый другой, который входит в отношения между матерью и ребенком, что играет огромную роль в его развитии.
Фигура отца – это реальный мужчина, который является отцом ребенка, обладающий индивидуальными, только для него характерными физическими (возраст, вес, цвет глаз), психологическими (темперамент, характер), трансгенерационными составляющими. Он является представителем своего рода и несет в себе систему.
Роль отца заключается в непосредственном участии в развитии ребенка через осуществление определенных функций, которые обеспечивают условия этого развития. В психоаналитическом подходе можно выделить следующие роли отца:
- гарант безопасности (глава семьи) – формирование чувства защиты всех членов семьи с помощью удовлетворения потребностей семьи;
- закон и порядок – отец является носителем ценностей, правил и норм, моральных запретов, для жизни, семьи, контролирует их осуществление и следование им. Сюда также относятся привитие моральных устоев, регулирующих поведение ребенка, которые в дальнейшем помогают ему успешно интегрироваться в жизнь. От участия отца в привитии ценностей зависит то, как во взрослом возрасте ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, достигать своих целей;
- обеспечение полоролевой идентификации через демонстрацию модели соответствующего полу поведения для мальчиков и гетерополых отношений с матерью для девочек. Отец демонстрирует мужское поведение, является примером для мальчиков и в своих взаимоотношениях с мамой является примером для девочек. Эта функция оказывает влияние на выстраивание отношений;
- гармонизация семейной структуры через обеспечение защиты, создание материальной базы;
- нарушение симбиоза ребенка с матерью, поощрение отделения ребенка от матери, посредством поощрения интереса, любопытства к миру, собственного становления и самореализации;
- проводник в социальный мир. У ребенка достаточно противоречивая позиция по отношению к миру: с одной стороны не желая расставаться с матерью, а с другой стороны – желая исследовать мир. Ребенок чувствует себя маленьким по сравнению с миром, в который страшно выходить. Роль отца заключается в знакомстве с этим миром, объяснить, как он устроен, как можно себя вести и т.д.
Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Модель отношений в семье оказывает влияние на выстраивание личных любовных отношений женщин-предпринимателей. Анализ групповой работы с женщинами-предпринимателями показал, что женщины, растущие в полной семье, где отец демонстрировал и проявлял любовь к матери и детям, не испытывают проблем в выстраивании отношений и копируют модель семейных отношений в собственных отношениях. Клиентки, росшие без отца или с минимальным его вовлечением, испытывают проблемы в личных отношениях с партнерами.
2. Если отец бессознательно отыгрывал на дочери обиды на свою мать и не принимал свою дочь такой, какая она есть, показывал разочарование (почему она не мальчик), обесценивал ее, проявлял агрессию, то, взрослея, девушка будет чувствовать неуверенность, нуждаться в безусловном признании, постоянном восхищении мужчин. Так, многие женщины находятся в состоянии перманентной конкуренции с другими женщинами.
3. Женщины-предприниматели при построении социальных связей и выстраивании межличностных отношений ориентируются на модель поведения, демонстрирующуюся отцом.
4. Женщины-предприниматели, росшие без отца или находившиеся в ситуации, где отец принижал достоинства матери, вступая в своеобразный альянс с дочерью, имеют проблемы в выстраивании отношений со своим полом. Они конкурируют с другими женщинами, превозвышают лиц мужского пола над женским.
5. Существует положительная корреляция между успешной карьерой отца и успешной карьерой дочери. Так, например, в исследовании принимали участие женщины, активно ведущие предпринимательскую деятельность, чьи отцы являлись предпринимателями и этот пример безусловно повлиял на их стремление построить карьеру. В случае, где женщина росла без отца, но перед ее глазами был пример успешной карьеры другой мужской фигуры (дедушка), она также добивалась профессиональных достижений.
6. Дочери семей, в которых родители уважали друг друга и демонстрировали чувства любви и привязанности, также находят партнеров, с которыми выстраивают крепкие отношения. Женщины, в чьих семьях были проблемы, также испытывают их и в своей личной жизни.
На основании вышеизложенных выводов считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: близкие и доверительные отношения между отцом и дочерью исключают вероятность возникновения межличностных проблем в отношениях и предпринимательской деятельности.



1. Бовензипен Г. Аналитический процесс как игра меняющихся углов зрения аналитика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maap.ru/library/book/299/index.html (дата обращения: 24.02.2023)
2. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
3. Винникотт Д. В. и др. О контрпереносе. Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований. М.: Академический проект. 2021. 508 c.
4. Каст В. Отцы – дочери, матери – сыновья. Путь от отцовского и материнского комплексов к собственной личностной идентичности. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. с. 184
5. Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002. 368 c.
6. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М.: Знание. 1993. Вып. 7.
7. Мердок М. Дочери своих отцов: как разорвать связующие узы. Исследование теневой стороны отцовской любви в мифах, сказках и юн- гианской психологии. М.: Касталия, 2021. 296 с.
8. Минасян, И. Р. Психоаналитические исследования. Любовь, привязанность, зависимость : монография / И. Р. Минасян. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 162 с.
9. Розенфельд Д. Душа, разум и психоаналитик: создание психоаналитического сеттинга с пациентами с психотическими аспектами личности. Перевод с англ. Харьков Планета-Принт. 2015. 268 с.
10. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатерин- бург: Деловая книга, 1998. 528 с.
11. Фигдор Г. Развод. Излечение травмы утраты и предательства. СПб.: Питер, 2021. 400 с.
12. Amato, P., & Dorius, C. (2010). Fathers, children and divorce. In M. Lamb (Ed.), Role of the father in child development. New York: Wiley & Sons.
13. Barnett, R. & Kibria, N. (1991). Adult daughter-parent relationships and their associations with daughters' subjective well being and psychological distress. Journal of Marriage & Family, 53, 29-43.
14. Benjamin J. Beyond Doer and Done to: An Intersubjective View of Thirdness // The Psychoanalytic Quarterly. 2004. Vol. 73 (1). P. 5-46
15. Biller, H., (1993). Fathers a00 families: paternal factors in child development. Westport, CT: Greenwood Publishing Group, Inc.
16. Carlson, M. (2006). Family structure, father involvement and adolescent outcomes. Journal of Marriage and Family, 68, 137–154
17. Chesler, P. (1971), Patient and patriarch: Women in the psychotherapeutic relationship. In: Women in Sexist Society, eds. V. Gornick & B. K. Moran. New York: Basic Books, pp. 251-275
18. Chodorow, N. (1978), The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender. London: University of California Press
19. Comings, D., Muhleman, D., Johnson J., & MacMurray, J. (July/Aug 2002). Parent-daughter transmission of the androgen receptor gene as and explanation of the effect of father absence on age of menarche. Child Development, 73(4), 1046-1051
20. Diamond M.J. The Shaping of masculinity revisioning boys turning away from their mothers to construct male gender identity // The International Journal of Psychoanalysis, 2004. Vol. 85. P. 359-381
21. Ducharme, J. Doyle, A. B., & Markiewicz, D. (2002). Attachment security with mother and father: Association with adolescents’ reports of interpersonal behavior with parents and peers. Journal of Social and Personal Relationships, 19, 203-231
22. Flouri, E. and Buchanan, A. (2004). Early Father's and Mother's Involvement and Child's Later Educational Outcomes. British Journal of Educational Psychology, 74, 141-153
23. Freud S. Femininity. The Essentials of Psychoanalysis, ed. A. Freud. London: Penguin, 1986.
24. Freud S. Some psychical consequences of the anatomical distinction between the sexes. The Essentials of Psychoanalysis, ed. A. Freud. London: Penguin, 1986.
25. Greenacre P. Emotional Growth: Psychoanalytic Studies of the Gifted and a Great Variety of Other Individuals. Vol. 2. New York: International Universities Press, 1971. 234 p.
26. Jacquet, S., & Surra, C. (2001). Parental divorce and premarital couples. Journal ofMarriage and Family, 63, 627–638.
27. King, V., & Soboleski, D. (2006). Nonresident fathers’ contributions to adolescent well-being. Journal of Marriage and Family, 68, 537–557.
28. Krohn, F., & Bogan, Z. (Dec 2001). The effects absent fathers have on female development and college attendance. College Student Journal, 35(4), 598.
29. Leonard, L. S. (1982). The wounded woman: Healing the father-daughter relationship. Athens, Ohio: Shallow Press.
30. Loewald H. Ego and reality // The International Journal of Psychoanalysis. 1951. Vol. 32. P. 10-18,
31. Mahler M.S., Gosliner B.J. On Symbiotic Child Psychosis // The Psychoanalytic Study of the Child. 1955. Vol. 10 (1). P-212
32. Mead M. Male and female: the classic study of the sexes. New York: Quill, 1996. 477 p.
33. Muslin H. L. On the resistance to parenthood: considerations of the self of the father. In R.S Cohen, B.J. Cohler, S.H. Weisman (Eds.), Parenthood: A Psychodynamic Perspective. N-Y: Guilford Press, 1984. 362 p
34. Nielsen, L. (2007, March 1). College daughters’ relationships with their fathers: A 15 year study. College Student Journal, 41(1), 112-121
35. Paley, B., Conger, R. D., & Harold, G . T. (2000). Parents’ affect, adolescent cognitive representations, and adolescent social development. Journal of Marriage and Family, 62 (3), 761-776.
36. Patock-Peckham J. A, Morgan-Lopez A. A (2007). College drinking behaviors: Mediational links between parenting styles, parental bonds, depression, and alcohol problems. Psychol. Addict. Behav.21:297–306. [PubMed].
37. Pedersen W (1994). Parental relations, mental health, and delinquency in adolescents. Adolescence. 29:975–990
38. Perelberg R.J. Murdered father; dead father: revisiting the Oedipus complex // The International Journal of Psychoanalysis. 2009. Vol. 90 (4). P. 713-732
39. Pleck, J. (1997). Paternal involvement. In M. Lamb (Ed.), The role of the father in child development (pp. 66-104). NY: Wiley.
40. Rubin, G. (1975), The Traffic in women: notes on «political economy» of sex. In: Toward an Anthropology of Women, ed. R. R. Reiter. London: Monthly Review Press, pp. 157-210
41. Schaick, K., & Stolberg, A. (2001). Paternal involvement and young adults’ intimate relationships. Journal of Divorce and Remarriage, 36, 99–121.
42. Trowell J. Setting the scene // Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of fathers. Hove: Brunner-Routledge, 2002. P. 3-20
43. Updegraff, K. A., McHale, S. M., Crouter, A. C., & Kupanoff, K. (2001). Parents’ involvement in adolescents’ peer relationships: A comparison of mothers’ and fathers’ roles. Journal of Marriage and Family, 63, 655 – 668.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ