Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №116356

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗПР 8
1.1 Характеристика детей с задержкой психического развития 8
1.2 Роль дидактической игры для развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗПР 14
1.3 Вывод по первой главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗПР 20
2.1 Выявление уровня развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗП 20
2.1.1 Методика применения дидактических игр для развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗПР 32
2.2 Вывод по второй главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 56

Число детей с задержкой психического развития увеличилось совсем не давно, раньше их было заметно меньше, с каждым днем оно увеличивается. Самое распространенное нарушение психических процессов в онтогенезе, в настоящее время является именно задержка психического развития.
Тема этой работы считается на нынешний день достаточно актуальной, например, как составление счетной работы у детей дошкольного возраста считается для множества педагогов сложным разделом в работе, требующий большого терпения и напористости. Составление счетной работы у дошкольников считается наиболее трудозатратой и настоятельно просит большущего интереса, так как считается почвой для дальнейшего изучения школе. Исследованиями многих ученых (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) доказано, работа таких анализатор систем как оптический, пространственный, речедвигательный реализуют и формируют функции счета. Составление и становление функций счета плотно связана с речью, которая, включаясь в его структуру, выступает с одной стороны, как средство данной трудной системы познания, а с другой как защитник работы счета. Обучение навыкам счета в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. В прочем счет не имеет возможность быть единственно правильным содержания изучения в детском саду и всецело гарантировать математическое становление малыша. В реальное время удельный авторитет познаний делающие крепкое основание для намеренного усвоения счета, поставлены больше тесные связи меж разными представлениями, создаваемыми у дошкольников. Раннее формирование математическому обучению счету детей неизбежно приводит к тому, что математика представляется в виде чисел и счета приобретает чисто официальный образ. Формирование знаний о числах и счете. Поэтому обучение счету открывается не сразу. Ему требуется предварительная работа: постоянные разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дошкольники, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают и обобщают, определяют отношения «больше», «меньше», «равно», не применяя при этом число и счет.
Выполнение математических заданий не вызывает никакого интереса у детей с ЗПР, как правило задания они выполняют с помощью воспитателя или педагога, при выполнении той или ной задачи не концентрируют своё внимание, нет самооценки. К старшему дошкольному возрасту с трудом, но овладевают представлениями о способах решения задач. Большая часть дошкольников 5-6 лет с ЗПР осваивают некоторые математические знания. У них сформированы знания, что такое большая и меньшая группа предметов, и как воспроизвести числовой ряд, но только в пределах пяти, а затем начинают допускать ошибки. Дошкольникам 5-6 лет с ЗПР не хватает знаний для обратного счета на границе пяти, они не умеют выделять конечное число, затрудняются при установлении взаимнооднозначного соответствия между множествами, не умеют воспроизводить математические операции.
Здоровые дети умеют вести отсчет в прямом и обратном направлении, делать обобщающий вывод, синтезировать , делать выводы по итогам решенной задачи, усваивают значение названного при счете последнего числа как итогового, соотносят число с нужным количеством предметов, им абсолютно понятно, что качество и свойство, форма предмета не зависит от расположения. При нормальном развитии дети четко представляют число, на каком месте оно должно находится, перед каким и после какого числа, его значение, и на сколько, оно больше или меньше другого числа.
По мнению С.Г. Шевченко при решении простейших арифметических задач дети с ЗПР обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Поэтому часты их ошибки при выполнении следующих видов работ: не ориентируются в выборе правильного арифметического действия, неверная постановка ответа, ошибки в определениях и т.д. Задачи, в которых ответ можно найти с помощью простого счета, являются для них более доступными. Большинство детей испытывают затруднения при решении задач с закрытым результатом, для них проще составлять задачу по наглядно представленной ситуации [9.с. 14].
Из-за слабой познавательной активности, нехватки и не умения концентрировать свое внимание, слабой работоспособностью, не умением синтезировать, обобщать, классифицировать, все это мешает ребенку овладевать нормами математических знаний.
Дети с ЗПР требуют повышенного внимания в обучении. Интерес детей к занятиям привлекается при помощи использования дидактических игр, картинок, материалов, интересных игровых упражнений. Коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование элементарных математических представлений, осуществляется во всех видах детской деятельности.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между необходимостью развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗПР с одной стороны, и недостаточным вниманием к дидактической игре с другой.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактической игры для развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития представлений от количества у детей 5-6 лет с ЗПР.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие представлений о количестве у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредствам дидактических игр, будет успешным, если:
• подобрать комплекс дидактических игр, направленный на развитие представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗПР;
• обогатить развивающую предметно-развивающую среду играми на развитие представлений о количестве;
• организация взаимодействия с родителями.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1 Изучить, проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2 выявить уровень развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗПР;
3 Разработать методику развития представлений о количестве у детей 5 -6 лет с ЗПР посредством дидактических игр.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования; теоретические (анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования), практический (констатирующий этап), сравнение, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных результатов).
Теоретическую основу исследования: составили концепции и положения следующих авторов:
• об особенностях развития психической сферы детей с ЗПР (У.В. Ульенкова, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, Г.И. Жаренкова, В.А. Авотиньш, Е.М. Мастюкова, С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, Н.Ю. Борякова и др.);
• о специфики формирования у детей с ЗПР количественных представлений (Г.С. Костюк, Н.А. Менжинская, М. И. Моро, А. А. Свечников, Л. Н. Скаткин и др.);
• о возможностях дидактических игр в развитие представлений о количестве у детей с ЗПР (Л.А. Венгер, А.П. Усова, З.М. Богуславская, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, Е.И. Тихеева, Г.С. Швайко, О.С. Ушакова).
Теоретическая значимость: в работе обоснована возможность применение комплекса дидактических для развития количественных представлений у детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный комплекс дидактических игр могут использовать педагоги для развития представлений о количестве у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Этапы исследования:
• анализ литературы;
• опытно - экспериментальные исследования;
• выявить уровень сформированности представлений о количественном счете у детей с ЗПР.
База исследования. Экспериментальная работа проводилось на базе АНО ДО "Планета детства "Лада" №189 "Спутник" г. Тольятти, Самарской области. В работе принимали участие 10 детей 5-6 лет группы для детей с задержкой психического развития, из них 4 девочки и 6 мальчиков.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы, приложением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выводы, которые можно сделать при исследовании, еще подтвердило выдвинутую нами гипотезу:
Дошкольное детство - это наиболее благополучный и благоприятный возраст для развития математических представлений, которые включают в себя и знания о количественных представлениях у детей с ЗПР.
Прочитав психолого- педагогическую литературу и проанализировав работу, можно сделать вывод что коррекция представлений о количестве у дошкольников с задержкой психического развития - это достаточно сложная и не до конца рассмотренная работа.
Констатирующий этап эксперимента показывает нам, подтверждает и дополняет те данные, которые нам демонстрируют научные исследователи педагоги и психологи в данной области. Дошкольники 5-6 лет с ЗПР нуждаются в психолого - педагогической помощи по развитию математических представлений, но при создании необходимых педагогических условий. Всё выше изложенное подтверждает необходимость в реализации коррекционный работы по развитию количественных представлений у детей 5-6 лет с ЗПР. Данные результаты доказывают необходимость проведения, формирующего эксперимента.
Проделанная нами работа нами работа по коррекции представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗПР имела положительный отклик в исследуемой группе. У детей повысилась познавательная мотивация, что отмечали и другие педагоги, работающие с детьми данной группы. Педагоги ДОО также оценили положительную динамику, в общем развитии детей. Для того чтобы убедиться в эффективности проведённых нами мероприятий, мы перешли к следующему этапу. В следующем параграфе будет осуществлен контрольный этап эксперимента, направленный на выявление динамики уровня представлений о количестве у детей 5-6 лет с ЗПР.
Итогом формирующего эксперимента стало значительное повышение уровня развития представлений о количестве у детей 5 -6 лет с ЗПР. Об этом свидетельствует сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента. При сравнении данных мы увидели положительную динамику, таким образом, результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности проведенного исследования.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.


1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для педагогов[Текст]/ А.Г. Арушанова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - с. 287
2. Баряева Л.Б. Интегрированная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: Монография. - СПб.: НОУСОЮЗ, 2005. 200 с.
3. Башмакова, С.Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие [Текст] / С.Б. Башмакова. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 102 с.
4. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: Издательство «Аркти», 1998. - 103 с.
5. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 2003. - № 1. - С. 10-15.
6. Богдан, Н.Н., Специальная психология: учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. Н.Н. Богдан.- Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
7. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст] / М.О. Винник. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2007. - 154 с.
8. Воробьёва, Е.В. Развитие речи ребёнка от года до семи лет. [Текст] /Е.В. Воробьёва, Е.Е. Шевцова - М.: Сфера, 2007. - 96 с.
9. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Кноракс, 2008. - 189 с.
10. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - Воронеж, 2009. - 192 с.
11. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
12. Гудкова, Т.В. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] : учеб. пособие [Текст] / Т.В. Гудкова. - Новосибирск : НГПУ, 2007.­188 с.
13. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. - 208 с.
14. Демина Е.С. Развитие Элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2009. 4 - 122с.
15. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко [и др.]. - М. : АРКТИ, 2001.- 224 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ