Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ УМЕНИЙ ПОИСКА И ПОДБОРА ИНФОРМАЦИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №116352

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 6-7 лет умений поиска и подбора информации в проектной деятельности 8
1.1 Формирование у дошкольников умений поиска и подбора информации как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Проектная деятельности детей старшего дошкольного возраста: сущность и место ее использования в дошкольной образовательной организации 14
1.3 Психофизиологические особенности детей 6-7 лет, обеспечивающие участие в проектной деятельности 24
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет умений поиска и подбора информации в проектной деятельности 32
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет умений к поиску и подбору информации 32
2.2 Содержание, формы, методы работы по формированию у детей 6-7 лет умений поиска и подбора информации в проектной деятельности 49
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 6-7 лет умений поиска и подбора информации в проектной деятельности 60
Выводы по второй главе 67
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложения 79

Актуальность темы. Проблема формирования умений поиска и использования информации детьми дошкольного возраста, несомненно, своевременна и актуальна. Ребенок дошкольного возраста постоянно встречается с большим потоком информации. Важно научить детей избирательно относиться к информации, использовать ее по назначению.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что дошкольники могут использовать информацию как источник знаний (С.А. Козлова, Н.Н. Поддъков, О.В. Дыбина и другие), как содержание разных видов деятельности (А.И. Савенков, Н.Е. Веракса, В.Б. Галицын и другие).
Для настоящего исследования интерес представляет использование информации для организации разных видов деятельности, а именно проектной.
Есть исследования, изучающие возможности организации проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации (А.Ю. Кузина). Для настоящего исследования важны работы, рассматривающие сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (Дж. Дьюи, Б.В. Игнатьев, У. Килпатрик, Е.Г. Кагаров, Э. Коллингс, М.В. Крупенина, Л.Э. Левин, А.Ю. Кузина). Однако в данных исследованиях недостаточно изучены все потенциальные возможности проектной деятельности, ее роль в процессе формирования умений поиска и использования информации детьми дошкольного возраста.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить существующее противоречие между декларируемой необходимостью формирования у детей дошкольного возраста умений поиска и использования информации и недостаточным использованием потенциала проектной деятельности в данном процессе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: как организовать процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста умений поиска и использования информации в проектной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования у детей 6-7 лет умений поиска и использования информации в проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей дошкольного возраста умений поиска и использования информации.
Предмет исследования: методика формирования у детей 6-7 лет умений поиска и использования информации в проектной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования у детей 6-7 лет умений поиска и подбора информации в проектной деятельности, возможен, если:
• определить перечень и структурные компоненты умений детьми 6-7 лет поиска и использования информации в проектной деятельности;
• разработать методику (цель, содержание, методы и приемы) формирования у детей 6-7 лет умений поиска и использования информации в проектной деятельности;
• определить содержание проектной деятельности, обеспечивающей реализацию методики формирования у детей 6-7 лет поиска и использования информации.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические положения в области формирования у детей 6-7 лет умений поиска и использования информации в проектной деятельности и определить степень разработанности данной проблемы.
2. Разработать и реализовать методику (цель, содержание, методы и приемы) формирования у детей 6-7 лет умений поиска и использования информации в проектной деятельности.
3. Определить критериально-диагностический аппарат оценки уровня сформированности умений поиска и использования информации в проектной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение практики по использованию метода проектов; экспериментальная работа; наблюдение, сравнение и анализ результатов работ детей; опрос, беседа со старшими дошкольниками, беседа с родителями, анкетирование и опрос педагогов, качественный и количественный анализ результатов.
Теоретической основой исследования являются: положения о деятельности (С.Т. Шацкий, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, Е.Г. Каганов); проектной деятельности (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский); возможности формирования интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста (В.С. Безрукова, В.И. Логинова, Л.Г. Семушина, Л.А. Венгер).
Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2017-2018 гг.) осуществлялся анализ современного состояния проблемы формирования умений поиска и подбора информации у детей 6-7 лет; изучалась философская, психолого-педагогическая литература; разрабатывался теоретико-методологический аппарат исследования и план работы. Осуществлялся подбор методик, позволяющих изучить уровень сформированности умений поиска и подбора информации у детей 6-7 лет.
На втором этапе (2018-2019 гг.) проводилась экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет умений поиска и подбора информации. Осуществлялась разработка, проектирование реализация педагогических условий. Продолжалось изучение психолого-педагогической, философской и методической литературы.
На третьем этапе (2019 г.) завершалась экспериментальная работа, проводился контрольный этап исследования, осуществлялся анализ и интерпретация полученных данных, формулировались выводы, завершалось литературное оформление диссертационной работы.
Достоверность результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения психологии, педагогики, выбором методов исследования, адекватным целям и задачам. Комплексной методикой исследования и достоверностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.
Научная новизна:
• доказаны потенциальные возможности содержания проектной деятельности в формировании у детей 6-7 лет умений поиска и использования информации в проектной деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
• разработана и апробирована методика формирования у детей 6-7 лет умений поиска и использования информации в проектной деятельности, которая направлена на достижение самостоятельности и активности дошкольников в данном процессе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
• расширено понятие «умения поиска и использования информации», которое определяется как совокупность действий, направленных на достижение определённой цели; освоенный ребенком, способ выполнения действий, обеспечиваемых приобретенными знаниями;
• уточнено понятие «проектная деятельность детей дошкольного возраста», которое рассматривается как деятельность, предполагающая самостоятельное выполнение детьми комплекса действий по реализации значимого для них содержания, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования диагностики уровня сформированности у детей 6-7 лет умений поиска и подбора информации в практике дошкольных образовательных организациях.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО Планета детства «Лада» детского сада № 189 «Спутник» г.о. Тольятти. В эксперименте приняли участие 20 детей 6-7 лет, 20 родителей воспитанников детского сада.
На защиту выносятся следующие положения
1. Умения поиска и использования информации определяется как совокупность действий, направленных на нахождение нужных сведений, представленных в разной форме (вербальной, иллюстративной, условно-знаковой) и в разных источниках (книга, атласы, карты, справочная литература, словарь, Интернет) и их реализацию.
2. Методика формирования у детей 6-7 лет умений поиска и использования информации в проектной деятельности рассматривается как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий четыре блока (мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий), реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм и методов.
3. Показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет умений поиска и использования информации в проектной деятельности характеризуются степенью нахождения в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном и скрытом (представленной иллюстративно, схематически, в виде таблице и т.п.) виде; вычленения содержащихся в тексте основных событий и установления их последовательности; проявлением желания упорядочивать информацию по заданному основанию; и сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака, а также ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Структура диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (70) и приложения (7).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ литературы по психологии и педагогике показывает, что в XIX веке выделяются и признаются способности ребенка. В начале двадцатого столетия исследователи в области дошкольной педагогики и психологии особое внимание уделяют личностным особенностям ребенка, а также выделяют периоды развития ребенка и накопленный ими опыт индивидуальной деятельности. Ребенок обладает способностью к саморазвитию, врожденным инстинктом и врожденным любопытством. От огромного ассортимента впечатления, связи личности ребенка с социальным окружением зависит переход от заложенного потенциала личности к разнообразным навыкам и способностям.
В исследовании проектная деятельность рассматривается как форма работы, включающая в себя совместную познавательную, творческую, а также игровую деятельность детей, которая направлена на достижение одного общего результата, включающая общие цели, методы и средства для ее решения.
Проектная деятельность оказывает стимулирующее действие к познавательной активности и любознательности ребенка, запускает процесс восприятия учебного процесса. У ребенка приобретаются умения делать выводы, умения, без помощи взрослого, овладевать представлениями о том или ином явлении, предмете. Результат очевиден - накопление опыта видения предметов, явлений, развитие внимания, памяти, улучшение, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети в основном имеют низкие и средние показатели по выделенным критериям умений поиска и подбора информации. Для этих детей характерно отсутствие или недостаточная развитость представлений об источниках информации, о способах фиксации информации, низкий уровень исследовательской деятельности.
Формирующий эксперимент показал, что при поэтапной организации содержательно насыщенной деятельности, использовании системы формирующих воздействий (беседа, экскурсия, упражнения по поиску ответов на вопросы, проектная деятельность) у детей экспериментальной группы появились знания о понятии «источники информации»; уточнены представления о способах фиксации информации; активизировался интерес к исследовательской деятельности.
Данные контрольного эксперимента говорят о наличии динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет умения поиска и подбора информации. Произошли изменения в позиции взрослых, педагоги и родители стремились объединить свои воспитательные воздействия для обеспечения исследовательской деятельности детей (в условиях дошкольной образовательной организации и в условиях семьи).
Полученные данные убеждают в том, что предложенные нами психолого-педагогическая деятельность способствует формированию у детей 6-7 лет умений поиска и подбора информации, а, следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2014. - 160 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования [Текст] / авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, Т.В. Гулидова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 77 с.
3. Апполонова Н. И. Ребенок в детском саду / Н. И. Апполонова, Г.Ф. Балатанова // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 63-66.
4. Бережнова, О.В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы [Текст] / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева// Методическое пособие. - М.: Цветной мир, 2013. - 144 с.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. - 536 с.16а.
6. Блонский П.П. Педология [Текст]: / П.П. Блонский. - М.: Издательство Работник просвещения, 1925. - 318 с.
7. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с.
8. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М., 1978. - 326 с.
9. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. А.А. Венгера. М. 1986. С.5-18.
10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
11. Виноградова, О. В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ[Текст] / О. В. Виноградова. - Управление ДОУ, 2009. - 103 с.
12. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие / Сост. Л.М. Семенюк. - М.: Воронеж, 2003. - С.54.
13. Гладкова, А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 54-62.
14. Гуриенко, Н.А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов [Текст] / Н.А. Гуриенко. - Издательство: Детство-Пресс, 2017. - 64 с.
15. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ [Текст] / О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец. - Детство-Пресс, 2008. - 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ