Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные проблемы подростковой бездомности в Российской Федерации (Сахалинский Государственный Университет)

Работа №116344

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы37
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты подростковой бездомности 6
1.1. Понятий, признаки бездомности и беспризорности 6
1.2. Подростковая бездомность – как социальное явление в Российской Федерации 7
1.3. Особенности подросткового возраста и социальные проблемы подростковой бездомности в Российской Федерации 10
Краткие выводы по первой главе 20
Глава 2. Современные подходы к решению проблемы подростковой бездомности 22
2.1. Технологии социальной работы с бездомными подростками в Российской Федерации 22
2.2. Формы и методы работы с бездомными подростками в Российской Федерации 24
Краткие выводы по второй главе 26
Список использованной литературы 30
Глоссарий 33

Актуальность данного исследования заключается в том, что основной причиной возникновения и роста беспризорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.
Другой причиной беспризорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
Среди беспризорников распространены различные формы девиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, ранние половые контакты. Не имея средств к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации.
Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальных реформ и т.п.
Беспризорные дети и подростки требуют особого внимания. Для них нужны не только Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся в системе МВД, но и специальные социально-воспитательные приюты, которые давали бы им возможность, при необходимости, относительно длительного пребывания, консультирования, обучения, отдыха, занятия трудом, получения общего и профессионального образования.
Основными нормативно-правовыми документами, определяющими основу деятельности всех служб по делам несовершеннолетних, являются: Конвенция ООН «О правах ребенка» , Федеральный закон №124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .
Над проблемой подростковой бездомности и бродяжничества работали такие исследователи, как П.А. Сорокин (социальная мобильность), Э. Дюркгейм (аномия), М. Вебер (социологические исследования), Т. Парсонс (структура общества, соотношение личности и общества, формы связи между психикой индивида и социальной структурой общества).
Однако из более современных ученых стоит также отметить: Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, И.В. Дубровину, С.А. Бадмаева и другие.
Несмотря на большое количество научных работ в этой области исследований, проблема бездомности среди подростков – явление масштабное, еще не исчерпавшее своей актуальности.
Исходя из актуальности данной проблемы, были определены объект, предмет, цель, а также задачи исследования.
Объектом исследования является подростковая бездомность.
Предметом исследования являются социальные проблемы подростковой бездомности в Российской Федерации.
Цель работы – проанализировать социальные проблемы подростковой бездомности в Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «бездомность» и «беспризорность»;
2. Проанализировать проблему подростковой бездомности как социального
явления;
3. Выявить особенности подросткового возраста;
4. Рассмотреть технологии социальной работы с бездомными детьми.
5. Описать основные направления профилактической деятельности по
проблеме бездомности подростков.
План исследовательской работы. Обоснование актуальности проблемы; теоретический анализ; выбор материала, методов для проведения исследования (практическая часть); выводы по результатам исследовательской работы; оценка полноты решения поставленных задач.
Методы исследования использовались следующие: теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, глоссарий.
Во введении обосновывается актуальность исследования.
В первой главе рассматривается теоретико–методологический подход к изучению подростковой бездомности. Раскрывается Сущность понятий «бездомность» и «беспризорность», подростковая бездомность – как социальное явление и особенности подросткового возраста.
Во второй главе описываются современные подходы к решению проблемы подростковой бездомности. Рассматриваются технологии социальной работы с бездомными подростками, а также основы социальной профилактики подростковой бездомности.
В заключении сделаны основные выводы.
Список использованной литературы содержит 28 источников.
Глоссарий содержит определения 23 терминов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы:
1. Раскрыв сущность понятий «бездомность» и «беспризорность», мы
выяснили что: Безнадзорный – несовершеннолетний, поведение которого не контролируется из-за того, что его обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию не выполнялись или не выполняются надлежащим образом его родителями, законными представителями или государственными служащими, а беспризорный – безнадзорный, которому негде жить и (или) оставаться. Итак, по закону, разница между беспризорным и безнадзорными – это отсутствие места жительства.
2. Проанализировав проблему подростковой бездомности как социального явления было выявлено, что бездомность способствует развитию девиантного поведения у подростков, которые потеряли ценности или они не были сформированы и потому, в дальнейшем имеет смысл говорить о бродяжничестве, также, необходимо отметить, что было выявлено следующее: наибольший процент потенциальные бродяги – это выпускники детских домов. Таким образом, проблема подростковой бездомности является ничем иным как социальным явлением, связанным с особенностями подросткового возраста.
3. Выявив особенности подросткового возраста, стало понятно, что следует учитывать психологические особенности данного возраста. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого – недостижимая мечта. Таким образом, в подростковом возрасте у ребенка развивается не чувство взрослости, а скорее чувство возрастной неполноценности.
4. Рассмотрев технологии социальной работы с бездомными детьми можно отметить следующее: практика использования технологий социальной работы с беспризорными детьми показывает, что в настоящее время сформировалась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними. В эту систему входят различные государственные и общественные учреждения, которые в рамках своей ответственности осуществляют меры по оказанию социальной помощи и поддержки несовершеннолетним.
5. Описав основные направления профилактической деятельности по проблеме бездомности подростков, можно отметить, что отдельным важным аспектом является именно профилактическая деятельность, которая может быть включена в реабилитационную. Нужно проводить ряд профилактический мероприятий, которые будут направленны на устранение причин, которые могут вызвать определенные социальные риски или социальные патологии.



1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология. Учебник.
М.: Прометей. 2017. 708 с.
5. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации:
учебник для бакалавриата и магистратуры / Б.Н. Алмазов. 2–е изд., перераб, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 223 с.
6. Басов Н.Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие для
академического бакалавриата / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. 3–е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. 250 с.
7. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося
поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: ТЕИС, 1993. 62 с.
8. Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних//Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 2004. 320 с.
9. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR Аргус, 2004. 245 с.
10. Бочарова Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для СПО / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. 2–е изд., испр, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 218 с.
11. Григорьева И.А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО /
И.А. Григорьева. 2–е изд., испр, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 149 с.


12. Григорьева И.А. Теория и методика социальной работы: учебник для
СПО / И.А. Григорьева, В.Н. Келасьев. 2–е изд., перераб, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 254 с.
13. Коноплева Н.А. Организация социокультурных проектов для детей и
молодежи: учеб. пособие для СПО / Н.А. Коноплева. 2–е изд., испр, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 254 с.
14. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Возрастная психология и педагогика,
семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт. 2019. 307 с.
15. Самыгин П.С. Профилактика девиантного поведения молодежи: учеб.
пособие для академического бакалавриата / П.С. Самыгин, Д.В. Кротов, С.И. Самыгин; под общ. ред. П.С. Самыгина. 2–е изд., испр, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 284 с.
16. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная угроза //
Социологическое исследование. 1998. № 3. С. 121 с.
17. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление //
Государство и право. 2001. № 6. С. 64 с.
18. Сачкова М.Е. Психология среднестатусного учащегося: монография /
М.Е. Сачкова. М.: Издательство Юрайт, 2019. 202 с.
19. Сережко Т.А. Психология социально–правовой деятельности: учебник и
практикум для СПО / Т.А. Сережко, Т.З. Васильченко, Н.М. Волобуева. М.: Издательство Юрайт, 2017. 282 с.
20. Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в
социальной работе: учебник и практикум для СПО / О.В. Солодянкина. 4–е изд., испр, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 206 с.
21. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей
сирот: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л.В. Байбородова [и др.]; отв. ред. Л.В. Байбородова. 3–е изд., испр, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 189 с.
22. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического
бакалавриата / отв. ред. С.А. Расчетина, З.И. Лаврентьева. М.: Издательство Юрайт, 2018. 416 с.
23. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в
специализированном учреждении / Под ред. Г.М. Иващенко,
Н.С. Кантонистовой, М.М. Плоткина и др. М.: НИИ семьи, 2006. 256 с.
24. Сущинская М.Д. Социальная экспертиза: учеб. пособие для академического бакалавриата / М.Д. Сущинская, Т.В. Власова. 2–е изд., перераб, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 153 с.
25. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО /
Е.И. Холостова [и др.]; под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононова, М.В. Вдовиной. 3–е изд., перераб, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 288 с.
26. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебник и практикум для СПО / Е.Н. Приступа [и др.]; под ред. Е.Н. Приступы. М.: Издательство Юрайт, 2019. 465 с.
27. Торохтий В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое
обеспечение: учеб. пособие для академического бакалавриата / В.С. Торохтий. М.: Издательство Юрайт, 2017. 488 с.
28. Шульга А.А. Социально–правовая и законодательная основы социальной
работы с семьей и детьми: организация защиты детей: учеб. пособие для СПО / А.А. Шульга. 2–е изд., перераб, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 192 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ