Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие цветового восприятия детей 7-8 лет на уроках тематического рисования

Работа №116327

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы133
Год сдачи2017
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. Понятия «Восприятие» как свойство мышления в научных исследованиях 8
1.2. Особенности цветового восприятия детей 7-8 лет 14
1.3. Анализ методик развития цветового восприятия 27
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 48
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 2 КЛАССА НА УРОКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ
2.1. Исследование уровня развития цветового восприятия детей 2 класса (констатирующий эксперимент) 51
2.2. Модель развития цветового восприятия детей 2 класса 63
2.3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию цветового восприятия детей младшего школьного возраста 67
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 111

Всем известно, что цвет является одним из главных и выразительных средств не только в искусстве, но и в жизни человека. В нашей жизни все, что нас окружает, имеет свой цвет. Даже в эмоциональном плане и определении каких-либо чувств мы руководствуемся цветовой характеристикой объекта восприятия. Например, гнев принято сопоставлять с красным цветом, но и есть еще одна ассоциация с этим цветом, а именно любовь или страсть. Все это наталкивает на то, что цвет является частью нашей жизни и его восприятие играет также важную роль. Можно сказать, что идет взаимодействие цвета и человека.
Влияние цвета на человека доказано многими учеными, существует метод психотерапии - АРТ-терапия, направленная на коррекцию психологического состояния людей при помощи изобразительного искусства, в частности, при помощи нахождения различных цветовых оттенков. Существует, также «прямой» метод лечения при помощи цвета - это цветотерапия, один из древнейших методов. Вначале 1930-х гг. индийский ученый Д.Р. Гхадиали описал терапевтический эффект, влияния различных цветов на организм человека. По мнению ученого организм человека, чувствителен к определенным цветам, в свою очередь, которые могут замедлять или стимулировать его. Зная это, различные цвета и его сочетания можно использовать в лечебных целях [14]. В 1950 г. швейцарским психологом Максом Люшером был разработан цветовой тест, который определяет и диагностирует внутреннее состояние человека. Ученый провел множество экспериментов, после которых из 4500 тонов и оттенков выбрал те цвета, которые наиболее ярко воздействуют на психологическое и физиологическое состояние человека. Исследования показали, что цвет имеет возможность изменять некоторые функции человеческого организма. Например, из наблюдения М. Люшер сделал вывод, что красные и оранжевые цвета оказывают возбуждающее действие, они увеличивает частоту пульса, дыхания, давление крови. А темно-синие цвета, наоборот, приносят успокоение. Такой «язык» цветов, по мнению многих психологов, является универсальным и действует он независимо от национальности и религии человека [14].
Восприятие имеет важное значение в жизни человека. Оно помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, в обществе, где необходимой базовой составляющей является социальные отношения, восприятие человека человеком [10].
Особенно важно научить детей воспринимать цвет и видеть его эмоционально-смысловое значение.
В данном исследовании, совершена попытка развития цветового восприятия детей и приобщения их к богатому миру красочных живописных гармоний и отношений.
Важно сказать, что в когнитивной психологии для каждого возраста есть свои отличительные характеристики, как в умственном, так и в физическом развитии.
Говоря о восприятии цветов спектра взрослым и ребенком, психологи констатируют существенные отличия. Например, дети младшего школьного возраста воспринимают цвета с позиции «нравится цвет» или «не нравится цвет», для них главенствует индивидуальные предпочтения в выборе цвета на основе личностных переживаний, связанных с определенным цветом.
Возникает необходимость в обучении детей видению цвета и гармонических сочетаний.
Цвет неразрывен с искусством, а именно с живописью, поэтому живопись, как вид изобразительного искусства неразрывен с цветом.
Именно в живописи можно увидеть и прочувствовать все возможности цвета. В живописи соединение различных цветов в разной пропорции и насыщенности рождает гармонию это колорит изображения.
Понятие колорит обозначает систему взаимодействия цвета, тона и их сочетания в работе, в зависимости от темы художественного произведения. Колорит - это гармоничное сочетание всех цветов в одной картине, где цвет является основным выразительным средством.
Та или иная цветовая гамма может по-разному восприниматься людьми, в зависимости от их национальности и других факторов, но существует общепринятая система взаимодействия цвета на психофизиологическое состояние человека. Разный цвет будет восприниматься по-своему, в зависимости от его насыщенности или тона.
Актуальность темы
Как известно, цвет является одним из источников передачи информации. Он сопровождает человека на протяжении всей его жизни, оказывая огромное влияние с самого рождения. В окружающем нас мире и в различных его видах деятельности, особенно в искусстве, где цвет занимает главенствующее место, необходимо развивать чувство и восприятие цвета с раннего детства. Как показывают исследования многих педагогов и психологов, дети уже в дошкольном возрасте могут воспринимать несколько цветов, при рассмотрении определенного предмета ребенок в первую очередь обращает свое внимание именно на цвет, а только потом на форму. Цвет привлекает их внимание.
В младшем же школьном возрасте процесс восприятия цвета усложняется, он становится более целенаправленным. Наряду с виденьем, определением и называнием цветов, их сочетаний и оттенков, у ребенка развивается речевой аппарат. При помощи слов и наглядного рассмотрения предметов он начинает проговаривать и между тем и анализировать увиденное, например, что изображено на картине, какие цвета нужно смешать, чтобы получить определенный цвет.
Но не всегда дети 7 - 8 лет могут осознать значение цвета и дать ему название. Поэтому, перед педагогом стоит важная задача научить их пользоваться цветом, составлять соотношения, научить смешивать их друг с другом, понимать цвет в природе, в искусстве, видеть его значение, осмысливать произведения живописи, через определенную цветовую гамму. В результате у ребенка развивается цветовое восприятие, он получает эстетическое и эмоциональное удовольствие от получения новых знаний и выполнения творческих работ на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития цветового восприятия детей 2 класса общей школы.
Предмет изучения: цветовое восприятие детей 7 - 8 лет на уроках тематического рисования.
Цель исследования: развитие цветового восприятия у детей второго класса на уроках тематического рисования в общей школе.
Гипотеза: развитию цветового восприятия детей 2 класса на уроках изобразительного искусства, способствует система учебно-творческих задач, направленных на освоение теоретических знаний о цвете и развитие технических навыков получения цветовых сочетаний.
Задачи:
• раскрыть суть понятий «способности», «восприятие», «цветовое восприятие»;
• изучить характеристики восприятия детей младшего школьного возраста. Определить особенности развития цветового восприятия в дошкольном периоде и младшем школьном возрасте с последующем сравнением и анализом;
• разработать на основе изученного материала экспериментальную систему учебно-творческих задач, направленную на развитие цветового восприятия детей второго класса;
• провести педагогическое исследование с использованием специально разработанных творческих заданий в рамках тематического рисования для детей второго класса обще школы.
Научная новизна:
• разработана модель формирования цветового восприятия детей второго класса общеобразовательной школы;
• определены учебно - творческие задания, способствующие развитию цветового восприятия школьников.
Теоретическая значимость исследования:
• выявлены основные характеристики цветового восприятия детей младшего школьного возраста;
• разработаны критерии оценки уровня развития цветового восприятия детей 2-го класса;
• определен начальный уровень цветового восприятия детей 2 класса общей школы;
• разработаны экспериментальные задания, способствующие развитию цветового восприятия детей на уроках тематического рисования в начальной школе.
Практическая значимость исследования:
• экспериментально проверена модель методической системы развития цветового восприятия учащихся 2 класса;
• разработано содержание учебно-творческих заданий в рамках проведения уроков тематического рисования, направленных на приобретение знаний и умений, развивающих цветовое восприятие, и формирующих навыки цветовоспроизведения в рисунках учащимися второго класса общеобразовательной школы;
• учебно-творческие задания формирующего этапа педагогического эксперимента, могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке содержания раздела тематического рисования в рабочих программах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, включающее изучение психолого-педагогической литературы, программ и научных работ в области цветового восприятия у младшего школьного возраста, а также данных педагогического эксперимента, были сделаны следующие выводы:
• восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Это осмысленный (принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от сложных или целостных предметов, воспринимаемых как единое целое явление. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который в свою очередь, складывается в ходе активного их отражения [41].
• восприятие учащихся первых - вторых классов отличается слабой дифференцированностью. Со временем процесс восприятия существенно изменяется. Дети начинают овладевать техникой восприятия, учатся смотреть и анализировать, выделять главное, существенное, видеть детали в предмете, восприятие становится расчлененным и более целенаправленным, сознательным и управляемым процессом;
• сравнив дошкольный и младший школьный возраст, можно говорить, что развитие цветовосприятия у детей происходит постепенно от не непроизвольного к целенаправленному, от эмоционального к более выборочному и логичному. Поэтому роль педагога, при обучении детей 7 - 8 лет изобразительному искусству, направленному на развитие чувства цвета, цветового восприятия, эмоционального отклика, является главенствующей и немаловажной. Грамотно составленный процесс обучения педагогом, даст положительный результат в развитии цветовосприятия, а также посодействует становлению гармоничного роста личности ребенка, как в эстетическом, так и в эмоциональном плане;
• проанализировав исследовательские работы Л.Н. Мироновой, М.А. Шишатовой, Т.В. Лавлинской, Л.М. Садковой, В.А. Поляковой, Е.И. Цукановой, Н.В. Виноградовой, можно выделить основные методы и приемы, которые должны использоваться на уроках изобразительного искусства при развитии цветового восприятия у детей 7 - 8 лет:
• обучение цветовому восприятию должно проходить в игровой форме для повышения интереса и мотивации у детей при выполнении учебно-творческих задач на уроке;
• на уроках изобразительного искусства должен использоваться объяснительно-иллюстративный метод обучения, так как наглядно представленный материал лучше усваивается детьми, особенно в младшем школьном возрасте;
• блок заданий и упражнений на формирование цветовосприятия и цветовоспроизведение должен иметь четко поставленную цель и задачи, быть целенаправленным, поэтапным и выстраиваться в целостную систему обучения;
• анализ репродукций великих художников искусства, является одним из наглядных методов. Развивает аналитическое и художественно-образное мышление младших школьников, духовно и эмоционально обогащает их, развивает цветоощущение и цветовосприятие посредством анализа и разбора колорита художественных произведений искусств.
• для развития цветового восприятия у детей второго класса общеобразовательной школы была разработана и экспериментально проверена методическая модель, включающая в себя цель, задачи, организационно - содержательный компонент, методический и критериально-оценочный компонент;
• процесс развития цветового восприятия у младших школьников будет происходить наиболее успешно, если:
• разработаны критерии и уровни цветового восприятия;
• экспериментально проверена модель методической системы развития цветового восприятия учащихся 2 класса;
• разработаны учебно-творческие задания в рамках проведения уроков тематического рисования, направленных на приобретение знаний и умений, развивающих цветовое восприятия, и формирующих навыки цветовоспроизведения в рисунках учащимися второго класса общеобразовательной школы;
В итоге, на основании полученного результата констатируется факт, что разработанные и использованные на уроках тематического рисования учебно-творческие задания способствуют развитию цветового восприятия учеников.
Также, данные задания формирующего этапа педагогического эксперимента, могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке содержания раздела тематического рисования в рабочих программах.


1) Абрамова, М.А. Интеллектуальное развитие школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. - Якутск: Изд-во ИРО МО РС, 1999. - 187 с.;
2) Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания - М.: АПН РСФСР, 1960. - 486 с.;
3) Ананьев, Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1968. - 334 с.;
4) Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца, В.М. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968. - 446 с.;
5) Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 302 с.;
6) Бакиева, О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2012. - 200 с.: ил.;
7) Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925. - 169 с.;
8) Беда, Г.В. Цветовые отношения и колорит: (введение в теорию живописи) / Г.В. Беда. - Краснодар: Кн. изд-во, 1967. - 184 с.;
9) Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. — М.: Просвещение, 1989. - 190 с.: ил.;
10) Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: 1983. - 265 с.;
11) Венгер, Л.А. Психология: учебн. Пособие для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.;
12) Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 143с.;
13) Википедия. Свободная энциклопедия // Цвет - 2017. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82 (Дата обращения: 15.02.2017);
14) Википедия. Свободная энциклопедия // Цветотерапия — 2015. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 20.09.2016);
15) Виноградова, Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи (на примере выполнения натюрморта): автореф. дис. ... канд. пед. наук : утв. 13.00.02 / Виноградова Наталья Владимировна. - Курск, 2009. - 222 с.;
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ