Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1. Пространственное мышление как специфический объект и предмет
исследования 22
1.2. Теория процесса пространственно-образного мышления у подростков 32
1.3. Взгляды общей педагогики на проблему формирования и развития
пространственного мышления у обучающихся средней школы 44
1.4. Анализ программы «Изобразительное искусство» авторского
коллектива под руководством Б.М. Неменского. 5-9 классы и В.С. Кузина 53
Выводы по 1 главе 63
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ, НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ)
2.1. Модель решения проблемы формирования и развития
пространственного мышления у обучающихся средней школы 64
2.2. Практические задания и упражнения на развитие
пространственного мышления 77
Выводы по 2 главе 92
Заключение 94
Список используемой литературы 100
Приложения 106
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1. Пространственное мышление как специфический объект и предмет
исследования 22
1.2. Теория процесса пространственно-образного мышления у подростков 32
1.3. Взгляды общей педагогики на проблему формирования и развития
пространственного мышления у обучающихся средней школы 44
1.4. Анализ программы «Изобразительное искусство» авторского
коллектива под руководством Б.М. Неменского. 5-9 классы и В.С. Кузина 53
Выводы по 1 главе 63
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ, НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ)
2.1. Модель решения проблемы формирования и развития
пространственного мышления у обучающихся средней школы 64
2.2. Практические задания и упражнения на развитие
пространственного мышления 77
Выводы по 2 главе 92
Заключение 94
Список используемой литературы 100
Приложения 106
Современное общество нуждается в людях коммуникабельных, целеустремлённых, способных генерировать новые идеи и их осуществлять, тех, кто легко находят необходимое в огромном информационном потоке, легко адаптируются в любом обществе. Какими методами и в какой период развития личности подрастающего человека нужно развивать эти качества?
Министерство Образования уже несколько раз пыталось решить эту проблему. Впервые, рассмотрев обучение детей в общеобразовательном учреждении, с точки зрения адаптации их к современным условиям жизни, оно модернизировало сам процесс образования, введя в 1992 году стандарт первого поколения. В частности, ФГОС рассматривал модернизацию по актуальным на тот момент направлениям:
- наполненность программ обучения в средней школе должно соответствовать уровням развития обучающихся, их возрасту, их особенностям восприятия материала и возможностям принятия даваемых знаний на каждом этапе обучения;
- обучение должно быть личностно ориентировано;
- характер обучения деятельностный, основная задача программ обучения направлена на формирование и дальнейшее усовершенствование общих учебных умений и навыков, совместных способов коммуникативной, познавательной, учебной, практической, творческой деятельности, на овладевание обучающимися применения знаний данного предмета на практике;
- увеличение социально-гуманитарной ориентации содержания образования, воспитательной возможности, способствующих установлению значимости гражданского общества и правового демократического государства, становлению личностных качеств обучающегося;
- образование первостепенных компетенций - стремлению обучающихся использовать приобретённые знания, умения и способы деятельности в настоящей жизни для достижения практических результатов при выполнении насущных задач;
- предоставление вариабельности и возможности выбора в обучении для субъектов процесса образования (обучающихся и их представителей, педагогов и учреждений, участвующих в процессе предоставления образовательных услуг);
- возрастание значимости учебных предметов, обеспечивающих благо-приятную адаптацию обучающегося к социуму, - права, экономики, истории, родного и иностранного языков, литературы, русского, изобразительного искусства, музыки, улучшение профориентационной деятельности и трудового обучения [3].
Со временем, под влиянием прогресса в научно-технической сфере, геополитической ситуации и ряда других факторов, ситуации с социализацией и адаптацией молодых членов общества, потребности образовательные изменились. Благодаря этому в 2010 году был принят стандарт усовершенствования системы обучения второго поколения для основного общего образования. Этот стандарт сориентировали на развитие личностных качеств индивидуума, получившего аттестат («портрет выпускника школы»):
- относящегося с уважением к своему народу, ценящего культуру и духовные традиции своей страны, относящегося с искренней любовью к своей Родине;
- мыслящего нестандартно и критически, активно и целенаправленно познающего мир, понимающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества в целом;
- обладающего основами научных методов познания окружающей действительности;
- настроенного на творческую инновационную деятельность;
- готового к совместной деятельности, способного реализовывать учебно-исследовательскую, информационно-познавательную, проектную деятельность.
Результаты освоения предметов основной образовательной программы основного общего образования в свете общих требований Стандарта и особенностей изучаемых в школах предметов, входящих в состав предметных областей, должны создавать условия для успешного обучения на последующих ступенях общего, среднего и высшего образования.
В приказе под пунктом 11.6, именуемым «Искусство» сказано: Освоение предмета «Искусство» призвано создать:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие художественного вкуса у обучающегося, творческого мышления обучающихся, умение воспринимать красоту природных форм и объектов, быть эмпатическим, на чувственном и эмоциональном уровне оценивать гармонию связи человека с природой и свое отношение к этому проявлять в художественном творчестве различными изобразительными средствами;
- формирование личностных творческих способностей обучающихся, развитие постоянного интереса к художественной деятельности;
- развитие почтительного отношения к наследию культуры, искусства и ценностям народов России, а также мировой цивилизации в целом, их сохранению и приумножению.
Учебные результаты изучения области образования «Искусство» призваны способствовать:
1) развитию начального понимания художественной культуры обучающимися, в качестве составляющей общей нравственной культуры, как способа понимания действительности и как инструмента создания взаимоотношений; формирование понимания прекрасного, чувственно-ценностного осознания окружающего мира; развитие внимательности, эмпирической способности, ассоциативного мышления, зрительной памяти, эстетического вкуса и всестороннего творческого воображения;
2) формирование визуально-пространственного мышления, в качестве одного из видов чувственно-ценностного познания, окружающего нас, выражение себя и свободное понимание художественного и духовного пространства культуры;
3) понимание художественной культуры во всём её многообразии, знание видов, жанров, стилей как имущественного проявления морально значимых вещей, реализованных в трёхмерных объектах (фольклорное декоративно-прикладное творчество людей разных национальностей, классические произведения мирового художественного искусства, современное искусство);
4) взращивание уважительного отношения к отечественной истории культуры, материально выраженной в таких видах искусства как архитектура, дизайн, изобразительное искусство, в декоративно-прикладных образах предметно-материальной и пространственной среды древнего искусства, в осознании эстетики человека;
5) возможность осознания себя творцом художественного образа в раз-личных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладных: вышивка, резьба по дереву и прочее, в конструктивных - архитектуре и дизайне; в синтетических искусствах: театре, кино;
6) возможность проявления творчества различными художественными материалами и техниками в разнообразных видах визуально-пространственных искусств, и даже в особых формах творческой деятельности, например, основанной на информационно-компьютерных технологиях (фотография цифровая, цифровое телевидение, компьютерная графика, мультипликация);
7) формирование необходимого интереса к произведениям изобразительного искусства, постижение реальных умений и навыков понимания, прочтения и оценки произведений искусства; развитие действенного отношения к наследию художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Актуальность темы исследования
Вступление в силу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения заставляет ученых-исследователей и педагогов, преподающих в учебных заведениях, изменить и доработать свой взгляд на проблему учебной успешности обучающихся, заново ответить на вопрос, какого ученика можно считать успешным.
Понятие «успешность в обучении» стандартно включает в себя следующие необходимые составляющие - это условия достижения обучающимися успехов в овладении знаниями и критерии оценок этих самых знаний. Составляющими учебной успешности признаны следующие факторы: овладение универсальными учебными действиями, которые позволяют обучающимся усваивать полученные новые знания самостоятельно, овладевать умениями и навыками; сформированность и развитость процессов познания, главные из которых - мышление; активность в приобретении новых знаний, настроенность на их получение, способность быстро и нестандартно мыслить, самостоятельность, умение генерировать новые идеи.
Оценка того, насколько обучающийся успешен в своей деятельности по освоению школьной программы, собирается из следующих факторов: преподавательская оценка учебных успехов и способности обучающихся по данному предмету, родительская оценка успехов обучающегося и собственная удовлетворенность обучающихся тем, каким количеством знаний они овладели и какую оценку получили. Каковы же критерии, используемые при оценке успешности в процессе учёбы? Во-первых, необходимо определиться с факторами, от которых зависит эта пресловутая успешность:
- успеваемость, а иначе говоря, отсутствие неудовлетворительных оценок знаний в учебном процессе;
- оценка уровня развития необходимых учебных навыков;
- анализ различных продуктов деятельности обучающихся (самостоятельных, практических, проектных, творческих работ);
- результаты обучающихся на различных вне учебных мероприятиях: олимпиадах, соревнованиях, фестивалях, выставках, конкурсах;
- индивидуальное развития каждого обучающего в данной предметной среде с положительной динамикой.
Одним из основных элементов учебной успешности обучающихся представляется способность быстро и не стандартно мыслить, понимать и трактовать физические явления, оценивать реалии, что невозможно, в принципе, без развитого пространственного мышления, которое выступает единовременно и как необходимое условие и как предпосылка, а также является и целью обучения. Значение вопроса овладения пространственным мышлением на средней ступени обучения школы трудно переоценить.
Актуальность исследования состоит в следующем:
педагогика, как и другие научные отрасли, не может оставаться неизменной, а значит, обязана постоянно развиваться в соответствии с новыми требованиями и условиями общества. Стандарты образования третьего поколения напрямую говорят о необходимости у обучающихся развивать пространственное мышление на предмете «Изобразительное искусство». Пространственное мышление школьников довольно широко исследуется, но в области искусства данный вопрос решён не полностью.
Цель исследования: развитие пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения.
Объект исследования: процесс формирования пространственного мышления у обучающихся среднего звена в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: научно-теоретические и методические основы учебного процесса, способствующие развитию пространственного мышления учащихся среднего возраста общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: создание и использование методической системы развития пространственного мышления учащихся средней школы в рамках дисциплины «Изобразительное искусство», содержащей:
а) цели, задачи
б) специально разработанное содержание учебной дисциплины «Изобразительное искусство»;
в) система дидактических принципов, методов, методических приемов, форм организации развивающего учебно-познавательного процессов;
г) средства обеспечения учебного процесса (ТСО, наглядные пособия), применение которых эффективно сочетается с ходом занятий изобразительным искусством в значительной степени способствует эффективному развитию пространственного мышления.
Данная методическая система должна обладать следующими ценностными атрибутами:
- научными данными передового художественно -педагогического опыта в области обучения изобразительной грамоте и в частности - развития пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения;
- единством подачи теоретических знаний с практическим воплощением умений и навыков;
- наличием системы специально разработанных заданий и упражнений, постепенно подводящей детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения к развитию пространственного мышления;
- наличием курса занятий по изобразительному искусству и черчению, в которых осуществляется взаимосвязь плановых занятий с четко определенным комплексом самостоятельных заданий и упражнений, способствующих укреплению необходимых умений и навыков;
- рациональным использованием основных дидактических принципов, педагогических методов и приемов, используемых в ходе подготовки обучающихся.
Задачи исследования:
1. Уточнить и проанализировать понятие «пространственное мышление» на основе специализированной и научной литературы.
2. Изучить традиции и методы педагогов и психологов, специализирующихся на развитии у детей и подростков пространственного мышления с целью выявления наиболее эффективных принципов в их работах.
3. Провести сравнительный анализ существующих методик развития пространственного мышления.
4. Разработать критерии оценки обучающихся на предмет развитости у них пространственного мышления.
5. Определить уровень развития пространственных способностей у обучающихся, разработать и обосновать концепцию развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
6. Создать модель методической системы развития пространственного мышления, практически и экспериментально ее проверить.
7. Апробировать разработанную модель развития пространственного мышления в ходе проведения педагогического эксперимента с использованием системы развивающих пространственное мышления учебных заданий.
Методологической основой исследования служат:
- теоретические и методические работы художников-педагогов в области развития пространственного мышления;
- творческий и педагогический опыт выдающихся русских и зарубежных исследователей;
-закономерности психологии мышления, памяти, восприятия пространства.
Методами научно-педагогического исследования являются:
- изучение и анализ литературы по методике, психологии, педагогике, эстетике;
- анализ действующей системы обучения;
- анкетирование, беседы;
- проведение естественного педагогического эксперимента;
- анализ работ учащихся;
- критический анализ выводов собственной педагогической и творческой деятельности.
Базой для исследования явилась МБУ «Школа № 70» города Тольятти Самарской области.
Организация и этапы исследования.
Первый этап исследования (2016-2017 гг.) шло изучение научно-теоретических материалов, аналитически обрабатывалась литература по проблеме исследования; определялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; велась работа над теоретической частью диссертации; определялись параметры анализа работ обучающихся; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе исследования (2016-2017 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на обучающихся в средних классах общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения с целью развития у них пространственного мышления; проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы (поисковый эксперимент).
На третьем этапе исследования (2017 -2018 гг.) проводился формирующий и сравнительный эксперименты; шла доработка теоретической и практической части исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- изучен и проанализирован опыт выдающихся педагогов, психологов и учёных, работающих над проблемой развития пространственного мышления;
- произведен сравнительный анализ ряда методик обучения изобрази-тельному искусству и черчению, в результате чего выявлены эффективные методы и средства воздействия, способствующие развитию пространственного мышления у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения;
- произведена классификация компонентов пространственного мышления; исходя из этого, раскрыты дополнительные факторы, влияющие на формирование пространственного мышления у обучающихся;
- разработаны критерии оценки уровня развития пространственного мышления у обучающихся;
- разработана и экспериментально проверена методическая система, направленная на развитие пространственного мышления у обучающихся.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором:
- внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства;
- сделан шаг в решении актуальной научно-педагогической задачи раз-вития пространственного мышления у обучающихся в средней школе на уроках изобразительного искусства и черчения;
- систематизирован материал по данной тематике. Результаты научной работы могут быть использованы в смежных исследованиях, посвященных проблемам обучения изобразительному искусству в средней школе и развитию пространственного мышления, а значит и творческих способностей, послужить толчком к дальнейшей разработке темы в педагогической науке.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в непосредственной работе педагогов при проведении занятий по изобразительному искусству и черчению, в процессе совершенствования учебных программ, создания учебных пособий.
Достоверность научных результатов обеспечена экспериментальной и практической проверкой методической системы ее основных положений, объективным анализом, соблюдением требований к ведению научного исследования, опорой на многолетний опыт теоретиков и практиков в области психолого-педагогической науки.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2016-2018 гг. в ходе экспериментальной работы в МБУ школа № 70 города Тольятти Самарской области в качестве учителя изобразительного искусства и черчения.
На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития пространственного мышления у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы, включающая:
- цели, задачи и содержание процесса развития пространственного мышления у обучающихся;
- группу дидактических принципов, форм, методов и методических приемов, способствующих успешному решению задач, определяющих процесс пространственного мышления у обучающихся;
- критерии оценки развития пространственного мышления у обучающихся.
Основные положения, выносимые на защиту:
- обоснование методической модели, как фактора активизации учебного процесса, направленного на формирование эстетической культуры и развития пространственного мышления обучающихся среднего звена общеобразовательной школы;
- совокупность структурного, методического и практического компонентов модели методической системы: цели, задачи; упражнения и задания, уровни и критериальные характеристики;
- система заданий и упражнений, нацеленных на освоение пространственных качеств, свойств и возможностей объектов, влияющих на формирование пространственного мышления;
- предлагаемая методическая система расширяет возможности педагогического воздействия на раскрытие индивидуально-творческих способностей ребенка.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Теоретические основы формирования пространственного мышления у учащихся средней школы» рассматриваются различные теории восприятия, вопросы, касающиеся сущности, структуры и механизмов процесса восприятия. Доказывается важность развития пространственного мышления в формировании творческих способностей подростков.
Во второй главе «Развитие пространственного мышления у обучающихся, на занятиях по изобразительному искусству» раскрыта опытно-экспериментальная работа с обучающимися средней школы по развитию пространственного мышления на занятиях по изобразительному искусству; представлены результаты констатирующего, поискового, формирующего и контрольного эксперимента; описана методика развития пространственного мышления учащихся общеобразовательной школы среднего звена на занятиях по изобразительному искусству.
В заключение диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Приложение содержит схемы, таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы, фотографии ученических работ, выполненных в ходе исследования.
Общий объем диссертации 116, включая приложение. Список использованной литературы содержит 60 источников.
Министерство Образования уже несколько раз пыталось решить эту проблему. Впервые, рассмотрев обучение детей в общеобразовательном учреждении, с точки зрения адаптации их к современным условиям жизни, оно модернизировало сам процесс образования, введя в 1992 году стандарт первого поколения. В частности, ФГОС рассматривал модернизацию по актуальным на тот момент направлениям:
- наполненность программ обучения в средней школе должно соответствовать уровням развития обучающихся, их возрасту, их особенностям восприятия материала и возможностям принятия даваемых знаний на каждом этапе обучения;
- обучение должно быть личностно ориентировано;
- характер обучения деятельностный, основная задача программ обучения направлена на формирование и дальнейшее усовершенствование общих учебных умений и навыков, совместных способов коммуникативной, познавательной, учебной, практической, творческой деятельности, на овладевание обучающимися применения знаний данного предмета на практике;
- увеличение социально-гуманитарной ориентации содержания образования, воспитательной возможности, способствующих установлению значимости гражданского общества и правового демократического государства, становлению личностных качеств обучающегося;
- образование первостепенных компетенций - стремлению обучающихся использовать приобретённые знания, умения и способы деятельности в настоящей жизни для достижения практических результатов при выполнении насущных задач;
- предоставление вариабельности и возможности выбора в обучении для субъектов процесса образования (обучающихся и их представителей, педагогов и учреждений, участвующих в процессе предоставления образовательных услуг);
- возрастание значимости учебных предметов, обеспечивающих благо-приятную адаптацию обучающегося к социуму, - права, экономики, истории, родного и иностранного языков, литературы, русского, изобразительного искусства, музыки, улучшение профориентационной деятельности и трудового обучения [3].
Со временем, под влиянием прогресса в научно-технической сфере, геополитической ситуации и ряда других факторов, ситуации с социализацией и адаптацией молодых членов общества, потребности образовательные изменились. Благодаря этому в 2010 году был принят стандарт усовершенствования системы обучения второго поколения для основного общего образования. Этот стандарт сориентировали на развитие личностных качеств индивидуума, получившего аттестат («портрет выпускника школы»):
- относящегося с уважением к своему народу, ценящего культуру и духовные традиции своей страны, относящегося с искренней любовью к своей Родине;
- мыслящего нестандартно и критически, активно и целенаправленно познающего мир, понимающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества в целом;
- обладающего основами научных методов познания окружающей действительности;
- настроенного на творческую инновационную деятельность;
- готового к совместной деятельности, способного реализовывать учебно-исследовательскую, информационно-познавательную, проектную деятельность.
Результаты освоения предметов основной образовательной программы основного общего образования в свете общих требований Стандарта и особенностей изучаемых в школах предметов, входящих в состав предметных областей, должны создавать условия для успешного обучения на последующих ступенях общего, среднего и высшего образования.
В приказе под пунктом 11.6, именуемым «Искусство» сказано: Освоение предмета «Искусство» призвано создать:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие художественного вкуса у обучающегося, творческого мышления обучающихся, умение воспринимать красоту природных форм и объектов, быть эмпатическим, на чувственном и эмоциональном уровне оценивать гармонию связи человека с природой и свое отношение к этому проявлять в художественном творчестве различными изобразительными средствами;
- формирование личностных творческих способностей обучающихся, развитие постоянного интереса к художественной деятельности;
- развитие почтительного отношения к наследию культуры, искусства и ценностям народов России, а также мировой цивилизации в целом, их сохранению и приумножению.
Учебные результаты изучения области образования «Искусство» призваны способствовать:
1) развитию начального понимания художественной культуры обучающимися, в качестве составляющей общей нравственной культуры, как способа понимания действительности и как инструмента создания взаимоотношений; формирование понимания прекрасного, чувственно-ценностного осознания окружающего мира; развитие внимательности, эмпирической способности, ассоциативного мышления, зрительной памяти, эстетического вкуса и всестороннего творческого воображения;
2) формирование визуально-пространственного мышления, в качестве одного из видов чувственно-ценностного познания, окружающего нас, выражение себя и свободное понимание художественного и духовного пространства культуры;
3) понимание художественной культуры во всём её многообразии, знание видов, жанров, стилей как имущественного проявления морально значимых вещей, реализованных в трёхмерных объектах (фольклорное декоративно-прикладное творчество людей разных национальностей, классические произведения мирового художественного искусства, современное искусство);
4) взращивание уважительного отношения к отечественной истории культуры, материально выраженной в таких видах искусства как архитектура, дизайн, изобразительное искусство, в декоративно-прикладных образах предметно-материальной и пространственной среды древнего искусства, в осознании эстетики человека;
5) возможность осознания себя творцом художественного образа в раз-личных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладных: вышивка, резьба по дереву и прочее, в конструктивных - архитектуре и дизайне; в синтетических искусствах: театре, кино;
6) возможность проявления творчества различными художественными материалами и техниками в разнообразных видах визуально-пространственных искусств, и даже в особых формах творческой деятельности, например, основанной на информационно-компьютерных технологиях (фотография цифровая, цифровое телевидение, компьютерная графика, мультипликация);
7) формирование необходимого интереса к произведениям изобразительного искусства, постижение реальных умений и навыков понимания, прочтения и оценки произведений искусства; развитие действенного отношения к наследию художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Актуальность темы исследования
Вступление в силу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения заставляет ученых-исследователей и педагогов, преподающих в учебных заведениях, изменить и доработать свой взгляд на проблему учебной успешности обучающихся, заново ответить на вопрос, какого ученика можно считать успешным.
Понятие «успешность в обучении» стандартно включает в себя следующие необходимые составляющие - это условия достижения обучающимися успехов в овладении знаниями и критерии оценок этих самых знаний. Составляющими учебной успешности признаны следующие факторы: овладение универсальными учебными действиями, которые позволяют обучающимся усваивать полученные новые знания самостоятельно, овладевать умениями и навыками; сформированность и развитость процессов познания, главные из которых - мышление; активность в приобретении новых знаний, настроенность на их получение, способность быстро и нестандартно мыслить, самостоятельность, умение генерировать новые идеи.
Оценка того, насколько обучающийся успешен в своей деятельности по освоению школьной программы, собирается из следующих факторов: преподавательская оценка учебных успехов и способности обучающихся по данному предмету, родительская оценка успехов обучающегося и собственная удовлетворенность обучающихся тем, каким количеством знаний они овладели и какую оценку получили. Каковы же критерии, используемые при оценке успешности в процессе учёбы? Во-первых, необходимо определиться с факторами, от которых зависит эта пресловутая успешность:
- успеваемость, а иначе говоря, отсутствие неудовлетворительных оценок знаний в учебном процессе;
- оценка уровня развития необходимых учебных навыков;
- анализ различных продуктов деятельности обучающихся (самостоятельных, практических, проектных, творческих работ);
- результаты обучающихся на различных вне учебных мероприятиях: олимпиадах, соревнованиях, фестивалях, выставках, конкурсах;
- индивидуальное развития каждого обучающего в данной предметной среде с положительной динамикой.
Одним из основных элементов учебной успешности обучающихся представляется способность быстро и не стандартно мыслить, понимать и трактовать физические явления, оценивать реалии, что невозможно, в принципе, без развитого пространственного мышления, которое выступает единовременно и как необходимое условие и как предпосылка, а также является и целью обучения. Значение вопроса овладения пространственным мышлением на средней ступени обучения школы трудно переоценить.
Актуальность исследования состоит в следующем:
педагогика, как и другие научные отрасли, не может оставаться неизменной, а значит, обязана постоянно развиваться в соответствии с новыми требованиями и условиями общества. Стандарты образования третьего поколения напрямую говорят о необходимости у обучающихся развивать пространственное мышление на предмете «Изобразительное искусство». Пространственное мышление школьников довольно широко исследуется, но в области искусства данный вопрос решён не полностью.
Цель исследования: развитие пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения.
Объект исследования: процесс формирования пространственного мышления у обучающихся среднего звена в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: научно-теоретические и методические основы учебного процесса, способствующие развитию пространственного мышления учащихся среднего возраста общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: создание и использование методической системы развития пространственного мышления учащихся средней школы в рамках дисциплины «Изобразительное искусство», содержащей:
а) цели, задачи
б) специально разработанное содержание учебной дисциплины «Изобразительное искусство»;
в) система дидактических принципов, методов, методических приемов, форм организации развивающего учебно-познавательного процессов;
г) средства обеспечения учебного процесса (ТСО, наглядные пособия), применение которых эффективно сочетается с ходом занятий изобразительным искусством в значительной степени способствует эффективному развитию пространственного мышления.
Данная методическая система должна обладать следующими ценностными атрибутами:
- научными данными передового художественно -педагогического опыта в области обучения изобразительной грамоте и в частности - развития пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения;
- единством подачи теоретических знаний с практическим воплощением умений и навыков;
- наличием системы специально разработанных заданий и упражнений, постепенно подводящей детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения к развитию пространственного мышления;
- наличием курса занятий по изобразительному искусству и черчению, в которых осуществляется взаимосвязь плановых занятий с четко определенным комплексом самостоятельных заданий и упражнений, способствующих укреплению необходимых умений и навыков;
- рациональным использованием основных дидактических принципов, педагогических методов и приемов, используемых в ходе подготовки обучающихся.
Задачи исследования:
1. Уточнить и проанализировать понятие «пространственное мышление» на основе специализированной и научной литературы.
2. Изучить традиции и методы педагогов и психологов, специализирующихся на развитии у детей и подростков пространственного мышления с целью выявления наиболее эффективных принципов в их работах.
3. Провести сравнительный анализ существующих методик развития пространственного мышления.
4. Разработать критерии оценки обучающихся на предмет развитости у них пространственного мышления.
5. Определить уровень развития пространственных способностей у обучающихся, разработать и обосновать концепцию развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
6. Создать модель методической системы развития пространственного мышления, практически и экспериментально ее проверить.
7. Апробировать разработанную модель развития пространственного мышления в ходе проведения педагогического эксперимента с использованием системы развивающих пространственное мышления учебных заданий.
Методологической основой исследования служат:
- теоретические и методические работы художников-педагогов в области развития пространственного мышления;
- творческий и педагогический опыт выдающихся русских и зарубежных исследователей;
-закономерности психологии мышления, памяти, восприятия пространства.
Методами научно-педагогического исследования являются:
- изучение и анализ литературы по методике, психологии, педагогике, эстетике;
- анализ действующей системы обучения;
- анкетирование, беседы;
- проведение естественного педагогического эксперимента;
- анализ работ учащихся;
- критический анализ выводов собственной педагогической и творческой деятельности.
Базой для исследования явилась МБУ «Школа № 70» города Тольятти Самарской области.
Организация и этапы исследования.
Первый этап исследования (2016-2017 гг.) шло изучение научно-теоретических материалов, аналитически обрабатывалась литература по проблеме исследования; определялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; велась работа над теоретической частью диссертации; определялись параметры анализа работ обучающихся; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе исследования (2016-2017 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на обучающихся в средних классах общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения с целью развития у них пространственного мышления; проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы (поисковый эксперимент).
На третьем этапе исследования (2017 -2018 гг.) проводился формирующий и сравнительный эксперименты; шла доработка теоретической и практической части исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- изучен и проанализирован опыт выдающихся педагогов, психологов и учёных, работающих над проблемой развития пространственного мышления;
- произведен сравнительный анализ ряда методик обучения изобрази-тельному искусству и черчению, в результате чего выявлены эффективные методы и средства воздействия, способствующие развитию пространственного мышления у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения;
- произведена классификация компонентов пространственного мышления; исходя из этого, раскрыты дополнительные факторы, влияющие на формирование пространственного мышления у обучающихся;
- разработаны критерии оценки уровня развития пространственного мышления у обучающихся;
- разработана и экспериментально проверена методическая система, направленная на развитие пространственного мышления у обучающихся.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором:
- внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства;
- сделан шаг в решении актуальной научно-педагогической задачи раз-вития пространственного мышления у обучающихся в средней школе на уроках изобразительного искусства и черчения;
- систематизирован материал по данной тематике. Результаты научной работы могут быть использованы в смежных исследованиях, посвященных проблемам обучения изобразительному искусству в средней школе и развитию пространственного мышления, а значит и творческих способностей, послужить толчком к дальнейшей разработке темы в педагогической науке.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в непосредственной работе педагогов при проведении занятий по изобразительному искусству и черчению, в процессе совершенствования учебных программ, создания учебных пособий.
Достоверность научных результатов обеспечена экспериментальной и практической проверкой методической системы ее основных положений, объективным анализом, соблюдением требований к ведению научного исследования, опорой на многолетний опыт теоретиков и практиков в области психолого-педагогической науки.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2016-2018 гг. в ходе экспериментальной работы в МБУ школа № 70 города Тольятти Самарской области в качестве учителя изобразительного искусства и черчения.
На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития пространственного мышления у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы, включающая:
- цели, задачи и содержание процесса развития пространственного мышления у обучающихся;
- группу дидактических принципов, форм, методов и методических приемов, способствующих успешному решению задач, определяющих процесс пространственного мышления у обучающихся;
- критерии оценки развития пространственного мышления у обучающихся.
Основные положения, выносимые на защиту:
- обоснование методической модели, как фактора активизации учебного процесса, направленного на формирование эстетической культуры и развития пространственного мышления обучающихся среднего звена общеобразовательной школы;
- совокупность структурного, методического и практического компонентов модели методической системы: цели, задачи; упражнения и задания, уровни и критериальные характеристики;
- система заданий и упражнений, нацеленных на освоение пространственных качеств, свойств и возможностей объектов, влияющих на формирование пространственного мышления;
- предлагаемая методическая система расширяет возможности педагогического воздействия на раскрытие индивидуально-творческих способностей ребенка.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Теоретические основы формирования пространственного мышления у учащихся средней школы» рассматриваются различные теории восприятия, вопросы, касающиеся сущности, структуры и механизмов процесса восприятия. Доказывается важность развития пространственного мышления в формировании творческих способностей подростков.
Во второй главе «Развитие пространственного мышления у обучающихся, на занятиях по изобразительному искусству» раскрыта опытно-экспериментальная работа с обучающимися средней школы по развитию пространственного мышления на занятиях по изобразительному искусству; представлены результаты констатирующего, поискового, формирующего и контрольного эксперимента; описана методика развития пространственного мышления учащихся общеобразовательной школы среднего звена на занятиях по изобразительному искусству.
В заключение диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Приложение содержит схемы, таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы, фотографии ученических работ, выполненных в ходе исследования.
Общий объем диссертации 116, включая приложение. Список использованной литературы содержит 60 источников.
В конце обучения учеников пятого класса для завершения эксперимента осуществлена практическая работа, состоящая из нескольких этапов, целью которой стал контрольный эксперимент, по подведению итогов формирующего эксперимента, а также сравнительного анализа констатирующей и контрольной диагностики.
Целью контрольного эксперимента определить влияние коррекционных занятий на развитие уровень пространственного мышления у обучающихся.
Задачи контрольного эксперимента: констатация уровня пространственного мышления у подростков.
Поставленная цель нашла свою реализацию через:
- формирование у обучающихся первичных навыков пространственного мышления;
- развитие пространственных связей объектов;
- сознательное управление построением пространственных связей обучающимися;
- развитие методов построения пространственных образов;
- развитие методов планирования модификаций пространственных образов, выделение из структуры первоочередных пространственных свойств, и обобщению объектов на основе этих свойств.
Для решения задач эксперимента была определена база и разработана система практических работ, проверочные задания. Опытно-экспериментальной базой выступила МБУ «Школа № 70» г. Тольятти.
В контрольном эксперименте в 2017 году приняло участие 50 обучающихся. Из них экспериментальная группа 27 человек - 5 класс МБУ «Школа № 70» г. Тольятти, и контрольная группа 23 человека - 5 класс МБУ «Школа № 70» г. Тольятти. Результаты контрольного эксперимента и анализ детских работ сравнивались между собой. ((Приложение № 3, таблица № 5 Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа 5Г, таблица № 6 Контрольный эксперимент. Контрольная группа 5Ж., диаграмма № 9 Контрольный эксперимент экспериментальная группа, диаграмма № 10 Контрольный эксперимент контрольная группа, диаграмма № 11 Контрольный эксперимент. Уровень развития пространственного мышления. Экспериментальная и контрольная группы.)
Для решения этих задач были подготовлены методические материалы, проведены практические работы, наблюдения, а также был проведен анализ творческих работ учащихся. Практическое задание, предложенное в середине эксперимента, выявило улучшение восприятия и понимания пространственно-образного мышления обучающимися (см. Приложение 6 «Ты сам мастер» Контрольный эксперимент).
Занимаясь с обучающимися средней школы таким видом изобрази-тельного искусства как трёхмерное макетирование из бумаги (бумагопластика), надо понимать, что сложность исполнения полностью компенсируется полезностью. Именно работа в трёхмерном пространстве в материале очень продуктивно развивает процессы памяти, мышления, восприятия и осязания, являющиеся важнейшими из психических. Именно изготавливая объёмные модели в реальности, обучающиеся в лучшей степени понимают взаимосвязи окружающего их пространства, работают над восприятием пространства и его анализом, разбивают, обобщают, копируют объекты, их части, их свойства. Ну и вообще бумагопластика способствует разрешению массы задач от усидчивости до развития мелкой моторики, не считая коммуникабельности и трудолюбия.
Самый доступный, безопасный, но между тем вполне профессионально пригодный для макетов материал - это бумага. Помимо того, что для детей она привычна и используется практически на любом предмете, качества её на изобразительном искусстве раскрыты не до конца. Во-первых, привычная нам бумага обладает совершенно неожиданными свойствами, может быть очень прочной, может быть острой и даже поранить, может удерживать воду, всё зависит от обработки и применения. Всё дело в сложности работы с данным материалом, который несомненно недооценён в учебном процессе. Если учесть все качества бумаги и поэтапно прорабатывать их с обучающимся, несмотря на сложность и трудоёмкость процесса можно добиться блестящих результатов не только в обучении, но и в воспитании. Существует клише, что работа с бумагой хороша лишь для дошкольников. И это отчасти так: как раз
дошкольный период является самым интенсивным в развитии мелкой моторики. Однако редко рассматривается фактор творческой самореализации ребёнка через доступный и хорошо знакомый материал. Превращения листа бумаги в объект (оригами) без использования дополнительных инструментов, только при помощи собственных рук сродни волшебству. Именно тогда начинает просыпаться у него интерес к пространству, через характерные особенности такого, казалось-бы простого материала как бумага. Стремление из плоского объекта сделать трёхмерное имеет и материальную подоснову. Ребёнок переходит в реальный мир, объекты утилитарны: самолётик, лягушка. Их можно использовать. Обучающийся осознаёт момент сотворения объекта, создание нового, а значит предвидит результат своего труда и стремится к нему. Получается, что работа с бумагой является чуть ли не важнейшей технологией обучения: ребёнок лучше ориентируется в размерах и пропорциях, в воображении производит манипуляции, формирует в естественных условиях геометрические представления, разрабатывает логические связи, учится быть тщательным в работе. Если педагоги, родители подрост-ков, да и сами подростки будут едины в своём желании гармоничного развития, это даст дополнительную возможность развиться творческой гармоничной самодостаточной личности, расширить её возможности в дальнейшем, сделать пребывание в социуме более комфортным. Сейчас очень многие педагоги стараются отойти от традиционной формы обучения, а именно урока, так вот как раз бумагопластика и есть то недостающее звено в цепи, которое позволит перейти от игры к серьёзному занятию. Макетирование из бумаги даёт подросткам возможность творческой реализации, предоставляет возможность творческой самостоятельности, является объектом совместной деятельности с окружающими, активизирует мыслительные процессы и в творчестве, и в учёбе.
Таким образом, макетирование из бумаги одно из самых эффективных методов развития пространственного мышления подростка и многих других процессов. Практическая работа, представляющая собой контрольный эксперимент была длительной и состояла из нескольких этапов, поскольку она от-носилась к завершающей теме курса. Обучающиеся должны были выполнить её поэтапно. На начальном этапе требовалось выполнить эскизы (зарисовки птиц в трёхмерной реалистичной манере), тем самым понять их строение, то есть провести анализ, выделить свойства и характерные особенности. На втором этапе наиболее удачный эскиз брали за основу объёмного изображения в бумагопластике. По созданию требовалось создать нечто похожее на горельеф с имитацией фактуры. По условиям проекта единственный материал, который можно было использовать - бумага. Обучающиеся заготовили объёмную болванку, пропорциями соответствующую эскизу. На третьем этапе шла детализация объекта (переход в мышлении от общего к частному), посредством мелких элементов. Допускалось использование цвета для боль-шей эмоциональной выразительности. Контрольная группа выполняла обычную аппликацию.
Результат выполнения экспериментальной группой данного проекта превзошёл все ожидания, а это значит, что методическая разработка цикла практических работ великолепно дополняет существующую методику преподавания изобразительного искусства. Если сравнивать обобщённый показатель увеличения развитости пространственного мышления, то в экспериментальной группе он увеличился на 13,7%, а в контрольной всего на 3,7%, что показывает эффективность и состоятельность принятой гипотезы.
Целью контрольного эксперимента определить влияние коррекционных занятий на развитие уровень пространственного мышления у обучающихся.
Задачи контрольного эксперимента: констатация уровня пространственного мышления у подростков.
Поставленная цель нашла свою реализацию через:
- формирование у обучающихся первичных навыков пространственного мышления;
- развитие пространственных связей объектов;
- сознательное управление построением пространственных связей обучающимися;
- развитие методов построения пространственных образов;
- развитие методов планирования модификаций пространственных образов, выделение из структуры первоочередных пространственных свойств, и обобщению объектов на основе этих свойств.
Для решения задач эксперимента была определена база и разработана система практических работ, проверочные задания. Опытно-экспериментальной базой выступила МБУ «Школа № 70» г. Тольятти.
В контрольном эксперименте в 2017 году приняло участие 50 обучающихся. Из них экспериментальная группа 27 человек - 5 класс МБУ «Школа № 70» г. Тольятти, и контрольная группа 23 человека - 5 класс МБУ «Школа № 70» г. Тольятти. Результаты контрольного эксперимента и анализ детских работ сравнивались между собой. ((Приложение № 3, таблица № 5 Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа 5Г, таблица № 6 Контрольный эксперимент. Контрольная группа 5Ж., диаграмма № 9 Контрольный эксперимент экспериментальная группа, диаграмма № 10 Контрольный эксперимент контрольная группа, диаграмма № 11 Контрольный эксперимент. Уровень развития пространственного мышления. Экспериментальная и контрольная группы.)
Для решения этих задач были подготовлены методические материалы, проведены практические работы, наблюдения, а также был проведен анализ творческих работ учащихся. Практическое задание, предложенное в середине эксперимента, выявило улучшение восприятия и понимания пространственно-образного мышления обучающимися (см. Приложение 6 «Ты сам мастер» Контрольный эксперимент).
Занимаясь с обучающимися средней школы таким видом изобрази-тельного искусства как трёхмерное макетирование из бумаги (бумагопластика), надо понимать, что сложность исполнения полностью компенсируется полезностью. Именно работа в трёхмерном пространстве в материале очень продуктивно развивает процессы памяти, мышления, восприятия и осязания, являющиеся важнейшими из психических. Именно изготавливая объёмные модели в реальности, обучающиеся в лучшей степени понимают взаимосвязи окружающего их пространства, работают над восприятием пространства и его анализом, разбивают, обобщают, копируют объекты, их части, их свойства. Ну и вообще бумагопластика способствует разрешению массы задач от усидчивости до развития мелкой моторики, не считая коммуникабельности и трудолюбия.
Самый доступный, безопасный, но между тем вполне профессионально пригодный для макетов материал - это бумага. Помимо того, что для детей она привычна и используется практически на любом предмете, качества её на изобразительном искусстве раскрыты не до конца. Во-первых, привычная нам бумага обладает совершенно неожиданными свойствами, может быть очень прочной, может быть острой и даже поранить, может удерживать воду, всё зависит от обработки и применения. Всё дело в сложности работы с данным материалом, который несомненно недооценён в учебном процессе. Если учесть все качества бумаги и поэтапно прорабатывать их с обучающимся, несмотря на сложность и трудоёмкость процесса можно добиться блестящих результатов не только в обучении, но и в воспитании. Существует клише, что работа с бумагой хороша лишь для дошкольников. И это отчасти так: как раз
дошкольный период является самым интенсивным в развитии мелкой моторики. Однако редко рассматривается фактор творческой самореализации ребёнка через доступный и хорошо знакомый материал. Превращения листа бумаги в объект (оригами) без использования дополнительных инструментов, только при помощи собственных рук сродни волшебству. Именно тогда начинает просыпаться у него интерес к пространству, через характерные особенности такого, казалось-бы простого материала как бумага. Стремление из плоского объекта сделать трёхмерное имеет и материальную подоснову. Ребёнок переходит в реальный мир, объекты утилитарны: самолётик, лягушка. Их можно использовать. Обучающийся осознаёт момент сотворения объекта, создание нового, а значит предвидит результат своего труда и стремится к нему. Получается, что работа с бумагой является чуть ли не важнейшей технологией обучения: ребёнок лучше ориентируется в размерах и пропорциях, в воображении производит манипуляции, формирует в естественных условиях геометрические представления, разрабатывает логические связи, учится быть тщательным в работе. Если педагоги, родители подрост-ков, да и сами подростки будут едины в своём желании гармоничного развития, это даст дополнительную возможность развиться творческой гармоничной самодостаточной личности, расширить её возможности в дальнейшем, сделать пребывание в социуме более комфортным. Сейчас очень многие педагоги стараются отойти от традиционной формы обучения, а именно урока, так вот как раз бумагопластика и есть то недостающее звено в цепи, которое позволит перейти от игры к серьёзному занятию. Макетирование из бумаги даёт подросткам возможность творческой реализации, предоставляет возможность творческой самостоятельности, является объектом совместной деятельности с окружающими, активизирует мыслительные процессы и в творчестве, и в учёбе.
Таким образом, макетирование из бумаги одно из самых эффективных методов развития пространственного мышления подростка и многих других процессов. Практическая работа, представляющая собой контрольный эксперимент была длительной и состояла из нескольких этапов, поскольку она от-носилась к завершающей теме курса. Обучающиеся должны были выполнить её поэтапно. На начальном этапе требовалось выполнить эскизы (зарисовки птиц в трёхмерной реалистичной манере), тем самым понять их строение, то есть провести анализ, выделить свойства и характерные особенности. На втором этапе наиболее удачный эскиз брали за основу объёмного изображения в бумагопластике. По созданию требовалось создать нечто похожее на горельеф с имитацией фактуры. По условиям проекта единственный материал, который можно было использовать - бумага. Обучающиеся заготовили объёмную болванку, пропорциями соответствующую эскизу. На третьем этапе шла детализация объекта (переход в мышлении от общего к частному), посредством мелких элементов. Допускалось использование цвета для боль-шей эмоциональной выразительности. Контрольная группа выполняла обычную аппликацию.
Результат выполнения экспериментальной группой данного проекта превзошёл все ожидания, а это значит, что методическая разработка цикла практических работ великолепно дополняет существующую методику преподавания изобразительного искусства. Если сравнивать обобщённый показатель увеличения развитости пространственного мышления, то в экспериментальной группе он увеличился на 13,7%, а в контрольной всего на 3,7%, что показывает эффективность и состоятельность принятой гипотезы.
Подобные работы
- Обучение школьников основам черчения на уроках технологии с использованием графических редакторов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



