ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 6
1.1 Особенности обучения командным тактическим действиям в футболе 6
1.2 Командная тактика в атакующих и оборонительных действиях юных футболистов в ходе игры 10
1.3 Использование индивидуальных возможностей игроков для оптимального проявления командной тактической игры в футболе 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Методы исследования 22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 24
3.1 Особенности методики совершенствования групповых тактических действий юных футболистов 24
3.2 Результаты физической и технического подготовленности юных футболистов в ходе педагогического эксперимента 31
3.3 Результаты технико-тактических показателей и командных тактических действий юных футболистов в ходе педагогического эксперимента 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Аннотация. Введение.
Объект исследования: тактическая подготовка юных футболистов.
Предмет исследования: совершенствование групповых тактических действий юных футболистов 10-11 лет на основе применения комплекса игровых упражнений.
Цель исследования: разработать методику совершенствования групповых тактических действий юных футболистов 10-11 лет на основе применения комплекса игровых упражнений.
Задачи исследования:
1. Систематизировать игровые ситуации в футболе и определить способы групповых тактических действий и тактических комбинаций, возможных в ходе игры в футбол.
2. Разработать методику совершенствования групповых тактических действий юных футболистов 10-11 лет на основе применения комплекса игровых упражнений.
3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики совершенствования групповых тактических действий юных футболистов 10-11 лет на основе применения комплекса игровых упражнений.
В заключение исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. В настоящее время в футболе выражена скоростная игра и усложненные тактические комбинации, поэтому спортсмену необходимо в ходе игры быстро оценивать игровую ситуацию, определять нахождение игроков команды и соперников на площадке и анализировать свои действия, выбирая эффективные и целесообразные решения. В основе тренировки юных футболистов должны применяться групповые командные упражнения игрового или технико-тактического характера, моделирующие различные стороны соревновательного единоборства. Только уверенные, согласованные действия всех игроков команды принесут успех комбинации, поэтому особое значение приобретает взаимопонимание при выборе действий, юные футболисты должны быстро решить поставленную задачу, успешно ее осуществить. Достигнуть управляемости и способствовать эффективности тренировочного процесса возможно посредством построения процесса начального обучения технике футбола, которое основано на теории поэтапного формирования действий. Базовым методическим требованием является умение рационально и эффективно выполнять действия с мячом в условиях взаимодействия с соперником с активным сопротивлением.
2. Чем разностороннее искусство игрока, тем более творчески может он использовать свои сильные стороны, специфические особенности. Хорошее понимание целого позволяет успешнее реализовать частное. Нападающий тем лучше будет ориентироваться перед воротами, искать выгодный момент, чем детальнее он будет знать принципы и элементы атакующих действий всей команды. Защитник лишь тогда обретет решительность в атаке, когда он в совершенстве владеет искусством действий в обороне.
3. Контроль динамики физических показателей позволяет юным
футболистам достигать высокого уровня тренируемости. Скоростные
возможности на коротких дистанциях и средние показатели (особенно в беге
на 60 м) были выше у юношей экспериментальной группы. Лучшие
прыжковые возможности при повторных испытаниях показала экспериментальная группа. Тестовые упражнения были подобраны таким образом, чтобы при обработке материала можно было определить скоростную и скоростно-силовую характеристики отдельных мышечных групп, наиболее нагружаемых в футболе, а также проанализировать координацию движений, необходимую игроку. Результаты юношей экспериментальной группы в контрольных тестах выше результатов юношей контрольной группы, это свидетельствует о положительном влиянии разработанной методики. Обучение отдельным элементам техники, а также отдельным связкам, требует большого количества повторений при малой интенсивности выполняемой работы. Таким образом, разработанная методика состояла в том, чтобы научить принимать эффективные решения в конкретных игровых ситуациях. С внедрением в футбольную практику все более эффективных тренировок резко возрос уровень как физических, технических и тактических возможностей игроков.
1. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: 2014. - 244 с.
2. Голомазов С. В. Футбол: передачи мяча по навесной траектории : метод. разработки / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва, Бен Саид Нуреддин. - Москва: ТВТ Дивизион, 2013. - 43 с.
3. Голомазов С. В. Футбол: техника, тактика и тренировка вбрасывания мяча из-за боковой линии : метод. разработки / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - Москва: ТВТ Дивизион, 2013. - 33 с.
4. Губа В. П. Теория и методика футбола: учебник / В. П. Губа, А. В. Лексаков ; под общ. ред. В. П. Губы, А. В. Лексакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Спорт , 2018. - 621 с.
5. Губа В. Методология подготовки юных футболистов: учеб.-метод. пособие / В. Губа, А. Стула. - Москва: Спорт: Человек, 2015. - 184 с.
6. Губа, В.П. Теория и методика футбола: учебник: учеб. / В.П. Губа, А.В. Лексаков. - Москва: Советский спорт, 2013. - 536 с.
7. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2015. - 178 с.
8. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: учеб. пособие / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - Москва: Советский спорт, 2010. - 246 с.
9. Заваров А. Футбол для начинающих: основы и правила / А. Заваров. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 192 с.
10. Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва : научно-метод. пособие [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А.П. Золотарев, А.В. Лексаков, С.А. Российский. - Электрон. дан. - Москва: Физическая культура, 2015. - 160 с.
11. Капилевич, Л.В. Физиология спорта: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие - Электрон. дан. - Томск: ТГУ, 2013. - 192 с.
12. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт [Электронный ресурс] / Б. Кафка, О. Йеневайн. - Электрон. дан. - Москва: 2016. - 176 с.
13. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера (13-15 лет) [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: 2014. - 312 с.
14. Лебедева, Е.Г. Подвижные игры с мячом в игровых видах спорта: учебное пособие / Е.Г. Лебедева, А.А. Рассказова, М.Г. Куликова. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 86 с.
15. Майер, Р. Силовые тренировки в футболе [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: 2016. - 128 с. 16. Макарова, Г.А. Медицинское обеспечение детского и юношеского спорта: справ. / Г.А. Макарова, Л.А. Никулин, В.А. Шашель. - Москва Советский спорт, 2009. - 272 с.
...