Введение 11
1. Теоретические аспекты системы управления персоналом в банке.... 14
1.1 Организация системы управления персоналом 14
1.2 Роль кадровой службы в системе управления персоналом 22
1.3 Современные подходы к управлению персоналом 39
2. Анализ системы управления персоналом в Томском ОСБ № 8616 48
2.1 Характеристика деятельности Томского ОСБ № 8616 48
2.2 Анализ системы управления персоналом Томского ОСБ № 8616.. 53
2.3 Оценка качества использования персонала 60
3. Рекомендации по совершенствованию системы управления
персоналом Томского ОСБ № 8616 67
Заключение 76
Список использованных источников информации 80
Приложения
Точно как и автомобиль не может ехать без мотора, так и управление предприятием не может существовать без людей, приводящих ее в действие, которые являются ее сердцем, мотором. Конкретно люди приводят в действие имеющиеся в распоряжении любой организации станки, машины, финансы, сырье и пр. И как мотор машины, так и персонал организации может работать по-разному. Наладить работу этого «мотора» и есть первейшая задача руководства любой организации.
Актуальность темы дипломного проекта определена тем, что вначале 21 столетия деятельность каждого предприятия в большей мере зависит от ее сотрудников. Отражением этого в области науки и образования служит бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом.
Итоги работ многих кредитных организаций и накопленный опыт их работы с кадрами доказывают, что формирование рабочих коллективов, обеспечение высочайшего качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности деятельности и конкурентоспособности банковских продуктов и услуг. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов в ближайшее время будут постоянно находиться в центре внимания руководства.
Основной задачей системы управления персоналом является обеспечение четкого выполнения персоналом функций и задач, определенными и поставленными в соответствие с целями банка. Для обеспечения четкого выполнения поставленных задач персоналом в банке должна быть сформулирована кадровая политика, которая определяет стратегию кадровой работы, устанавливает точно все цели и задачи, определяет принципы подбора, расстановки и развития персонала.
Причина выбора данной темы заключается в том, что сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований в деятельности организаций, требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности системы управления.
Объектом исследования является Томское отделение №8616 Сибирского банка Сбербанка России (далее Томское ОСБ №8616).
Предметом данного проекта является действующая в этой организации технология управления персоналом.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления персоналом в Томском ОСБ № 8616.
Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач:
1. Рассмотрение теоретических аспектов работы системы управления персоналом: характеристика системы управления персоналом, роль кадровой службы в системе управления персоналом, современные подходы к управлению персоналом.
2. Рассмотрение характеристики деятельности Томского ОСБ № 8616.
3. Анализ системы управления персоналом Томского ОСБ № 8616.
4. Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления персоналом Томского ОСБ № 8616.
Гипотеза исследования - повышение эффективности системы управления персоналом будет обеспечиваться разработанными рекомендациями, предполагающими оптимизацию мотивации и совершенствование документационного обеспечения организации.
В качестве методологических оснований будет использоваться исследовательский способ, позволяющий диагностировать проблемы управления персоналом, для выработки эффективных решений, повышающие необходимые показатели.
При написании дипломной работы использовалась следующие литературные источники: Федосеев В.Н., Капустин С.Н. «Управление персоналом организации», Шекшня СВ. «Управление персоналом современной организации», Тавасиев A.M. «Банковское дело: управление и технологии», Кибанов А.Я. «Управление персоналом организации», Алавердов А.Р. «Управление персоналом в коммерческом банке», Самоукина Н.В. «Искусство управления персоналом банка» и д.р.
Структура работы включает 3 главы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам системы управления персоналом в каждой кредитной организации. В этой главе рассматриваются такие вопросы, как: характеристика системы управления персоналом, роль кадровой службы в системе управления персоналом и современные подходы к управлению персоналом.
Вторая глава посвящена анализу системы управления персоналом в Томском ОСБ № 8616. В этой главе раскрыта характеристика деятельности Томского ОСБ №8616. Рассмотрен анализ системы управления персоналом ОСБ №8616.
На основе анализа системы управления в 3 главе разработаны рекомендации по повышению эффективности системы управления персоналом.
Таким образом, существует необходимость теоретического осмысления и практического изучения системы управления персоналом в кредитной организации.
Определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность, финансовый подъем и эффективность работы банка, является наличие в организации человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные задачи и достигать максимальных результатов. Для более эффективного управления персоналом банк нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры.
До недавнего времени роль человеческих ресурсов в стратегическом планировании игнорировалась. При сегодняшних стремительных изменениях в технологии, наряду с экономическим давлением и понижением производительности труда, менеджмент организации все быстрее и быстрее начинает интегрировать свое управление человеческими ресурсами с определением долгосрочной стратегии. Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем будущем, возможно будет увидеть, что в выполнении функций руководства кадрами все большее значение приобретают стратегические аспекты, впрочем сохраняются и классические инструменты работы с кадрами, например планирование в области кадров, привлечение новых работников, повышение квалификации кадров, администрирование персонала.
Для сохранения специалистов в данной организации необходимо создать условия, при которых им будет комфортно работать. Тем самым специалист будет замотивирован к работе.
Проект мероприятий построен на взаимосвязи мотивационных и организационных направлений предложенных изменений и нововведений. Мотивационная сторона будет иметь результат при условии только целостного применения ее аспектов: стимулирование (материальная мотивация), внешняя мотивация (престиж профессии, поощрения за хорошо выполненную работу) и внутренняя мотивация (желание развиваться в данной профессии), а так же постоянный мониторинг мотивационных факторов деятельности. На данный момент в документах и практической деятельности организации недостаточно учтены аспекты мотивации и мониторинга.
В Томском ОСБ №8616 создается гибкая система управления персоналом, ориентированная на работу банка в рыночных условиях. Функционирование этой системы, включающей в себя решение комплексных управленческих, трудовых, финансово-хозяйственных, социальноэкономических, образовательных и многих других проблем, в современных условиях невозможно без концепции, определяющей основные положения кадровой политики:
1. Создание единых принципов стратегического управления и развития персонала.
2. Интеграция кадровой политики при стратегическом планировании в банке с учетом кадровой работы на всех уровнях управления.
3. Внедрение новых методов и систем подготовки и переподготовки персонала.
4. Разработка экономических стимулов и социальных гарантий.
5. Исследование проблем в области развития человеческих ресурсов. Стратегия управления персоналом в Томском ОСБ №8616 отражает разумное сочетание экономических целей банка, потребностей и интересов работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.). В настоящее время разрабатываются условия для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов.
Кадры являются самой большой ценностью Томского ОСБ №8616. Банк стремиться обеспечить всеми условиями, а кадры в ответ работают более эффективно. Общее количество работающих в данной организации на конец 2015 года составляла 1500 человек, структура управления линейнофункциональная. При данной структуре управления сохр аняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и превосходство функциональной структуры в виде специализации управления. Количество работников в банке продолжает расти, что в первую очередь показывает развитие филиальной сети и увеличением объемов реализации банковских услуг.
Томское ОСБ имеет свою кадровую политику. Ее принципом является: «Лучшие кадры - лучшая организация, лучшей организации - лучшие кадры». Банк подбирает себе кадры по следующим критериям: порядочность, инициативность, высокопрофессиональность и честность. Банк считает главным критерием при работе с кадрами - справедливое отношение ко всем ее сотрудникам. При планировании и организации работы в Томском ОСБ руководство определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто должен это сделать.
Руководство Томского ОСБ №8616 должно осознать необходимость отказа от классической кадровой политики, основанной на авторитарных принципах, и перехода к политике управления человеческими ресурсами, формирования свежей организационной культуры, ориентированной на человека и предусматривающей максимальную вовлеченность персонала в дела банка. Отлично подобранный трудовой коллектив - одна из ведущих задач Томского ОСБ №8616. Это должна быть команда единомышленников, способных осознавать, принимать и реализовывать замыслы руководства банка. Только она служит залогом успешной работы и процветания банка.
Томскому ОСБ предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом.
1. Ввести дополнительные должности ассистентов по кадровым вопросам, т.к. инспектор по кадрам физически не справляется с большим объемом работ.
2. Перестроить деятельность кадровой службы, т.к. структура
3. Внедрить отсутствующий на сегодня процесс качественного анализа персонала банка.
4. Для активного управления кадрами обеспечить регулярный об мен информацией между разными уровнями управления по кадровым задачам.
5. Нужно целенаправленно подготавливать специалистов высшей квалификации по новым и классическим направлениям. Подготовка специалистов высшей квалификации по новым и классическим направлениям - первоочередная проблема в области проведения кадровой политики банка. Необходимо целенаправленно инвестировать средства в развитие профессионально- технического уровня подготовки персонала для последующего достижения поставленных целей и задач.
1. Ананьева Н.В. Управление персоналом в гостинице: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 235 с.
2. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. - М.: Дашков и К, 2009. - 136 с.
3. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. - 2002. - № 4.
4. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. - М.: Проспект, 2009. - 688 с.
5. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: инструменты, методики, практика. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 133с.
6. Зайцева Ю.Н. Проект повышения эффективности деятельности управленческого персонала. // Управление развитием персонала. - 2010. - № 2 (22). - С. 100-108.
7. Занюк С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. - К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. - 352 с.
8. Захаров Н. Л. Управление настроем персонала в организации: учебное пособие / Н. Л. Захаров, Б. Т. Пономаренко, М. Б. Перфильева. - М.: ИНФРА- М, 2009. - 283 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие. - СПб., М., Х., Минск: Питер, 2000. - 512 с.
9. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, ИНФРА-М, 2001. - 528 с.
10. Орлов А.И. Менеджмент: учебник. М.: Изумруд,2003. 305 с.
11. Ребрин Ю.И. Управление качеством: учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004. 174с.
12. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. Таганрог:
ТТИ ЮФУ, 2009. 215с.
13. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. 224с.
14. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб.:Питер, 2002.
336с.
Книги двух или трех авторов:
15. Варенов А.В., Исаев С.Ю. Мотивация персонала: игра или работа. - Бизнес-технологии ХХ1 века, 2009. - 160 с.
16. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом: учебное пособие. М.: Академия естествознания, 2009. 484с.
17. Дороти Бергер, Ланс Бергер. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда. - Издательство: Альпина Паблишер, 2008. - 768 с.
18. Думченко О.Е., Козлов В.В. Методики оценки эффективности обучения и развития
19. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала. М.: Инфра - М., 2009. 320 с.
20. Зайцева Т.В., Пугачев В.П., Батоврина Е.В. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008. - 413 с.
21. Магура М.И., Курбатова М.Б. Секреты мотивации или мотивация без секретов. М.: Журнал «управление персоналом», 2007. 653с.
22. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Акенько С.Н., Медко А.И. Мотивация персонала: учебное пособие. М.: Альфа - Пресс, 2010. 640с.
23. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.:ГроссМедиа, 2005. 224с.
24. Шапиро С.А. , Шилаев А.В. Факторы повышения эффективности труда персонала: монография. М.: ИД «АТИСОО», 2012. 222с.
Методические пособия:
25. Кудрявцева Е.И. Управление персоналом: учебная тетрадь. СПб.: Межотраслевой институт повышения квалификации, 2008.
Электронные ресурсы Internet:
26. Ветчанова О.В. Корпоративная культура организации
[Электронный ресурс]: Корпоративная культура. URL:
httr://www.cultmanager.ru/magazine/archive/96/2530 (дата обращения 30.03.2016)
Часть документа из журналов и продолжающихся изданий:
27. Беркутов А.М. Современные тенденции и проблемы управления/ Беркутов А.М., Кириллов Ю.Б., Прошин Е.М.// Вестник новых технологий. - 2009. - №6. - С. 92-102.
28. Власова Е.В. Система мотивации: как привлечь и удержать // Управление персоналом. - 2010. - № 8. - С.19-25.
29. Галимова А.Ш. Применение стимулирующих форм оплаты труда // Молодой ученый. - 2014 - №10. - С.225-227.
30. Газета «Сбербанк России». - № 6. - 2014. - 18 с.
31. Годовой отчет Сбербанка России. - 2014. - 122 с.
32. Годовой отчет Сбербанка России. - 2015. - 135 с.
33. Комаров Ю.М. О подготовке кадров в Российской Федерации - 2013. - №3. - С.23-25.
34. Корзенко Н.И., Зобнина М.Е. Эффективные методы стимулирования и мотивации персонала // Вестник государственного университета. - 2012. №3. - С. 66-69.
35. Ломов А.И. Эффективный контракт // Журнал для руководителей учебных заведений. - 2014. - №2. - С.17.
36. Управление персоналом: учебник / под ред. И.Б. Дураковой. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 189 с.